Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ





Дисциплина «Административная ответственность» является одной из дисциплин профессионального цикла. Она преподается студентам-бакалаврам, приобретающим навыки глобального мышления при изучении дисциплин, подобных административному праву. Поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам учиться в новых для них условиях.

На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе юридических и иных гуманитарных наук, ее практическое значение, довести до студентов учебные задачи дисциплины, ознакомить с учебно-методическим обеспечением дисциплины.

Основные этапы подготовки к лекционному занятию:

1. определение темы лекции (название – лаконичное, краткое, четкое);

2. выделение главных вопросов;

3. определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции);

4. подбор и изучение всего литературного материала;

5. подбор наглядного материала, ТСО и дидактического материала к нему;

6. составление плана лекции;

7. написание полного текста лекции.



При подготовке к лекционным занятиям по курсу необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.



Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы.

Лекция должна быть органически связана с другими видами учебных занятий: семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой, самостоятельной работой студентов. Учебная лекция должна отражать актуальные проблемы современной историко-правовой науки и тенденции ее развития. Необходимо соблюдать логическую последовательность в изучении тем и разделов, обеспечить эффективную взаимосвязь с другими видами учебных занятий и особенно с самостоятельной работой студентов.



При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара и составить список обязанностей и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.

В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, карты, презентации.

В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.

После каждого лекционного и семинарского занятия необходимо сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях.

Преподаватель должен проводить групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендовать в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.

 

РАЗДЕЛ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходелекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Студент должен к лекции готовиться заранее - прочитать соответствующие главы учебника. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал, фиксировать наиболее актуальные и дискуссионные вопросы. Работа с конспектами – важный элемент в освоении курса, в подготовке к зачету и экзамену.

Бакалаврская подготовка предполагает практико-ориентированное обучение. Поэтому основной формой изучения курса является семинары. На семинарских занятиях рассматриваются важнейшие проблемы и вопросы, анализируются памятники права, оставившие заметный след в истории. По теме каждого семинара разработан список вопросов и даны методические рекомендации по каждому вопросу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару нужно:

1. ознакомиться с соответствующими главами учебника;

2. проанализировать конспект лекции по данной теме;

3. прочитать рекомендованные документы;

4. при необходимости ‑ обратиться за консультацией к преподавателю;

5. подготовить развернутые письменные планы ответов (конспекты) по каждому вопросу.

Семинарские занятия призваны помочь студентам овладеть методическими навыками самостоятельной работы с историко-правовыми документами, анализировать их различными методами, делать обобщения и выводы. Для работы на семинарских занятиях необходимо наличие у каждого студента текста первоисточника. Кроме того, на семинарах для более глубокого изучения студентами источников права той или иной эпохи предполагается решение правовых казусов.

Правовые казусы составлены таким образом, чтобы оживить представление о крупнейших памятниках зарубежного права, на примере той или иной жизненной ситуации показать суть нового, важного правового института и особенности юридического регулирования вопросов и, в конечном счете, отразить развитие зарубежной правовой мысли. Для успешного решения юридического казуса необходимо:

1. внимательно изучить текст соответствующего источника права;

2. ознакомиться с учебной литературой;

3. выявить правоотношение, которое рассматривается в правовом казусе;

4. найти статьи, регулирующие рассматриваемое правоотношение и проанализировать все возможные варианты решения казуса;

5. дать аргументированный ответ на вопросы казуса со ссылками и цитированием статей источника права. При непреодолимых затруднениях в подборе современного правового понятия в решении казуса можно использовать терминологию соответствующего нормативного акта.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

В процессе работы студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Место и время консультаций указано в деканате и на кафедре теории государства и права и публично-правовых дисциплин.

Одним из основных видов деятельности студента являетсясамостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение индивидуальных домашних заданий.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Следует обязательно вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем следует приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.