Методические материалы к практике
Перечень документов, предоставляемых студентом
-дневник – наблюдение производственной практики (по часам – 6 ак часов ежедневно)
- Анализ успешности адаптации первоклассников к школе в виде таблицы и общего заключения.
- конспекты проведенных занятий 2 индивид, 1 индивидуально-подгрупповое, 1фронтальное (школа-сад)
Индивидуальные траектории развития\образовательные маршруты в аспекте развития речи и освоения русского языка двух детей
-лист самоанализа качества проведенных занятий – включить в отчет, не отдельно
- дидактический материал с аннотацией;
-характеристика на студента-практиканта, выполненная логопедом образовательной организации;
- отчёт студента о результатах прохождения практики – 3 страницы
- материалы дополнительной индивидуальной программы практики – по курсовой работе
Методика обобщения данных по адаптации первоклассников к школе.
(модификация методики Н. А. Малышевой)
Цель: анализ успешности адаптации первоклассников к школе; выявление трудностей адаптации у детей с речевыми нарушениями.
Опросный лист
1 Охотно ли, с интересом ребенок учится?
2Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
3 Вполне ли дисциплинирован?
4 Умеет ли организовать себя в работе?
5 Достаточно ли внимателен, целеустремлен, настойчив?
6 Отвечает ли работоспособность первоклассника предъявляемым школой требованиям?
7 Переживает ли ребенок свои учебные неудачи и удачи?
8 Стремится ли к улучшению своих результатов?
9 Вполне ли удовлетворительно усваивает программу 1 –го класса?
10 Достаточно ли ученик контактен, доверчив; легко ли откликается на воспитательные воздействия, призыв о помощи?
11 Хорошо ли складываются отношения с другими детьми?
12 Нуждается ли ребенок в дополнительной, индивидуальной помощи:
а) на уроках; б) при выполнении домашних заданий?
13 Успешно ли прошел процесс адаптации к школе?
14 Можно ли рассчитывать в работе с ребенком на отзывчивость его родителей?
Обработка данных
Ответы на вопросы оцениваются в баллах от1 до 4.
1б. – безусловно да; 2б. –скорее нет, чем да; 3б. – скорее да, чем нет; 4б.- безусловно, да.
Чем ближе сумма баллов к максимальному числу - 56, тем выше показатель адаптации первоклассников к школе.
Итоговый бланк
Школа_________ Класс__________ Месяц, год___________
Учитель_____________________________________________
№п/п
| Имя учащегося
| Ответы на вопросы
| Сумма
баллов
| Примечания (наличие речевых нарушений)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель индивидуального образовательного маршрута(обратите внимание на подчеркивание)
Индивидуальный образовательный маршрут(траектория)- это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Алгоритм проектирования ИОМ
Диагностика.
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, например: выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки. В этом может помочь комплексное исследование, включающее в себя изучение данных
– текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;
– экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации;
– опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;
– анкетирования одноклассников;
– интервьюирования родителей;
– психологического тестирования ученика;
– собеседования с ним самим.
Например: Низкая успеваемость по ряду предметов. Выявленные причины низкой успеваемости: Несформированность самоконтроля; Отсутствие устойчивых мотивов учения (психолог); Проблемы в ЗУН ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке (учитель); Нарушение фонематического слуха, бедность словарного запаса, ОНР (логопед);
Целеполагание.
После диагностических процедур, позволяющих выявить своеобразие личности ребёнка, осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. В качестве цели может выступать и решение какой-либо научной проблемы, личностное изменение, изменение достижений по отдельному предмету и т.п. Следует помнить, что индивидуальная образовательная траектория разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с ребёнком. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и, тем более, принуждать .
Определение содержания образовательного маршрута, т.е. образовательных объектов.
При проектировании многопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся знакомится с инвариантной частью школьной программы, в которой указаны обязательные для изучения предметы и их объём. Ученик выбирает с помощью тьютора уровень изучения обязательных предметов (базовый или углублённый). Затем ученик совместно с педагогом определяет содержание и объём вариативной части, в которую могут входить по желанию ребёнка элективные курсы, кружки, а также исследовательская и проектная деятельность, занятия самообразованием и т.п.
При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.
Формирование индивидуального плана обучения.
На четвёртом этапе происходит определение личностных отношений учащегося с различными образовательными объектами, что находит своё отражение в индивидуальном плане обучения. Процесс формирования последнего состоит в следующем: учащийся с помощью педагога выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные.
Составление планирования, подбор заданий, определение времени работы.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
Дата Тема занятия Форма организации деятельности ученика Примечание
Подведение итогов и рефлексия
ЛИСТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, отражающие динамику продвижения ученика
ФИКСАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА\ПРОДУКТА
ДНЕВНИК САМООЦЕНКИ Является средством, позволяющим младшему школьнику фиксировать свой образовательный маршрут и возможности презентации своих достижений. Ежедневное оценивание своей деятельности
Моя деятельность Моя оценка Оценка учителя
Индивидуальная образовательная траектория ученика реализуется посредством ситуации выбора – это спроектированный учителем этап программы или элемент урока, когда ученики отдают своё предпочтение одному из вариантов решения учебной задачи, проявляя свою активность, самостоятельность, индивидуальный стиль познания.
Предметом выбора ученика на уроке могут выступать:
Цели обучения (собственная цель в изучении конкретной темы, раздела, курса);
Содержание учебного материала (обогащение учебного материала как в сторону углубления (переход на более высокий уровень сложности), так и в сторону расширения – за пределы федерального государственного образовательного стандарта);
Уровень задания, его вид, способ (в соответствии с его индивидуальными особенностями);
Форма выполнения;
Темп изучения материала и выполнения задания;
Право на собственную оценку результатов своей деятельности.
При проектировании индивидуальной образовательной траектории можно выделить следующие этапы:
Название этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Диагностический
| Проводит диагностику уровня познавательных возможностей учеников.
Определяет образовательные запросы школьников в том или ином предмете.
| Оценивает свои возможности.
Определяет предпочтения в том или ином предмете
| Разъяснительный
| Создаёт ситуацию выбора, выступая консультантом.
| Осуществляет выбор индивидуальной траектории по предложенным параметрам.
| Этап моделирования
| Оказывает помощь в постановке целей, определении продукта деятельности, составлении плана работы, в отборе средств и способов достижения результата.
Планирует оценку реализации учеником ИОТ
| Ученик ставит личностно значимые цели, определяет образовательный продукт
Составляет план работы, проводит отбор средств.
Продумывает рефлексию своей деятельности
| Реализация ИОТ
| Принимает ИОТ ученика, помогает при возникновении проблем.
Осуществляет обратную связь.
| Реализует ИОТ (инд.обр.продукт) в виде выбранной формы.
| Рефлексия
| Проводит рефлексию ИОТ, переходя с эмоционально-чувственного уровня на рациональный (анализ деятельности и её результатов).
| Осуществляет рефлексию собственной деятельности на рациональном уровне причины успеха или неудач)
|
Результатом движения ученика по индивидуальной образовательной траектории является –образовательный продукт.
Образовательный продукт – результат деятельности ученика, содержание которой соответствует изучаемое теме, разделу, предмету, образовательной области. Иначе говоря, это полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование универсальных учебных действий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|