Сделай Сам Свою Работу на 5

краткий Обзор стилей и направлений в искусстве





XX века

Традиционализм, обобщенное наименование художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям авангардизма. Традиционалистские тенденции непосредственно продолжают стили прошлого, такие, как классицизм и романтизм, а также новые направления, уже ставшие классическими (импрессионизм, модерн), избегая резкой, «революционной» художественной тактики. Активно противоборствуя в культуре 20 в., традиция и авангард тем не менее постоянно сосуществуют или непринужденно перемежаются (напр., у П. Пикассо, который в 1920-е гг. обратился к классицистской манере). Компромиссными, авангардно-традиционными могут быть целые направления, в частности, метафизическая живопись или магический реализм, а также все тенденции постмодернизма.

Постмодернизмв архитектуре и изобразительном искусстве, совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией — сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим плюрализмом. Постмодернизм, отвергая рационализм «интернационального стиля», обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями строительной технологии. Изобразительное творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.



Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post — «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada — конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 20-е гг. Дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом.



Поп-арт (англ. pop art, сокр. от popular art — общедоступное искусство), модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).

Фовизм (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.

Кубизм (франц. cubisme, от cube — куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис ), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

Видеоарт (англ. video art), направление в изоискусстве последней трети 20 в., использующее возможности видеотехники. В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видеоарт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, а производит также экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы «мозг в действии», наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению. Главным основоположником направления считается американец корейского происхождения Нам Юнь Пайк.



Гиперреализм (фотореализм), направление в изобразительном искусстве последней трети 20 в., сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Живопись и графика тут зачастую уподобляются фотографии (отсюда его второе название), скульптура представляет собой натуралистические тонированные слепки с живых фигур. Многие мастера гиперреализма (например, живописцы Ч. Клоуз и Р. Эстес, скульпторы Дж. де Андреа, Д. Хэнсон в США) близки поп-арту с его пародиями на фотодокумент и коммерческую рекламу; другие же непосредственно продолжают линию магического реализма, сохраняя более традиционные структуры станковой композиции.

Кинетизм (кинетическое искусство), направление в изокультуре, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных составляющих его форм. Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода ручных или механических трюков, оживлявших скульптуру, архитектуру, прикладные искусства (движущиеся фигуры часов и т. д.), в особенности в театральной сценографии. Но только в 20 в., прежде всего в русле конструктивизма, он как течение обособляется окончательно в отдельных скульптурных объектах, приводимых в движение техникой, вручную или природными стихиями (мобили А. Колдера, конструкции Н. Шеффера), или в целых инвайронментах. (ИНВАЙРОНМЕНТ (энвайронмент) (англ. environment, букв. — среда, окружение), вид искусства, занимающий промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм. Его пластические образы, рассчитаны на театрализованное соучастие зрителей. Иногда даже (как во многих хэппенингах) активно видоизменяющих их конструкцию; могут быть представлены публике в виде особых сценических пространств с фигурами типа манекенов (напр., в работах Э. Кинхольца). Искусство инвайронмента окончательно обособилось в раннем авангарде (см. К. Швиттерс), получив широкое распространение во второй половине 20 в.)

Нередко дополнительно используются звуковые и световые эффекты; прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компьютерными, расширяющими возможность зрительского сотворчества.

 

Хэппенинг (англ. happening, от happen — случаться, происходить), направление в постмодернизме, перешедшее от создания эстетических объектов к произведениям-процессам, то есть к «художественным событиям», осуществляемым либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действующими по его плану; так называют и само это произведение-событие или «акцию» (англ. action). Его предвестиями были нарочито загадочные, «заумные», порой скандальные акции художников и поэтов футуризма, дадаизма, группы ОБЭРИУ, которыми часто сопровождались их публичные выступления.

Хэппенинги, по духу своему тесно связанные с театром абсурда, могут быть своеобразными микроспектаклями с элементами сюжетности и сложным реквизитом либо более отвлеченными ритмическими, динамичными или стабильными композициями. В них неизменно акцентируется свободное «пространство игры», которое должен прочувствовать зритель-соучастник. Особую популярность они обрели с периода возникновения поп-арта и концептуального искусства, нередко включая элементы видеоарта, феминизма, примыкая к разного рода социально-политическим и экологическим движениям в качестве наглядной пропаганды. К хэппенингу тесно примыкают часто с ним отождествляемые боди-арт и перформанс.

Боди-арт (англ. body art, от body — тело и art — искусство), вид художественного творчества, где главным объектом является тело самого художника (или статиста), а содержание раскрывается позой, жестами, покрывающими тело знаками. Возник на ранней стадии авангарда (скандальные эскапады, татуировки и грим футуристов), но получил особое распространение в период постмодернизма (напр., в творчестве Гилберта и Джорджа).

Видеоклип (от англ. clip — стричь, обрывать), телевизионная художественная интерпретация эстрадной, поп- или рок-песни, как правило, с применением «дробного» монтажа и специальных эффектов. Распространение связано с появлением в 80-х гг. 20 в. кабельных музыкальных телеканалов и рынка бытовой видеоаппаратуры и видеокассет. Используется в т. ч. в рекламных целях.

Перформанс (перфоманс) (англ. performance, букв. — представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

Урбанизм,

1) в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни.

2) Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбежным и необходимым создание городов-гигантов с крупными зданиями.

Пуризм, течение в западноевропейской живописи, возникшее во Франции в кон. 1910-х — нач. 1920-х гг. Пуристы (А. Озанфан, Ш. Ле Корбюзье), изображая упрощенно силуэты обычных вещей (большей частью домашней утвари), хотели внести в живопись экономию и дисциплину «машинного века»

функционализм, направление в архитектуре 20 в., требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа Баухауз ) и Нидерландах (Я. Й. П. Ауд); во многом сходны искания конструктивизма в СССР. Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приемы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и кварталы, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Рационализм, движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществляли Ш. Ле Корбюзье во Франции, школа Баухауз в Германии, группа «Стиль» в Нидерландах и др. Лозунг рационализма выдвигала группа архитекторов

Концептуальное искусство, течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (т. н. концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.

Символизм, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» — сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн.

Мультипль (от англ. multiple, букв. — многочисленный), существующее во многих более или менее идентичных экземплярах произведение искусства, в котором сама эта «тиражность» является частью авторского замысла. Термин применяется обычно по отношению к скульптурным объектам малых форм, выпускаемым небольшими сериями, где каждая вещь снабжена авторским факсимиле или монограммой. С их распространением на художественном рынке различие между подлинником и копией становится весьма условным, и в результате возникают скандальные казусы (напр., связанные с поддельными мультиплями, якобы непосредственно вышедшими из мастерской С. Дали).

Вазарели (Vasarely; наст. фам. Вашархей) Виктор (р. 1908), французский художник. В 1950-60-е гг. стал одним из основоположников и крупнейшим мастером оп-арта. Его живописные композиции, написанные яркими и чистыми тонами «космического спектра» основаны на оптических иллюзиях, рождающих эффект волшебно преображающегося пространства. Развивал свои художественные открытия в широком диапазоне — от монументальной архитектуры до маленьких сувенирных мультиплей.

«Оп-арт» (англ. oр art, сокр. от optical art — оптическое искусство), неоавангардистский вариант абстрактного искусства в европейской и американской живописи и графике 1940-90-х гг. (основатель — В. Вазарели во Франции). Ритмические комбинации однородных геометрических фигур, линий и цвета создают иллюзию движения; декоративные эффекты используются также в прикладном и оформительском искусстве, промышленной графике, плакате.

Эклектизм (эклектика) (от греч. eklektikos — выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.).

Хай-тек (англ. high tech, сокр. high technology букв. — высшая технология), направление в архитектуре последней трети 20 в., эстетически осваивающее инновационные разработки передовых отраслей науки и техники, развивает традицию конструктивизма. Сооружения в этом стиле благодаря применению новейших материалов, полировке поверхностей и т. д. напоминают образцы современной технологии, сборные производственные модули, контейнеры. Выразительным элементом образа иногда становится сама инфраструктура здания (трубопроводы, кабели). Типичный пример хай-тека — Национальный центр искусств им. Ж. Помпиду в Париже (архитекторы Р. Пиано, Р. Роджерс, 1977).


Основные понятия Дизайна

Арт-дизайн - дизайн штучный, концептуальный, элитный. Информационный, программный дизайн

Web-дизайн - проектирование Интернет серверов. Сайнс-дизайн - научный дизайн.

Воблер- небольшая картонная картинка, как правило, фигурно вырубленная, ламинированная, крепится к полке по­средством длинной прозрачной ножки, на ножку нанесен кусочек двухстороннего скотча, что позволяет прикрепить конструкцию в любом удобном месте. Сама картинка небольшого формата - А5 или А6. прелесть изделия заключается в гибкой ножке. Воблер качается при любом движении воздуха, блистая ламинированной поверхностью и привлекая взгляды покупателей к товару.

Гармония. Гармонично смотрится предмет, сочетающий в себе 2 меры, два начала - это "красота" и "удобство".

Графический дизайн - проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и тд.

Дисгармония. Дисгармония - нарушение мер. Каждая вещь должна иметь свою форму, свой образ. Красива шляпа, сделанная как шляпа, а не как лопата.

Design -это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. В результате получается бесконечное число решений, где одни решения более правильные, чем другие. Правильность решений зависит от вложенного смыслового значения.

Design (англ.) - производное от итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - всю область работы художника.

Дизайн - англ. проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности.

Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование).

Диспенсер- как правило, небольшой плакат АЗ или АА формата, он кашируется (приклеивается по всей плоскости) на плотный картон, так же как и постер имеет ножку, но на лицевой стороне содержит специальный картонный карман, и в конечном счете служит подставкой для различного раздаточного материала - флаерсов или буклетов Как правило, такая штука стоит у кассы или непосредственно у полки с товаром

Кустарный дизайн - скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании.

Китч - примитивный, тупой (кухонный) "дизайн", в настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860-1870-е годы в Германии (Мюнхене) и означало переделку старой мебели, обновление с оттенком обмана: продавать старое как новое. Вторая вероятная составляющая значения - английское слово sketch ("набросок"). Один из словарей подробно объясняет этот источник: "Когда англо-американские покупатели не хотели дорого платить за картину, они требовали набросок, sketch"

Некоторые значения, существующие еще на этапе формирования термина и отраженные в немецких этимологических словарях, остаются в нем по сей день: коммерческое бытование (использование при описании китча слов "продажа", "распродажа", "сбывание"); негативная оценка (частое упоминание слов мусор, грязь, а также звукоподражание, в котором "шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие"; подделка под что-либо ценное и новомодное.

Нон-дизайн - организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.

POS -материалы - специализированные модули, поддерживающие продажу. Существует профессиональная классификация этих изделий. Она сложилась в результате многолетней практики применения POS -материалов во всем мире.

Постер - плакат, натянутый на лист гофрокартона. что придает ему жесткость и не позволяет сворачиваться. Кроме того конструкция предусматривает «ногу», чтобы постер мог быть поставлен в любом месте. Постер может быть как вертикальным, так и горизонтальным, формат тоже различен: А1. А2. АЗ. А4. плюс различные промежуточные форматы. Постер — это удобный и достаточно долговечный рекламный продукт, именно поэтому его можно отнести к самому распространенному классу POS-материалов

Промышленный дизайн - дизайн промышленных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных объектов. Основная область дизайна, где наиболее полно применяются профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера требуется все его мастерство и даже больше.

Промышленная собственность - в праве — понятие, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретение, товарный знак, промышленный образец и т. п. Регламентируется национальным законодательством и международными договорами (напр., Парижская конвенция 1883 об охране промышленной собственности).

Психо-дизайн это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Интерьер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продажи. Создать индивидуальную дизайн-модель "под человека" можно только на основе объективной, научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии.

Публишь-арт - так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе.

Рекламный дизайн - скорее коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве.

Социалистический реализм - идеологическое направление (но не стиль!) официального искусства СССР в 1гг. Впервые термин появился в 1932 г после Постановления ЦК ВКП(б), означавшем ликвидацию некоторых художественных направлений, течений, стилей, объединений и групп, придуман либо Горьким либо Сталиным и означает "всё лучшее, выработанное историей искусства: классические традиции античности, эпохи Возрождения, французского Просвещения и критического реализма (Жданов) и в то же время он отражает действительность, главное содержание которой - классовая борьба. Художники не согласные были врагами. Соцреализм не имел ни внутреннего импульса, ни перспектив развития, был искусственен, поэтому мастера соцреализма не могли быть подлинными художниками (не могли проявлять творчество).

Стайлинг "дизайн" - художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта. В России развивается довольно причудливо

Стиккер - цветная наклейка любой формы и размера, может печататься на пленке и на бумаге.

Стиль- общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм ). Особенности литературного стиля ярко проявляются в речи художественной.

Стиль, в начертательных искусствах и в их применениях к ремеслам и промышленности — совокупность особенностей общего вида произведения и его деталей, рисунка и расположения его частей, его красок, орнаментации и всего исполнения — особенностей, в которых выражаются дух того или другого народа и господствующий вкус того или другого времени. Так, напр., в архитектуре различаются, в отношении народности, С. египетский, древнегреческий с его дорической, ионической и коринфскою ветвями, этрусский, римский, византийский, мавританский и др.; в отношении времени — С. романский, готический, возрождения, барокко, рококо, империи и пр. С. рождается сам собой в зависимости от требований быта и хода исторической жизни народа, слагаясь из изобретаемого являющимися среди него талантливыми художниками и из заимствований от соседних народов. Когда образовавшийся таким естественным путем С. уже давно отжил свой век, позднейшее художественное творчество нередко возвращается к нему; так, напр., до настоящего времени строятся здания в греческом и других С. прошедшего времени, употребляются орнаменты С. возрождения, рококо и пр., изготовляются предметы комнатного убранства в С. империи в т. п. В подобных произведениях С. бывает «чистым», когда в них нет ничего такого, что не соответствовало бы ему, и все его элементы являются на своем месте, в неизмененном виде и в должном соотношении между собою. Наоборот, С. называется «нечистым», когда в него введены элементы, взятые из других стилей, искаженные или произвольно изобретенные автором произведений. Кроме духа народа и вкуса времени, в каждом художественном произведении отражается индивидуальность его исполнителя и притом тем сильные, чем значительные дарование последнего. Отсюда происходит, что великие и выдающиеся художники создают каждый свои особые С., которым обыкновенно подражают ученики и последователи этих мастеров. Б подобных случаях, вместо слова «С. «, можно употреблять термин «манера».

Стилизация - 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.

2) В изобразительных искусствах и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

Средовой дизайн - дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд.

Товар - продукт труда, произведенный для обмена (продажи). Обмен продуктов как товаров на рынке путем купли-продажи возникает на основе общественного разделения труда.

Товарный знак (знак обслуживания) - обозначение, способное соответственно отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Один из объектов промышленной собственности. Подлежит специальной регистрации.

Техника - искусственные материальные средства человеческой деятельности.

Фито-дизайн - дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.

Футуро-дизайн - исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.

Художественное проектирование - эстетизация промышленной среды. Создание духа вещи

Художественное конструирование - эстетизация техники. Творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями.

Художественно-утилитарная деятельность - архитектура и дизайн (искусство) + конструирование (красота и польза).

Шелф-токер - небольшая продолговатая картонка, которая крепится к полке, на которой расположен товар. Дизайн шелф-токера сходен с дизайном упаковки товара. Таким образом самая обыкновенная магазинная полочка приобретает вид фирменной

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.