Сделай Сам Свою Работу на 5

Религиозно-мифологичкские представления и символика





Казахи — один из немногих народов, сохранивших до начала XX века кочевой образ жизни. Это - народ, сложившийся в результате синтеза трех культурно-исторических корней: иранского, тюркского (прежде всего) и монгольского (отчасти). Поэтому правомерно рассмотреть мироощущение их предшественников. Древние кочевые народы, стремясь освоить огромный мир, чувствовали свою неотделимость от него, полную естественную гармонию с ним. Для магического мышления сакских племен порядок устройства жилища, территории страны и космоса был един и тождественен. Регулярность построения орнамента подразумевалась тождественной ориентированному (упорядоченному) Космосу. Центр и мировая ось Космоса совпадали с человеком-объединителем (вождем). Мировое дерево вводило в мир организацию и упорядоченность.

Композиция и набор изобразительных элементов на костюме Золотого человека, найденного в 1969 г. у подножия гор на берегу реки Иссык, воспроизводят троичную модель Космоса. Эта модель состояла из подземного мира — низа, воды; середины — земли и верха — неба. Конический головной убор сакского вождя оформлен как своеобразный «чертеж» Космоса - космограмма, которая составлена согласно концепции Мирового дерева или его эквивалентов. Золотой человек — символ космической горы, соединяющей мир людей с миром богов. Парные и квадратические композиции (четыре протомы, четыре «лотоса», четыре крыла, четыре стрелы, четыре рога) на иссыкском кулахе обозначают четыре стороны света. Здесь ощутимы контакты саков с Древней Персией.



Казахов считают мусульманами, но мусульманство не получило такого фундаментального распространения как в странах арабского Востока. Основой этой смешанной веры остается шаманство (тенгрианство). Шаманство -почитание природы и духа умерших людей. Считалось, что духи умерших предков - аруахов способны влиять на жизнь и благосостояние своих сородичей. Их могилам поклоняются, в их честь приносят в жертву животных. С криками «Аруақ» бросаются на врага. Этот обычай породил боевые кличи (уран) - воинственный возглас, дорогое и священное имя предка.

С предками напрямую были связаны шаманы, которых казахи называли «бакқсы», что в переводе с монгольского означает «учитель». Основа посвященности шамана - Космос многомерен (99 слоев), человек находится в этом мире временно и окажется либо наверху, либо внизу. Высшее божество Тенгри живет на девятом небе - это верхний мир. Умай - его жена, богиня среднего мира. Их сын Йер-Суб - бог воды и земли. Эрлик - бог подземного, нижнего мира. Огонь - брат Солнца, и имеет качество очистительное (аластау). С шаманской символикой имеет прямой контакт птичий мотив. Птица (орел, сокол) ассоциировалась с душой умершего. Не случайно во всех древнетюркских текстах на камне вместо глагола «умер» говорится «улетел».



Среди «языческих» персонажей, вошедших в число мусульманских святых, у казахов наиболее отчетливо сохранил свои доисламские черты Коркут (Корқыт) - мифический шаман, музыкант и певец, создатель смычкового инструмента қобыз. Приписываемая ему могила расположена на берегу Сырдарьи.

Религиозные представления казахов о мире отражены в структуре культовых сооружений. Квадратные и круглые в плане сооружения соотносятся с образами земли и неба, а углы олицетворяют стороны света. Строение архитектурного памятника по вертикали отражает трехчастную структуру мира, где верхний раздел - купол и навершие — символизирует небо, солнце, сакральный огонь; средний — призма или куб мавзолея - наземный мир живых людей; нижний - подземный мир и преисподнюю — могила.

2. Цветовая символика.Для мифологического сознания предшественников казахов цвет имел особую информативную ценность. В эпоху бронзы у срубно-андроновских племен существовал обычай подсыпать в могилу охру или реальгар. В обрядах и ритуалах солнечного культа у скифо-сакских племен красный цвет и золотой блеск атрибутов служили символами Солнца, цветами жизни и нового рождения, подчеркивали божественность власти.



У древних тюрков цвет также играл важную роль в космографической классификации. Красный цвет у них входил в солярные контексты, а белый и голубой - в небесные. Тюрки делились на голубых, красных и желтых, причем голубойозначал превосходство в происхождении. Отсюда существовавшее разделение казахов на ақсуйек и қарасуйек (белая и черная кость), имевшее классовый характер. Черный цвет означал север или запад (как у казахов), землю; голубой — восток, небо, чистоту; желтый - просторный, верховный; белый - святой. В тюркской традиции известна такая цветовая топография: қара - «черный» - север, ак, - «белый» - юг, кок - «зеленый-синий» - восток, сары - «желтый» или қызыл - «красный» -запад.

В цветовой гамме казахов наиболее распространена семантика белого цвета. На белой кошме поднимали избранного хана. В жертву богам приносили белых коней и белых баранов. При камлании шаманы использовали белых животных. В обрядах, связанных с добрыми пожеланиями, трава, земля и пространство вокруг окропляются молоком. Белый цвет — символ высшего мира, цвет богов. С ним связываются понятия о сакральной чистоте, свете, благородстве, гармонии, удаче и законности.

Красный цвет амбивалентен: он символизирует страсть, жизнь, энергию и, кроме того, кровь, войну. Как цвет власти, красный цвет отразился в костюме богатых людей. Султаны носили шелковые халаты пурпурного цвета. Знаменитые певцы и музыканты предпочитали носить халаты пурпурного и ярко-зеленого цвета. Эти же цвета были излюбленными в ювелирных изделиях казахов: красные коралловые подвески, бирюза и красный сердолик «на просвет». Белое и красное, образующие пары в различных проявлениях мужского и женского, мира и войны, молока и мяса, семени и крови, совместно представляют «жизнь». Оба эти цвета противопоставляются черному как цвету смерти и отрицания.

Среди других цветов казахи выделяют еще «сары», по семантике близкий белому цвету. «Сары» значит «желтый», цвет огня, цвет высшего мира. Желтая отметина на лбу была неотъемлемой частью жертв, приносимых богам Тенгри и Ульгеню. И, наконец, цвет, который у казахов обозначался как «ала», то есть «полосатый, пестрый, многоцветный». Как известно, спектр его применения очень широк, поскольку он обозначает не определенный цвет, а цветовую гамму, символизируя все многоцветье мира. «Ала» как символ срединного мира, земной жизни находит применение во многих обычаях. Самый характерный пример — обряд перерезания пут у младенца, после которого ребенок начинает ходить. Его ножки обвязывались веревочкой в виде восьмерки из перекрученных цветных ниток. Цветные нитки символизируют яркие, сменяющиеся состояния космоса, краски мира. Бесконечность вселенной выражена через образ вечно перетекающей «восьмерки», внутри которой и вместе с которой протекает жизнь человека.

3. Орнамент орнаментальная система казахов обладает ярко выраженной национальной спецификой. Каждый орнамент всегда имеет смысловую связь с предметом, будь то узор на двери, на войлоке, на деревянном сундуке, кожаном сосуде для кумыса или на сапоге. Четко выделяются четыре крупных группы орнаментов.

Первую группу составляет орнамент, который отличается простотой геометрического происхождения, состоит из прямых и ломаных линий. К нему относятся ромб, зигзаг (ирек), треугольник (тумарша), меандровидные (балдах,, шынжара, қармак) и сетчато-пересекающиеся линии.

Ко второй группе относится растительный орнамент: листья (жапырак,), трилистники (уш жапырак,), бутон (шиыршык,), цветок (гул), древо жизни (агаш), а также пальметты и полупальметты.

Третью группу составляет зооморфный орнамент. Наиболее характерным является рогообразный узор «бараньи рога» (қошқар муйіз) и его вариации: двойные рога (қ,ос муйіз), кривые рога (қисык, муйіз), сломанные рога (сынык, муйіз) и т.д. Зооморфными являются также след (табан), узор сердцевидной формы, горб (вркеш), узор, напоминающий шею и горб верблюда, гусиные шейки (каз мойын).

В четвертую группу входят космогонические оранменты - многоугольники, ступенчатые ромбы, розетки. Солнце и небо символизирует круг,, четыре стороны света - крестовина (терт қулак). Древнейший космогонический мотив «спираль» (шимай) символизирует мировое пространство, Вселенную. Шимай идентичен мотиву «нескончаемый» (бітпес), который в свою очередь является символом вечного движения. Космогоническими являются также «луч солнца» (шугыла), изображения звезд, луны, месяца.

 

Контрольные вопросы

1. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях древних кочевников

2. Какие основные виды орнаментов вы знаете

3. Символика цвета с точки зрения кочевников

 

 

ЛЕКЦИЯ 17 Архитектура кочевых народов

 

1. Погребальные сооружения

2. Мобильное жилище

3. Стационарное жилище

1. Среди памятников погребально-культовой архитектуры выделяются такие основные их виды, как мечети (в т. ч. и скально-подземные), купольные мавзолеи и архитектурные ограды - саганатамы.

В Западном Казахстане на полуострове Мангышлак обнаружено более десяти скально-подземных мечетей. Древнейшая из них расположена на некрополе Шопан-ата. Мечеть вырублена в массиве приовражной скалы. Скальные стены всего комплекса мечети грубоотесаны и не имеют никаких элементов декора. Очевидно, такая суровая обстановка соответствовала духу аскетизма мистиков-отшельников

Преобладающая часть купольных мавзолеев представляет собой квадратное или прямоугольное в плане однокамерное сооружение с конусо-пирамидальным, либо с шлемовидным куполом со входом, обращенным к юго-западу (направление на Мекку). Форма их купола в некоторых случаях повторяет форму юрты.

У саганатама купол отсутствует. Четыре угла этого квадратного или прямоугольного в плане сооружения всегда подчеркивались плавным приподнятием углов или установкой на них башенок с различного рода

 
 

навершиями.

Наиболее распространенным видом мемориальных сооружений являются малые формы надгробных памятников - сандыктасы, кулпытасы и «койтасы». Прототипом сандыктаса (каменный сундук) является дольмен — каменный ящик, кенотаф, или саркофаг. Его стенки и перекрытия выполнены из крупных цельных каменных плит. В центре южной стенки сандыктаса нередко устраивается небольшое круглое или прямоугольное отверстие. «Қой-тас» (по-казахски «камень-баран») представляет собой особый тип надгробий, покоящихся обычно на ступенчатом основании. К,улпытас — это плоскостные и объемные стелы, четырех-, восьмигранные в сечении высотой от 1 до 3 м. Эти надгробные памятники располагались вместе по оси восток - запад и олицетворяли, прежде всего, жертвенного коня, привязанного у коновязи (кулпытас). Здесь воплотился древний ритуал, связанный с универсальной ролью коня. У казахов конь, постоянно сопровождая скотовода, выполнял эту функцию и в погребальном обряде, где он приобрел значение космической жертвы (1). Скульптурные изображения баранов - это надгробия щошк,ар-тас».

2. Мобильное жилище.Кочевники исторически использовали различные типы домов на колесах. У казахов они назывались куйме. Эти громадные кибитки имели жесткий деревянный каркас, покрываемый войлоком, затянутые тонкой кожей или пузырем окна и передвигались упряжками из множества верблюдов и быков. Дома на коле­сах при переездах не разбирались (24).

Казахская юрта (кшз уй) относится к тюркскому типу разборно-решетчатых построек. С конструктивной точки зрения она является самым совершенным из переносных жилищ. Каркас юрты состоит из складных решетчатых стенок (кереге), жердей (уык,), составляющих ее свод, и полусферического навершия (шацырак,). По числу секций (к,анат), соединенных в кереге, определялся размер юрты: шести-, восьмиканатная. Все части каркаса соединяются при помощи веревок и тканых ремней, опоясываются ткаными поясами, свод юрты украшается подвесными лентами с несколькими рядами узлов и кистей из разноцветных шерстяных нитей. Снаружи юрта покрывается четырьмя войлочными полотнищами, поверх них еще двумя, украшенными у основания свода нашивками. Верх юрты, включая отверстие, также покрывается выкроенным войлоком. Кереге юрты под войлочным покрытием обкладывается чиевыми циновками (ши). Двери юрты двухстворчатые. Косяки привязываются с боков к решеткам, створки вставляются в углубления перекладины и порога дверного проема. Двери украшаются резьбой и росписью, иногда инкрустируются костью. Сверху двери покрываются войлочной завесой (ктз еак)

Целесообразность сравнительно несложной конструкции, столь необходимой кочевнику, позволяла быстро, примерно за час разобрать, а за полтора-два часа полностью собрать жилище, причем большую часть связанной с этим работы выполняли женщины. Разобранную юрту вместе с имуществом перевозили во время перекочевок на вьючных животных. Для перевозки частей разобранной юрты на лошадях предварительно поверх потника одевали грузовое седло, которое укрепляли подпругой, подхвостником и надгрудником. Затем по обе стороны от седла привязывали скрепленные арканами плотно сложенные войлочные покрышки. Привязывали сундуки, а поверх них еще по одной войлочной покрышке. После чего с каждой стороны привязывали сложенные и связанные решетки юрты. Над ними закрепляли шанырак. На других животных над сложенными войлочными покрышками и решетками помещали парные сундуки, чугунные котлы, разборные кровати, осудные этажерки и другие вещи. На отдельном коне закрепляли жерди - уыки. Остальную утварь и мелкие вещи старались уложить вместе с деталями юрты. Окружность маленькой четырехканатной юрты составляла около 16 м, высота — Зм, площадь около 20 кв. м, вес -450-500 кг№

Ориентировка жилища у кочевников Евразии является одним из существенных этнокультурных признаков. В степях Центральной Азии у кочевников издавна были известны две традиции ориентировки жилищ — восточная и южная, причем восточная была связана с хунну и тюрками, а южная - с монголами. Казахи ставили юрты дверью на юго-восток, а начиная с монгольского периода — на юг.

Юрта и ее членения, интерьер и утварь нашли отражение как в фольклоре, так и в мифологии кочевников. Юрта - модель мира в представлении древних кочевников. Сборка и разборка ее при перекочевках символизировали наступление Хаоса и возрождение Гармонии. Сфера юрты является маленькой копией сферы небосвода над степью. Это архетип Мировой Горы. Остов кереге ограничивает земной круг. Через очаг, который находился в центре юрты, душа усопшего уходит в царство мертвых. При этом она проходит обряд очищения. Бакан (бакан) - длинный шест, который держит шанырак - мотив столба, подпирающего небосвод, железный кол от земли до неба, который начало берет от центра земли, а вершиной упирается в Полярную звезду. Уыки - куполообразный небосвод. Их бесконечный ряд по окружности создает иллюзию кругового движения звездного неба вокруг неподвижного центра -Полярной звезды, символически находящейся в «неподвижном» центре шанырака. Шанырак - вершина - верхний мир - символическое небо.

Шанырак являлся также семейной реликвией, признаком продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение от отца к младшему сыну и представлял собой силу и покровительство духов предков.

Отношение к жилому пространству, его использование, место в нем для каждого члена семьи и гостей в зависимости от их пола, возраста и социальной роли, а также размещение отдельных предметов утвари - все это достаточно строго регламентировалось сложившимися традициями. Пространство юрты условно делилось на две половины по оси от входа к противоположной части жилища - тер - через его центр. Половину справа по отношению к человеку, стоявшему в юрте лицом к входу в литературе принято называть мужской, слева от него женской. Тор был особо почитаемым местом жилого пространства. Здесь вывешивался парадный ковер тускииз, располагались сундуки, на которые складывалась «гора» стеганых одеял и подушек.

Обычно «мужская половина» обозначена вертикалью адалбакана - шеста с металлическими крюками, на которых наряду с мужской одеждой: лисьей шапкой, чапаном, кожаным поясом, можно было увидеть конскую сбрую, седло, оружие и т.п. В «женской половине» главное место занимала деревянная кровать, отделенная пологом (шымылдык,), а также шкафчики для хранения продуктов и посуды.

Часть юрты, прилегающая к входу, носила название босага. Она включала также проем входа и порог. Слева от входа в юрту, между босага и тор - место для сна младших членов семьи. Напротив входа, в центре юрты находился очаг - семейный, хозяйственный и сакральный центр жилища. Почти вся пища у казахов готовилась в казане — чугунном котле, который ставили на ошак, — железную треногу над костром или в специально вырытой яме — жерошак,.

3. Стационарное жилище. На зимовках (кыстау) существовали однокамерные жилища, разделенные сырцовой стеной-перегородкой на две-три комнаты: жилая половина, кухонная и кладовая. Перегородки высотой до 1,5 м, как правило, не доходили до потолка помещения. Особенность их состоит в том, что они обогревали помещение, благодаря приставленной к торцу стены глинобитной печи -к,азандык.. Она снабжалась дымоходом, который шел внутри перегородки и выводил дым наружу.

Кроме жилого и кухонного помещений, под одной крышей находились и хозяйственные помещения: загоны для скота, амбары с закромами (сусек). Значительную часть жилого помещения занимали нары, деревянные или глинобитные, высотой 30-40 см.

Кочевники использовали асадал - буфет. Он походил на тумбочку, был невелик размером (100 х 100 х 60 см), имел распашные дверцы и выдвижные ящики в нижней части. Асадал, как и сундуки, имел ручки с двух сторон, с помощью которых его можно было переносить. Своеобразной мебелью для хранения одежды был жаглан. Он состоял из деревянного каркаса, обшитого кожей, шкурой или кошмой.

Наиболее громоздким, разумеется лишь по сравнению с остальными вещами, было низкое деревянное супружеское ложе — кровать (твсагаш) — имеющее при этом крайне простую конструкцию. В две боковины вставлялись поперек две-три доски, поверх которых укладывали еще несколько досок. Боковины выполнялись из цельного кус­ка дерева с возвышением с двух сторон — у изголовья и у изножья. Лицевая сторона кровати украшалась костью крупных животных, которая специально обрабатывалась. Были и разборные, состоящие из двух частей, отдельно изголовье и изножье. Такую кровать можно было очень быстро собрать и установить, скрепив части крючками, а при перекочевке составлявшие ее доски связывались и легко перевозились вьюком.

Остальные члены семьи спали на полу, но для того, чтобы подушки не лежали на полу, была изобретена такая оригинальная мебельная форма, как жастык, агаш — деревянная подставка для подушек. По существу, это изголовье, поставленное на пол, которое имело головную часть высотой 60-70 см и шириной 100 см, основание и боковые наклонные стенки. Все это богато украшалось резьбой. Такую подставку давали в качестве приданого девушке .

Особым видом мебели, незаменимым в кочевом быту, была детская кроватка - бесик. Грудной ребенок находился в деревянной колыбели, легкой и удобной, которая изготовлялась из гнутых жердей тальника и березы. Она декорировалась обычно разными узорами, игравшими роль охранительных символов и благопожеланий младенцу. Дно кроватки настилалось дощечками с отверстиями для съемных трубочек, по которым собираются испражнения ребенка. Для кроватки изготовлялись специальные постельные принадлежности.

Помимо деревянных ларей и сундуков, распространены всевозможные подставки на четырех ножках, лицевая доска которых искусно декорировалась. Так на жукаяк, укладывались запасные ковры, сырмаки, а также постельные принадлежности и другие вещи. Длина лицевой части составляла 90-130 см, высота 30 см и ширина 45 см. Среди подобных форм выделяется подставка для емкости, в которой заквашивали кумыс - саба аяк,. Про размеры такой емкости в народе говорят, что она сделана из шкур пяти кобылиц или что в ней может плавать в кумысе годовалый жеребенок.

 

Контрольные вопросы

1. Особенности архитектуры кочевых племен

2. Виды и типы мобильных жилищ казахов

3. Расскажите о строении юрты

4. Расскажите об убранстве юрты

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.