Обобщение материала курса – 1 час.
Особенности верований различных славянских племён. Картина взаимоотношения славянских богов, древо их родственных отношений. Обрядовая жизнь славян. Годовой круг праздников. Календарные песни, заклички, присказки, поговорки.
Методическое обеспечение программы.
Технология обучения
Предмет “Славянская мифология” базируется на большом объёме новой для ученика информации. Чтобы на занятиях иметь возможность не рассказывать, а обсуждать, размышлять, спорить, анализировать, мы подготовили рабочую тетрадь с базовыми информационными текстами и перенесли насыщение ребёнка информацией на самостоятельное домашнее чтение.
Этапом организации учебной деятельности учащихся является блок учебного-тематического плана. Программа включает в себя 5 блоков, объединённых общим содержанием. Изучение каждого блока строится по следующей схеме: введение в тему; обмен первичными представлениями детей по этой теме; выбор вопросов, на которые они хотят найти ответы; знакомство с документальной основой, отражающей данную тему (в том числе, через домашнее чтение), и трактовкой данных учёными; анализ и обобщение данных, формулировка выводов; поиск ответов на поставленные ранее вопросы; выполнение детьми поисковых и творческих заданий; проведение проверочной работы и совместное подведение итогов изучения темы.
Особенностью преподаваемого курса является обилие новых для ребёнка, хотя и слышанных когда-то, терминов, понятий, имён. Для упорядочивания этой работы в течение всех занятий будет вестись терминологический словарик. Со словарём будет вестись работа разного характера:
прогностическая, когда дети будут пытаться дать своё определение какому-либо понятию до получения научного культурологического определения, чтобы позднее сопоставить с ним исходное представление;
этимологическая, в которой дети будут стремиться узнать происхождение слова и найти слова, основой для которого оно послужило;
социологическая, связанная с проведением опроса среди своих знакомых, выявляющего использование ими и понимание ряда понятий.
Язык является одним из артефактов, на основе изучения которых мы постигаем тайны славянской мифологии. Мы предлагаем детям задания исследовательского характера в области русской словесности, направленные на поиск веера современных слов, связанных с ключевыми понятиями славянской мифологии, и на попытку осознать причины наличия связи понятий, объяснить их взаимосвязь. Тем самым мы формируем стремление и способность анализировать структуру слова, постигать его сущность через смысловое значение корнеобразующей части.
Степень включённости ребёнка в образовательный процесс варьируется в зависимости от его интереса и желания через разнообразие домашних заданий: социологический миниопрос; сочинительство своих мифов; художественное чтение или театрализация фрагментов мифов, их изображение в рисунках; выполнение прикладных работ в виде узоров, оберегов; написание рефератов; ведение историко-культурных исследований, создание генеалогического дерева бога, карт расселения героев мифов и т.д.
Нам представляется важным осуществление учета индивидуальных особенностей детей через выбор ими форм самостоятельной деятельности в изучении славянского фольклора, выполнение творческих заданий по созданию ситуаций погружения в эпоху, поиск ответов на проблемные вопросы в области исторического исследования.
Вопросы и задания для учащихся
Тема 1. Введение в славянскую мифологию и её современные источники.
Урок 1. Значение мифологии в развитии сознания человека, общей картины мироустройства. Почему возникли мифы?
Вопросы:
Определить, каково значение мифологии в развитии сознания человека и культуры.
Задания для самостоятельной работы.
· Попробуйте объяснить с точки зрения маленького ребенка какое-нибудь природное явление – дождь, наступления дня и ночи….
Попробуйте создать миф, объясняющий появление какого-либо явления или предмета. Ребята, которые испытывают затруднения при выполнении подобного задания, могут вначале познакомиться с мифами, придуманными учениками пятых классов. К созданным мифам (записанным в тетради) учащиеся могут сделать иллюстрации (по желанию).
· Найдите в любой области культуры (литература, живопись, архитектура и др.) присутствие мифологических героев или сюжетов.
Урок 2. Славянская мифология. Источники сведений по раннеславянской мифологии.
Вопросы:
В чём особенности славянской мифологии.
Что может быть причиной этих особенностей?
Задания для самостоятельной работы.
· Поразмышляйте, какие материалы для исследований могли дать такие источники, как археология или фольклор.
· Определить по карте, где проживали славяне.
Урок 3. «Велесова книга».
Вопросы.
Почему книга называется «Велесова»?
Как была обнаружена «Велесова книга»?
Почему ученые сомневаются в подлинности «Велесовой книги».
Какие сказочные и былинные герои встретились вам на страницах «Велесовой книги»?
Задания для самостоятельной работы.
Постарайтесь придумать и изобразить обложку «Велесовой книги».
Тема 2. Мифы о происхождении мира у славян.
Урок 4. Миф о мировом древе у славянских народов.
Вопросы:
Определить, когда возникло представление о мировом древе.
Проследить связь мирового древа с судьбой славянского народа
Какое место дерево занимает в культуре славян?
Какова в представлении древних славян первая модель мира – Мировое древо?
Как Мировое древо отразилось в литературе и культурных традициях славян?
Задание для самостоятельной работы:
· Изобразите иллюстрацию к вступлению поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
· Изобразите Мировое древо.
Урок 5. Вторая модель мира – сотворение мира из яйца в мифах древних славян.
Вопросы.
1. Какое место занимает яйцо в славяно-русских традициях?
2. Как был сотворен мир из яйца?
3. Кто создал мир в представлении древнего человека?
Задания для самостоятельной работы.
· Найдите, в мифах каких народов мир создается из яйца.
· Опишите или изобразите, как, на ваш взгляд, должно выглядеть яйцо, из которого образовался мир.
· Определить, какое место занимает яйцо в славяно-русских традициях.
Урок 6. Третья модель мирозданья у славян – создание мира птицей из глины со дна океана.
Вопросы.
1. Расскажите о третьей модели мироздания.
2. Как и кем создавалась земля из кусочка глины?
3. Как отразились модели мироздания в культурных традициях славян?
Задания для самостоятельной работы.
· Сравните славянский миф о создании мира птицей из кусочка глины с мифами других народов.
· Определите возможное время создания мифа.
· Опишите словесно или изобразите, какой вы представляете землю сразу после её создания.
· Проследите, как отразились модели мироздания в славянских и русских традициях.
Славянские боги.
Урок 8. Славянские боги: откуда они пришли и где жили.
Вопросы.
1.Откуда «пришли» славянские боги?
2.Расскажите, что такое Ирий-сад? Каким он был?
3.Что такое капище? Зачем они создавались?
Задания для самостоятельной работы.
· Как, на ваш взгляд, устраивались капища?
· Опишите словесно или изобразите Ирий-сад.
Урок 9. Отец света и небесный кузнец Сварог.
Вопросы.
1. В чем выражались культурные подвиги Кузьмодемьяна?
2. Каковы функции Сварога?
3. Что произошло с культом бога Сварога в эпоху христианства?
Задания для самостоятельной работы.
· Подготовьте рассказ о Свароге.
· Изобразите или опишите Сварога, кующего на священном камне Алатыре или пашущего священным плугом.
Словарь.
Урок 10. Дети Сварога – Сварожичи.
Вопросы:
1.Что олицетворяет бог Сварожич?
2. Назовите элементы культа бога Сварожича.
3.Какого бога называют «божьим оком» и почему?
4. Когда праздновали дни Дажьбога?
5. Какой путь совершал Дажьбог ежедневно?
6. Растолкуйте смысл имени Дажьбог.
Задания для самостоятельной работы.
· Подумайте и расскажите, как Сварожич и Дажьбог влияли на жизнь человека.
· Расскажите, как Дажьбог совершает путь по небу.
Урок 11. Грозный владыка – Перун-громовержец.
Вопросы.
1. Какое место занимает бог Перун среди других славянских богов?
2. Как мог выглядеть идол бога Перуна?
3. Расскажите про Перунов цвет. Почему он такой?
4. Как и почему казнили бога Перуна после принятия Русью христианства?
Задания для самостоятельной работы.
· Найдите, что общего и что различного между славянским, греческим и римским богом-громовержцем.
· Подготовьте рассказ о боге Перуне.
· Составьте 5 вопросов по этой теме.
Урок 12. Род и Рожаницы.
Вопросы:
1. Какой бог считался у славян самым древним, прародителем всех других богов? В чём состоял его культ?
2. Какие функции выполнял Род?
3. Как вы думаете, почему не сохранилось, а скорее и не существовало изображения бога Рода. Обоснуйте свой ответ.
Задания для самостоятельной работы.
· Расскажите о прародителе всех богов.
· Придумайте максимальное количество слов с корнем “род”. Покажите, в чём взаимосвязи между этими словами.
Урок 13. Скотий бог – Велес.
Вопросы.
1. Какие изменения претерпел образ бога Велеса?
2. С какими праздниками связан культ бога Велеса?
3. Почему созвездие Большой Медведицы раньше называлось созвездие Большой Лосихи? Почему название изменилось?
4. Как Велес стал скотьим богом?
5. Почему богу Велесу посвящают несжатую полоску хлебных злаков?
6. Как связан бог Велес с миром мертвых?
7. Что происходит с культом бога Велеса в христианскую эпоху?
Задание для самостоятельной работы.
· Придумайте и изобразите маски ряженых. Объясните свой выбор.
· Подготовьте рассказ о Велесе. Как, на ваш взгляд, мог бы выглядеть идол бога Велеса.
Урок 14. Святовид – сын Сварога. Семаргл.
Вопросы:
1. Как мог быть устроен храм Святовида?
2. Как изображали Святовида?
3. Как проходил праздник, посвященный Святовиду?
4. Расскажите, что вы знаете о боге Семаргле?
Задания для самостоятельной работы.
· Попробуйте составить речь жреца, обращенную богу Святовиду.
· Подготовьте рассказ о Святовиде. Нарисуйте портрет Святовида.
Урок 15.Стрибог – бог ветров. Чудо-птицы.
Вопросы:
1. О чём поют птицы Гамаюн и Алконост?
2. Сирин и Сирены, чем они близки?
Задания для самостоятельной работы.
· Вспомни, о каких волшебных птицах ты ещё знаешь? В чём состояло их волшебство?
· Подумай, о чём поют вещие птицы?
Урок 16. Макошь – мать хорошего урожая. Доля и Недоля – девы судьбы.
Вопросы:
1. Почему древнюю славянскую богиню зовут Макошь? Как имя богини связано с функциями, которые она выполняет.
2. Почему Макошь была такой почитаемой богиней?
3. Кто помогает Макоши прясть нить судьбы? Расскажите о них.
Задания для самостоятельной работы.
· Соберите материал о святой Параскеве Пятнице. Постарайтесь найти общее и различное в образе Макоши и Параскевы Пятницы.
· Расскажите о Макоши, Доле и Недоле. Изобразите их.
Урок 17. Лада и её семья.
Вопросы:
1. Перечислите всех детей Лады, каковы их функции?
2. Как по внешним признакам можно распознать каждое божество, входящее в семью Лады?
Задания для самостоятельной работы.
· Найдите в русском языке слова, родственные именам богинь Лады и Лели.
· Прокомментируйте тот факт, что используемые в русских народных песнях запевки «Диди-Ладо» или «Ой, Дид-Ладо» содержат имена богов. (Дид-Лада можно перевести как Великая Лада (Dedis Lado)).
· Изобразите каждого из богов семьи Лады с атрибутами (или только атрибуты).
Урок 18. Ярила.
Вопросы:
1. Чем примечателен бог Ярила?
2. Что общего между Ярилой и древнегреческими богами Дионисом и Эротом?
3. Как праздновали день Ярилы?
Задания для самостоятельной работы.
· Сравните праздники Ярилы и Диониса. Что общего? Что различного?
· Подготовьте рассказ о Яриле. Словесно нарисуйте портрет этого бога.
Урок 19. Мара или Морена.
Вопросы:
1. Почему Морена связывалась с зимним периодом и ночью?
2. Расскажите, что символизировал ритуал уничтожения чучела Морены?
Задания для самостоятельной работы.
· Мара – кошмар – кикимора – уморить -… Продолжите ряд родственных слов.
· Как вы думаете, кто является антиподом богини Морены (из изученных богов). Сопоставьте эти божества.
Урок 20. Великаны.
Вопросы:
1.Откуда появились великаны?
2. Куда делись великаны?
Задания для самостоятельной работы.
· Проследите связь (общее и различное) между славянскими великанами и древнегреческими титанами.
· Подготовьте рассказ о появлении, характере, делах, судбье одного из великанов (Горыня.Дубыня, Усыня).
· Составьте кроссворд по теме: «Славянские боги».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|