Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегия как механизм координации.





Лекция № 1

Понятие стратегии

Роль стратегии в успехе. Примеры: Мадонна в шоу-бизнесе, Вьетнам против США, сестры Уильямс в теннисе. Четкая направленность действий, четкое видение результатов, гибкость в использовании ресурсов.
Основная схема стратегического анализа. Успешная стратегия опирается на долгосрочные простые и согласованные цели, глубокое понимание конкурентной среды, объективную оценку ресурсов и эффективную реализацию стратегии.

Основная схема стратегического анализа состоит в следующем:

Фирма (цели и ценности, ресурсы и способности, структура и системы) –

- стратегия – окружающая среда (конкуренты, клиенты, поставщики).

В чем ошибается SWOT-анализ? Большинство подходов к стратегическому анализу проводят различие между внешней и внутренней окружающей средой. Например, SWOT – анализ делит внутреннюю среду на две категории: слабые и сильные стороны организации и внешнюю среду тоже на две категории: возможности и угрозы. Р. Грант считает это некорректным и предлагает свести анализ к двум категориям: внешней и внутренней, поскольку зачастую трудно различить является тот или иной фактор сильной или слабой стороной; возможностью или угрозой. Главное не в этом. Главное в том, чтобы верно их идентифицировать и использовать.



Стратегическое соответствие. Чтобы стратегия была успешной она должна соответствовать особенностям внешней и внутренней среды фирмы. Необходимо стратегическое равновесие между стратегией и внутренними ресурсами и способностями фирмы.
Краткая история стратегии бизнеса.
Предприятия нуждаются в бизнес-стратегиях в той же мере, что и армия нуждается в военной стратегии. Они нужны, чтобы выбрать направление и цель, максимально возможно воспользоваться ресурсами, скоординировать решения, принятые различными людьми. Стратегии в военном деле насчитывают несколько тысячелетий. Принципы военных стратегий применяются и в бизнесе. Например, и там и здесь используются одни и те же концепции. Самая главная из них это различие между стратегией и тактикой. Но между ними существуют и серьезные различия: конкуренция и военный конфликт. Большинство предприятий предпочитает стремление к сосуществованию с конкурентами.



От корпоративного планирования к стратегическому менеджменту

В 50-е, 60-е года ХХ века многие крупные фирмы столкнулись с серьезными трудностями при согласовании решений и сохранения контроля над компанией. Эволюция бизнес-стратегий вызвана скорее требованиями практики, чем развитием теории. Процесс начался с составления финансовых бюджетов. Корпоративное планирование было разработано в виде системы, позволяющей координировать индивидуальные решения по инвестициям капитала, планировать долгосрочное развитие фирмы. В основном это были 5-ти летние корпоративные планы. Стали появляться многочисленные статьи, посвященные этой тематике. В начале 60-х годов ХХ века многие американские фирмы обзавелись подразделениями по корпоративному планированию. В это время корпоративное планирование делало упор на планировании диверсификации – экспансии в новые секторы бизнеса часто посредством поглощения.

И. Ансофф, один из основоположников новой науки – корпоративной стратегии. Он дал определение стратегии с точки зрения диверсифицированных решений: «Стратегические решения прежде всего касаются внешних, а не внутренних проблем, а также тех товаров, которые фирма производит и продает на рынке».

К 70-м годам ХХ века внешняя среда становится все более глобальной и непредсказуемой. На мировом рынке появились новые сильные игроки: фирмы Японии, Южной Кореи, Тайваня, Европы, что сделало ситуацию еще более неустойчивой. Происходит смещение акцента с планирования на создание стратегии. Внутреннему менеджменту фирмы стали уделять меньше внимания. Основное внимание стало уделяться позиционированию фирмы на рынке среди конкурентов. Центральной характеристикой внешней среды становится конкуренция, а для фирмы – конкурентные преимущества – как главная стратегическая цель.



Брюс Хендерсон – основатель Boston Consulting Group:

«Стратегия – это преднамеренный поиск действий, которые будут способствовать развитию конкурентного преимущества компании и станут его неотъемлемой частью. Для любой компании это поиск является повторяющимся процессом, который начинается с признания того, где вы находитесь и чем располагаете в настоящий момент. Опаснее всего для вас конкуренты, больше всего похожие на вас. Различия между вами и вашими конкурентами составляют основу вашего преимущества. Если вы занимаетесь бизнесом и независимы, вы уже получаете некоторое преимущество, пусть даже маленькое и едва ощутимое…Задача заключается в расширении вашего преимущества, которое может реализоваться за счет кого-либо другого».

В конце 70-х и начале 80-х годов ХХ века акцент внимание бизнеса фокусируется на источниках прибыльности во внешней среде (М. Портер).

К 90-м годам ХХ века акцент в анализе стратегии смещается с источников прибыли во внешней среде на источники прибыли внутри самой фирмы. Фирмы стали широко имитировать стратегии друг друга.

М. Портер: «Конкурентная стратегия касается того, как отличаться друг от друга. Она подразумевает преднамеренный выбор совершенно иной совокупности действий, направленных на то, чтобы обеспечить уникальный набор ценностей».

Технологический бум 1990-х годов многие компании не смогли пережить, а выживших заставил задуматься о новых направлениях в стратегиях. Наибольший интерес стали вызывать инновационные стратегии. Появился интерес к новым моделям и методам получения доступа к источникам стоимости.


Корпоративная стратегия и бизнес-стратегия

Цель стратегии состоит в том, чтобы обеспечить выживание и процветание фирмы. Это означает, что возврат на инвестированный капитал должен превышать стоимость капитала. Два варианта: 1) фирма может найти свое место в отрасли, в которой существуют благоприятные условия и нома прибыли превышает уровень конкурентов. 2) Фирма может получить свои преимущества над конкурентами в своей же отраслии получать доход. Превышающий среднеотраслевые показатели.

Корпоративная стратегия определяет широту охвата деятельности фирмы в тех отраслях и рынках, на которых она конкурирует. Корпоративные стратегические решения касаются инвестирования в диверсификацию, вертикальной интеграции, поглощений и создания новых предприятий, распределения ресурсов между различными направлениями деятельности фирмы и изъятия капиталовложений.

Бизнес-стратегия связана с тем как фирма конкурирует в данной конкурентной отрасли или на том или ином рынке. Если фирма процветает в данной отрасли, то она должна получить конкурентное преимущество над своими соперниками. Эту область стратегии часто называют конкурентной стратегией.

Джей Буржуа назвал корпоративную стратегию задачей выбора сферы деятельности, а бизнес-стратегию – задачей навигации в этой сфере.
Как создается стратегия: планирование или возникновение?

Г. Минцберг с коллегами считает, что существует несколько разновидностей стратегий: планируемые (intended), реализованными (realized), и неожиданными (emergent).

Планируемая стратегия – стратегия, задуманная командой топ-менеджеров. Но и в этом случае рациональность носит ограниченный характер, поскольку стратегия рождается в процессе переговоров, торговли и компромиссов, в который вовлечены большое количество групп.

Реализованная – это осуществляемая на практике стратегия лишь отчасти связанная с планируемой (Г. Минцберг полагает, что 10 – 30 % планируемой стратегии становятся реализованной). Основной доминантой реализованной стратегии является неожиданная стратегия – решения, которые возникают в результате сложных процессов, в ходе которых менеджеры интерпретируют планируемую стратегию и адаптируют ее к изменяющимся внешним обстоятельствам.

Для большинства предприятий стратегия представляет сочетание планирования и случайности.

По сути дела столкнулись две точки зрения на разработку стратегии: аналитический подход через планомерное создание путем прохождения многочисленных процедур, систематического обсуждения на высшем уровне организации и своего рода спонтанный подход, в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Р. Грант называет этот вид «запланированной случайностью». Штаб-квартира корпорации устанавливает руководящие принципы в виде миссии, целей деятельности и бюджета капиталовложений, а руководство подразделений и бизнес-единиц, пользуясь относительной свободой, в рамках стратегических решений, корректируют и адаптируют планы.
Различные функции стратегического менеджмента в фирме:
Стратегия как подкрепление решения:

Стратегия не только упрощает принятие решений, но и повышает их качество. Во-первых, объединяет знания различных людей в единое целое и, во-вторых, облегчает применение аналитических инструментов.

Стратегия как механизм координации.

Самая сложная задача для любой организации: «Как скоординировать действия людей?» Стратегия помогает облегчить координацию: 1) стратегия – это инструмент коммуникации, поскольку информирует сотрудников о целях корпорации в конкурентной борьбе; 2) в процессе стратегического планирования происходит обмен мнениями и достигается согласие по стратегическим целям.

Стратегия как цель. Стратегия – это взгляд в будущее. Взгляд в будущее формируется через видение. Видение – это представление о том, чем станет организация в будущем. Что само по себе является мощным мотивирующим фактором для ее сотрудников.
Роль анализа в формулировании стратегии.

Цель стратегического анализа не в том, чтобы дать готовые ответы на поставленные вопросы, а в том, чтобы облегчить понимание этих вопросов. Знание схем анализа позволяет идентифицировать, классифицировать и понимать принципиальные факторы, имеющие отношение к стратегическим решениям. Знание аналитических методов позволяет глубже анализировать и решать стратегические проблемы, развивать управленческую гибкость.

 

Инструменты стратегического анализа
Цели, ценности и эффективность


Стратегия как стремление к стоимости. Стоимость можно создать двумя путями: с помощью производства и с помощью торговли. В производстве стоимость создается путем трансформации менее ценных для потребителя товаров в более ценные. Торговля перемещает товары от людей и из мест, где они считаются менее ценными в места и к людям, которые считают их более ценными. Разница между стоимостью продукции фирмы на выходе к стоимости исходных материалов называется добавленной стоимостью. Она равна сумме доходов, выплаченных поставщикам всех факторов производства.

Т.о. ДС = Коммерческий доход от продажи продукции – стоимость материалов на входе = заработная плата/оклады + процент + арендная плата + роялти (плата за пользование товарным знаком) + оплата лицензий + налоги + прибыль после уплаты налогов.
В чьих интересах: акционеры или заинтересованные стороны?

Бытуют две точки зрения: капитализм акционеров, менеджмент организации среди множества заинтересованных лиц должен прежде всего защищать интересы акционеров (собственников). Вторая точка зрения заключается в том, что менеджмент должен обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон. В США преобладает первая точка зрения.

Что такое прибыль? Прибыль – это превышение доходов над затратами. Различают валовую, балансовую, чистую, акционерную, прибыль от продаж, ному прибыли и пр. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Когда говорят о максимизации прибыли, всегда надо уточнять о какой прибыли идет речь. Фальсификация отчетов о прибыли.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.