Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ рынка религиозного туризма Московской области. Выбор туроператора

Туризм в Московской области набирает популярность. Об этом свидетельствуют данные Мособлстата [27]. За последние 5 лет вырос оборот туристического рынка по области, растет число объектов туристского показа, улучшается инфраструктура. Данные отражены в Таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Динамика оборота рынка туристических услуг Московской области

Год
Общий оборот рынка услуг по области 258156,1 285878,8 305363,5 404496,4 427558,2 427877,8
Оборот туристических услуг по области, руб 4646,81 3716,424 3053,635 6876,439 6840,931 6616,1
К общему обороту, % 1,8 1,3 1,7 1,6 1,5

 

В 2015 году агентство "Рейтинг" вместе с изданием "Отдых в России" составили туристический рейтинг регионов России. Регионы оценивались по нескольким критериям: оборот туристических услуг, уровень развития турбизнеса, популярность субъекта у иностранцев и россиян, экология, уровень транспортной и социальной инфраструктуры, криминогенная обстановка, наличие достопримечательностей или курортов, популярность субъекта РФ в интернете как туристического бренда[29].

Результаты исследования показали, что самые привлекательные для туризма регионы России это: Краснодарский край, Санкт-Петербург и Москва. На четвертом месте рейтинга - Крым, Московская область на пятом.

Следовательно, Московская область привлекательный для туристов и инвестирования регион.

«По данным председателя Московской областной думы Игоря Брынцалова, в 2016 году рост туристического потока в Подмосковье составит как минимум 15%. Сегодня туризм становится одной из самых передовых сфер в регионе, сообщила пресс-служба Мособлдумы.

"По экспертным оценкам, туристский потенциал нашего региона составляет не менее 20% всех туристских ресурсов страны, и в этом году мы начали еще активнее этим пользоваться", - сказал Брынцалов.

На развитие туризма в 2016 году из областного бюджета выделили более четырех миллиардов рублей. В 2017 и 2018 годах финансирование из бюджета сократится, а значит необходимо привлекать инвесторов, в том числе иностранных. Потенциальным спонсорам Подмосковье готово предложить специализированные информационные туры, в рамках которых можно детально ознакомиться с тем или иным объектом.



По словам Брынцалова, уже через год Московская область может стать одним из крупнейших туристических центров страны, и вложения в туризм впоследствии принесут немалую прибыль.» [24]

Проанализируем основные варианты религиозного туризма в Московской области.

Религиозный туризм собирает любознательных людей, не чуждых вере, желающих непраздно провести свободное время. Оплатив тур, они хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры (храме, монастыре) – период его создания, автор, стиль.

Таким образом, по изначальной цели экскурсия туристов по храму значительно отличается от паломничества богомольцев к чудотворной иконе того же храма.

Религиозный туризм представлен различными формами. По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным. Самостоятельно посещать религиозные и природные памятники и разрабатывать маршруты поездок - довольно популярное хобби. Другие туристы предпочитают организованные поездки. Они строго регламентированы по времени и предварительно оплачиваются. Продавец и клиент заранее обсуждают маршрут поездки, длительность, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг), возможность размещения.

По продолжительности все религиозные туры внутри России можно разделить на однодневные (в основном это Московская область), «туры выходного дня» и многодневные поездки — в основном от 3 до 7 дней. Максимальное количество дней в туре - не больше 12. Чаще всего это либо маршруты на теплоходе, либо паломничество в отдалённые регионы России, когда дорога занимает достаточно продолжительное время — например, Екатеринбург, Тобольск и Алтай.

Если делить туры с религиозной целью по региональному признаку, то можно выделить направления, в которые чаще всего отправляются паломники. Это, в первую очередь, Северо-Запад и Центр России, самая развитая часть страны, которая была ещё в Средние века, во времена возникновения христианства и его развития на Руси. Очень много паломников отправляется в путешествие по Золотому кольцу, Задонск (Липецкая область), Курск и Дивеево (Нижегородская область) и, конечно же, в Северо-Западный регион. В Золотое кольцо входят следующие города Подмосковья: Сергиев Посад и Александров.

Коротко рассмотрим самые популярные места религиозного туризма в Московской области.

Троице-Сергиева лавра связана с именем и путем св. Сергия Радонежского, одного из наиболее чтимых русских святых. В Лавре князь Дмитрий Донской был благословлен на Куликовскую битву, а Андреем Рублевым была создана самая известная русская икона – «Троица», а так же росписи Троицкого собора, так же в монастыре почитаемы иконы за авторством Даниила Черного и Симона Ушакова. В этом монастыре принял крещение будущий Иван IV (Грозный), а его стены во время стрелецкого бунта укрывали царевичей Романовых Ивана и Петра, ставшего затем Петром I. Это самое посещаемое и известное место религиозного туризма в Московской области.

Новый Иерусалим, монастырь на реке Истра – поистине самая необычная святыня Подмосковья. Главный Воскресенский собор монастыря был задуман патриархом Никоном, как икона Святой Земли. Здесь есть свои река Иордан, Елеонская гора, Голгофа и, конечно, сам Гроб Господень. Паломничество в Новый Иерусалим – это живое свидетельство веры, для которой нет пространственных и временных преград. В северном приделе Воскресенского собора обители гробница патриарха Никона.

Высоцкий монастырь города Серпухов известен, прежде всего, чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», паломничество к которой становится для многих последней надеждой. Уже более 100 лет по молитвам Пречистой совершаются исцеления страждущих от пьянства и наркомании. Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря являются мощи преподобного Афанасия Младшего. В Покровском храме Высоцкого монастыря находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия, который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах.

Иосифо-Волоцкий монастырь был основан в XV веке святым Иосифом Волоцким. Вскоре, благодаря усердию преподобного, монастырь стал одним из самых богатых и известных своей благотворительностью. В монастыре находятся мощи и вериги св. прп. Иосифа Волоцкого.

Паломничество в Коломну обычно включает посещение нескольких обителей. Бобренев монастырь был основан по указу Дмитрия Донского сразу после Куликовской битвы. Здесь хранится чтимый список чудотворной Федоровской иконы Пресвятой Богородицы. Брусенский Успенский монастырь прославлен своими инокинями, принявшими мученический венец в 1930-е годы.

В Звенигороде, у истоков Москвы-реки расположен Саввино-Сторожевский монастырь – царское богомолье. Здесь любили останавливаться Иван Грозный и его сын Федор. В главном соборе монастыря паломники поклоняются мощам основателя монастыря – св. Савве. Так же чтимы Святой источник и Скит прп. Саввы Сторожевского возле Саввино-Сторожевского мужского монастыря.

Агенству «Позитив Тревел» необходимо определить туристического оператора для закупки паломнических и религиозных туров.

Основные московские фирмы, занимающиеся организацией религиозных и паломнических туров представлены в Приложении А. Самые сильные коммерческие компании, занимающие большую часть рынка это: Паломническая служба «Радонеж», Центр Международного паломничества «Покров», паломническая служба «Ковчег». Наибольшее количество туров религиозной тематики по России и зарубежью и наиболее комфортные условия сотрудничества предлагает Центр Международного паломничества «Покров»,управляемая ООО «Покров», номер в Едином Реестре Туроператоров МТЗ 006986.

В ходе практики мною был проведено исследование популярности такого объекта, как Троице-Сергиева Лавра среди туристов, было опрошено 100 отдыхающих на территории данного культурного объекта. Опрос проводился в выходной, но не праздничный день. Время опроса было выбрано с учетом исключения пика посещаемости Лавры паломниками по церковным праздникам и объективной оценки посещаемости объекта местным населением. Поскольку Лавра является местным культовым центром, местное население может посещать ее с религиозными целями.

Респонденты были опрошены на предмет целей посещения объекта, места проживания, использования услуг посредника и личного использования транспорта.

Методика анкетирования была стандартной. Каждый респондент анонимно давал ответы в соответствии с предложенной схемой. Данные были кодированы и проанализированы стандартными методами. По результатам анализа, были построены диаграммы. Таблица с ответами респондентов находится в приложении Б.

Опрос показал небольшой разброс в половом составе посетителей. Это отражено в Рисунке 2.2.

Поскольку Троице-Сергиева Лавра это мужской монастырь, есть основание предполагать, что доля посетителей мужского пола сопоставима с долей посетителей женского пола.

Рисунок 2.2 – Половой состав посетителей Троице-Сергиевой Лавры

Респонденты отвечали на вопрос о месте своего проживания. Ответ имел две градации - принадлежность и непринадлежность к местному населению.

Опрос выявил преобладание приезжих посетителей, что свидетельствует о популярности Лавры. Данные отображены на рисунке 2.3. При изучении цели посещения монастыря, респондентам было предложено четыре варианта ответа, характеризующие цель их посещения. В первую очередь, это религиозная, познавательная и рекреационная цели. Также был предложен вариант «Затрудняюсь ответить» для выявления факта цели посещения, не связанной с вышеперечисленными вариантами.

 

Рисунок 2.3 – Место проживания посетителей Лавры

Порядка трети респондентов посещали объект с рекреационными и прочими целями. Это характерно, преимущественно, для местного населения, поскольку монастырь является архитектурно-ландшафтным комплексом, входящим в состав Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Около половины посетителей монастыря посещали его с паломническими целями (участие в богослужениях, обрядах, поклонение святыням и т.д).

С познавательными целями монастырь посещали около пятой части респондентов. К ним можно отнести посетителей Сергиево-Посадского музея-заповедника, экспозиции которого расположены на территории монастыря. Данные отражены на рисунке 2.4.

Изучение способа посещения Троице-Сергиевой Лавры выявило преобладание личного автотранспорта. Также высокий процент составили респонденты, пользующиеся общественным транспортом. Отчасти здесь можно выявить корреляцию с достаточным количеством местных посетителей, которые пользуются общественным транспортом.

Таблица 2.4 – Цели посещения Троице-Сергиевой Лавры

Организованное групповое посещение с использованием заказного транспорта использовало около четверти посетителей Лавры.

Рисунок 2.5- Транспортное обеспечение посетителей Троице-Сергиевой Лавры

Респонденты охарактеризовали способы своего посещения Троице-Сергиевой Лавры. Было предложено два варианта- индивидуальный и групповой.

Опрос выявил то, что подавляющее большинство опрошенных посещают Лавру индивидуально. Это не противоречит полученным ранее данным о способах трансфера. Групповые посещения используют немногим менее трети от общего количества опрошенных. К групповым посещениям относятся как местные экскурсии музея-заповедника, так и специализированные туры. Высокое количество индивидуальных посещений связано с относительно невысоким количеством организованных групп и особенностями туристического рынка - при возможности посещения объекта на общественном транспорте, потребитель предпочитает не пользоваться дополнительными услугами, предлагаемыми посредниками. результаты опроса отражены на Рисунке 2.6

Рисунок 2.6 – Способы посещения

Наличие посредника в приобретении туристического продукта- важный фактор оценки. Он демонстрирует востребованность данной экономической ниши на рынке услуг и актуальность ее развития. Под посредником при проведении опроса подразумевалось использование услуг сторонних лиц или организаций при посещении объекта. К таковым посредникам можно отнести: службы музея-заповедника (экскурсионные, музейно-педагогические), туроператоров, турагентства, паломническую службу монастыря.

Рисунок 2.7 – Использование услуг посредников при организации посещения Троице-Сергиевой Лавры

Опрос демонстрирует, что подавляющее большинство посетителей предпочитает обходиться без посредников. В то же время, услугами посредников пользуется гораздо больший процент, чем было выявлено групповых посещений. Это означает, что услугами посредника пользуются потребители и при индивидуальном посещении Лавры. Таковые услуги востребованы, и присутствуют на рынке. Однако, судя по их низкой популярности, необходимо приложить усилия по их популяризации и внедрению в широкие массы. Грамотная маркетологическая стратегия позволит добиться интенсификации продаж, а также на волне возрастания популярности и пропаганды «Русской идеи» увеличить и посещаемость культурных памятников и духовных центров Подмосковья.

Выводы по разделу. Подмосковье имеет большое количество объектов туристского показа и религиозных центров. Основными доминантами религиозного туризма являются города Сергиев-Посад, Новый Иерусалим. Проанализировав возможных туроператоров для агентства «Позитив Тревел» можно подобрать востребованные пакеты туров, для определенной в ходе исследования целевой аудитории.

 


Заключение

Предприятие, использованное для прохождения практики - Общество с ограниченной ответственностью «Позитив Тревел». Имеющийся ассортимент туристических услуг позволяет удовлетворить самые разносторонние потребности клиентов, но туры религиозной направленности в каталоге компании отсутствуют. Необходима разработка специального туристского пакета для лиц, желающих посетить религиозные центры Московской области.

Основными направлениями развития современных услуг туристического рынка является переориентация предложений туроператора с предложений зарубежного отдыха на внутренний рынок, связанная с изменением внешней политики Российской Федерации. Изученный за время дипломной практики религиозный туризм имеет три формы:

· паломничество;

· экскурсионные туры по религиозной тематике;

· специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

Перспективы развития религиозного туризма очевидны, так как поездки такого рода могут заинтересовать широкий круг потребителей. Истинно верующий человек, отправляясь в религиозный тур, стремится приблизиться к Богу, для него важен духовный момент.

Большое количество потребителей готовы посещать религиозные центры при наличии развитой инфраструктуры, т.е. мест для проживания, предприятий питания, развитой дорожной сети.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.