Сделай Сам Свою Работу на 5

Т е м а 10. Наука, ее когнитивный





И социокультурный статус

Понятие науки. Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт.

Социокультурные предпосылки генезиса науки. Особенности развития науки на Востоке и Западе. Основные этапы исторической динамики науки.

Научное познание и его специфика. Структура научного познания. Содержательные особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания. Понятие эмпирического факта и научной теории. Научное знание как развивающаяся система. Проблема механизмов возникновения и динамики научного знания.

Аксиологический статус науки в системе культуры. Границы науки и ее возможности. Знание за пределами науки. Вненаучное знание в контексте культуры, его сущность и статус. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.

Изменение образа науки в процессе ее исторической эволюции. Гуманистическое измерение современной науки. Этика науки и проблема социальной ответственности ученых. Перспективы развития науки в XXI в. и ее приоритеты.

 

Раздел 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Т е м а 11. Общество как предмет

Философского познания



Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества. Специфика социально-философского знания. Понятие социальной реальности и сущность социальности. Социальная метафизика и ее прерогативы. Основные субстанциальные модели понимания общества как социальной реальности. Объективное и субъективное в социальном бытии.

Многообразие философских интерпретаций социума. Основные теоретические модели общества как реляционной системы (К. Маркс), структурно-функциональной системы (Т. Парсонс), результата рационализации социального действия (М. Вебер). Парадигмы социологического универсализма и методологического индивидуализма. Социальное действие индивида и функционирование социальных структур как системообразующие элементы философских интерпретаций общества.

Т е м а 12. Философия истории. феномен

Социального развития

Становление, предмет и структура философии истории. Субстанциальная и рефлексивная философия истории, круг их проблем. Понятие исторической реальности.



Проблема источника исторического развития общества. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Основные факторы социально-исторического процесса. Геоклиматический, демографический, технико-технологический и другие факторы общественного развития. Проблема субъекта и движущих сил истории. Феномены народных масс и личности, элиты и толпы в развитии общества.

Проблема направленности истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный, цивилизационно-циклический и цивилизационно-стадиальный подходы к анализу исторического развития общества. Идея социального прогресса и проблема его критериев.

 

Т е м а 13. Философские проблемы

Цивилизационной динамики

Понятие цивилизации. Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Западная и восточная стратегии развития цивилизации. Особенности современной цивилизации.

Техника и ее роль в истории цивилизации. Понятия техники и технологии. Техника и экономические процессы в жизни общества. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Человек в системе экономических отношений. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая) и стратификационные процессы в современном мире.

Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политическая система общества в цивилизационной динамике. Исторические типы и формы государства. Политика и право. Государство и гражданское общество. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе.



Т е м а 14. Философия культуры

Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные направления философского анализа культуры: культура как система ценностей; культура как системно организованная деятельность; культура как мир символических форм.

Коммуникативная природа культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире.

Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовной культуры.

Раздел 6. Заключение. ОСНОВНЫЕ

ПРИНЦИПЫ

КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И

ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ

ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Понятие классической философской традиции, ее основные идеи и методологические ориентации. Становление и развитие постклассического типа философствования.

Критическое переосмысление задач и предмета философской рефлексии как реакция на распад гегелевской школы философской классики. Поиск новых парадигмальных образцов философствования в результате инверсий классических форм философского мышления (философии жизни, прагматизма, психоанализа и др.)

Формирование основных стратегий неклассического философствования к середине ХХ столетия (социально-критическая; экзистенциально-феноменологическая; аналитическая).

Новейшие тенденции в социокультурном развитии западных обществ и формы их философского осмысления.

УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии. Т.1–4.М.,1969–1972

Блинников.Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

Исторические типы философии. Учеб. пособие. М., 1995.

История философии. Запад–Россия–Восток. Кн.1–4.М., 1995–1999.

История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д. 2000.

Кармин А. С., Бернадский Г. Г. Философия. СПб., 2001.

Мир философии. Ч.1–2.М.,1991.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Соколов В. В. Введение в классическую философию. М., 1999.

Философия ХХ века. Учеб. пособие. М., 1997.

Философия. Учебник под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д. 1998.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Философский энциклопедический словарь. М., 1994.

Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.

Хрестоматия по истории философии. Учеб. пособие для вузов. Ч. 1–3. М., 1997.

 

Часть II. Структурно-содержательная

Реконструкция лекционного курса

«Философия»

Структура лекционного курса

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. Философия как социокультурный феномен

1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение.

2. Природа философских проблем. Предмет философии и структура философского знания.

3. Специфика и методы философского мышления.

4. Философия и культура. Образы философии и стили философствования.

5. Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции.

Тема 2. Исторические типы классической

И постклассической философии

1. Генезис философии. Социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

2. Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций.

2.1. Философская мысль древних цивилизаций: общее и особенное.

2.2. Специфика философской традиции Древней Индии.

2.3. Особенности философской мысли Древнего Китая.

2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.

3. Философия и религия. Статус философии в средневековой культуре.

4. Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения.

5. Философия и наука. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.

6. Философия и идеология в эпоху Просвещения.

7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции.

8. Типологические особенности классической философской традиции

9. Основные направления постклассической философии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.