|
В развитии европейской философской традиции
Философская мысль в Германии конца XVIII – начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – XVIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. Ее выдающимися представителями были И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. Ф. В. Гегель и Л. Фейербах.
Для гносеологического рационализма XVII – XVIII вв. было характерно принижать роль чувственного познания, он исходил из абсолютной презумпции разума как единственного источника и критерия истинности знания, при этом полностью игнорировалась роль чувственного восприятия. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая природа познавательного процесса.
Родоначальником немецкой классической философии по праву считается И. Кант. Пытаясь обосновать научность философии, он всестороннее осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие, субъективные предпосылки его конструирования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при анализе которой И. Кант стремился найти четкие критерии для обоснования объективности знания. Существенным вкладом И. Канта в историю европейской гносеологии стал анализ механизмов познания, на основе которого он вводит свой знаменитый принцип «трансцендентального единства апперцепции» («Критика чистого разума»). Кант выявил категориальную структуру человеческого мышления и впервые в истории гносеологии разработал представление о родовой сущности субъекта, который включает в себя весь предшествующий исторический опыт познания мира.
Новым взглядом на проблему человека являлось гуманистическое учение И. Канта о человеческой личности. Кант был в числе первых европейских мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание личности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы. Это было «коперниканской революцией» в европейской философии морали.
Новым вкладом в историю европейской философии была идеалистическая концепция И. Г. Фихте. Стараясь преодолеть гносеологический дуализм Канта, ограничившего научное познание идеей непознаваемой «вещи-в-себе», Фихте в качестве исходного принципа своей философской системы вводит понятие субъекта («Я»), которое отождествляется с деятельностью самосознания. Сознание у Фихте не дано, а задано, оно порождает себя. Предметно-деятельностное отношение человека к действительности выходит у Фихте на первый план. Все мироздание рассматривается немецким мыслителем сквозь призму деятельности, каждая вещь воспроизводит своими сущностными характеристиками принцип ее конструирования. Поэтому подлинным предметом философии является свободная деятельность человека, творимый им природный, социально-исторический и нравственный мир.
Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию актуальной и по сей день концепции правового государства («Метафизика права» И. Канта, «Философия свободы» И. Г. Фихте, «Философия права» Г. В. Ф. Гегеля). Достижение всеобщего правового состояния они рассматривали как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопорядка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рационально организованный общественный строй.
Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и метод познания мира, считается важнейшим достижением немецкой классической философии. В учении Канта диалектика еще выполняет критическую функцию. Она выступает как средство разоблачения иллюзий разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. В философских построениях Фихте и Шеллинга диалектика постепенно приобретает позитивные черты. В наукоучении Фихте сформулировал основную идею диалектического метода – идею противоречия. Шеллингвыдвигает на первый план принцип историзма в познании («Система трансцендентального идеализма»). Он выстраивает иерархию философских категорий, которая совпадает с историческим развитием человеческого мышления.
Однако подлинной вершиной классической диалектики явилось учение Г. В. Ф. Гегеля. Впервые в истории философской традиции вся область действительности была представлена в беспрерывном движении, изменении и развитии («Наука логики», «Феноменология духа»). В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалектика, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой исторического процесса
Историческая ограниченность философской системы Гегеля состояла в том, что началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому развитие мира предстает в гегелевской философии как чисто логический процесс, целиком пребывающий в лоне идеи, а не объективной действительности.
Оппозицией идеалистическому направлению немецкой классической философии было материалистическое учение Л. Фейербаха. Важнейшая тема его философских сочинений – критика гегелевской философии религии, которая перерастала у него в критику идеализма, отождествлявшего бытие и мышление. Историческая заслуга Л. Фейербаха заключалась в том, что он ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно которому человека следует рассматривать как единственный, универсальный и высший предмет философии. Однако антропологический материализм Л. Фейербаха имел односторонний, метафизический характер. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сводил к понятию рода и межличностному общению, в силу чего Л. Фейербаху не удалось удовлетворительно объяснить особенности общественной жизни людей.
8. Типологические особенности классической
Философской традиции
В широком смысле слова под классической философией понимают традицию, восходящую к античному философскому рационализму Платона и Аристотеля. На протяжении двух тысячелетий в западном философском мышлении формировались определенные мировоззренческие идеи, которые можно рассматривать как идейно-теоретические основания классической философии. Своей законченной формы они достигли в философской мысли Нового времени, которую отождествляют с классической традицией в узком смысле слова.
Содержательная специфика классической философии определяется следующими положениями. Прежде всего, это идея разума как объективного и основополагающего начала, определяющего порядок природы и устройство человеческого мышления. Далее, это представление о человеке как ответственном и деятельном субъекте, свободной, творческой личности, опирающейся на свой интеллект и принципы морали. Для классического философствования характерна идея гармонии человека и мироздания, вера в способность разума контролировать все доступные сферы бытия. В результате государственная жизнь, общество и культура мыслились как воплощение сознательной деятельности индивидов, что предполагало возможность их совершенствования на основе прогресса научных знаний. Наконец, для классической философии характерно представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе. Мыслители классического периода считали себя «жрецами истины», миссионерами разума. Они чувствовали призвание нравственно исправлять человечество силой собственного слова.
С точки зрения специфики философских проблем, способов их постановки и решения для классической философии характерен определенный стиль, который предполагал совершенную гармонию между организацией бытия и субъективной организацией человека. Поэтому главной задачей философской рефлексии являлось освобождение внутреннего опыта человека от давления страстей и личного произвола. В познании необходимо достигнуть объективности, обнаружить необходимое и общезначимое, контролируемое разумом логико-дискурсивное содержание. Только оно может считаться истинным знанием.
В результате складывается наукообразная форма философского мышления, типичная для всей новоевропейской философии. Она ориентируется на стандарты естественнонаучного познания, предполагает строгие нормы организации знания, четкие критерии собственной аутентичности. Свои идеи и положения философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата, выстраивая рассуждение в строгом соответствии с аксиоматическим принципом геометрии.
В методологии классическая философия ориентирована на прозрачность познавательных процедур, на ясность и точность рассуждения. Базовый методологический принцип классической философии указывает, что мы адекватно познаем мир лишь при условии одновременного схватывания в своем сознании той познавательной операции, с помощью которой он постигался (Р. Декарт). Более завершенная формула была дана И. Кантом: сущность предмета есть принцип его конструирования. Социум, экономическая реальность, сфера культуры, художественной деятельности, морального сознания – все это постигалось и конструировалось разумом. Социальные отношения рассматривались как рационально понятый интерес. Общественное устройство – как разумная конвенция, «общественный договор», в основе которого лежат естественные права человека, соответствующие разумному закону природы. В суждениях об обществе и истории на место стихийно сформировавшегося субъекта исторического действия подставляется просвещенный индивид.
В целом классической философской традиции был присущ объективизм, предполагающий независимое от человека существование мира как данности; субстанциализм, согласно которому единство законов универсума обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, материя, разум); созерцательность, поскольку философия мыслилась как высший род умозрения; и видимость беспредпосылочности философского знания, ведь философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыслилась как наука наук.
Все эти особенности предопределили последующую критику философской классики мыслителями XX в. В их творчестве были заново переосмыслены критерии аутентичности философии, цели и смысл философствования, созданы предпосылки для радикального расширения ее предметной области. В результате для современной культуры характерна уже иная парадигма философского знания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|