Введение в славянскую мифологию и её современные источники -3 часа.
Пояснительная записка
Актуальность программы: В современном нам обществе всё большее значение имеют такие факторы, как отгороженность человека от мира природы, разобщённость людей, снижение интенсивности и глубины общения, разочарование в гуманистических ценностях, рост потребительского отношения к жизни, стремления к удовольствию и т.п. Влияние этих факторов приводит к появлению негативных тенденций в психическом, социальном, духовном состоянии наших современников, в том числе, детей. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка является важным в формировании основ личности, так как современное прагматическое общество «репродуцирует» человека-машину, не умеющего понимать, любить, чувствовать.
Миссия программы
В противостоянии этим тенденциям и в создании первичных условий для приобщения ребёнка к духовному наследию человечества мы видим назначение нашей программы. Мы опираемся на культурологическую парадигму, предпочитающую качество жизни количественным накоплениям, признающую множественность истин, приоритет культуры над научно-техническим прогрессом.
Возвращение к истокам бытия через погружение в одухотворённый, яркий мир словесного творчества наших предков представляет собой способ противостояния современным негативным тенденциям и начало пути морального, социального, психологического выздоравливания. История начинается с мифов, которые, изменяясь во времени, живут тысячелетия. Миф – это форма осознания связи человека с миром. История мифа отражает историю культуры, представляет собой воплощение в доступных восприятию школьника художественных образах духовные искания и размышления древнего человека и, в том числе, наших ближайших предков – славян.
Предмет “Славянская мифология” в нашей школе является вторым предметом цикла культурологических дисциплин. Ему предшествует курс “Мировая мифология” и его продолжает курс ”Социальная культурология” Изучение славянской мифологии имеет особое значение вследствие предоставляемых им возможностей приобщения к родной культуре, воспитания чувства любви и гордости за историю своего народа.
Программа адресована учащимся 5 класса средней школы.
Исходя из вышеизложенного, целевое назначение программы “Славянская мифология” состоит в формировании ценностного отношения к культуре славян и славянским мифам как способу воплощения продуманной системы их миропонимания.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
Образовательные:
- знакомство детей с картиной мира древних славян и её отражением в мифах;
- формирование представлений об образе жизни славян, связи с их верованиями;
- знание символики народной культуры и её назначения при использовании в архитектуре, быту, одежде;
- понимание частичной встроенности древней культуры в современную в виде различных бытовых ритуалов, правил, суеверий;
- побуждение детей к корне-смысловому анализу слов русского языка в целях понимания сущности слова;
- получение первичного представления о единстве и взаимопроникновении древних культур;
- овладение способностью к пониманию фольклорных основ русского искусства, в том числе, русской литературы.
Воспитательные:
- побуждение учащихся к осмыслению системы взглядов о мире, к формированию своей картины мира;
- формирование глубокого отношения к основным явлениям окружающей природы и их мифологическим образам;
- ощущение себя продолжателем славянской культуры;
- пробуждение исторической памяти.
Развивающие:
- подготовка к восприятию культурологии как основы системного анализа явлений культуры настоящего и прошлого;
- овладение способностью к первичному анализу документальных историко-культурных фактов;
- заинтересованность этнографическими и этимологическими исследованиями;
- развитие образного мышления, эмоционально-чувственной сферы личности, способности к эмпатическому восприятию художественных образов.
Миф возник в первобытный период, через него прошло в отдаленные века все человечество. Развитие мифа можно рассматривать как развитие культуры. Толчком к возникновению мифов послужило одушевление всей природы. Наверное, ни на чем нельзя так хорошо изучить законы воображения, как на определенных событиях мифической истории. Услышать мифы, сказки, народный фольклор – значит, получить уникальную возможность услышать историю из уст её создателей. Мы можем увидеть результаты мифотворчества наших предков, и отнестись к этому необходимо с должным почтением.
За последние несколько десятилетий произошел переворот в археологии, сравнительном языкознании, сравнительной мифологии. Новые факты единства евразийских народов, существования единого языка человечества совершенно изменили картину истории человечества, начиная с прародины человека до сложения государств. Славянская мифология претерпела большие разрушения в связи с принятием христианства. Богатство народной культуры расточительно забывалось, только отголоски его можно увидеть в календарных праздниках, играх, песнях, сказках. Славянская мифология является частью праиндоевропейской духовной культуры, начало которой лежит в пятом тысячелетии до н.э. История Отечества, мира должна восстанавливаться во всей её широте и объёме и через призму повышенного интереса к культурному наследию своей родины. Исходя из понимания, что знанием греческих мифов не должно ограничиваться представление детей об этом виде устного народного творчества, сегодня всё чаще в школьные предметы вводятся такие, как “Народная словесность”, “Мифология” и т.д. Большинство этих программ носит ознакомительный или развивающий характер, наиболее значимой своей задачей ставит раскрытие творческих способностей ребёнка во внеклассных досуговых формах работы.
Новизнанашей программы состоит в попытке создать курс на академической научной основе, в стремлении перейти от яркого поверхностного описания мифов к вскрытию интеграционных литературоведческих и культурологических связей, к формированию научного мировоззрения у ребёнка, способности различать спекулятивные модные и научно-обоснованные теории в области мифологии.
Особенностью программы является также использование технологии погружения в мир славянской культуры посредством участия в традиционных праздниках, моделировании обрядов, изготовлении элементов славянского быта, театрализации ритуальных действий и т.д.
Условиемобучения детей по программе является добровольный характер, то есть желание самих детей, и согласие их родителей.
Режим занятий – 1 час в неделю (можно изучать предмет как элективный курс, как предметный курс для гуманитарного профиля обучения, как факультатив, кружок и пр.).
Наполняемость учебной группы может соответствовать количеству детей в классе.
Ожидаемые результаты:
После прохождения программы учащиеся
· овладеют понятиями: этнография, этимология, топонимика, культурология, первоисточник, палеолит, верхний палеолит, пекло, Алатырь-камень, остов-Буян, Ирий, овин, горница, созвездие, вера, поверие, суеверие, жрец, капище, колядование, пережиток.
· будут иметь представление о происхождении, внешнем облике, привычках, особенностях характера богов и героев нижней мифологии славян;
· будут знать способы взаимодействия славян с героями мифов через бытовые и праздничные обряды и ритуалы;
· познакомятся с взаимосвязью образов славянских и греческих богов, героев славянских мифов и православных святых;
· получат представление о картине мира древних славян, её цельном характере и соотнесённости этой картины с образом жизни;
· захотят сопоставлять свои поступки со своими взглядами;
· разберутся в причинах принятых в современном мире ритуалов, уходящих своими корнями в славянское прошлое;
· будут испытывать чувство гордости за своих трудолюбивых, открытых, гостеприимных, одухотворённых, мужественных, стремящихся к равенству, свободе и справедливости предков.
· заинтересуются этимологическим анализом слов славянского происхождения;
· будут уметь анализировать этнографические источники информации о древних культурах;
· смогут понимать основную славянскую символику;
· будут способны понимать языческие символы фольклорной литературы.
Способы проверки результативности прохождения программы:
отзывы детей и родителей, наблюдения педагога за включённостью детей в учебный процесс, анкетирование, учебное тестирование.
Способы фиксации результата:
Выставление оценок за устные выступления, работу на уроке, письменные творческие работы, домашние работы, выполнение проверочных работ.
Формы подведения итогов реализации программы
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется после прохождения каждого блока программы в форме написания проверочной работы по изученному материалу (вариант проверочной работы представлен в Приложении 2).
Итоговая аттестация осуществляется в форме коллективного творческого путешествия в мир наших предков славян, которое сопровождается различными групповыми испытаниями.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование тем
| Количество часов
| Теория
| Практика
| Всего
| 1.
| Введение в славянскую мифологию и её современные источники.
|
|
|
| 1.1
| Значение мифологии в развитии сознания человека, общей картины мироустройства.
|
|
| | 1.2
| Славянская мифология. Источники сведений по раннеславянской мифологии.
|
|
| | 1.3
| «Велесова книга» как один из вариантов мифологического источника.
|
|
| | 2.
| Мифы о происхождении мира у славян.
|
|
|
| 2.1
| Первая модель мира – мировое дерево.
|
|
| | 2.2
| Вторая модель мира - сотворение мира из яйца.
|
|
| | 2.3
| Третья модель мирозданья у славян – создание мира птицей из глины со дна океана.
|
|
| | 3.
| Славянские боги.
|
|
|
| 3.1
| Славянские боги. Общее представление.
|
|
| | 3.2
| Отец света и небесный кузнец Сварог.
|
|
| | 3.3
| Дети Сварога – Сварожичи. Дажьбог – «божье око».
|
|
| | 3.4
| Грозный владыка – Перун-громовержец.
|
|
| | 3.5
| Род и Рожаницы – древнейшие славянские боги.
|
|
| | 3.6
| Скотий бог – Велес.
|
|
| | 3.7
| Святовид – сын Сварога. Крылатый пес – бог Семаргл.
|
|
| | 3.8
| Стрибог – бог ветров. Чудо-птицы.
|
|
| | 3.9
| Макошь – мать хорошего урожая. Доля и Недоля – девы судьбы.
|
|
| | 3.10
| Лада и её семья.
|
|
| | 3.11
| Ярила – веселый весенний бог.
|
|
| | 3.12
| Мрачная богиня Морена.
|
|
| | 3.13
| Великаны.
|
|
| | 4.
| Мир духов древних славян.
|
|
|
| 4.1
| Мир духов древних славян. Общие представления. Баба Яга.
|
|
| | 4.2
| Домовой и Кикимора – домашние духи.
|
|
| | 4.3
| Банник и Банная бабушка.
|
|
| | 4.4
| Дворовой и овинник.
|
|
| | 4.5
| Леший и полевик.
|
|
| | 4.6
| Водяной. Русаки. Болотницы.
|
|
| | 5.
| Славянские календарно-обрядовые праздники.
|
| -
|
| 5.1
| Славянские календарно-обрядовые праздники. Зимние Святки.
|
|
| | 5.2
| Широкая Масленица.
|
|
| | 5.3
| День Ивана Купалы.
|
|
| | 6.
| Обобщение материала.
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
|
Содержание программы.
Введение в славянскую мифологию и её современные источники -3 часа.
Значение мифологии в развитии сознания человека, в осмыслении общей картины мироустройства. Миф как выражение особой формы общественного сознания, присущий людям на разных стадиях развития. Верование в одушевление всей природы (анимизм) и дальнейшее олицетворение её в мифических образах. Наделение волей окружающих предметов. Мифы как колыбель, из которой выросли этика, литература, искусство, религия, наука.
Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов. Три ветви современных славян: восточные (русские, украинцы, белорусы); южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы); западные (поляки, чехи, словаки, лужичане).
Особенность славянской мифологии: стремление объяснить все явления действительности сразу, целостно в их взаимосвязи. Объяснить вещь или явление означало рассказать об их возникновении.
Борьба христианства с языческими верованиями славян. Вторичные– письменные, фольклорные и вещественные – источники информации о верованиях славян: летописи, фольклор (сказки, былины, обрядовые песни, заклинания и т.д.); археологические находки – наиболее достоверный источник; этнографические материалы (описание семейных, календарных и прочих обрядов; описание жилища, одежды и т.п.); язык. История находки «Велесовой книги».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|