Сделай Сам Свою Работу на 5

Отличия дедуктивных теорий от описательных





 

Вопрос №17
Алгоритм постановки научной проблемы

Научная проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом знании

1) Формулирование проблемы: вопрошение (выдвижение центрального вопроса проблемы), констрадиктация (фиксация того противоречия, которое легло в основу проблемы), финитизация (предположительное описание ожидаемого результата

2) Построение проблемы:стратификация («расщепление» проблемы на подвопросы), композиция (группирование и определение последовательности решения подвопросов), локализация (ограничение поля изучения), вариантификация (поиск альтернатив для всех элементов проблемы)

3) Оценка проблемы: кондификация (выявление всех условий, для решения проблемы), инвентаризация (проверка наличных предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности), уподобление (нахождение аналогичных решенных проблем), квалификация (выявление типа проблемы)

4) Обоснование проблемы:экспозиция (установление связей данной проблемы с другими проблемами), актуализация (приведение доводов в пользу реальности проблемы), компрометация (выдвижение возражений против проблемы), демонстрация (объективный синтез результатов)



5) Обозначение проблемы: экспликация (разъяснение) понятий, перекодировка (перевод проблемы на иной научный язык), интимизация (словесная нюансировка выражения проблемы)

 

Вопрос №18
Понятие теории и научной теории

Теория-совокупность знаний, образующих систему на основе некоторых общих положений

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ О ТЕОРИ

1) Определение теории как системы знаний, пронизанной совокупностью общих идей

2) Характеристика основных положений теории, требования, предъявляемые к постулатам и ко всей

3) Пути проверки теории

4) Состав и структура оформленной дедуктивной теории

5) Границы применимости теории

6) Условия возникновения теорий

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ

Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности

ФУНКЦИИ 1) Объяснение известных фактов 2) Дедуктивная 3) Научные понятия 4) Предсказание новых фактов 5) Описательная 6) Следствия

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ

- знания о теории, ее составе и структуре;



- представления о природе получения этих знаний;

- представления о том, какие знания входят в теорию непосредственно, а какие - опосредованно;

- представления о роли научных фактов для теории.

Вопрос №19
Формы научного знания

 

Научный факт – это факт, которыйпрошел строгую проверку на действительность, точность и истинность.

Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений.

Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.

Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.

Научная картина мира - это система научных теорий, описывающая реальность

Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности

Научные гипотезы

предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.

Вопрос №20
Понятие научного познания. Классификация методов научного познания.


Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение

различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых

приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому

знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть

совокупность приемов и операций практического и теоретического познания

действительности.

 

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.



Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций».

Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда» Там же стр.29. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

 

Схематично структуру научного познания можно представить следующим образом:

Эмпирический факт -» научный факт -» наблюдение -» реальный эксперимент -» модельный эксперимент -» мысленный эксперимент -> фиксация результатов эмпирического уровня исследований -» эмпирическое обобщение -» использование имеющегося теоретического знания -» образ -» формулирование гипотезы -» проверка ее на опыте -» формулирование новых понятий -» введение терминов и знаков -» определение их значения -» выведение закона -» создание теории -» проверка ее на опыте -» приятие в случае необходимости дополнительных гипотез.

Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы. К первым относятся:

· наблюдение -- целенаправленное восприятие явлений объективной действительности;

· описание -- фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах;

· измерение -- сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;

· эксперимент -- наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

К научным методам теоретического уровня исследований следует отнести:

· формализацию -- построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

· аксиоматизацию -- построение теорий на основе аксиом -- утверждений, доказательства истинности которых не требуется;

· гипотетико-дедуктивный метод -- создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Другим способом деления будет разбивка на методы, применяемые не только в науке, но и в других отраслях человеческой деятельности; методы, применяемые во всех областях науки; и методы, специфические для отдельных разделов науки. Так мы получаем всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

 

Среди всеобщих можно выделить следующие методы:

· анализ -- расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;

· синтез -- соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

· абстрагирование -- отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений;

· обобщение -- прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

· индукция -- метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

· дедукция -- способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

· аналогия -- прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

· моделирование -- изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

· классификация -- разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках -- многих разделах биологии, геологии, географии, кристаллографии и т. п.).

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

 

Вопрос №21
Всеобщие методы научного познания.

Метод - это совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей.

Методология – учение о методе.

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения наиболее широка.

2. Общенаучные методы, применяются во всех или почти во всех науках.

3. Частные, или специальные, методы, применяются в отдельных науках или областях практической деятельности.

Особую группу методов образуют методики - приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-либо частной проблемы.

Всеобщих философских методов познания - два: диалектический и метафизический.

Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Метафизический метод - противоположный диалектическому метод, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

Конкретно-научные методы

 

 


Вопрос №22
Общенаучные методы научного познания.

Анализ - разложение объекта на составляющие его части.

Синтез- объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему.

Абстрагирование- мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект.

Индукция - процесс выведения общего положения из ряда единичных фактов.

Дедукция- процесс аналитического рассуждения от общего к частному.

Аналогия – вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта на специально устроенном его аналоге - модели.

Исторический метод - воспроизведение истории объекта с учетом всех деталей и случайностей.

Логический метод - логическое воспроизведение истории изучаемого объекта.

Классификация - распределение объектов по классам в зависимости от их общих признаков.

 

Вопрос №23
Специальные методы системного анализа научного познания.

 

Вопрос №24
Понятие о методологии научного познания и ее виды.

Методология (от «метод» и «логия») - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности»

«Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»

«Учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение)»

«Методология - 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира»

«Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии»

«Главная цель методологии науки - изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания»

«Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности»

Общий подход к решению задач того или иного класса

Методология как способ, средство связи науки и практики

Методология как средство помощи науки практике

Методология долгое время рассматривалась дословно как учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта [7]). И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель - мотив - способ - результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» - ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив - заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним - метод (подробнее это явление и его последствия разбираются в [31]). Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.

Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.

В гуманитарных, в общественных науках в силу ранее недостаточного уровня развития их теоретического аппарата, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. Например, В.И. Загвязинский [9] так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании. Она включает:

1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

В приведенном определении наличествует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны - его зауженность. Подобные подходы к определению методологии довольно типичны. Современные авторы разделили методологию (методологию науки) на два типа (рис.3.).

 

Вопрос №25
Алгоритм познания.

Эмпирический факт àНаблюдение à Научный факт à Эксперимент àФиксация результатов àЭмпирическое обобщение àИспользование имеющегося теоретического знания à Формирование гипотез à Проверка гипотез àФормирование понятий àВведение определений,терминов,знаков àОпределение их значения àВыведение закона àСозданий теории àПроверка ее на опыте à Формирование новых гипотез.

 

Вопрос №26
Принципы системного анализа.

1)Принцип интеграции изучение интегративных свойств и закономерностей объекта

2)Принцип иерархииучет порядка подчинения составных нижестоящих элементов и свойств вышестоящим по строго определенным ступеням и перехода от низшего уровня к высшему

3)Принцип системности исследование объекта, и как единого целого, и как части более крупной системы, в которой он находится с остальными системами в определенных отношениях

4)Принцип оптимальности выбор наиболее подходящего варианта развития

5)Принцип формализации получение количественных и комплексных характеристик

 

Вопрос №27
Основные этапы и методология системного анализа.

 

Вопрос №28
Теория системного анализа Ф.Хасмана, Дж.Джефферса, В.Дружинина. Сравнительный анализ.

По Ф. Хансману ФРГ, 1978 год

Общая ориентация в проблеме (эскизная постановка проблемы) выбор соответствующих критериев формирование альтернативных решений выделение существенных факторов внешней среды построение модели и ее проверка оценка и прогноз параметров модели получение информации на основе модели подготовка к выбору решения реализация и контроль.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.