Ч а с т ь 1. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
УДК
ББК
© БГУ, 2003
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра философии и методологии науки
«ФИЛОСОФИЯ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
Для студентов гуманитарных факультетов БГУ
Под редакцией профессора А.И. Зеленкова
Минск
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………3
Ч а с т ь I. Программа лекционного курса
«Философия»……………………………………………………11
Ч а с т ь II. Структурно-содержательная реконструкция лекционного курса «Философия».
Структура лекционного курса………………… …….…….24
Основное содержание курса…………………..…… ………29
Ч а с т ь III. Практикумы по философии. Изучение источников и основных философских
текстов……………………………… ..…….253
Ч а с т ь IV. Материалы для контролируемой самостоятельной работы студентов по курсу «Философия».
· Тесты по лекционному курсу «Философия»… …294
· Вопросы для обсуждения по основным темам
лекционного курса «Философия»…………………..327
· Тематика рефератов и философских сочинений……335
· Контрольные вопросы по курсу «Философия»……..343
· Дополнительна литература по основным темам
лекционного курса «Философия»………………… .349
· Литература по философским вопросам социально-гуманитарных наук, рекомендуемая для самостоятельного изучения…………………………………………………357
· Ответы на тесты по лекционному
курсу «Философия»……………………….
ВВЕДЕНИЕ
Особенности современной социокультурной ситуации и мировые тенденции в развитии образования подтверждают обоснованность вывода о том, что социально-гуманитарное знание является необходимым компонентом в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Этот тезис приобретает большое значение, когда речь идет о классическом университетском образовании. Именно классические университеты призваны обеспечивать своим выпускникам не только обучение в сфере конкретно-технологических знаний и умений, т. е. в области ремесла, но и формирование современного мировоззрения, развитие интеллекта и культуры личности.
В структуре социально-гуманитарного образования существенная роль принадлежит философии. Это вполне объяснимо как с исторической, так и с концептуально-содержательной точек зрения, ибо философия всегда претендовала на отражение и репрезентацию в своих идеях и категориальных моделях наиболее глубинных и сущностных оснований природной и социокультурной реальности. В системе философского знания наиболее полно и рельефно воплощалась фундаментальная интенция творческого мышления, направленного на критическую рефлексию по поводу основополагающих вопросов бытия. Вместе с тем философский разум ориентирован на внимательное и уважительное отношение к традиции, что позволяет философии реально воплощать системную методологию теоретического объяснения и реконструкции прошлого духовного опыта, истории познания и культуры.
Эти атрибутивные для философии характеристики делают ее уникальным духовно-теоретическим феноменом и определяют ее значимое место в системе социально-гуманитарного знания и образования. В современной ситуации философия воплощает наиболее общие и инвариантные тенденции в развитии социально-гуманитарного образования, именно в процессе ее преподавания удалось достаточно органично соединить рациональное содержание классических идей и подходов с новыми ценностями и инновационными программами.
Отличительными особенностями университетского курса «Философия» выступают высокий уровень его содержательной репрезентативности, полнота и систематичность. Он должен заложить основы философской подготовки студента, обеспечить ему возможность освоения мировой философской традиции и сформировать у него навыки творческой интерпретации этой традиции в контексте современных проблем духовного и социального развития. Данный учебно-методический комплекс по курсу «Философия» ориентирован на реализацию указанных выше задач. Он разработан в соответствии с основными требованиями государственного образовательного стандарта и скоррелирован с учебной программой курса «Философия» для высших учебных заведений Республики Беларусь[1]. Вместе с тем в нем учтены важнейшие особенности классического университетского образования и те требования, которые предъявляются к философской и социально-гуманитарной подготовке студентов БГУ как ведущего высшего учебного заведения в национальной системе образования.
Современное состояние и перспективы развития университетского образования инициируют разработку инновационно ориентированных программ обучения студентов. Поскольку в БГУ начата работа по системной реорганизации образовательного процесса, весьма важно соотнести предлагаемые содержательно-технологические новации с международными стандартами и современными приоритетами в развитии высшего образования.
Одним из таких приоритетов является акцент на расширении сферы применения активных инновационных технологий обучения с использованием разнообразных информационных ресурсов и дидактических приемов. Эта ориентация предполагает пересмотр и существенную коррекцию традиционных форм общения преподавателя со студенческой аудиторией. Наряду с лекциями, практикумами, семинарами выделяется контролируемая самостоятельная работа студентов (КСР), основной задачей которой является максимальная активизация каждого обучающегося в целях обеспечения ему возможностей индивидуального и личностно значимого усвоения философской традиции, ее авторской интерпретации в контексте актуальных проблем социального и духовно-нравственного развития общества.
Авторы предлагаемого учебно-методического комплекса исходят из принципиальной установки, что лекция была и должна остаться основополагающей формой коммуникации преподавателя и студента. Данная установка приобретает особый смысл и значение для дисциплин социально-гуманитарного цикла и прежде всего философии, в которой информационно-содержательный компонент неразрывно связан с нормативно-ценностными и личностно-значимыми аспектами. Эта особенность философского знания во многом объясняет уникальный статус лекции по философии, в которой важны не только объективированное содержание, но и форма его личностной интерпретации, включенность аудитории в процесс рождения и обоснования мысли. Вот почему в данном издании центральное место отведено конспекту лекций по философии, в котором представлена концептуально и логически обоснованная реконструкция основного содержания курса.
Значимость этого раздела УМК объясняется еще и тем обстоятельством, что современное состояние философии как учебной дисциплины характеризуется высокой степенью проблематичности, очевидной размытостью парадигмальных основ и предметной неопределенностью. Поэтому принципиально важно предложить такую версию курса философии, которая удовлетворяла бы не только критериям содержательной полноты и новизны, но и была бы обоснована с точки зрения дидактических требований, а также, наряду с содержательными новациями, сохраняла бы презумпцию преемственности с классическими традициями философствования.
Авторы убеждены, что университетский курс философии, предлагаемый для студентов нефилософских специальностей, должен отличаться высоким уровнем содержательной репрезентативности и системности. Это означает, что нарвне с авторским и импровизационным началом в нем присутствует тщательно отселектированная содержательная часть, включающая важнейшие проблемы и разделы философского знания как в его исторической, так и системно-теоретической интерпретациях.
В последние годы заметно активизировались дискуссии о принципах и формах реформирования социально-гуманитарного образования и, в частности, преподавания философии. Сегодня практически не решен вопрос о том, какой объем философских знаний должен быть на разных уровнях высшего и постдипломного образования. До последнего времени реально на всех этих уровнях преподавался, по существу, один и тот же курс философии с некоторыми структурными и содержательными его модификациями. Осуществляющийся сейчас в БГУ переход на многоуровневую систему высшего образования определил ориентацию кафедры философии и методологии науки на следующую модель преподавания философских курсов.
Первый уровень – подготовка бакалавров. Курс «Философия», читаемый на этом уровне, призван заложить основы философской подготовки студента и обеспечить ему возможность системного освоения мировой классической философской традиции.
Второй уровень – подготовка дипломированных специалистов. Курс «Философия в современном мире». Отличительной особенностью этого курса выступает его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философской мысли. Основная цель курса заключается в том, чтобы, опираясь на базовые знания по философии, которые уже имеются у студентов, познакомить их с наиболее значительными идеями и концепциями постклассической философии.
Третий уровень – магистратура. Курс «Философия и методология науки». Этот курс должен быть ориентирован в первую очередь на философско-методологическое обеспечение профессиональной научной деятельности магистрантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.
Необходимо отметить, что предлагаемая версия курса философии направлена прежде всего на изучение и реконструкцию традиций классического философского мышления и призвана обеспечить студентам возможность освоения мировой философской традиции, сформировать у них навыки творческого ее понимания в связи с современными проблемами духовного и социального развития. Иными словами, данный УМК предназначен для студентов, обучающихся на первой ступени высшего образования по программе бакалавров. Исходя из этого, в нем не ставится задача развернуто рассматривать постклассическую философию.
Одной из особенностей предлагаемого УМК является и то, что в нем не содержится специального и акцентированного анализа философско-методологической проблематики и вопросов, связанных с развернутым изложением социокультурного статуса науки, ее методологических и мировоззренческих аспектов. Эта проблематика будет подробно рассмотрена в специальном курсе «Философия и методология науки», предназначенном для студентов, обучающихся по программе магистерской подготовки. В УМК она лишь обозначена в самой общей форме в теме № 10 «Наука, ее когнитивный и социокультурный статус».
В структуре УМК представлены четыре основные части. В первой содержится программа курса «Философия», учитывающая основные требования государственного образовательного стандарта и ориентированная на студентов гуманитарных факультетов и специальностей БГУ. В соответствии с этой программой формировались и компоновались все последующие фрагменты УМК.
Во второй его части представлена структурно-содержательная реконструкция лекционного курса «Философия». В ней воспроизводится логика содержательного изложения основных проблем философии как учебной дисциплины, даются определения основных понятий и категорий, раскрываются концептуальные особенности философского знания в его исторической и системно-теоретической интерпретации.
Третья часть книги содержит материалы, позволяющие организовать проведение практикумов и семинарских занятий по изучению и анализу тщательно отобранных философских произведений или фрагментов в целях воссоздания логики развития классической и постклассической философии. В рамках учебного времени, отведенного программой на изучение курса «Философия», ставится задача рассмотреть наиболее важные оригинальные тексты и источники, характеризующие становление и развитие мировой философии в ее основных проекциях и традициях. Реализация этой задачи позволит существенным образом дополнить системно-теоретическую реконструкцию узловых проблем философии, осуществляемую в лекционном курсе, изучением и интерпретацией философских текстов, авторами которых являются наиболее известные представители классической и постклассической философии. Такая историческая реконструкция предметного поля философии дает возможность весьма эффективно и корректно уточнить и конкретизировать предметно-содержательные очертания курса философии в целом и позволяет сориентировать студентов на самостоятельную работу с оригинальными источниками и философскими произведениями.
Четвертая часть учебно-методического комплекса интегрирует в себе разнообразные материалы, предназначенные для организации и проведения контролируемой самостоятельной работы студентов, как по проблематике лекционного курса, так и по основным источникам классической и постклассической философской традиции. Основное внимание в этой части уделяется задаче обеспечения глубокого и творческого прочтения и изучения студентами оригинальных философских текстов, их адекватного понимания и формирования на этой основе целостного и системного представления о содержательной логике развития мировой философии, специфики и жанрового разнообразия различных ее школ, направлений, а также творческого своеобразия и самобытности каждого из изучаемых философов.
Здесь представлены различные формы тестового контроля уровня подготовки и знаний студентов; творческие задания; предполагающие авторскую интерпретацию важнейших философских проблем; темы рефератов и философских сочинений; вопросы для обсуждения и дискуссий по наиболее актуальным аспектам классической и современной философии; приведен достаточно обширный и методически обоснованный список дополнительной литературы по каждой из тем лекционного курса, по философским проблемам социально-гуманитарных наук.
При разработке данного УМК авторский коллектив опирался на значительный опыт преподавания философии на гуманитарных факультетах университета. Предметом тщательного и творческого осмысления явилась также современная учебная литература по философии, в большом количестве выходящая в последние годы. Однако наиболее значимым и приоритетным источником информации были классические философские сочинения, в которых содержатся наиболее ценные свидетельства и интерпретации предмета философии, ее функций и предназначения в различных условиях и социокультурных контекстах. Предлагаемая версия лекционного курса философии, а также сценарии и методики проведения практикумов, дискуссий, семинаров формировались таким образом, чтобы, сохраняя предметную определенность и содержательную инвариантность философии как учебной дисциплины, учитывать специфику и профиль гуманитарных факультетов, а также профессиональные интересы и склонности студентов.
Примерный тематический план курса
«Философия»
(68 часов)
Содержание курса
| Лекции
| Практикумы и семинары
| КСР
| Всего
|
Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
| Тема 1
| Философия как социокультурный феномен
|
|
| -
|
| Тема 2
| Исторические типы классической и постклассической философии
|
| -
|
|
| Тема 3
| Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
|
| -
|
|
|
Раздел 2. Философия бытия
| Тема 4
| Метафизика и онтология
|
| -
| -
|
| Тема 5
| Философия природы
|
|
| -
|
|
Раздел 3. Философская антропология
| Тема 6
| Проблема человека в философии и науке
|
|
|
|
| Тема 7
| Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия
|
|
|
|
| Тема 8
| Сознание человека как предмет философской рефлексии
|
|
|
|
|
Раздел 4. Теория познания в классических и постклассических
версиях философствования
| Тема 9
| Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
|
|
|
|
| Тема 10
| Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
|
|
|
|
|
Раздел 5. Социальная философия
| Тема 11
| Общество как предмет философского познания
|
|
|
|
| Тема 12
| Философия истории. Феномен социального развития.
|
|
|
|
| Тема 13
| Философские проблемы цивилизационной динамики
|
|
|
|
| Тема 14
| Философия культуры
|
|
|
|
| Заключение
| Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
Ч а с т ь 1. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
«ФИЛОСОФИЯ»
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Т е м а 1. Философия как
Социокультурный феномен
Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Классификации форм и типов мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Сравнительный анализ философского, мифологического, религиозного мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Многомерность и полифоничность философии.
Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и постклассической философии. Современная философия как динамичная совокупность идей, концепций, учений.
Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия. Философия как ценностная форма культуры.
Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия.
Стили и жанры философствования. Философия и жизненный мир человека. Образы философии в массовом сознании.
Основные функции философии в различных социокультурных системах. Статус и роль философии в современном мире.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|