Тема 3. Мир духов древних славян.
Урок 21. Низшая мифология славян. Баба Яга.
Вопросы.
1.Какое место в жизни славян занимали духи?
2.Как давно и почему возникло представление о духах?
3.Что охраняет Баба Яга?
Задание для самостоятельной работы.
Изобразите карту двух миров, где пограничником была Баба Яга.
Урок 22. Домовой и Кикимора.
Вопросы:
1.Как выглядел домовой?
2.Домовой приносит вред или помогает по хозяйству?
3.Может ли домовой предсказать будущее?
4.Кикимора – злой дух или нет?
Задания для самостоятельной работы.
· Домовой – дух, имеющий семью. Кикимора – жена домового. А какими, на ваш взгляд, были их дети?
· Расскажите о семье домового. Изобразите семейный портрет.
Урок 23. Дворовой и овинник.
Вопросы:
1. Над кем властен дворовой?
2. Как задобрить дворового?
3. Чем занят овинник в течение дня? В течение ночи?
Задания для самостоятельной работы.
· Представьте себе, что славянин увидел дворового или овинника. Что он должен быть делать и почему?
· Изобразите дворового и овинника.
· Придумайте новый способ задобрить овинника.
Урок 24. Банник и Банная бабушка.
Вопросы:
1. Какое значение для русского человека имеет баня?
2. Какие духи обитают в бане?
3. Почему нельзя мыться в бане ночью?
4. Почему банная бабушка считается добрым духом?
Задания для самостоятельной работы.
· Выдвиньте свою гипотезу, почему духи, обитающие в бане такие разные: один – злой, а другой – добрый? Откуда такое двоякое отношение к банным духам?
· Узнайте, что в русских банях удивляло французов в 17 веке.
· Расскажите о баннике и банной бабушке, какими вы их себе представляете?
Урок 25. Леший и полевик.
Вопросы:
1. Как выглядят леший и полевик? Похожи ли они?
2. Какие отношения сложились между лешим и человеком?
3. Как избавиться от лешего? Что может его рассмешить?
4. Как и зачем нужно задабривать полевика?
Задания для самостоятельной работы.
· Как вы думаете, о чём могли бы повести разговор леший и полевик, встретившись на границе леса и поля? (запишите диалог).
· Придумайте лешему и полевику атрибуты, по которым можно было бы узнать, о ком идет речь.
Урок 26. Водяной. Русаки. Болотницы.
Вопросы:
1. Откуда, по мнению славян, появились водяные духи?
2. Где живет, над чем и над кем властвует водяной?
3. Откуда произошло название «русалка»?
4. Что делают русалки в обычные дни? В русальную неделю?
5. Чем примечательны болотники и болотницы? Чем они опасны?
Задания для самостоятельной работы.
· Изобразите какого-нибудь водяного духа (на выбор) и составьте о нём рассказ.
· Придумайте миф о славянских духах (одном или нескольких).
Тема 5. Славянские календарно-обрядовые праздники.
Урок 28. Славянские календарно-обрядовые праздники. Святки.
Вопросы:
1.Какое время называется святками и почему?
2.Кто такой Авсень и какое он имеет отношение к святкам?
3.Какие основные моменты включало в себя празднование святок?
Задание для самостоятельной работы.
· Разучите колядку и попробуйте разыграть святочный обход.
· Ответьте на вопрос, как праздновали святки? Сравните с тем, как празднуют сейчас новогодние и рождественские праздники.
Урок 29. Широкая Масленица.
Вопросы.
1.Почему праздник называется масленица?
2.Почему этот праздник осуждала православная церковь?
3.Как назывался каждый день масленичной недели и почему?
4.Как и почему праздновали проводы масленицы?
Задания для самостоятельной работы.
· Изобразите (или изготовьте) чучело Масленицы.
· Составьте меню праздничного масленичного стола.
Урок 30. Иван Купала.
Вопросы:
1. Почему праздник называется Ивана Купала?
2. Какой праздник предшествует празднику Ивана Купала? Как они связаны между собой?
3. Расскажите про Перунов-цвет.
Задания для самостоятельной работы.
· Изобразите Перунов-цвет.
· Расскажите, как проходит праздник Ивана Купала. Определите, в чем смысл обрядов, исполняемых на празднике.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п
| Раздел или тема программы
| Формы занятий
| Приемы и методы организации учебно - воспитательного материала
| Дидактический материал, техническое оснащение занятий
| 1.
| Введение в славянскую мифологию и её современные источники
| Лекция
Практическое занятие
Воображаемая пресс- конференция с хранителями Велесовой книги
Археологическая мастерская
| Словесный
Наглядный
Объяснительно – иллюстративный
Частично - поисковый
Коллективно – групповой
| Учебное пособие
Иллюстрации
Фотографии археологических находок
Исторические карты расселения славян
| 2.
| Мифы о происхождении мира у славян
| Лекция
Беседы
Практическое занятие
Мастерская
Игра
| Коллективно – групповой
Словесный
Объяснительно – иллюстративный
Частично - поисковый
Групповая работа
| Учебное пособие
Иллюстрации
Отрывки из художественных произведений русской литературы
Фрагменты худ. фильмов “Садко”, “Конёк-горбунок”
| 3.
| Главные боги древних славян
| Лекция
Практическое занятие
Игра
Игра-соревнование по группам
| Коллективно – групповой
Словесный
Объяснительно – иллюстративный
Частично - поисковый
Индивидуальный
| Учебное пособие
Иллюстрации
Фрагменты художественного фильм “Снегурочка”
| 4.
| Боги плодородия у древних славян
| Лекция
Практическое занятие
Аукцион идей “Религиозные атрибуты славянина”
Игра- творческая встреча с ожившим богом
Турнир знатоков славянской мифологии
| Коллективно – групповой
Словесный
Объяснительно – иллюстративный
Частично - поисковый
Индивидуальный
Групповая работа над проблемными вопросами
| Учебное пособие
Иллюстрации
Былины
Легенды
| 5.
| Низшая мифология и быт славян
| Лекция
Практическое занятие
Ролевая игра
Заочные путешествия на овин, в горницу, в лес, на реку и т.д.
Ролевой суд над Бабой Ягой
Фестиваль представителей низшей мифологии
| Коллективно – групповой
Словесный
Объяснительно – иллюстративный
Частично - поисковый
Индивидуальный
Работа в парах
| Учебное пособие
Иллюстрации
Фрагменты фильмов-сказок “Морозко”, “Варвара-краса, длинная коса”, “Марья-искусница”
Иллюстрации картин Врубеля
Народные поверья
| 6.
| Славянские календарно - обрядовые праздники
| Лекция
Практическое занятие
Концерт
Праздник
| Коллективно – групповой
Словесный
Объяснительно – иллюстративный
Частично - поисковый
Индивидуальный
| Учебное пособие
Иллюстрации, костюмы
Святочные рассказы русских писателей
Тексты обрядовых песен
Аудиозаписи
| 7.
| Обобщение материала
| КТД “Путешествие в мир славян”
Дискуссия о значении славянской мифологии для современного человека
| Защита рефератов, исследовательских работ
| Презентация материалов сайтов, связанных со славянским фэнтези, современными реконструкторами
|
Список литературы
Для учащихся
1. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации. Л., «Наука», 1989.
2. Семенова М. Мы – славяне. – С-Петербург: Изд-во «Азбука-классика»,2005.
3. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. Под ред. Аксенова М.Д. – М.: Аванта +, 1999.
4. Я познаю мир: детская энциклопедия. Составители Могила О.А., Чумаков С.В. – М.: Олимп, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
5. Рабочая тетрадь по Славянской мифологии.
Для педагога
1. Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. – М.: МИКИС , 1994.
2. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.
3. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л.: 1983.
4. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 2003.
5. Гофман О. Русская книга мёртвых. – СПб.: Питер, 2003.
6. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М.: 2000.
7. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эскмо, 2004
8. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
9. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: 1991.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М.: Изд-во «Наука», 1978.
10. Мужики и бабы (Мужское и женское в русской традиционной культуре) Иллюстрированная энциклопедия. – СПб: «Искусство- СПБ», 2005.
11. Мельников М.Н. Русский детский фольклёр: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: 1987.
12. Народные праздники на Руси/Составитель С.А. Михайлов – М.: Центрполиграф, 2004.
13. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно, русские. – СПб, 1994.
14. Русские веды. Реставрация, перевод, комментарии Б. Кресеня. – М.: Наука и религия, 1992.
15. Русские дети. Основы народной педагогики. – СПб.: Искусство-СПБ, 2006.
16. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб: «Искусство-СПБ», 2007.
17. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1988.
18. Старинные русские песни. - М.: Просвещение, 1959.
19. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
20. Черникова Т.В. История России 9 – 16 века. Учебник для 6 класса. – М.: Дрофа, 2002.
21. Шарапова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2003.
22. Эткинд Е.Г. Психопоэтика. – СПб: «Искусство-СПб, 2006.
Приложение 1.
Глоссарий программы
Алатырь-камень – центр мироздания, пуп земли.
Анимизм – всеобщее одушевление природы.
Археология – наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.
Большая Медведица – созвездие.
Велес – бог скотоводства.
Верхний палеолит – (30 тыс. – 8 тыс. лет назад) отмечается появлением Homo sapiens, возникновением человеческой культуры.
Гефест – бог огня и кузнечного ремесла.
Даждьбог – славянский бог, олицетворяющий живительный солнечный свет.
Зевс – верховный олимпийский бог, царь и отец богов и людей.
Див – посредник между богом и людьми, Небом и Землей.
Дионис (Бахус) – бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства и виноделия.
Жрецы – посредники между богами и людьми, главные служители храма, обладатели секретов, недоступных простым смертным.
Земун – божественная корова, которая питает богов своим молоком.
Илья-пророк – святой пророк Илия.
Илья Муромец – былинный герой.
Индра – властелин небесного царства в мифах Древней Индии
Ирий – небесный сад-рай, где живут боги и души умерших людей.
Лада – богиня любви, красоты, судьбы и плодородия.
Миф – это древние рассказы, объясняющие различные явления природы, возникновение жизни на земле.
Мифология– первичная форма осмысления окружающего мира, самый ранний результат общественного мышления и развития речи.
Овин – сарай, где просушивают снопы.
Пекло – место в подземном царстве мертвых, где пребывают грешники.
Перун – бог громовержец.
Петров день – день памяти святых Петра и Павла, конец Петровского поста.(12 июля).
Род – славянский бог – прародитель всего на земле.
Русальский цикл – языческий праздник древних славян, когда рядились в животных, устраивали игрища.
Сварог – высшее небесное божество. Бог небесного огня, отец света.
Святки – святые дни, две недели зимних праздников от Рождества Христова до Крещения. Существуют ещё зелёные святки (русалии).
Святовид – славянский бог войны.
«Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник литературы Древней Руси.
Сирены – полуженщины-полуптицы, завлекали мореходов на опасные скалы и губили их.
Триглава – богиня земли у древних славян.
Топонимика – раздел, изучающий географические названия.
Фольклор – устное народное творчество.
Этнография – наука, изучающая этнические особенности народов.
Юпитер – римский бог неба, дневного света, грозы и молнии, отождествлённый с древнегреческим Зевсом.
Феникс – волшебная птица, похожая на орла с великолепной красно-золотой и огневой окраской. Чувствуя конец жизни, сжигал себя в гнезде, а затем возрождался из пепла.
Эрот – бог любви.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|