Затратный подход к оценке стоимости объектов оценки
Согласно п. 23 ФСО-1 Затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства.
При этом, исходя из сущности затратного подхода, под возможностью заменить объект оценки понимается возможность создания (строительства) новой точной копии или объекта замещения.
Затратный подход при оценке стоимости грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов базируется на принципе замещения. Для вычисления стоимости восстановления или замещения, которые являются базой для расчетов в затратном подходе, требуется определить затраты (издержки), связанные с созданием, приобретением и установкой оцениваемых машин.
Под стоимостью восстановления оцениваемых грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов подразумевают стоимость воспроизводства их точного аналога в текущих ценах на дату оценки либо стоимость приобретения нового объекта, полностью идентичного данному, также в текущих ценах.
Остаточную стоимость выражают стоимостью восстановления объекта за вычетом начисленного износа.
Под стоимостью замещения оцениваемых машин и оборудования понимают номинальную стоимость приобретения аналогичных новых объектов, максимально похожих на оцениваемые в текущих ценах.
Расчет оценки рыночной стоимости подержанных грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, производится с учетом их физического и морального износа, замены агрегатов, комплектации, переоборудовании, дополнительного оборудования и эксплуатационных дефектов, многомерным косвенным методом.
В рамках затратного подхода расчет рыночной стоимости (С.затр) производится многомерным косвенным методом по формуле:
С.затр = Сан. * k * (1– Иф /100) - С эд. (10.10),
где
Сан. – стоимость нового аналогичного автомобиля (ед. техники)
k- коэффициент приведения к цене Объекта оценки
Иф –физический износ
С эд - стоимость устранения эксплуатационных дефектов
Коэффициент приведения к цене Объекта оценки определяется исходя из остаточной стоимости объекта оценки, которая снижается с учетом величины морального износа при снятии объекта оценки с производства - 2% в год с момента снятия с производства до даты оценки, но не более 20%.[4]
(10.11)
где:
k- коэффициент приведения к цене Объекта оценки
- дата оценки, год оценки
- дата снятия модели объекта оценки с производства.
Расчет рыночной стоимости нового аналогичного автомобиля (ед. техники) (С ан.) производится прямым методом по формуле:
n
Σ Ci
(i=1)
С ан. = ––––––––––– (10.12)
n
где Ci – i-е значение стоимости нового аналога в выборке
n – объем выборки значений стоимости нового аналога
Цена нового АМТС (автомототранспортного средства) Цнов или Цнов прив снижается после его продажи. В методических рекомендациях «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» (издание третье, переработанное и дополненное с изменениями на 22 января 2015 года) указывается, что переход машин и оборудования на вторичный рынок выражается потерей в стоимости на 15%.
Ц1 = Цнов(нов прив)х[1-Ксниж/100%][5] (10.13)
Цена АМТС Ц1 должна быть уменьшена с учетом эксплуатационного износа Иэ по формуле:
Цэ=Ц1х[1-Иэ/100%][6] (10.14)
Расчет физического (эксплуатационного) износа объекта оценки с учетом возраста и пробега проводится по формуле:
Иф = 100 * (1 – е-W ) (10.15),
где:
е – основание натурального логарифма е = 2,718
W - функция, зависящая от возраста и пробега ТС (СМ), общий вид:
W = kT * Тф + kL * Lф (10.16),
где:
kT -коэффициент, учитывающий влияние возраста и зависящий от вида, марки, модели техники;
Тф –фактический возраст объекта оценки на дату оценки;
kL – коэффициент, учитывающий влияние пробега транспортного средства с начала эксплуатации и зависящий от вида, марки, модели транспортного средства;
Lф – фактический пробег объекта оценки[7]
Фактический возраст объекта оценки определяется по паспорту транспортного средства или паспорту самоходной машины (ПТС, ПСМ) с момента выпуска.
Фактический пробег объекта оценки определяется по показанию спидометра (счетчику моточасов). При невозможности установить пробег по спидометру, пробег (моточасы) определяется по таблице среднегодовых и общих пробегов с начала эксплуатации объекта оценки, в случае оценки транспортных средств и в соответствии с формулой 7, при оценке прицепов и полуприцпов техники:
(10.17)
где:
- фактическая наработка двигателя специального транспортного средства при его работе в стационарных условиях для приведения в действие специального оборудования на дату оценки, моточас;
- коэффициент приведения наработки двигателя в стационарных условиях к пробегу транспортного средства, км/моточас.[8]
Чтобы определить стоимость нового автомобиля (ед. техники) оценщик находит цену автомобиля (ед. техники). Средняя арифметическая цена определяется по формуле (10.18):
(10.18)
где: Ср – средняя рыночная стоимость автомобиля; ∑Сi – суммарная стоимость аналогов по i-тым предложениям; N – количество предложений;
Стоимость автомототранспортного средства может быть снижена дополнительно, если известно, что автомототранспортное средство будет реализовываться в специфических условиях:
- продажа после длительного хранения в ненадлежащих условиях – стоимость снижается дополнительно на 5 % за каждый год хранения;
- ограничение по срокам продажи (срочная продажа) – дополнительное снижение стоимости может составлять до 15%.[9]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|