Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение приемам техники защиты





Техника овладения мячом и противодействия

Обучение технике приемов противодействия следует в порядке, зависящем от изучаемых приемов нападения: как только изучен соответствующий прием нападения, изучается противодействие.

Следует отметить, что занимающиеся с меньшим интересом и желанием обучаются приемам противодействия. Поэтому необ­ходимо с помощью образных объяснений, рассказов и примеров повышать интерес к изучению приемов защиты. Одной из важней­ших сторон обучения является необходимость одновременного воспитания навыков наблюдения и оценки действий противника, экономного и своевременного применения приема. При обучении любому приему преподаватель должен уточнить, куда должно быть направлено основное внимание и как лучше осуществить про­ведение приема.

Выбивание.Сначала изучается выбивание у игрока, стоящего с мячом в руках, затем у овладевшего мячом в прыжке и, наконец, у игрока, ведущего мяч.

1. Построение парами лицом друг к другу. Один игрок держит мяч, задача другого выбить мяч из рук указанным способом.

2. То же, но владеющий мячом перемещает и укрывает его. Не­обходимо определить нужный момент для выбивания и выбить мяч.



3. То же, но мяч выбивается у игрока, выполняющего повороты.

4. Построение парами. Один выполняет передачу в стену и ло­вит мяч в прыжке. Задача второго выбить мяч из рук игрока после прыжка и ловли в момент приземления.

Во всех упражнениях необходимо строго следить за тем, чтобы защитник был правильно ориентирован по отношению к щиту и иг­року, с которым ведет борьбу. Прием должен выполняться им так, чтобы ошибки, позволяющие активизировать действия напа­дающего, были исключены.

Выбивание при ведении мяча рекомендуется проводить в таких Упражнениях:

1. Построение парами. Один ведет мяч, другой, следуя за ним, выбирает подходящий момент и выбивает мяч в сторону.

2. То же, только защитник находится в положении лицом к на­падающему и отступает перед ним спиной вперед.


 




3. То же, но выбивание выполняется после того, как нападаю­щий обходит защитника.

В таком же порядке подбираются упражнения для обучения от­биванию мяча.



Накрывание.Для правильного накрывания необходимо научить игрока правильному и своевременному прыжку. Этому могут спо­собствовать такие упражнения:

1. Построение парами. Один имитирует бросок, выполняя дви­жения так, чтобы мяч только слегка отделялся от рук. Задача вто­рого - уловить момент готовности мяча отделиться от кисти и на­крыть его.

2. То же, но накрывание выполняется при спокойном броске.

3. То же, но бросок выполняется после отвлекающих действий.

Вырывание.Для овладения данным приемом необходимо воспи­тать навыки сближения с противником, захвата мяча и самого вы­рывания. Это можно сделать с помощью следующих упражнений:

1. Построение парами лицом друг к другу. Один владеет мя­
чом. Второй должен подойти, захватить мяч и вырвать указанным

способом.

2. Построение то же. Первый выполняет повороты с мячом. Вто­рой выбирает момент, сближается, захватывает и вырывает мяч.

3. Первый бросает мяч в стену (или щит), ловит его в прыжке и, приземляясь, выполняет повороты. Второй выбирает моменаг для захвата и вырывания.

Перехваты. Этот прием требует хороших навыков в ловле мяча в прыжке или с выходом вперед и в стороны. Важным при обуче­нии является навык наблюдения за действиями противника и уме­ние определить момент действия. Сначала изучаются перехваты у игрока, выполняющего передачу с места, затем при ведении и при передачах в движении.

Своевременность выхода можно изучать в таких упражнениях:

1. Построение тройками. Двое передают мяч друг другу, а тре­
тий, выполняя роль защитника по отношению к одному из них, оп­
ределяет момент для выхода и перехватывает мяч, направленный
подопечному.



Здесь важно следить за тем, чтобы стремление выйти на перехват не приводило к потере правильной позиции в опеке игрока. После упражнений в перехватах передач, следующих к подопечному, услож­нить прием можно перехватом передачи, следующей от подопечного к его партнеру. Затем выполняются перехваты с выходом вперед.

2. Перехват при ведении. Один ведет мяч от лицевой к лицевой
линии. Второй следует за ним, выбирает момент и перехватывает
ведение (перенимает мяч).

Овладение мячом, отскочившим от щита или корзины. Для изу­чения этого приема необходимо, чтобы занимающиеся владели мячом и навыками ловли в прыжке. При изучении приема надо прежде всего сосредоточить внимание на выборе позиции, своевре-


менном прыжке, владении телом в безопорном положении, призем­лении и укрывании мяча телом.

Поскольку овладение мячом протекает в тесном единоборстве с противником, одновременно следует учить игрока созданию усло­вий для успешной борьбы. Поэтому первые упражнения направлены на воспитание навыков преграждения пути противника к щиту. Это особенно важно еще и потому, что, как правило, после броска игрок сразу устремляется к щиту, не пытаясь препятствовать выполнить то же самое противнику. Применяются следующие упражнения:

1. Упражняются в парах - нападающий и защитник. Нападаю­щий бросает мяч в корзину и после его отскока от щита стремится вновь овладеть им. Защитник следит за его движениями и как толь­ко нападающие начинают перемещение в одну сторону с тем, что­бы обойти защитника, последний быстро поворачивается на ноге, одноименной направлению движения нападающего, и прегражда­ет ему путь спиной.

2. То же, но после того, как игрок преградил путь, он начинает движение к щиту для овладения мячом, отскочившим от него.

3. Построение по три человека. Один выполняет броски со сред­ней дистанции, а двое других вступают в борьбу за отскок.

Контрольные вопросы задания

1. Расскажите о характере и особенностях способов передвижения защитни­ка по площадке.

2. Что включает техника овладения мячом?

3. Проиллюстрируйте совмещение одного приема с другим приемом или финтом.

Стратегия и тактика

Закономерность ведения спортивной борьбы в соответствии с ее масштабами расчленяют на стратегию и тактику. Стратегияизу­чает теорию и практику спортивной борьбы в объеме всего сорев­нования и с главным соперником, а тактикаизучает эти процессы в пределах одной встречи.

Стратегия тесно связана с тактикой. Она является ведущей, ибо определяет конечную цель спортивной борьбы, силы, средства и способы ее решения. Взаимообусловленность стратегии и тактики и ведущее положение стратегии объясняется тем, что тактический Успех, т. е. успех в отдельной встрече, подчинен достижению общей стратегической цели. И в то же время достижение одной стратеги­ческой цели находится в прямой зависимости от успешного реше­ния тактических задач.

Одна из главных задач стратегии - изучение условий и характе­ра предстоящих соревнований, выработка способов и форм подго­товки и ведения борьбы. Исходя из этого, стратегия должна опре-


 




       
   
 
 


делить силы и средства, необходимые для достижения цели, а сле­довательно, и общее стратегическое направление подготовки ко­манды к соревнованиям. Все эти вопросы стратегия изучает в соот­ветствии с закономерностями развития процесса игры, опытом со­ревновательной борьбы, взглядами и возможностями основных соперников и возможностями команды.

Стратегия представляет собой систему знаний о закономернос­тях соревновательной борьбы. Знание этих закономерностей позво­ляет тренеру предвидеть характер и условия предстоящих соревно­ваний и руководить командой.

На основе изучения закономерностей развития процесса игры, опыта подготовки участия в соревнованиях, потенциальных воз­можностей команды, новых средств и способов подготовки и веде­ния соревновательной борьбы, взглядов и возможностей основных соперников составляется стратегический план. Стратегия исследу­ет условия и характер предстоящих соревнований, способы и фор­мы подготовки к ним, средства борьбы, а также основы управле­ния командой в процессе соревнований.

Тактика - часть стратегии. Она подчинена ей и изучает законо­мерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конк­ретного соперника.

В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и защиты (рис. 102).

Функции игроков.Организация действий команды предполага­ет распределение функций между ее игроками. Функции игроков определяются с учетом цели игровой деятельности нападать и за­щищаться.

В баскетболе сформировалось следующее разделение игроков по функциям: защитники, крайние нападающие, центровые. В настоя­щее время все более отчетливо наблюдается дифференциация и внут­ри этих функций. Так, среди защитников выделяются атакующие защитники, активно участвующие в атаках кольца вплоть до борь­бы за отскок у щита соперника, и задние защитники, участвующие преимущественно в розыгрыше мяча и страховке тыла команды, а среди центровых - первые (основные) центровые, действующие преимущественно на острие атаки вблизи щита соперника, и вто­рые центровые, свободно маневрирующие в районе линии штраф­ного броска и часто атакующие кольцо с ходу.

Однако в современном баскетболе игроки независимо от вы­полняемых ими функций должны владеть широким арсеналом средств и способов ведения игры как в нападении, так и в защи­те. Таким образом, формирование квалифицированного баскет­болиста проходит по двум связанным между собой направлени­ям: совершенствование в универсальных приемах игры исовер­шенствование в приемах, специфических для выполнения своих функций.


По-видимому, распределение игроков по функциям никогда не потеряет своего смысла. Полная универсализация баскетболистов без распределения их по функциям нецелесообразна, так как она не учитывает способностей к решению тех или иных соревнователь­ных задач. Рациональное распределение игроков по функциям со­здает более благоприятные условия для полного раскрытия ими сво­их возможностей, а следовательно, и для более эффективного ис­пользования каждого игрока в общих интересах команды.

Тактическая подготовка предполагает прежде всего изучение различных игровых комбинаций. Под комбинацией подразумева­ется заранее разученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды в пределах конкретной системы, на­правленные на создание одному из баскетболистов условий для

атаки кольца.

В ходе проведения заранее разученной комбинации предполага­ется ее логическое развитие и завершение в зависимости от сложив­шейся соревновательной обстановки. Комбинации могут приме­няться как в динамике матча, так и в статические моменты введе­ния или вбрасывания мяча в игру (при начальном и спорном брос­ке, при выбрасывании из-за боковой или лицевой линии или при штрафном броске).

7.4.1. Тактика нападения

Команда, овладевшая мячом, становится нападающей. Нападе­ние - основная функция команды в игре. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника принять выгодный ей тактический план.

Главная цель нападающей команды - забросить мяч в кольцо соперников. Чтобы добиться этого за 30 с, необходимо использо­вать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовлен­ные тактические ходы, рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных условий для завершающей ата­ки, на непосредственное проведение этой атаки и обеспечение воз­можности борьбы за отскок. Тактика нападения дает возможность команде в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты состязания выбирать и использовать наиболее целесооб­разные средства, способы и формы ведения планомерной атаки.

По своему характеру все действия нападения подразделяют на индивидуальные и коллективные. В соответствии с классификаци­ей тактики коллективные действия, в свою очередь, подразделяют­ся на групповые и командные.

Индивидуальные действия. Для того чтобы принести наиболь­шую пользу в нападении, каждый баскетболист должен владеть индивидуальными тактическими способами борьбы с соперником, правильно ориентироваться в складывающейся игровой ситуации, последовательно определяя и оценивая:


собственную позицию на площадке (тыловая или передовая зона, зона «трех секунд», угол, середина площадки, близость к централь­ной боковой, лицевой линии, расстояние от щита, угол по отноше­нию к щиту, скорость и направление передвижения);

позицию соперника, лично его опекающего;

позиции партнеров на площадке, направление и скорость их пе­редвижения;

позиции соперников на площадке и скорость их передвижения;

степень активности и характер противодействия соперников, организацию подстраховки;

находится ли в данный момент партнер в выгодном положении для атаки корзины или для единоборства;

есть ли возможность сделать острую передачу (голевую атаку) центровому, лидеру команды, ближайшему партнеру;

началась ли заранее разученная комбинация или парное взаи­модействие.

Умение в самые сжатые сроки проанализировать полученную таким образом информацию, проанализировать развитие игровой ситуации дает возможность игроку принять оптимальное решение и успешно преодолеть противодействие защиты.

Действия игрока без мяча. К действиям игрока без мяча отно­сят: отрыв от опекающего его защитника и выход на свободное место для того, чтобы получить мяч от партнера и продолжать атакующие действия или чтобы освободить партнеру часть пло­щадки вблизи щита и создать ему выгодные условия для едино­борства с соперником, либо, наконец, чтобы успешно бороться за отскок.

По направлению и характеру передвижений различают два спо­соба выхода на свободное место для получения мяча:

выход перед соперником;

выход за спину соперника.

В соревновательной практике эти способы реализуются в оп­ределенных сочетаниях: круговой выход, 8-образный выход, вы­ход с петлей в углу поля с использованием остановки двумя шага­ми и поворота вперед, выхода петлей в полукруге области штраф­ного броска, У-образнЫй выход за спину защитника для получе­ния мяча на уровне кольца и немедленной его атаки (рис. 103, 104, 105, 106).

Отрыв от защитника в любом случае обеспечивается внезапным рывком, изменением направления и темпа бега. Прежде чем попы­таться выйти на свободное место, чтобы оказаться в выгодном по­ложении для получения мяча и атаки кольца, игроку следует сбли­зиться с защитником, сделав финт рывок в сторону, противополож­ную выходу, и лишь затем в момент, предшествующий возможной передаче мяча, резко оторваться от защитника.

Выбирая позицию на поле, игрок без мяча должен соблюдать следующие правила:


 




                 
   
 
   
     
 
   
 
 
 

1) стараться держать опекающего его защитника в состоянии по­
стоянного напряжения, чтобы затруднить ему подстраховку или

перехват мяча;

2) располагаться на поле так, чтобы затруднить защитнику од­новременный зрительный контроль за подопечным и мячом;

3) выбирать позицию на площадке таким образом, чтобы обес­печить себе хороший обзор и облегчить партнеру взаимодействие;

4) освобождать пространство на пути проходящего с мячом парт­нера и не находиться на линии возможной передачи мяча партнеру, выходящему к щиту для атаки, избегая скопления игроков у мяча;

 

5) быть готовым в момент броска занять выгодную позицию для борьбы за отскок или для отхода назад и страховки тыла своей ко­манды;

6) решительно выходить на мяч, не останавливаясь до тех пор,

пока его не получил.

В сложившейся практике действуют следующие условные обо­значения (рис. 107).


Действия игрока с мячом. При розыгрыше мяча игрок прежде все­го должен стремиться развить контратаку, в кратчайший срок пе­реведя мяч от своего щита на территорию соперника с помощью сильных продольных передач с навесной траекторией или диаго­нальных передач, а в ряде случаев - с помощью ведения на макси­мальной скорости.

В быстром нападении, когда соперник еще не успел организо­вать эшелонированную оборону, игрок должен четко видеть ско­ростные ситуации атаки и способствовать их завершению быстры­ми, точными передачами на свободное место, куда выйдет партнер в результате взаимодействия и отрыва от защитника.

В позиционной игре, когда соперник уже успел организовать командную защиту, не следует форсировать развитие атаки без пред­варительной планомерной подготовки, связанной обычно с игрой через центрового или лидера нападения команды.

В процессе выполнения командного плана игрок с мячом часто остигает положения, выгодного для прямой решительной атаки ольца броском или обводкой - проходом-броском. Это положе-ие возникает при: временном отсутствии противодействия защиты; выгодных условиях противоборства (нападающий превосходит ащитника в росте или быстроте; нападающий набрал скорость; ащитник находится в Статическом положении; защитник вынуж­ден быстро сблизиться с нападающим, давая последнему возмож­ность для обводки и прохода и т.д.);

получении мяча нападающим в точке площадки, привычной для броска;

реальных шансах на успех в борьбе за отскок в случае промаха самого игрока или его партнера.

Правильное применение финтов на бросок, проход, на передачу Позволяет баскетболисту сначала замаскировать истинные намере­ния, вывести опекающего его защитника из положения равновесия, Расстроить подстраховку, а затем либо немедленно прорваться к щи-ту, либо выполнить бросок в прыжке со средней дистанции.


В условиях единоборства с защитником полезно руководство­ваться следующими правилами:

1. Начинать проход с ведением почти всегда в сторону выдвину­той вперед ноги защитника, ударяя мяч под его руку и смело про­ходя вплотную; если нога защитника выдвинута к ноге нападающе­го, то следует выполнять это движение свободной ногой с помо­щью скрещивающегося шага и проходить прямо к кольцу; в этом случае многое зависит от первого смелого, быстрого и сильного шага по направлению к корзине соперника.

2. Если защитник прикрывает проход в сторону сильной (обыч­но правой) руки, нужно начать ведение именно в эту сторону, а за­тем с поворотом назад, укрывая мяч от выбивания соперником сза­ди, быстро уйти в другую.

 

3. Если нападающего опекает на расстоянии защитник, умею­щий хорошо выпрыгивать с ходу и противодействовать броску, то можно сблизиться с ним с помощью ведения спиной и бросать в прыжке с поворотом и отклонением назад. Можно сблизиться с защитником лицом к лицу с помощью быстрого короткого веде­ния прямо на него, резко остановиться, с одновременным финтом на бросок принудить соперника прыгнуть вперед-вверх. Затем сде­лать шаг свободной ногой вперед мимо него и бросать в прыжке одной или двумя руками снизу.

4. Если нападающий сумел обыграть опекающего его защитни­ка в глубине площадки и пройти с ведением к щиту, то в решающий момент не следует спешить с броском. Нужно сначала выполнить финт на бросок, чтобы не дать отбить мяч набегающему сзади со­пернику или сопернику, осуществляющему подстраховку.

 

5. Чтобы избежать подстраховки высокорослым соперником, на­падающему необходимо менять темп и характер движений, маски­руя свои намерения (например, на большой скорости надо неожи­данно резко остановиться, выполнить бросок со средней дистан­ции или, не прекращая ведения, переходить на шаги, чтобы иметь дополнительные возможности для атаки).

6. Игрок, овладевший мячом под щитом в борьбе с высокорос­лым и прыгучим соперником, должен умело применять разнооб­разные финты и броски прямо из-под кольца или пройдя его.

7. Нападающему необходимо внимательно наблюдать за дей­
ствиями опекающего защитника, чтобы по ходу матча как можно
быстрее раскрыть его сильные и слабые стороны.

Групповые действия- это исключительно важные тактические ти­повые блоки, из которых складывается фундамент комбинационных дей­ствий команды. В групповых действиях проявляются навыки творчес­кого взаимодействия игроков. Универсальными для тактических схем являются определенные способы взаимодействия двух и трех игроков.

Взаимодействие двух игроков. К основным способам взаимодей­ствия двух игроков относятся способ «передай мяч и выходи», а так­же заслон, наведение и пересечение.


«Передай мяч и выходи». Игрок передает мяч партнеру, с помо­щью финта на рывок сближается с защитником, выводит его из по­ложения равновесия, а затем стремительно по прямой линии выхо­дит к щиту и получает мяч для атаки кольца.

Способ «передай мяч и выходи» широко применяют также в ходе быстрого прорыва для стремительного преодоления расстояния до щита соперника и реализации численного преимущества -двое про­тив одного -2x1. Преимущество использования данного взаимо­действия во многом зависит от смелого, решительного рывка бас­кетболиста к щиту по кратчайшему пути и его готовности полу­чить мяч, не боясь блокировки и толчков соперника.

Заслон. Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выби­рая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчай­ший путь, по которому он может преследовать уходящего подо­печного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуж­дает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опе­ки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: встретив защитника, он поворачивается и выходит к щиту для поддержки нападения. Игрок с мячом всег­да должен иметь в виду, что партнер, включающийся в атаку сразу после постановки заслона, часто бывает более опасен для сопер­ника.

Существует три варианта заслона: боковой, задний и передний.

Если заслоняющий игрок располагается сбоку или сзади защит­ника, который опекает партнера, то это соответственно боковой или задний заслон. Его цель - освободить партнера с мячом или без мяча для прохода с ведением или выходом в нужном направлении.

«Экран». Прием заключается в том, что игрок оказывается меж­ду партнером и опекающим его защитником, затем оба нападаю­щих продолжают совместное движение к щиту противника. Пер­вый игрок образует как бы подвижный экран, защищающий парт­нера, ведущего мяч, от противодействия соперника. Все это по­зволяет игроку с мячом выбрать удобный момент для беспрепят­ственного броска в кольцо со средней дистанции. Эффективность «экрана» зависит от взаимопонимания баскетболистов. Чтобы заслон достиг цели, его нужно ставить с той стороны от соперни­ка, куда партнеру наиболее целесообразно переместиться. Дей­ствия игрока, для которого ставится заслон, должны быть согла­сованы с действиями партнера, осуществляющего заслон. Он не Должен уходить от соперника раньше, чем будет поставлен зас­лон. Но нельзя и запаздывать с уходом, иначе соперник успеет пе­рестроить защиту.

Применять заслоны для игрока без мяча иногда тактически бо­лее целесообразно, чем для игрока с мячом, так как его опекают Менее внимательно.


 




Наведение. Нападающий может использовать любого из своих партнеров, находящегося в данный момент в статическом поло­жении, как заслон на пути опекающего защитника. Пробегая на большой скорости вплотную мимо партнера, нападающий вынуж­дает опекуна натолкнуться на этого партнера либо на защитника. Тем самым нападающий как бы наводит опекающего его защит­ника на своего партнера, который находится на предусмотренной позиции. Наведение может осуществляться игроками с мячом и без

мяча.

Во всех вариантах наведения главное - быстрый пробег к парт­неру, на которого наводят соперника. Чтобы осуществить это вза­имодействие без особых помех, предварительно выполняют финт на рывок и сближаются с защитником, освободив тем самым жела­емое направление. В ряде случаев защитники, стараясь прикрыть проход к корзине нападающего в результате наведения, отступают заранее к своему щиту. Тогда заканчивать наведение выходом под щит не имеет смысла. Нужно без колебаний бросать мяч в корзину со средней дистанции.

Взаимодействия трех игроков. Большинство способов взаимо­действий трех игроков построено на основе разобранных уже взаи­модействий двух игроков, к которым для промежуточных такти­ческих маневров и передач мяча подключается третий игрок.

Треугольник. Выгодные игровые положения могут быть созданы с помощью относительно простого взаимодействия по треугольни­ку. При этом нападающий с мячом, находящийся как бы в вершине треугольника, должен быть дальше от щита противника, чем два других партнера, которые выходами вперед угрожают корзине. Про­двинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает партнеру в центр (на вершину треугольника), оттуда мяч немедленно направ­ляется на другой фланг, где атака завершается. Взаимодействие «тре­угольник» требует быстрых передач мяча; оно может осуществлять­ся и со сменой мест. Это взаимодействие особенно эффективно при реализации численного преимущества нападающих над защитни­ками (3 х 2) в ходе быстрого прорыва.

«Тройка». Построение треугольником сохраняется и в этом вза­имодействии, основанном на сочетании передачи на один фланг и постановки заслона на другом фланге нападения.

«Малая восьмерка». Три игрока, используя последовательное пе­ресечение с ведением мяча, могут взаимодействовать в так называ­емой «малой восьмерке», где линии передвижения участников на­поминают цифру «8». Прием имеет циклический характер и может быть повторен в игре 4-5 раз подряд, пока не будет создана бла­гоприятная обстановка для атаки корзины.

«Скрестный ход». Это взаимодействие трех игроков представ­ляет собой пересечение, осуществляемое двумя игроками в непос­редственной близости от третьего партнера (обычно центрового), стоящего спиной к щиту соперника.


Контрольные вопросы и задания

1.Перечислите задачи стратегии и тактики.

2. Что понимается под тактикой баскетбола? Какова классификация тактики?

3. Дайте краткую характеристику основных функций игроков.

4. Из чего складывается фундамент сложных комбинационных действий команды?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.