Т е м а 10. Наука, ее когнитивный
И социокультурный статус
Понятие науки. Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт.
Социокультурные предпосылки генезиса науки. Особенности развития науки на Востоке и Западе. Основные этапы исторической динамики науки.
Научное познание и его специфика. Структура научного познания. Содержательные особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания. Понятие эмпирического факта и научной теории. Научное знание как развивающаяся система. Проблема механизмов возникновения и динамики научного знания.
Аксиологический статус науки в системе культуры. Границы науки и ее возможности. Знание за пределами науки. Вненаучное знание в контексте культуры, его сущность и статус. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.
Изменение образа науки в процессе ее исторической эволюции. Гуманистическое измерение современной науки. Этика науки и проблема социальной ответственности ученых. Перспективы развития науки в XXI в. и ее приоритеты.
Раздел 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Т е м а 11. Общество как предмет
Философского познания
Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества. Специфика социально-философского знания. Понятие социальной реальности и сущность социальности. Социальная метафизика и ее прерогативы. Основные субстанциальные модели понимания общества как социальной реальности. Объективное и субъективное в социальном бытии.
Многообразие философских интерпретаций социума. Основные теоретические модели общества как реляционной системы (К. Маркс), структурно-функциональной системы (Т. Парсонс), результата рационализации социального действия (М. Вебер). Парадигмы социологического универсализма и методологического индивидуализма. Социальное действие индивида и функционирование социальных структур как системообразующие элементы философских интерпретаций общества.
Т е м а 12. Философия истории. феномен
Социального развития
Становление, предмет и структура философии истории. Субстанциальная и рефлексивная философия истории, круг их проблем. Понятие исторической реальности.
Проблема источника исторического развития общества. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Основные факторы социально-исторического процесса. Геоклиматический, демографический, технико-технологический и другие факторы общественного развития. Проблема субъекта и движущих сил истории. Феномены народных масс и личности, элиты и толпы в развитии общества.
Проблема направленности истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный, цивилизационно-циклический и цивилизационно-стадиальный подходы к анализу исторического развития общества. Идея социального прогресса и проблема его критериев.
Т е м а 13. Философские проблемы
Цивилизационной динамики
Понятие цивилизации. Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Западная и восточная стратегии развития цивилизации. Особенности современной цивилизации.
Техника и ее роль в истории цивилизации. Понятия техники и технологии. Техника и экономические процессы в жизни общества. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Человек в системе экономических отношений. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая) и стратификационные процессы в современном мире.
Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политическая система общества в цивилизационной динамике. Исторические типы и формы государства. Политика и право. Государство и гражданское общество. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе.
Т е м а 14. Философия культуры
Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные направления философского анализа культуры: культура как система ценностей; культура как системно организованная деятельность; культура как мир символических форм.
Коммуникативная природа культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире.
Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовной культуры.
Раздел 6. Заключение. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И
ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
Понятие классической философской традиции, ее основные идеи и методологические ориентации. Становление и развитие постклассического типа философствования.
Критическое переосмысление задач и предмета философской рефлексии как реакция на распад гегелевской школы философской классики. Поиск новых парадигмальных образцов философствования в результате инверсий классических форм философского мышления (философии жизни, прагматизма, психоанализа и др.)
Формирование основных стратегий неклассического философствования к середине ХХ столетия (социально-критическая; экзистенциально-феноменологическая; аналитическая).
Новейшие тенденции в социокультурном развитии западных обществ и формы их философского осмысления.
УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии. Т.1–4.М.,1969–1972
Блинников.Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.
Исторические типы философии. Учеб. пособие. М., 1995.
История философии. Запад–Россия–Восток. Кн.1–4.М., 1995–1999.
История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д. 2000.
Кармин А. С., Бернадский Г. Г. Философия. СПб., 2001.
Мир философии. Ч.1–2.М.,1991.
Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.
Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Соколов В. В. Введение в классическую философию. М., 1999.
Философия ХХ века. Учеб. пособие. М., 1997.
Философия. Учебник под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д. 1998.
Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
Философский энциклопедический словарь. М., 1994.
Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.
Хрестоматия по истории философии. Учеб. пособие для вузов. Ч. 1–3. М., 1997.
Часть II. Структурно-содержательная
Реконструкция лекционного курса
«Философия»
Структура лекционного курса
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Философия как социокультурный феномен
1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение.
2. Природа философских проблем. Предмет философии и структура философского знания.
3. Специфика и методы философского мышления.
4. Философия и культура. Образы философии и стили философствования.
5. Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции.
Тема 2. Исторические типы классической
И постклассической философии
1. Генезис философии. Социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
2. Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций.
2.1. Философская мысль древних цивилизаций: общее и особенное.
2.2. Специфика философской традиции Древней Индии.
2.3. Особенности философской мысли Древнего Китая.
2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.
3. Философия и религия. Статус философии в средневековой культуре.
4. Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения.
5. Философия и наука. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
6. Философия и идеология в эпоху Просвещения.
7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции.
8. Типологические особенности классической философской традиции
9. Основные направления постклассической философии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|