Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика составления рабочих документов аудитора





 

Порядок ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности регулирует Международный стандарт аудита № 230 «Документирование».

Документирование аудита является одним из важнейших условий его квалифицированного проведения, поскольку цель аудита — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а подтверждением реальности свершения какого-либо факта служит его документальное оформление.

Аудитор должен документально оформлять сведения, которые должны с точки зрения формирования доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии с МСА.

Форма и объем документирования зависят от таких факторов, как размер и сложность фирмы-клиента, уровень существенности, объем другой документации и обстоятельства, отражающие особенности выполнения аудиторского задания.

Документация — это материалы (рабочие документы), составляемые аудиторами и для аудитора или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме хранения информации.



Предназначение рабочей документации представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 - Предназначение рабочей документации

 

Рабочие документы используются:

• при планировании и проведении аудита;

• при осуществлении надзора и проверки аудиторской работы;

• для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в результате аудиторской работы, выполняемой с целью подтверждения мнения аудитора.

В рабочих документах должна отражаться информация о планировании аудита, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.

Рабочие документы составляются и систематизируются таким образом, чтобы соответствовать определенным обстоятельствам и по­требностям аудитора при проведении каждой отдельной аудиторской проверки.

 

К обязательным элементам рабочих документов относят:

1) информацию, полученную в результате рассмотрения деятельности предприятия и его среды, включая внутренний контроль.



2) документы, подтверждающие процесс планирования аудита;

3) доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором ра­боты службы внутреннего аудита и сделанные на их основе выводы;

4) информацию о проведенном анализе операций и сальдо счетов;

5) информацию о проведенном анализе существенных коэффици­ентов и тенденций;

6) информацию о выявлении и оценке рисков существенного ис­кажения на уровне финансовой отчетности и предпосылок, лежащих в основе финансовой отчетности;

7) записи о характере, сроках и объемах выполненных аудитор­ских процедур исходя из оцененного уровня риска и предпосылок финансовой отчетности, а также из результатов таких процедур;

8) доказательства того, что работа ассистентов была выполнена под соответствующим надзором и была проверена старшим аудитором;

9) указания на то, кто и когда выполнял аудиторские процедуры;

10) подробную информацию об аудиторских процедурах в отношении компонентов, финансовая отчетность которых была проверена другим аудитором;

11) копии сообщений, направленных другим аудиторам и треть­им лицам и полученных от них;

12) копии писем или протоколы встреч по вопросам аудита, доведенным до сведения руководства или лиц, отвечающих за управление, или вопросам, которые были обсуждены с этими лицами, включая условия договоренности о задании и существенные недостатки внутреннего контроля;

13) письма-заявления, полученные от клиента;

14) выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита, включая то, каким образом исключения и необычные обстоятельства, раскрытые аудитором в ходе выполнения аудиторских процедур, раз­решались или трактовались, если таковые имели место;



15) копии финансовой отчетности и аудиторского заключения.

 

По каждому из клиентов аудиторской фирмы формируются:

• постоянный аудиторский файл (папка) — рабочие документы аудиторской проверки, обновляемые по мере поступления новой ин­формации, но остающейся по-прежнему значимой;

• текущий аудиторский файл (папка) — текущие рабочие доку­менты аудиторской проверки по итогам каждого конкретного финан­сового года.

Аудитор должен обеспечить конфиденциальность и сохранность рабочих документов. Рабочие документы хранятся в течение опреде­ленного периода времени, достаточного с точки зрения практики и соответствия правовым и профессиональным требованиям, предъ­являемым к хранению документов.

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Часть до­кументов или выдержки из них могут быть предоставлены клиенту по усмотрению аудитора. При этом они не могут служить заменой бухгалтерских записей фирмы-клиента.

.

 

Оценка риска в аудите

 

Концепция аудиторского риска связана с двумя основными рисками, которые необходимо учитывать аудитору в ходе осуществления своей деятельности. Во-первых, это предпринимательский риск. Во-вторых, это риск, что аудитор может дать неправильное заключение всех существующих требований к осуществлению аудита.

Согласно МСА № 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» аудиторский риск состоит из следующих компонентов: риск существенного искажения отчетности, который состоит из присущего риска и риска контроля, и риск невыявления.

Система управления аудиторским риском – это эффективная и надежная стратегия оптимизации аудиторского риска, которая учитывает факторы, обуславливающие наличие ошибок, которые аудитор не может контролировать и которые полностью зависят от его профессиональной компетентности.

Система управления аудиторским риском представлена на рисунке 4.

Аудиторский риск – это риск того, что аудитор выскажет несоответствующее аудиторское мнение, когда финансовые отчеты содержат существенно искаженную информацию.

Риск существенного искажения – это возможность того, что до начала аудита в финансовой отчетности находились существенных искажения.

Присущий риск – это риск искажения остатка по счетам, который может быть существенным, отдельно или совместно с искажением остатка по другим счетам, если допустить отсутствие соответствующих мер внутреннего контроля.

Риск контроля определяется системой бухгалтерского учета и системой внутреннего контроля.

Риск контроля – это риск того, что искажение остатков по счетам (или классу операций), которые могли бы возникнуть и были бы существенными, невозможно будет своевременно предотвратить с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск системы бухгалтерского учета зависит от ошибок, которые допускаются в результате документирования хозяйственных операций, неверного отражения их в регистрах учета при составлении финансовой отчетности. Это дает возможность подтвердить, что система учета не эффективна и не надежна.

Риск системы внутреннего контроля выясняет, в состоянии ли существующая система контроля на предприятии выявить допущенные ошибки или предупредить их.

Риск невыявления – это риск того, что аудиторские процедуры по сути не выявят искажения остатка по счету (или классу операций), которые могут быть существенными.

Модель расчета аудиторского риска может быть представлена следующим образом:

AR = IR x СR x DR, где

AR – аудиторский риск

IR – присущий риск

СR – риск контроля

DR – риск невыявления ошибок.

 

Кроме количественной оценки риска применяется и другой подход. Компоненты риска определяются как "низкий", "средний", "высокий".

Взаимосвязь между компонентами модели аудиторского риска и степени уверенности аудитора, которая позволяет уменьшить аудиторский риск до оптимального уровня, предлагается обобщить в таблице 5.

Таблица 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.