Методика составления рабочих документов аудитора
Порядок ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности регулирует Международный стандарт аудита № 230 «Документирование».
Документирование аудита является одним из важнейших условий его квалифицированного проведения, поскольку цель аудита — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а подтверждением реальности свершения какого-либо факта служит его документальное оформление.
Аудитор должен документально оформлять сведения, которые должны с точки зрения формирования доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии с МСА.
Форма и объем документирования зависят от таких факторов, как размер и сложность фирмы-клиента, уровень существенности, объем другой документации и обстоятельства, отражающие особенности выполнения аудиторского задания.
Документация — это материалы (рабочие документы), составляемые аудиторами и для аудитора или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме хранения информации.
Предназначение рабочей документации представлено на рисунке 5.
Рисунок 5 - Предназначение рабочей документации
Рабочие документы используются:
• при планировании и проведении аудита;
• при осуществлении надзора и проверки аудиторской работы;
• для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в результате аудиторской работы, выполняемой с целью подтверждения мнения аудитора.
В рабочих документах должна отражаться информация о планировании аудита, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Рабочие документы составляются и систематизируются таким образом, чтобы соответствовать определенным обстоятельствам и потребностям аудитора при проведении каждой отдельной аудиторской проверки.
К обязательным элементам рабочих документов относят:
1) информацию, полученную в результате рассмотрения деятельности предприятия и его среды, включая внутренний контроль.
2) документы, подтверждающие процесс планирования аудита;
3) доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы службы внутреннего аудита и сделанные на их основе выводы;
4) информацию о проведенном анализе операций и сальдо счетов;
5) информацию о проведенном анализе существенных коэффициентов и тенденций;
6) информацию о выявлении и оценке рисков существенного искажения на уровне финансовой отчетности и предпосылок, лежащих в основе финансовой отчетности;
7) записи о характере, сроках и объемах выполненных аудиторских процедур исходя из оцененного уровня риска и предпосылок финансовой отчетности, а также из результатов таких процедур;
8) доказательства того, что работа ассистентов была выполнена под соответствующим надзором и была проверена старшим аудитором;
9) указания на то, кто и когда выполнял аудиторские процедуры;
10) подробную информацию об аудиторских процедурах в отношении компонентов, финансовая отчетность которых была проверена другим аудитором;
11) копии сообщений, направленных другим аудиторам и третьим лицам и полученных от них;
12) копии писем или протоколы встреч по вопросам аудита, доведенным до сведения руководства или лиц, отвечающих за управление, или вопросам, которые были обсуждены с этими лицами, включая условия договоренности о задании и существенные недостатки внутреннего контроля;
13) письма-заявления, полученные от клиента;
14) выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита, включая то, каким образом исключения и необычные обстоятельства, раскрытые аудитором в ходе выполнения аудиторских процедур, разрешались или трактовались, если таковые имели место;
15) копии финансовой отчетности и аудиторского заключения.
По каждому из клиентов аудиторской фирмы формируются:
• постоянный аудиторский файл (папка) — рабочие документы аудиторской проверки, обновляемые по мере поступления новой информации, но остающейся по-прежнему значимой;
• текущий аудиторский файл (папка) — текущие рабочие документы аудиторской проверки по итогам каждого конкретного финансового года.
Аудитор должен обеспечить конфиденциальность и сохранность рабочих документов. Рабочие документы хранятся в течение определенного периода времени, достаточного с точки зрения практики и соответствия правовым и профессиональным требованиям, предъявляемым к хранению документов.
Рабочие документы являются собственностью аудитора. Часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены клиенту по усмотрению аудитора. При этом они не могут служить заменой бухгалтерских записей фирмы-клиента.
.
Оценка риска в аудите
Концепция аудиторского риска связана с двумя основными рисками, которые необходимо учитывать аудитору в ходе осуществления своей деятельности. Во-первых, это предпринимательский риск. Во-вторых, это риск, что аудитор может дать неправильное заключение всех существующих требований к осуществлению аудита.
Согласно МСА № 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» аудиторский риск состоит из следующих компонентов: риск существенного искажения отчетности, который состоит из присущего риска и риска контроля, и риск невыявления.
Система управления аудиторским риском – это эффективная и надежная стратегия оптимизации аудиторского риска, которая учитывает факторы, обуславливающие наличие ошибок, которые аудитор не может контролировать и которые полностью зависят от его профессиональной компетентности.
Система управления аудиторским риском представлена на рисунке 4.
Аудиторский риск – это риск того, что аудитор выскажет несоответствующее аудиторское мнение, когда финансовые отчеты содержат существенно искаженную информацию.
Риск существенного искажения – это возможность того, что до начала аудита в финансовой отчетности находились существенных искажения.
Присущий риск – это риск искажения остатка по счетам, который может быть существенным, отдельно или совместно с искажением остатка по другим счетам, если допустить отсутствие соответствующих мер внутреннего контроля.
Риск контроля определяется системой бухгалтерского учета и системой внутреннего контроля.
Риск контроля – это риск того, что искажение остатков по счетам (или классу операций), которые могли бы возникнуть и были бы существенными, невозможно будет своевременно предотвратить с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Риск системы бухгалтерского учета зависит от ошибок, которые допускаются в результате документирования хозяйственных операций, неверного отражения их в регистрах учета при составлении финансовой отчетности. Это дает возможность подтвердить, что система учета не эффективна и не надежна.
Риск системы внутреннего контроля выясняет, в состоянии ли существующая система контроля на предприятии выявить допущенные ошибки или предупредить их.
Риск невыявления – это риск того, что аудиторские процедуры по сути не выявят искажения остатка по счету (или классу операций), которые могут быть существенными.
Модель расчета аудиторского риска может быть представлена следующим образом:
AR = IR x СR x DR, где
AR – аудиторский риск
IR – присущий риск
СR – риск контроля
DR – риск невыявления ошибок.
Кроме количественной оценки риска применяется и другой подход. Компоненты риска определяются как "низкий", "средний", "высокий".
Взаимосвязь между компонентами модели аудиторского риска и степени уверенности аудитора, которая позволяет уменьшить аудиторский риск до оптимального уровня, предлагается обобщить в таблице 5.
Таблица 5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|