Сделай Сам Свою Работу на 5

СТАДИЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ЛИЧНОСТЕЙ





На нескольких примерах покажем состояние рассеивания, предшествующее тому моменту, когда ребенок сможет уверенно идентифицировать свою личность и личности других, отделяя их от конкретных ситуаций, в которых они каждый раз были смешаны. В одних и тех же ситуациях он смешивает разных людей и, напротив, разделяет одного и того же человека на столько персонажей, в скольких разных условиях он его видел. Он сам не очень уверен в своей собственной идентичности; по крайней мере она у него не может возобладать над изменениями отношений с окружением.

В 2; 7 воспитанница Келер, съевшая пирожные своей младшей сестры, светясь от радости, рассказывает об этом своему отцу, как только он входит в дом. После того как ее отругали, она озаботилась этим лишь четверть часа спустя. Видя, что ее попытки подольститься отвергаются, она расплакалась и пообещала никогда больше не быть плохой. Получив прощение, она демонстрировала свои маленькие таланты. Когда же вернулась ее мать, она бросилась ей навстречу и с той же радостью, что и отцу, рассказала историю с пирожными. Таким образом, последовательные ситуации лишь накладываются друг на друга, но ребенок не способен ни установить их взаимозависимость, ни интегрировать их в чувстве личностной ответственности. Получив радость от съеденных пирожных, она слишком плохо умеет отличать себя от других, чтобы не присоединить к ней отца и мать; эпизода раскаивания при этом как бы не было вовсе. Реакция, обусловленная обстоятельствами, находилась в точном соответствии с. недовольством отца;



раскаяние обернулось простым изменением настроения. Оно не только не устранило чувства радости, связанного с лакомством, но и не смогло настроить ребенка на те чувства, которые могли существовать по этому поводу у родителей. Ее собственные установки были такими, какие породила ситуация. Не способная превзойти каждую конкретную ситуацию, она тем не менее может отделиться от нее в достаточной мере для того, чтобы отделить от нее другого, вступить с ним во взаимные отношения и вследствие этого регулировать свое поведение на основе того, что она знает или предполагает о другом.



В этом возрасте ребенок может быть очень чувствителен к изменениям установок или к событиям, которые происходят в его окружении; он может реагировать на них с очень тонким качественным распознаванием. Но он всегда остается статистом ситуаций, с которыми он нераздельно сливается. Я видел ребенка, который, после того как он держал в руках стакан, но уже долгое время не имевший его в руках, пугался и принимал защитное положение, услышав звон разбившегося стакана. Это — диффузное чувство вины, связанное с ситуацией, а не с личной виновностью.

Точно так же, как он не может еще отделиться от ситуаций, в которых он участвует, ребенок в большей или меньшей степени отождествляет людей тем обстоятельствам, при которых они ему являются. Воспитанница Келер в возрасте 2; 9 спрашивает у матери: «Разве ты Эльза?», когда она слышит, что мать поет так же, как гувернантка. Конечно, есть и вопрос, и даже скрытое отрицание. Но тем не менее ребенок стоит перед необходимостью разрешить конфликт относительно идентичности двух лиц, у которых он обнаруживает общую особенность. Деталь еще неотделима от целого.

Вместо слияния разных лиц может произойти удвоение одного и того же. Тот же ребенок в возрасте 2; 10, в течение многих недель находившийся за городом, внезапно видит рядом с матерью своего отца, только что приехавшего из Вены. Когда ее спрашивают, не узнает ли она его, она бормочет: «Мой другой отец в Вене». После того как отец подтвердил, что он и есть тот самый отец из Вены, она спрашивает: «Значит, ты приехал на поезде?» Ей понадобилось вспомнить свое собственное путешествие и возникающее в его результате изменение в ее собственной ситуации для того, чтобы наложить двух отцов и таким образом разрешить несовместимость ситуаций, в которых они предстали ей в прошлом и в настоящем. Личность остается как бы сросшейся с ситуацией, и обстоятельства места включаются в нее точно так же, как и все ее остальные аспекты и качества.



Влияние старой или новой ситуации на личность самого ребенка может быть достаточно сильнымдля того, чтобы заставить его принять либо иные способы существования, либо другую идентичность. Вернувшись в город, воспитанница Келер, достигшая к тому времени 3 лет, рассказывая о своих друзьях, с которыми она играла во время летнего отдыха, начинала говорить с акцентом той местности, в которой она его провела. Истинная эксмнезия установки осуществила замещение той личностью, которая была вызвана у нее обстановкой, о которой она вспомнила в настоящем. Воспоминание воскресило все поведение, соответствовавшее по времени этому воспоминанию. Напротив, сын Штерна, чуть младше 3 лет, при рождении младшей сестры присваивает новую личность. Он в течение нескольких дней принимает себя за свою старшую сестру, присваивает себе ее имя, а ей дает другое. То место, которое он занимает в семье, настолько составляло часть его личностной идентичности, что он их вместе уступает новорожденному и, становясь старшим, так же целиком принимает личность той, что была старше него.

Внешне парадоксальным образом конкретное существование здесь, по видимости, уступает отношению, т.е. чему-то абстрактному. Но опыт показывает, что и у животного восприятие отношений преобладает над восприятием абсолютных качеств предметов. Отношение абстрактно лишь в том случае, если оно формулируется ради него самого и независимо от предметов. В ином случае оно является лишь наиболее общим выражением совокупности. Поскольку индивидуализация частей осуществляется позже, нет ничего удивительного в том, что ребенок вначале не может воспринять себя иначе, как в структуре семьи, по крайней мере в той степени, в какой эта структура стала для него воспринимаемой и реальной. Именно таким образом осуществляется интеллектуальное развитие ребенка. Его восприятие развивается не от части к целому, но через все более и более различимые целостности; каждое новое целое непосредственно дано ему как интуитивная целостность. Разделение целостности на части сможет осуществиться лишь впоследствии.

Личности могут не замещать одна другую, но привести к формированию сложной установки, в которой выражается одновременное участие ребенка во многих ролях, составляющих ситуацию. Так, рассматривая картинку, на которой нарисована обезьяна, показывающая с верхушки дерева нос крестьянину, трехлетний ребенок, которого эта сцена поразила, принимает одновременно установку двух персонажей, склонив голову, как обезьяна, и правой рукой показывая нос, но при этом нахмурив брови и положив другую руку на грудь, как крестьянин. То же относится к ребенку, который одновременно изображает и кучера, и лошадь, нахлестывая себя по ногам. Здесь также ситуация преобладает над индивидуальностью персонажей. Они существуют лишь по отношению к ней и не различаются один от другого.

Наконец, смешение субъекта со своим окружением может принимать еще одну, последнюю форму — транзитивизма, которая непосредственно предшествует тому моменту, когда ребенок сможет безошибочно распределять между собой и другим воспринимаемым им состояния и действия. Он уже противопоставляет между собой личности, которые не являются его собственной. Но ему еще случается приписывать им то, что является исключительно его собственным. Индивид помещен между своим представлением и установками, которое оно в нем вызывает, и в зависимости от того, следует ли он одному или другим, преобладает либо экстероцептивный, сенсорный, пространственный аспект и — как следствие — тенденция найти ему объективную опору (транзитивизм – переход, перемещение), либо же субъективные реакции на одном из различных уровней: эмоциональное участие, аффективный миметизм или симпатия.

Например, транзитивизм может объяснить сцену, которую описывает Келер. Маленькая А (2; 9) сидит между своей гувернанткой и своей подружкой Е; рядом с ними лежит кучка мха, предназначенная для игры. В течение некоторого времени А ведет себя беспокойно; вдруг она бьет и толкает Е. «Что ты делаешь?»— говорят ей. «Е плохая. Она меня ударила»,— отвечает А. «Да нет же, Е хорошая, она спокойно сидит рядом с тобой. Она собрала мох, чтобы играть. Ты ее ударила, поцелуй ее!» Взор А устремляется вдаль, как перед откровением, она испускает долгое «да» и подчиняется, полностью успокоившись. Без сомнения, удар, нанесенный под влиянием смутного переживания тревоги, неудовольствия, смешивается с самим переживанием и безо всякого лукавства приписывается подруге. Ситуация нераздельна, как это всегда бывает при появлении чувства, подразумевающего существование другого; чувство и жест распределяются между собой и партнером. Эта ситуация далеко не исключительна.

По-видимому, представление о том, что агрессия исходит от другого, облегчается еще и тем, что тревожность ребенка снизилась, аффективное напряжение разрядилось и ее нынешние переживания более не соответствуют нанесенному ей удару.

С другой стороны, поскольку образ и аффективность изменяются в реципрокных отношениях, в результате снижения аффективного напряжения образ выходит на первый план. Образ же имеет пространственную природу, он может располагаться лишь в пространстве, вне субъекта, т. е. в другом. Действительно, мы видели, как трудно ребенку совместить свой экстероцептивный образ, недоступный его собственному восприятию, с проприоцептивным ощущением, имеющимся у него от своего собственного тела и своих движений. Этот этап он может преодолеть лишь в том возрасте, когда он становится способным преодолеть пространство своих восприятии и своих образов, упорядочивая их как простые символы в некотором идеальном пространстве, в пространстве сверхвосприятия, где образы могут иметь лишь потенциальное существование. Это относится и к его экстероцептивному образу, которым он должен идеально облечь свое экстероцептивное существование, поскольку, для того чтобы быть действительно видимым, он должен быть внешним по отношению к нему самому. Из-за трудности этого мысленного сведения и возникает транзитивизм у ребенка, а также и у взрослого при ослаблении его психической деятельности.

ГЛАВА VI

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.