Сделай Сам Свою Работу на 5

Введение в славянскую мифологию и её современные источники -3 часа.





Пояснительная записка

Актуальность программы: В современном нам обществе всё большее значение имеют такие факторы, как отгороженность человека от мира природы, разобщённость людей, снижение интенсивности и глубины общения, разочарование в гуманистических ценностях, рост потребительского отношения к жизни, стремления к удовольствию и т.п. Влияние этих факторов приводит к появлению негативных тенденций в психическом, социальном, духовном состоянии наших современников, в том числе, детей. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка является важным в формировании основ личности, так как современное прагматическое общество «репродуцирует» человека-машину, не умеющего понимать, любить, чувствовать.

Миссия программы

В противостоянии этим тенденциям и в создании первичных условий для приобщения ребёнка к духовному наследию человечества мы видим назначение нашей программы. Мы опираемся на культурологическую парадигму, предпочитающую качество жизни количественным накоплениям, признающую множественность истин, приоритет культуры над научно-техническим прогрессом.



Возвращение к истокам бытия через погружение в одухотворённый, яркий мир словесного творчества наших предков представляет собой способ противостояния современным негативным тенденциям и начало пути морального, социального, психологического выздоравливания. История начинается с мифов, которые, изменяясь во времени, живут тысячелетия. Миф – это форма осознания связи человека с миром. История мифа отражает историю культуры, представляет собой воплощение в доступных восприятию школьника художественных образах духовные искания и размышления древнего человека и, в том числе, наших ближайших предков – славян.

Предмет “Славянская мифология” в нашей школе является вторым предметом цикла культурологических дисциплин. Ему предшествует курс “Мировая мифология” и его продолжает курс ”Социальная культурология” Изучение славянской мифологии имеет особое значение вследствие предоставляемых им возможностей приобщения к родной культуре, воспитания чувства любви и гордости за историю своего народа.



Программа адресована учащимся 5 класса средней школы.

Исходя из вышеизложенного, целевое назначение программы “Славянская мифология” состоит в формировании ценностного отношения к культуре славян и славянским мифам как способу воплощения продуманной системы их миропонимания.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

Образовательные:

- знакомство детей с картиной мира древних славян и её отражением в мифах;

- формирование представлений об образе жизни славян, связи с их верованиями;

- знание символики народной культуры и её назначения при использовании в архитектуре, быту, одежде;

- понимание частичной встроенности древней культуры в современную в виде различных бытовых ритуалов, правил, суеверий;

- побуждение детей к корне-смысловому анализу слов русского языка в целях понимания сущности слова;

- получение первичного представления о единстве и взаимопроникновении древних культур;

- овладение способностью к пониманию фольклорных основ русского искусства, в том числе, русской литературы.

Воспитательные:

- побуждение учащихся к осмыслению системы взглядов о мире, к формированию своей картины мира;

- формирование глубокого отношения к основным явлениям окружающей природы и их мифологическим образам;

- ощущение себя продолжателем славянской культуры;

- пробуждение исторической памяти.

Развивающие:

- подготовка к восприятию культурологии как основы системного анализа явлений культуры настоящего и прошлого;

- овладение способностью к первичному анализу документальных историко-культурных фактов;



- заинтересованность этнографическими и этимологическими исследованиями;

- развитие образного мышления, эмоционально-чувственной сферы личности, способности к эмпатическому восприятию художественных образов.

 

Миф возник в первобытный период, через него прошло в отдаленные века все человечество. Развитие мифа можно рассматривать как развитие культуры. Толчком к возникновению мифов послужило одушевление всей природы. Наверное, ни на чем нельзя так хорошо изучить законы воображения, как на определенных событиях мифической истории. Услышать мифы, сказки, народный фольклор – значит, получить уникальную возможность услышать историю из уст её создателей. Мы можем увидеть результаты мифотворчества наших предков, и отнестись к этому необходимо с должным почтением.

За последние несколько десятилетий произошел переворот в археологии, сравнительном языкознании, сравнительной мифологии. Новые факты единства евразийских народов, существования единого языка человечества совершенно изменили картину истории человечества, начиная с прародины человека до сложения государств. Славянская мифология претерпела большие разрушения в связи с принятием христианства. Богатство народной культуры расточительно забывалось, только отголоски его можно увидеть в календарных праздниках, играх, песнях, сказках. Славянская мифология является частью праиндоевропейской духовной культуры, начало которой лежит в пятом тысячелетии до н.э. История Отечества, мира должна восстанавливаться во всей её широте и объёме и через призму повышенного интереса к культурному наследию своей родины. Исходя из понимания, что знанием греческих мифов не должно ограничиваться представление детей об этом виде устного народного творчества, сегодня всё чаще в школьные предметы вводятся такие, как “Народная словесность”, “Мифология” и т.д. Большинство этих программ носит ознакомительный или развивающий характер, наиболее значимой своей задачей ставит раскрытие творческих способностей ребёнка во внеклассных досуговых формах работы.

Новизнанашей программы состоит в попытке создать курс на академической научной основе, в стремлении перейти от яркого поверхностного описания мифов к вскрытию интеграционных литературоведческих и культурологических связей, к формированию научного мировоззрения у ребёнка, способности различать спекулятивные модные и научно-обоснованные теории в области мифологии.

Особенностью программы является также использование технологии погружения в мир славянской культуры посредством участия в традиционных праздниках, моделировании обрядов, изготовлении элементов славянского быта, театрализации ритуальных действий и т.д.

Условиемобучения детей по программе является добровольный характер, то есть желание самих детей, и согласие их родителей.

Режим занятий1 час в неделю (можно изучать предмет как элективный курс, как предметный курс для гуманитарного профиля обучения, как факультатив, кружок и пр.).

Наполняемость учебной группы может соответствовать количеству детей в классе.

Ожидаемые результаты:

После прохождения программы учащиеся

· овладеют понятиями: этнография, этимология, топонимика, культурология, первоисточник, палеолит, верхний палеолит, пекло, Алатырь-камень, остов-Буян, Ирий, овин, горница, созвездие, вера, поверие, суеверие, жрец, капище, колядование, пережиток.

· будут иметь представление о происхождении, внешнем облике, привычках, особенностях характера богов и героев нижней мифологии славян;

· будут знать способы взаимодействия славян с героями мифов через бытовые и праздничные обряды и ритуалы;

· познакомятся с взаимосвязью образов славянских и греческих богов, героев славянских мифов и православных святых;

· получат представление о картине мира древних славян, её цельном характере и соотнесённости этой картины с образом жизни;

· захотят сопоставлять свои поступки со своими взглядами;

· разберутся в причинах принятых в современном мире ритуалов, уходящих своими корнями в славянское прошлое;

· будут испытывать чувство гордости за своих трудолюбивых, открытых, гостеприимных, одухотворённых, мужественных, стремящихся к равенству, свободе и справедливости предков.

· заинтересуются этимологическим анализом слов славянского происхождения;

· будут уметь анализировать этнографические источники информации о древних культурах;

· смогут понимать основную славянскую символику;

· будут способны понимать языческие символы фольклорной литературы.

Способы проверки результативности прохождения программы:

отзывы детей и родителей, наблюдения педагога за включённостью детей в учебный процесс, анкетирование, учебное тестирование.

Способы фиксации результата:

Выставление оценок за устные выступления, работу на уроке, письменные творческие работы, домашние работы, выполнение проверочных работ.

Формы подведения итогов реализации программы

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется после прохождения каждого блока программы в форме написания проверочной работы по изученному материалу (вариант проверочной работы представлен в Приложении 2).

Итоговая аттестация осуществляется в форме коллективного творческого путешествия в мир наших предков славян, которое сопровождается различными групповыми испытаниями.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование тем Количество часов
Теория Практика Всего
1. Введение в славянскую мифологию и её современные источники.  
1.1 Значение мифологии в развитии сознания человека, общей картины мироустройства.    
1.2 Славянская мифология. Источники сведений по раннеславянской мифологии.    
1.3 «Велесова книга» как один из вариантов мифологического источника.    
2. Мифы о происхождении мира у славян.
2.1 Первая модель мира – мировое дерево.    
2.2 Вторая модель мира - сотворение мира из яйца.    
2.3 Третья модель мирозданья у славян – создание мира птицей из глины со дна океана.    
3. Славянские боги.
3.1 Славянские боги. Общее представление.    
3.2 Отец света и небесный кузнец Сварог.    
3.3 Дети Сварога – Сварожичи. Дажьбог – «божье око».    
3.4 Грозный владыка – Перун-громовержец.    
3.5 Род и Рожаницы – древнейшие славянские боги.    
3.6 Скотий бог – Велес.    
3.7 Святовид – сын Сварога. Крылатый пес – бог Семаргл.    
3.8 Стрибог – бог ветров. Чудо-птицы.    
3.9 Макошь – мать хорошего урожая. Доля и Недоля – девы судьбы.    
3.10 Лада и её семья.    
3.11 Ярила – веселый весенний бог.    
3.12 Мрачная богиня Морена.    
3.13 Великаны.    
4. Мир духов древних славян.
4.1 Мир духов древних славян. Общие представления. Баба Яга.    
4.2 Домовой и Кикимора – домашние духи.    
4.3 Банник и Банная бабушка.    
4.4 Дворовой и овинник.    
4.5 Леший и полевик.    
4.6 Водяной. Русаки. Болотницы.    
5. Славянские календарно-обрядовые праздники. -
5.1 Славянские календарно-обрядовые праздники. Зимние Святки.    
5.2 Широкая Масленица.    
5.3 День Ивана Купалы.    
6. Обобщение материала.  
ИТОГО

Содержание программы.

Введение в славянскую мифологию и её современные источники -3 часа.

Значение мифологии в развитии сознания человека, в осмыслении общей картины мироустройства. Миф как выражение особой формы общественного сознания, присущий людям на разных стадиях развития. Верование в одушевление всей природы (анимизм) и дальнейшее олицетворение её в мифических образах. Наделение волей окружающих предметов. Мифы как колыбель, из которой выросли этика, литература, искусство, религия, наука.

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов. Три ветви современных славян: восточные (русские, украинцы, белорусы); южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы); западные (поляки, чехи, словаки, лужичане).

Особенность славянской мифологии: стремление объяснить все явления действительности сразу, целостно в их взаимосвязи. Объяснить вещь или явление означало рассказать об их возникновении.

Борьба христианства с языческими верованиями славян. Вторичные– письменные, фольклорные и вещественные – источники информации о верованиях славян: летописи, фольклор (сказки, былины, обрядовые песни, заклинания и т.д.); археологические находки – наиболее достоверный источник; этнографические материалы (описание семейных, календарных и прочих обрядов; описание жилища, одежды и т.п.); язык. История находки «Велесовой книги».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.