Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Мир духов древних славян.





Урок 21. Низшая мифология славян. Баба Яга.

Вопросы.

1.Какое место в жизни славян занимали духи?

2.Как давно и почему возникло представление о духах?

3.Что охраняет Баба Яга?

Задание для самостоятельной работы.

Изобразите карту двух миров, где пограничником была Баба Яга.

 

Урок 22. Домовой и Кикимора.

Вопросы:

1.Как выглядел домовой?

2.Домовой приносит вред или помогает по хозяйству?

3.Может ли домовой предсказать будущее?

4.Кикимора – злой дух или нет?

Задания для самостоятельной работы.

· Домовой – дух, имеющий семью. Кикимора – жена домового. А какими, на ваш взгляд, были их дети?

· Расскажите о семье домового. Изобразите семейный портрет.

 

Урок 23. Дворовой и овинник.

Вопросы:

1. Над кем властен дворовой?

2. Как задобрить дворового?

3. Чем занят овинник в течение дня? В течение ночи?

Задания для самостоятельной работы.

· Представьте себе, что славянин увидел дворового или овинника. Что он должен быть делать и почему?

· Изобразите дворового и овинника.

· Придумайте новый способ задобрить овинника.

 

Урок 24. Банник и Банная бабушка.

Вопросы:



1. Какое значение для русского человека имеет баня?

2. Какие духи обитают в бане?

3. Почему нельзя мыться в бане ночью?

4. Почему банная бабушка считается добрым духом?

Задания для самостоятельной работы.

· Выдвиньте свою гипотезу, почему духи, обитающие в бане такие разные: один – злой, а другой – добрый? Откуда такое двоякое отношение к банным духам?

· Узнайте, что в русских банях удивляло французов в 17 веке.

· Расскажите о баннике и банной бабушке, какими вы их себе представляете?

 

Урок 25. Леший и полевик.

 

Вопросы:

1. Как выглядят леший и полевик? Похожи ли они?

2. Какие отношения сложились между лешим и человеком?

3. Как избавиться от лешего? Что может его рассмешить?

4. Как и зачем нужно задабривать полевика?

Задания для самостоятельной работы.

· Как вы думаете, о чём могли бы повести разговор леший и полевик, встретившись на границе леса и поля? (запишите диалог).

· Придумайте лешему и полевику атрибуты, по которым можно было бы узнать, о ком идет речь.

 

Урок 26. Водяной. Русаки. Болотницы.



Вопросы:

1. Откуда, по мнению славян, появились водяные духи?

2. Где живет, над чем и над кем властвует водяной?

3. Откуда произошло название «русалка»?

4. Что делают русалки в обычные дни? В русальную неделю?

5. Чем примечательны болотники и болотницы? Чем они опасны?

Задания для самостоятельной работы.

· Изобразите какого-нибудь водяного духа (на выбор) и составьте о нём рассказ.

· Придумайте миф о славянских духах (одном или нескольких).

 

Тема 5. Славянские календарно-обрядовые праздники.

 

Урок 28. Славянские календарно-обрядовые праздники. Святки.

Вопросы:

1.Какое время называется святками и почему?

2.Кто такой Авсень и какое он имеет отношение к святкам?

3.Какие основные моменты включало в себя празднование святок?

Задание для самостоятельной работы.

· Разучите колядку и попробуйте разыграть святочный обход.

· Ответьте на вопрос, как праздновали святки? Сравните с тем, как празднуют сейчас новогодние и рождественские праздники.

 

Урок 29. Широкая Масленица.

Вопросы.

1.Почему праздник называется масленица?

2.Почему этот праздник осуждала православная церковь?

3.Как назывался каждый день масленичной недели и почему?

4.Как и почему праздновали проводы масленицы?

Задания для самостоятельной работы.

· Изобразите (или изготовьте) чучело Масленицы.

· Составьте меню праздничного масленичного стола.

Урок 30. Иван Купала.

Вопросы:

1. Почему праздник называется Ивана Купала?

2. Какой праздник предшествует празднику Ивана Купала? Как они связаны между собой?

3. Расскажите про Перунов-цвет.



Задания для самостоятельной работы.

· Изобразите Перунов-цвет.

· Расскажите, как проходит праздник Ивана Купала. Определите, в чем смысл обрядов, исполняемых на празднике.

 

 

Методическое обеспечение образовательной программы

№ п/п Раздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации учебно - воспитательного материала Дидактический материал, техническое оснащение занятий
1. Введение в славянскую мифологию и её современные источники Лекция Практическое занятие Воображаемая пресс- конференция с хранителями Велесовой книги Археологическая мастерская Словесный Наглядный Объяснительно – иллюстративный Частично - поисковый Коллективно – групповой Учебное пособие Иллюстрации Фотографии археологических находок Исторические карты расселения славян
2. Мифы о происхождении мира у славян Лекция Беседы Практическое занятие Мастерская Игра Коллективно – групповой Словесный Объяснительно – иллюстративный Частично - поисковый Групповая работа Учебное пособие Иллюстрации Отрывки из художественных произведений русской литературы Фрагменты худ. фильмов “Садко”, “Конёк-горбунок”
3. Главные боги древних славян Лекция Практическое занятие Игра Игра-соревнование по группам Коллективно – групповой Словесный Объяснительно – иллюстративный Частично - поисковый Индивидуальный Учебное пособие Иллюстрации Фрагменты художественного фильм “Снегурочка”
4. Боги плодородия у древних славян Лекция Практическое занятие Аукцион идей “Религиозные атрибуты славянина” Игра- творческая встреча с ожившим богом Турнир знатоков славянской мифологии Коллективно – групповой Словесный Объяснительно – иллюстративный Частично - поисковый Индивидуальный Групповая работа над проблемными вопросами Учебное пособие Иллюстрации Былины Легенды
5. Низшая мифология и быт славян Лекция Практическое занятие Ролевая игра Заочные путешествия на овин, в горницу, в лес, на реку и т.д. Ролевой суд над Бабой Ягой Фестиваль представителей низшей мифологии Коллективно – групповой Словесный Объяснительно – иллюстративный Частично - поисковый Индивидуальный Работа в парах Учебное пособие Иллюстрации Фрагменты фильмов-сказок “Морозко”, “Варвара-краса, длинная коса”, “Марья-искусница” Иллюстрации картин Врубеля Народные поверья
6. Славянские календарно - обрядовые праздники Лекция Практическое занятие Концерт Праздник Коллективно – групповой Словесный Объяснительно – иллюстративный Частично - поисковый Индивидуальный Учебное пособие Иллюстрации, костюмы Святочные рассказы русских писателей Тексты обрядовых песен Аудиозаписи
7. Обобщение материала КТД “Путешествие в мир славян” Дискуссия о значении славянской мифологии для современного человека Защита рефератов, исследовательских работ Презентация материалов сайтов, связанных со славянским фэнтези, современными реконструкторами

 

Список литературы

Для учащихся

1. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации. Л., «Наука», 1989.

2. Семенова М. Мы – славяне. – С-Петербург: Изд-во «Азбука-классика»,2005.

3. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. Под ред. Аксенова М.Д. – М.: Аванта +, 1999.

4. Я познаю мир: детская энциклопедия. Составители Могила О.А., Чумаков С.В. – М.: Олимп, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

5. Рабочая тетрадь по Славянской мифологии.

 

Для педагога

1. Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. – М.: МИКИС , 1994.

2. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.

3. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л.: 1983.

4. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 2003.

5. Гофман О. Русская книга мёртвых. – СПб.: Питер, 2003.

6. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М.: 2000.

7. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эскмо, 2004

8. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: 1991.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М.: Изд-во «Наука», 1978.

10. Мужики и бабы (Мужское и женское в русской традиционной культуре) Иллюстрированная энциклопедия. – СПб: «Искусство- СПБ», 2005.

11. Мельников М.Н. Русский детский фольклёр: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: 1987.

12. Народные праздники на Руси/Составитель С.А. Михайлов – М.: Центрполиграф, 2004.

13. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно, русские. – СПб, 1994.

14. Русские веды. Реставрация, перевод, комментарии Б. Кресеня. – М.: Наука и религия, 1992.

15. Русские дети. Основы народной педагогики. – СПб.: Искусство-СПБ, 2006.

16. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб: «Искусство-СПБ», 2007.

17. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1988.

18. Старинные русские песни. - М.: Просвещение, 1959.

19. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

20. Черникова Т.В. История России 9 – 16 века. Учебник для 6 класса. – М.: Дрофа, 2002.

21. Шарапова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2003.

22. Эткинд Е.Г. Психопоэтика. – СПб: «Искусство-СПб, 2006.

Приложение 1.

Глоссарий программы

Алатырь-камень – центр мироздания, пуп земли.

Анимизм – всеобщее одушевление природы.

Археология – наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Большая Медведица – созвездие.

Велес – бог скотоводства.

Верхний палеолит – (30 тыс. – 8 тыс. лет назад) отмечается появлением Homo sapiens, возникновением человеческой культуры.

Гефест – бог огня и кузнечного ремесла.

Даждьбог – славянский бог, олицетворяющий живительный солнечный свет.

Зевс – верховный олимпийский бог, царь и отец богов и людей.

Див – посредник между богом и людьми, Небом и Землей.

Дионис (Бахус) – бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства и виноделия.

Жрецы – посредники между богами и людьми, главные служители храма, обладатели секретов, недоступных простым смертным.

Земун – божественная корова, которая питает богов своим молоком.

Илья-пророк – святой пророк Илия.

Илья Муромец – былинный герой.

Индра – властелин небесного царства в мифах Древней Индии

Ирий – небесный сад-рай, где живут боги и души умерших людей.

Лада – богиня любви, красоты, судьбы и плодородия.

Миф – это древние рассказы, объясняющие различные явления природы, возникновение жизни на земле.

Мифология– первичная форма осмысления окружающего мира, самый ранний результат общественного мышления и развития речи.

Овин – сарай, где просушивают снопы.

Пекло – место в подземном царстве мертвых, где пребывают грешники.

Перун – бог громовержец.

Петров день – день памяти святых Петра и Павла, конец Петровского поста.(12 июля).

Род – славянский бог – прародитель всего на земле.

Русальский цикл – языческий праздник древних славян, когда рядились в животных, устраивали игрища.

Сварог – высшее небесное божество. Бог небесного огня, отец света.

Святки – святые дни, две недели зимних праздников от Рождества Христова до Крещения. Существуют ещё зелёные святки (русалии).

Святовид – славянский бог войны.

«Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник литературы Древней Руси.

Сирены – полуженщины-полуптицы, завлекали мореходов на опасные скалы и губили их.

Триглава – богиня земли у древних славян.

Топонимика – раздел, изучающий географические названия.

Фольклор – устное народное творчество.

Этнография – наука, изучающая этнические особенности народов.

Юпитер – римский бог неба, дневного света, грозы и молнии, отождествлённый с древнегреческим Зевсом.

Феникс – волшебная птица, похожая на орла с великолепной красно-золотой и огневой окраской. Чувствуя конец жизни, сжигал себя в гнезде, а затем возрождался из пепла.

Эрот – бог любви.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.