Культурные рубежи искусства
Пять отправных точек современной архитектуры
1. Опоры — столбы: Дом на отдельных опорах! Раньше дом был забит в землю, в темных и зачастую сырых местах. Железобетон дает нам отдельные опоры. Теперь дом в воздухе, высоко над землей; под домом находится сад, на крыше дома тоже сад.
2. Крыши —- сады: Железобетон — это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлю здания. Соображения технологии, экономии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы.
3. Свободная планировка: До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение железобетона допускает свободную планировку. Этажи больше не будут отделяться один от другого, словно отсеки. (Отсюда — большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра, большая экономия материальных средств.
4. Расположение окон вдоль по фасаду: окно— один из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел настоящую революцию в его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого.
5. Свободный фасад: опоры вынесены за пределы фасада, внутрь дома. Перекрытия крепятся на консолях. Отныне фасады — это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки.
Ле Корбюзье видит город как сочетание отдельных элементов, его слагающих.
При планировке города он применяет тот же метод, как и в решении композиции жилого дома. Только теперь жилой дом принимается им за первичную архитектурно-пространственную ячейку. В доме Корбюзье усматривает основу нормального существования человека. Компоненты жилых домов образуют город, где все его сферы — транспорт, зоны приложения труда, общественные центры — расположены с учетом рационального обслуживания человека. Исходный пункт планирования его «Лучезарного города»— жилой район.
Почти всегда место, где человек трудится — завод, деловой центр,—возникало без учета его местожительства. Это создает мучительные трудности для населения. Ле Корбюзье предлагает преодолеть их, создавая так называемые «линейные города». «Линейный город» Ле Корбюзье не прямая на плоскости, а линия, положенная на реальный рельеф, вписанная в него и использующая наиболее удобные места для всех элементов города. Корбюзье не приспосабливает к проекту природу, пейзаж к надуманной, абстрактной идее, а, наоборот, включает город в конкретный пейзаж.
В 1922 году появляется проект «Современный город» на три миллиона жителей. В этом проекте Ле Корбюзье противопоставил гармоничное решение города хаотической застройке городов капиталистического Запада. Его поселок для рабочих в Пессаке под Бордо (город-сад) задуман в 1925 году и в очень короткий срок — меньше года — осуществлен, но заселен по вине администрации только в 1929 году. В дальнейшем этот поселок для рабочих из 51 дома стал образцом и местом паломничества многих архитекторов.
Постройка Дома Центросоюза в Москве — первенца советских административных зданий нового типа — стала большим событием в развитии мировой архитектуры. Все здесь было ново: решение внутренних пространств, свободная планировка, лаконичное решение фасадов, построенных на контрасте остекленных поверхностей и глухих стен, облицованных артикским туфом. При строительстве Дома Центросоюза были использованы все технические строительные достижения тех лет.
4. В годы второй мировой войны создается «модулор»—система новых пропорциональных отношений. Ле Корбюзье кладет в основу архитектурной метрики размеры человеческого тела. Причем берет не только средний рост человека, но размеры сидящей фигуры, стопы человека, длину его руки, шага и т. д. «Модулор»— не только теория, в нем содержится и подробно разработанное практическое руководство по применению человеческих пропорций в сопоставлении с общепринятой метрической системой расчета. Среди тех, кто первым оценил «модулор», был великий Эйнштейн, считавший, что разработанная Ле Корбюзье система имеет большое практическое значение не только в архитектурном проектировании, но и в других видах человеческой деятельности.
Совершенно новой страницей в творчестве Ле Корбюзье стала капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, над созданием которой он работал с 1950 до 1954 года. Здесь мастер впервые применил упруго изогнутые плоскости несущих стен, над которыми как бы взлетает, образуя огромные навесы, также криволинейное перекрытие из монолитного железобетона. Небольшие оконные прорези разных размеров и форм, словно случайно разбросанные по фасаду, создают в интерьере сказочный эффект. Эти оконца подчеркивают цельность и монументальность здания. Возникают какие-то далекие ассоциации с романской архитектурой, с храмами древнего Пскова, а скорее всего, со старинными хижинами французских крестьян.
В 1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой доминиканского монастыря в Ла-Туретте близ Лиона. Когда одного монаха спросили, почему постройку монастыря поручили именно Ле Корбюзье, доминиканец ответил: «Для красоты нового монастыря». Монахи знали, что знаменитый мастер создаст им архитектурный шедевр. Личные взгляды Ле Корбюзье на религию и церковь были им совершенно безразличны. Церковники не обманулись в своих расчетах: туристы со всего света стекаются в Ла-Туретт, так же как и в Роншан.
Контрольные вопросы
1. Жизнь и творчество Ле Корбюзъе
2. Появление серийного домостроения
3. Расскажите о пяти основных принципах современной архитектуры
4. Новая система пропорциональных соотношений
ЛЕКЦИЯ 14 Развитие дизайна в России 30-50 гг.
1. Ар-деко
2. Культурные рубежи искусства
3. Архитектура
1. Ар-деко. Сегодня многим историкам искусства время 30-50-х гг. кажется загадочным культурным феноменом, а дизайн в этот период - потерянным для нас. А между тем тогда господствовал стиль ар деко, получивший интересное преломление у нас. Своё название «ар деко» получил в 20-е гг. благодаря своей объединяющей роли в различных прикладных искусствах. Вобрав многие черты модерна, конструктивизма, цветовую гамму русских балетов и многое другое, а позже - индустриальных, конвейерных форм, ар деко, последний из художественных стилей, стремился к декоративной цельности, влияя на пластику, архитектонику, соединяя, казалось бы, несоединимое.
Культурная изоляция, отсутствие интереса к тому времени после высоких достижений авангарда 20-х гг. мешали рассмотреть русские произведения в этом ряду. Между тем, советский ар деко просуществовал до середины 50-х годов, и влиял на европейский: популярные пластические элементы были заимствованы у нас (пластика В.Мухиной, орнаменты текстиля).
Культурные рубежи искусства
20-нач. 30-х- конструктивизм; вопрос о стандартизации как художественной проблеме. Первые тепловозы, крестьянские тракторы, возник научный автомобильный институт - НАМИ в Нижнем Новгороде. Большие успехи в радиоделе. Первые пятилетки.
Было необходимо строить новое, но квалифицированных кадров для новой промышленности не было (техническая интеллигенция либо эмигрировала, либо была расстреляна). Оставалось брать из-за границы целые предприятия, паровозы, станки и т.д. Платили золотом и картинами Тициана. Послали ряд инженеров в США, Германию, Англию, Францию.
конец 30-х - пышность, декор, излишества; стандартизация понималась как механическое сокращение количества форм (на одну и ту же форму - разный декор). Под влиянием общей направленности в предметно-художественном творчестве сфера дизайна расслоилась на инженерно-техническую, предметно-бытовую и декоративно-оформительскую области, которые развивались далее на основе разных концепций формообразования. Производственное искусство отвергнуто, стилистику в предметном творчестве стали определять традиционалистские течения. В это же время произошёл перелом в отношении к эстетике быта. Народ устал от гонки за будущим, появилось стремление жить красиво и удобно. Налаживалась мебельная и текстильная промышленность. Благосостояние немного выросло.
40-нач. 50-х - стремление к украшательству, которое запрещается указом ЦК КПСС о борьбе с излишествами; стандартизация приняла негативное звучание (стандартный=плохой).
с конца 50-х гг.- новый этап: экономичность, простота, вещи утратили образ, выразительность; оживление творческой деятельности произошло из-за прихода на предприятия большого количества художников-профессионалов и создания на заводах КБ и художественных лабораторий. Был разрыв между эстетическими возможностями техники, технологии обработки и использованием изделий, недооценка специфики машинного производства - к приоритету ручного художественного труда.
3. Архитектура. В начале 30-х гг. - перемены в стилевом направлении советской архитектуры - совмещение нового и классических приёмов. Создание монументальных произведений привело к повышенному вниманию к внешней стороне здания, нарастало украшательство. Из-за этого уделялось внимание фасадам домов, обращённых к улице, а во дворах всё было неблаговидно.
Быстрое развитие промышленности повлекло бурный рост городского населения. Сформирован новый тип жилого дома - многоквартирный секционный жилой дом, возник метод строительства не из кирпичей, а из крупных стеновых блоков. Типизация зданий и стандартизация их элементов. В связи с введением в 1930 г. всеобщего обязательного образования - потребность в школах. Не хватало жилья, заводских помещений, но школами население было обеспечено.
В первые годы советской власти гигантскими масштабами шло строительство, которое было проявлением стремления вырваться из вековой отсталости страны в индустрии, в результате аграрная страна с полупатриархальным укладом в короткий срок превратилась в индустриальную державу. В это время определилась рациональная планировка, внедрены "передовые" методы строительства: поточно-скоростной (когда одна бригада какой-то специальности последовательно работала на разных объектах - благодаря их однотипности - конвейер); сооружались дома из крупных блоков - кусков стены (с готовой отделкой), в итоге многоэтажки возводились за 5-6 мес., тогда как аналогичный дом из кирпича строился 2-3 года. К 50-м гг. стали укрупнять не только стеновые элементы, но и лестницы, перекрытия с тем, чтобы монтировать их кранами, а не руками. Художественный язык крупноблочных домов найден не сразу - сначала подражали каменным. · Жилой дом из крупных блоков в Москве 1940 (Буров, Блохин). После войны - широкое восстановление до 1948 г., началось обширное жилищное строительство, формировались крупные жилые массивы конвейерным методом. Но новые методы застройки сочетались со старой периметральной застройкой, что давало плохую инсоляцию большинства помещений. Внутри кварталов не хватало хозяйственных устройств. Фасады оснащались типовыми декоративными деталями, не имеющими художественной ценности.
В 1952 г. - идея бескаркасной крупнопанельной системы: панели не навешиваются на каркас, а соединяются друг с другом, образуя стены и перекрытия.
В начале 50-х гг. в Москве построено несколько высотных зданий, но их форма не соответствует конструктивной основе: постройки на стальном каркасе оформлялись на манер массивных, тяжеловесных сооружений.
Успехи соцстроительства и победа в войне - к созданию триумфальных образов в архитектуре - тенденции парадности, которая часто не согласовывались с развитием строительной техники - это минусы. Но облик городов и сёл преобразовался, развернулось массовое строительство, направленное на удовлетворение нужд трудящихся - это плюсы. Т.о. дизайн в эпоху 30-50 гг. был условным, главная цель - обеспечить серийный выпуск, а о продаваемости речь не шла. Но отдельные образцы дизайна всё же заслуживают внимания.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о динамическом развитии стиля «ар деко»
2. Архитектура первой половины XX в. в Советском Союзе
3. Расскажите о развитии дизайна в эпоху социализма.
Лекция 15.Интернациональные искусства (вторая половина XXвека)
1. Архитектура
2. Изобразительное искусство
3. Графический дизайн
4. Мебель
5. Декоративное искусство
Смена стилей и течений на рубеже ХIХ-ХХ вв. полностью обусловлена новым историческим этапом. В обществе складываются новые отношения, бурно и стихийно растут города, интенсивно развивается техника. Это приводит к резкому изменению материальной среды
Архитектура
В 1960-х годах Интернациональный стиль стал все чаще подвергаться критике за геометрический аскетизм, цветовую монохромность и, самое главное, за принципиальную внеассоциативность новых форм. В поисках наиболее острых приемов архитекторы все чаще обходят стороной или до неузнаваемости переосмысливают арсенал средств и форм «современной архитектуры», все чаще обращают взор либо в прошлое, либо к откровенному китчу, либо к горизонтам техники. Архитектура фактически уже не рассматривается как инструмент преобразования общества, но в основном как средство общественной коммуникации, как язык. Функция высоко чтится, но не считается определяющей образ. Форма все реже ей следует. Новейшие материалы и технические элементы все чаще утрируются и трактуются как декор. Украшения, орнамент больше не караются как преступление.
В это время появляется новое художественное направление, новый художественный стиль, новая эстетическая программа — постмодернизм, и вместе с ним появляется целая плеяда архитекторов с сильным стремлением к самовыражению - Рикардо Бофилл в Испании, Майкл Грейвз, Филип Джонсон, Норман Фостер в Америке, Аль-до Росси в Италии, Арата Исодзаки в Японии.
Тонкая деталировка, живописная отделка и содержательный дизайн постмодернизма напомнили архитекторам и публике, что зодчество - это искусство, а не просто возведение сооружений.
Норман Фостер считается лидером архитектуры хай-тека. Это эстетическая линия экспрессионизма, эксплуатирующая визуальные эффекты применения новой и новейшей технологии, чаще всего заимствованной из самолето- и автомобилестроения, космической и военной техники (отсюда и название - стиль высокой технологии). Образцы хай-тека - надувная оболочка для компьютерного производства и суперскульптурные панели. Он считает, что можно и нужно сделать обитаемыми совершенно необычные пространства и, наоборот, обычное жилище характеризуют «минимализм» и «супермодернизм». В каждом возможном случае элементы выполняют двойную или тройную функцию. Он бесконечно повторяет алюминиевую панельную решетку, любуется сталью, стеклом и легкими конструкциями.
Центр имени Жоржа Помпиду, выстроенный на плато Бобур в Париже по проекту Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано (1977 г.), — классика хай-тека — супермодернистская «архитектурная машина». Здесь хай-тек преодолел стену как традиционную плоскость, массивную преграду. В Центре Помпиду стены нет, а вместо нее семь чередующихся рядов (слоев) диагоналей, вертикалей, горизонталей, выполняющих различные функции. Это уже разного рода «артерии циркуляции» (тепла, воды, людей), энергетические каналы и стволы и «экзоскелет гигантского насекомого». Стена как бы исчезла, став прозрачной или отразив в себе окружение.
Визуальные трюки в городском пространстве и интерьере. Для визуальной культуры 80-х годов характерно стремление к отходу от рационального проектирования и выявлению эмоциональной природы проектного решения. Все больше ценится способность к импровизации, даже к юмору в дизайне. Художники создают ирреальные пространства, ставя задачу создания особой эмоциональной атмосферы мгновенного (хэппенинги, акции) или длительного действия.
Одно из направлений - манипуляции с плоскостью с привлечением средств графики (суперграфики) и живописи. Сюда же можно отнести и использование зеркальных поверхностей.
В интерьерах эффект превращения реального объема в иллюзию достигался с помощью средств живописи и рельефа, нарушающих привычные нам перспективы и делающих помещения не только неузнаваемыми, но и затрудняет ориентацию в них. Тут художник использует «игру масштабов»: монолитная геометрическая форма расчленяется на множество мелких изображений, которые, в свою очередь, собираются в отдельные геометрические блоки, и из простого прямоугольного интерьера создается образ лабиринтов, скрытых загадок.
Другое направление базируется на реальных объемах, то есть на объемно-пространственных решениях. Здесь задействованы зеркальность, цвет и свет. Реальная форма такой архитектуры зачастую скрыта за проявившимся визуальным образом. Таковы, например, зеркальные небоскребы, плоскости стен которых отражают соседние здания или небо с плывущими облаками, что делает иногда здание невидимым, а иногда центральным акцентом окружающего пространства.
Еще более интересно складываются взаимоотношения иллюзорного и реального в пространствах жилых интерьеров. Например, отделка мебели заодно с окружающим ее пространством - стенами, потолком, портьерами и другими аксессуарами - давала самые неожиданные результаты, иногда полностью изменяя не только образ элементов оборудования помещения, но и структуру и образ всего пространства. В проектирование стало включаться и такое средство, как свет-тень, с помощью которого можно создать впечатление живого, пульсирующего пространства.
Таким образом, в архитектуре происходит поиск необычных, поражающих форм, как бы колеблющихся, пульсирующих, а также «исчезающих», готовых к самоуничтожению или переходу в другое состояние. В ходу все исторические стили - в разной степени переосмысленные и сплавленные с «современными» формами. Эклектизм, на который для 20-х годов был наложен табу, и который в лучшем случае считался компромиссом и дурным вкусом, стал нормой. Однако сегодняшний разгул стилизаций при всей своей экстравагантности не перерождается в простую эклектику и даже обладает своеобразной гармонией, поскольку некий принцип «современных форм» все же выработан XX веком. Он выработан той же функциональной эстетикой, выработан современной техникой, оправдан потребностями технического и научного прогресса, экономикой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|