Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовая защита торговых марок в медицинском бизнесе





 

Все торговые марки принадлежат каким-либо владельцам – частнопрактикующим врачам, лечебным учреждениям, фармацевтическим предприятиям, аптекам. Однако собственность эта неосязаема, ее нельзя подержать в руках. В то же время ее легко скопировать или подделать, использовать без согласия законного владельца. Зная о позитивном восприятии потребителями какой-либо торговой марки, подпольные производители товаров и услуг снабжают чужой торговой маркой свою некачественную продукцию и извлекают незаслуженную прибыль. А те компании, права которых были нарушены, несут двойные потери – как материального, так и морального плана. С одной стороны, поддельная (контрафактная) продукция оттягивает часть платежеспособного спроса на себя и законный владелец торговой марки недополучает прибыль, с другой стороны, его репутации наносится огромный моральный ущерб, так как ответственность за некачественный продукт потребитель возлагает именно на него.

Во многих развитых и развивающихся странах несанкционированное использование чужих торговых марок получила широкое распространение. Не исключением является и сфера здравоохранения. Здесь ведение бизнеса под чужим именем – явление достаточно частое (особенно в части изготовления и распространения контрафактных лекарственных препаратов).



Рассмотрение несанкционированного использования чужих торговых марок начнем с основополагающих символов медицины – красного креста и красного полумесяца. Красный крест, который легко узнают люди во всем мире, является торговой маркой Международного Комитета Красного Креста (МККК) и его национальных подразделений. Символы красного креста и красного полумесяца используют ныне многие клиники, частнопрактикующие врачи, санатории, больницы, фармацевтические предприятия. В России и некоторых других странах символику красного креста используют автомобили скорой медицинской помощи (муниципальные и частные), не имея на то законных оснований. МККК настоятельно требует от всех частнопрактикующих врачей и медицинских организаций прекратить нарушение его прав на данную торговую марку. При игнорировании этих требований представители МККК обращаются за судебной защитой в национальные правоохранительные органы.



Следует отметить, что большинство государств ведет большую работу по пресечению незаконного использования чужих торговых марок. Это в полной мере касается и использования эмблемы Красного креста. Так, например, в США для автомобилей скорой медицинской помощи вместо красного креста была разработана другая символика – так называемая Звезда жизни (Star of Life) (см. рис.5.9).

 

Рис.5.9. Эмблема экстренной медицинской помощи, принадлежащая Американской медицинской ассоциации и Департаменту здравоохранения, образования и социальной помощи США.

 

Каждая из шести лучей голубой Звезды жизни означает одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центр эмблемы помещен посох Асклепия со змеей – как наиболее узнаваемый символ медицины, не принадлежащий никакой организации или физическому лицу.

Отстаивание МККК своих исключительных прав на красный крест и красный полумесяц ведет к существенным преобразованиям в сфере конструирования и использования торговых марок во многих странах, включая Россию. Очевидно, что зарегистрировать новые торговые марки, имеющие в своей композиции красный крест и красный полумесяц, в любых сочетаниях вскоре будет невозможно. Прибегнуть к ребрэндингу (замене торговой марки) придется и тем участникам индустрии здравоохранения, которые в течение длительного периода использовали символику МККК – например, службе скорой медицинской помощи, частнопрактикующим врачам, государственным лечебным учреждениям и коммерческим структурам. Если они не сделают этого, их торговые марки утратят правовую защиту со всеми вытекающими отсюда последствиями.



Следует отметить, и еще один аспект законодательной защиты торговых марок лечебных препаратов, названия которых становятся со временем родовыми понятиями (то есть олицетворением целого класса лекарств с определенными свойствами). Проиллюстрируем данное положение на примере аспирина.

В 1897 г. немецкий фармацевт Феликс Хофман разработал лекарственный препарат, названный им аспирином, передав через два года права на него Фридриху Байеру – основателю всемирно известной фармацевтической компании «Bayer AG». После того, как слово «аспирин» стало в мире всеобщим, ассоциируясь с определенным типом лекарств, в Великобритании, США, Франции, Японии была аннулирована регистрация торговой марки аспирин под брэндом «Bayer AG».1

Избранные учреждениями здравоохранения в качестве имен торговые марки должны быть проверены на патентную чистоту. Иными словами, перед тем, как использовать новую торговую марку, ее обладателю необходимо убедиться, что кто-либо из участников рынка уже не зарегистрировал подобное название в специальных патентных органах. Любая небрежность или легкомыслие в этом вопросе чреваты негативными последствиями – крупными штрафами и аннулированием торговой марки. В качестве примера приведем следующий эпизод. В 1983 г. руководители Остеопатического госпиталя Оклахомы из города Тулса создали комиссию для выработки плана развития здравоохранения. На одном из совещаний комиссия решила выбрать название для плана. Как и следовало ожидать от группы врачей и администраторов больницы, абсолютно не подготовленных к решению такого рода задачи, они остановились на фразе, составленной из слов, часто используемых другими медицинскими программами, – HEALTH CARE CHOICE (англ. выбор здравоохранения). Не проведя тщательной проверки названия на чистоту, комиссия усугубила первую ошибку. Вскоре после того, как план был принят к исполнению, корпорация AETNA HEALTH CARE, Inc. (англ. система здравоохранения Этна), владелец торговой марки CHOICE (англ. выбор) для аналогичных услуг в области здравоохранения, подала судебный иск о нарушении прав собственности на коммерческое название. Суд постановил запретить Остеопатическому госпиталю пользоваться термином CHOICE, а также возместить AETNA HEALTH CARE SYSTEMS, Inc. ущерб в трехкратном размере и оплатить все судебные издержки и услуги адвокатов.2

Таким образом, следует подчеркнуть, что предприятиям медицинской индустрии необходимо не только разработать торговую марку, проверить ее на патентную чистоту, но и официально зарегистрировать на территории той страны, где марка будет использоваться. После прохождения процедуры регистрации товарные знаки вносятся в соответствующие реестры, а их владельцам выдается свидетельство установленного образца. На зарегистрированных товарных знаках ставится маркировка «Registered Trade Mark» (зарегистрированный товарный знак»), которая в сокращенной форме выглядит как одна или несколько начальных букв из вышеприведенных слов, обведенных в кружок – например, ® или ™.

В заключение отметим, что не все товарные знаки, на которые подаются заявки, удается зарегистрировать. По материалам официальной статистики, публикуемым патентными бюро Германии, Великобритании и США, в указанных странах за последние годы было отвергнуто соответственно около 47%, 33% и 26% предложенных к регистрации знаков. В большинстве случаев отказ обосновывался правовыми мотивами, например, из-за несоответствия требованиям национального законодательства о товарных знаках (отличительная способность, описательность, нормы морали и т.п.).

 

Контрольные вопросы:

 

1. С какой целью вводятся торговые марки в индустрии здравоохранения? Каковы функции и задачи торговых марок?

2. Что представляют собой логотип, слоган и фирменный знак? В чем состоит отличие понятия «торговая марка» от понятия «брэнд»?

3. Какие общераспространенные символы медицины вы можете назвать?

4. Является ли изображение чаши со змеей торговой маркой какого-либо юридического или физического лица?

5. Является ли красный крест и красный полумесяц интеллектуальной собственностью какой-либо организации?

6. Что такое нейминг? Применяется ли нейминг в медицинском бизнесе?

7. Какие факторы следует учитывать при создании торговых марок частнопрактикующих врачей и медицинских учреждений?

8. Какие факторы следует учитывать при создании торговых марок лекарственных препаратов?

9. Какой смысл вкладывается в понятие «зонтичный брэнд»? Приведите примеры из медицинской практики.

10. Можно ли по изображению торговой марки определить, является ли она официально зарегистрированной или нет?

 

 

Глава 6. ДИСТРИБУЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРОДУКТА.

ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ МЕДИЦИНСКИМИ ТОВАРАМИ

6.1. Дистрибуция в медицинской индустрии

6.2. Конкурентоспособность торгового бизнеса. Выбор

месторасположения торгового предприятия

6.3. Мерчендайзинг в торговле медицинскими товарами

6.4. Торговый персонал в аптечном бизнесе: базовые и специальные требования

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.