Сделай Сам Свою Работу на 5

ТАКТИКЕ, ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Основы теории обучения навыкам игрыв спортивных играх

Обучение в единстве с воспитанием составляют основу образо­вательного процесса в любой области, в том числе в физическом воспитании и спорте.

3.1.1. Характеристика обучения

Обучение - организованный, планомерно и систематически осу­ществляемый процесс совместной деятельности обучающего и обу­чаемого с целью формирования познавательной деятельности, эле­ментов мировоззрения, будущей профессиональной, учебной или спортивной деятельности, овладения знаниями, умениями и навыка­ми. В этом процессе обучающий (педагог, тренер) и обучаемый (уча­щийся, студент, спортсмен) - субъекты обучения. В процессе четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение (рис. 11).

Преподавание - деятельность обучающего по отбору знаний, умений, навыков, необходимой информации и управлению процес-


 




                       
   
     
 
 
   
 
   
 
   
 
 


сом их усвоения обучаемым. Учение- деятельность обучаемого по усвоению учебной информации, знаний, умений и навыков.

Отличительная черта обучения в физическом воспитании со­стоит в том, что предметом обучения здесь служат двигательные действия и качествакак средства физического совершенствования человека, воздействия на его психику и волевую сферу. Двигатель­ное действие - это целенаправленное проявление человеком дви­гательной активности, с помощью которой решаются двигатель­ные задачи.


В спорте предметом обучения являются приемы ведения со­ревновательного противоборства - спортивная техника и такти­ка; в спортивных играх это технические приемы игры и такти­ческие действия. Техника приема игры - это способ выполнения приема игры, при котором наиболее эффективно достигается решение двигательной задачи (рациональная техника). Под струк­турой приема игры понимают упорядоченный состав взаимосвя­занных частей целостного двигательного акта, систему, ориен­тированную на успешное решение двигательной задачи. При ана­лизе техники движений выделяют кинематическую (простран­ственную, временную и пространственно-временную), динами­ческую (силовую) и ритмическую или координационную струк-




туру движений. Эти вопросы изучает биомеханика. Тактические действия служат формой организации соревновательного про­тивоборства спортсмена и максимальной реализации в нем тех­нических приемов.

В процессе обучения решаются образовательные, воспитатель­ные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачипроявляются в следующих особенностях.

Первая. Главным в процессе овладения технико-тактическим содержанием служит активная двигательная деятельность, связанная с расходованием потенциальных сил, что требует учета закономер­ностей работоспособности человека, которая зависит от различ­ных факторов: наследственных, приобретенных в процессе жизни и способов регулирования деятельности в конкретных условиях. Спорт является моделью для изучения резервных возможностей человека в экстремальных условиях. Все это требует системы зна­ний возможностей человеческого организма, возрастных особен­ностей занимающегося.

Вторая. Формирование системы двигательных навыков (в спор­тивных играх - комплекс взаимосвязанных технических приемов и тактических действий). Такая система определяет характер и уро­вень физической подготовленности человека. Она выбирается в за­висимости от задач и направленности физического воспитания, на­пример, в учреждениях общего и профессионального образования. В спортивных играх это отражает уровень спортивного мастерства занимающихся.

Третья. Связь с развитием комплекса физических качеств: во-первых, формирование двигательных навыков, техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств - в про­цессе их выполнения проявляются, востребуются качества; во-вто­рых, освоение приема игры происходит успешнее при направлен­ном развитии специфичных для него качеств; в-третьих, развитие специальных качеств будет более эффективным при одновремен­ном развитии других качеств.

Воспитательные задачи.В процессе обучения решается комплекс воспитательных задач. Воспитывающее воздействие физкультурно-спортивных занятий полностью зависит от качества обучения, от социально значимых целевых установок, без этого занятия поло­жительной педагогической ценности не имеют. Обучающий по­стоянно должен держать в поле зрения весь комплекс воспитатель­ных задач. Специфика обучения в физическом воспитании накла­дывает отпечаток на методику решения воспитательных задач че­рез свою специфику: воспитание привычки к систематическим за­нятиям физическими упражнениями (физическая активность, здо­ровый стиль жизни); воспитание мужества и умения преодолевать физические трудности (риск, максимальные физические и психи­ческие напряжения); воспитание гигиенических навыков и умений; воспитание правильных взаимоотношений среди обучаемых в про-


цессе совместного выполнения технико-тактических действий; воспитание самостоятельности в игровой и соревновательной де­ятельности, ответственности за свои действия. Решение задач про­текает в условиях активного специфического контакта обучающего

с обучаемыми.

Оздоровительные задачи.Обучение в физическом воспитании и спорте связано с интенсивным воздействием на все функции организма обучаемых. Это выдвигает обязательное условие: не нанести ущерба здоровью обучаемых. Это относится ко всему комплексу средств физического воспитания и спорта, к содержа­нию и методике обучения, организации процесса обучения в спор­тивных играх.

Содержание учебного материала и нагрузки дифференцируют­ся по возрасту, полу и подготовленности с учетом медицинских по­казателей. Соответственно подготавливаются места, оборудование, инвентарь и экипировка обучаемых и обучающего для занятий.

Для обучения в физическом воспитании и спорте характерно обязательное наличие медицинского контроля (врачебно-педагоги-ческого), соблюдение установленных гигиенических норм (врачеб-но-физкультурные диспансеры, медперсонал на спортивных сорев­нованиях и т.п.).

Эффективность обучения в спортивных играх во многом зави­сит от соблюдения принципов обучения - основных теоретико-црак-тических положений, отражающих общие научно-педагогические, физиологические и психологические закономерности деятельнос­ти человека применительно к специфике физического воспитания и спорта, к особенностям обучения технико-тактическим действиям и развития физических качеств. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систе­матичности, постепенности. Суть каждого принципа выражается кратко в следующих положениях.

Принцип сознательности и активности«предписывает»:

• Формировать у обучаемых осмысленное отношение и устойчи­вый интерес (цели ближние и отдаленные в жизни и спорте, воздей­ствие спортивных игр на организм, их прикладное значение, струк­тура техники, тактики и т.д.).

• Стимулировать сознательный анализ (самоанализ), самоконт­роль (изменения в организме) и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений (обратная связь - сроч­ная и отставленная информация, наблюдение, анализ ошибок, дей­ствие).

• Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Сочетание руководящей, направляющей роли обучающего и самонаправленной активности обучаемых.

• Стимулировать активность на основе заинтересованности по­
средством подбора увлекательного материала (средств, методов,
организации занятия), достижения реального результата.


• Формировать простейшие методические умения и навыки са­
моконтроля, умения корректировать свои действия по освоению
приемов игры, тактических действий. Активность должна «выхо­
дить» за пределы занятий под руководством обучающего, форми­
ровать физическую активность как основу здорового стиля жизни.

Принцип наглядности.Наглядность - создание в процессе обу­чения приемам игры и развития физических качеств зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирование у обучаемых бо­лее полного и точного чувственного образа техники, тактики, фи­зических способностей, условий выполнения технико-тактических действий и их результатов. Наглядность - не цель, а средство для успешного обучения технике, тактике игры и развития физических качеств.

Основные положения этого принципа.

• Наглядность как необходимая предпосылка освоения приема игры (создание представления, «образа»). Все анализаторы помо­гают «строить» образ. Выделяют комплексный анализатор («чув­ство мяча», «чувство ракетки»).

• Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности. Непосредственная - зрительный, двигательный анализаторы; опос­редованная - слово; с помощью аудиовизуальных средств - сочета­ние зрения и слуха.

Принцип доступности и индивидуализации.Главным здесь явля­ются учет особенностей обучаемых и посильность предлагаемых им заданий, а также обеспечение оздоровительного эффекта обучения (не вредить здоровью).

Основные положения этого принципа.

• Определение меры доступного - одна из самых важных и слож­ных проблем физического воспитания и спорта. Здесь можно выде­лить два главных аспекта: первый - возрастно-половой (многолет­ний), второй - учет индивидуальных особенностей (на любом уров­не многолетнего периода).

• Методические условия доступности: оптимальная преемствен­ность содержания занятий и постепенность нарастания трудностей (развитие специальных физических качеств, подводящие упражне­ния и пр.). В этом принципе выделяют правило: от известного к не­известному или от освоенного к неосвоенному. Чем богаче двига­тельный опыт обучаемых, тем лучше предпосылки для успешного овладения двигательным действием, приемом игры и условие: от простого к сложному, от легкого к трудному (развитие специаль­ных качеств, подводящие упражнения, целостное выполнение при­ема игры в постепенно усложняющихся условиях, сочетание техни­ческих приемов и тактических действий, переключение и т.д.). Осо­бое значение имеют подготовительные и подводящие упражнения, «методические лесенки» - системы упражнений (ведение мяча в бас­кетболе по прямой, с изменением направления, правой и левой ру­кой, при противодействии «защитника» и т.д.).


 




• Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности обучаемых при использовании средств и методов, при построении занятий и осуществлять индивидуальный подход к ним. Как бы ни подбирались обучаемые в группу, даже двух лиц с одина­ковыми возможностями не найти. При этом создаются благопри­ятные условия для развития индивидуальных способностей. Инди­видуализация широко используется в спортивных играх: в процессе спортивной ориентации и отбора; при выборе игрового амплуа в командных играх.

Принцип систематичности.Согласно принципу обучение - это процесс, построенный по определенному плану, постоянно повто­ряющийся, образующий систему (упорядоченную целостность). Здесь выделяют следующие положения:

• Непрерывность и преемственность процесса обучения, оптималь­ное чередование физической нагрузки и отдыха (несоблюдение это­го может привести к утрате положительного эффекта занятий).

• Повторяемость и вариативность. Повторяемость необходима для формирования технико-тактических действий на уровне двига­тельных умений, навыков и суперумений, а вариативность обеспе­чивает эффективность приемов игры в различных условиях, в экст­ремальных соревновательных ситуациях.

• Последовательность занятий, средств, методов. Она тесно свя­зана с требованием доступности, которая во многом определяет последовательность. Последовательность изучения очень важна в игровых видах спорта, где имеет место обширный арсенал техни­ко-тактических действий (атакующих и оборонительных). После­довательность здесь выражается в трех аспектах: первый - локаль­ная последовательность, применительно к способам отдельного приема игры или виду тактических действий; второй - региональ­ная последовательность, отдельно для всей технической подготов­ки, отдельно для тактической; третий - общая последовательность для технико-тактической подготовки - в динамике многолетней подготовки (Ю.Д.Железняк, 1978). Последовательность играет важ­ную роль в развитии физических качеств (нагрузки скоростного характера должны предшествовать нагрузкам, требующим прояв­ления выносливости, а не наоборот; хорошо сочетаются скорост­ные и силовые нагрузки).

Принцип постепенности.Он выражается в следующем:

• Необходимо регулярно обновлять задания с общей тенденци­ей к увеличению нагрузок.

• Усложнять задания и формы повышения нагрузок. Это необ­ходимо для того, чтобы избежать отрицательного влияния адапта­ции к однообразным нагрузкам, что уменьшает сдвиги и может при­вести к застою результатов. По мере освоения технико-тактичес­ких действий необходимо постоянно варьировать условия их вы­полнения, совершенствование техники сочетать со специальной физической подготовкой, способствующей повышению двигатель-


ного потенциала, от которого во многом зависит уровень спортив­ного результата.

Принципы обучения тесно взаимосвязаны, ни один из них не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.