Сделай Сам Свою Работу на 5

Конкурентоспособность торгового бизнеса. Выбор месторасположения торгового предприятия





 

Конкурентная среда современной сферы здравоохранения весьма насыщена; товары и услуги в ней зачастую легче произвести, чем продать. Имея широкий выбор, покупатель становится весьма разборчивым и придирчивым. Любая мелочь, негативное восприятие продукта или его окружения заставляет воздерживаться потенциального потребителя от покупки и прибегать к услугам конкурирующих компаний.

Успешными продажи изготовленного товара могут быть только в том случае, если он конкурентоспособен, то есть по каким-либо характеристикам превосходит аналогичную продукцию конкурентов. Параметры превосходства одного товара над другим принято называть конкурентными преимуществами, к числу которых относятся цена, качество, упаковка, дизайн, престиж, имидж торговой марки и проч. (см. рис.6.1). Для торговой деятельности одно из ведущих мест в системе факторов конкурентоспособности бизнеса занимает месторасположение аптеки, магазина оптики или медицинской техники. При открытии розничных предприятий организатор торгового бизнеса должен принимать во внимание целый ряд важных моментов, без учета которых успешный бизнес не может состояться. Назовем основные из них.



Наличие достаточного клиентопотока. Очевидно, что для поддержания определенного товарооборота в торговом предприятии необходим известный объем потенциальных и реальных покупателей. Далеко не все места расположения торгового бизнеса обеспечивают такой объем. Излишне говорить, что без покупателей в торговле нет прибыли. Поэтому основное внимание при выборе месторасположения бизнеса ритейлер уделяет наличию клиентопотока, то есть потока розничных покупателей.

Рис.6.1. Факторы конкурентоспособности торгового бизнеса.

Для отдельно стоящего магазина медицинских товаров или аптеки обычно выбираются места в центральных частях городов, на оживленных улицах, проспектах, на территориях с хорошей транспортной инфраструктурой и видимостью торгового предприятия, удобными подходами и подъездными путями.

Стремление организаторов медицинского бизнеса открывать специализированные магазины и аптеки в центральной части городов с достаточным клиентопотоком имеет и свою оборотную сторону – здесь стоимость аренды торговых площадей и налоги значительно выше, чем на окраинах. А это обстоятельство означает, что торговые надбавки и цены в аптеках и магазинах медицинских товаров, расположенных в центральной части населенных пунктов, будут выше. Отсюда следует дилемма: что предпочесть – более низкие цены и удаленность от платежеспособного клиентопотока или высокие цены и достаточный клиентопоток. Правильный выбор места для аптеки или специализированного магазина можно осуществить только с учетом покупательной способности района.



Платежеспособность покупателей. Потенциальный покупатель может стать реальным только в том случае, если он обладает достаточными финансовыми ресурсами для совершения покупок в данном торговом предприятии. Неплатежеспособный клиент коммерческого интереса для торговли не представляет. Таким образом, для продавцов медицинских товаров и организаторов торгового бизнеса важнейшим параметром при выборе мест деятельности является наличие платежеспособного спроса со стороны покупателей.

Соответственно, от платежеспособности покупателей зависит ценовый сегмент, в котором функционирует та или иная аптека или магазин медицинской техники – для элитной продукции известных брэндов спрос достаточно неэластичен (т.е. относительно нечувствителен к повышению цены), для малоизвестных лекарственных препаратов в массовом сегменте – спрос более эластичен.

Величина аптек и магазинов, их престижность. В торговле медицинскими товарами и лекарственными средствами значимым моментом является масштаб торгового предприятия, его имидж и известность в кругах покупателей. Большой аптечный центр с огромным выбором лекарственных препаратов и медицинской продукции способен «притягивать» покупателей и разных районов города и даже из соседних населенных пунктов. Сила притяжения такого торгового предприятия может быть такова, что даже вынесение его за пределы центральной части города не уменьшает клинтопотока. При этом из-за низкой стоимости торговых площадей цены на лекарства и прочую медицинскую продукцию могут быть существенно ниже, чем у других аптек и магазинов-конкурентов. Особенно это характерно для торговых предприятий, использующих так называемую Private label (частную торговую марку), гарантируя покупателям высокое качество всех продаваемых товаров. Private label служит в данном случае своеобразным символом тщательной проверки всех лекарственных препаратов и свойств товаров, выставленных на продажу. Тестирование качества и предоставление дополнительных гарантий служит еще одним фактором привлечения покупателей. Ради имиджа, широкого выбора продукции, предоставления дополнительных гарантий и услуг потребитель готов преодолевать определенные расстояния и нести некоторые транспортные издержки для покупок в такой аптеке или магазине.



Наличие конкурирующих торговых предприятий. Успешная торговля лекарственными средствами и медицинским оборудованием во многом зависит от наличия в непосредственной близости с торговым предприятием конкурирующих ритейлеров. Сконцентрированность в одном месте сразу нескольких аптек или магазинов, торгующих аналогичными видами продукции, обостряет борьбу за покупателя. Следствием такой борьбы может стать падение цен и соответствующее снижение прибыли, усиление недобросовестной конкуренции, банкротство отдельных ритейлеров. Поэтому при выборе будущих мест деятельности торговых предприятий наличие существующих или потенциальных конкурентов обязательно учитывается.

К числу факторов, оказывающих существенное влияние на торговлю лекарственными препаратами и медицинскими товарами, относятся также популярность определенных медикаментозных, физиотерапевтических и прочих средств в той или иной местности, влияние средств массовой информации, изменения в образе жизни населения, проведение в данном городе или стране масштабных рекламных кампаний и промоушен-акций.

В ряду факторов успешной торговли лекарственными средствами и медицинскими товарами следует особо выделить рост благосостояния населения. Учитывая то, что потребность в качественных препаратах и медицинских услугах существенно возрастает при росте благосостояния населения (т.е. эластичны по доходу), торговля медицинскими товарами и услугами динамично растет в тех регионах, где наблюдается соответствующий рост доходов. Причем зависимость роста доходов и спроса на медицинские товары и услуги нелинейна – спрос растет опережающими темпами.

В связи с отмеченной тенденцией хорошие перспективы торговли качественными лекарственными препаратами и иной медицинской продукцией имеются на развивающихся рынках – в России, в странах СНГ, в Восточной Европе, в Китае, Индии и некоторых других странах. Что же касается развитых государств, то там рынки лекарственных средств и медицинского оборудования развиваются более умеренными темпами, а торговля продукцией медицинского назначения отличается сравнительно меньшей рентабельностью.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.