Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос.ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ

В РФ защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ.

Субъекты РФ вправе учреждать должность Уполномоченного по правам человека в соответствующем субъекте РФ.

Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой ФС РФ.

Его деятельность независима, он неподотчетен каким-либо государственным органам власти РФ и субъектов РФ и должностным лицам.

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции Уполномоченного по правам человека в РФ или в субъекте РФ.

Уполномоченный по правам человека для осуществления своей деятельности формирует аппарат Уполномоченного по правам человека. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия Уполномоченный по правам человека.

В пределах своей компетенцииУполномоченный по правам человека в РФ: 1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия; 3) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; 4) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.



Уполномоченный по правам человека в случае установления факта нарушения прав заявителя обязан принять необходимые меры по устранению этих нарушений, например: 1) направить государственному органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых обнаружено нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления этих прав и свобод; 2) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе по рассмотрению этой жалобы; 3) направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 4) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т. п.

Он не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий. Об итогах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека извещает заявителя.

 

 

42. Развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

Идея учреждения в РФ института Уполномоченного впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91г, в ст.40, где он назывался Парламентским уполномоченным. До принятия Конституции РФ не был издан ни закон о парлам.уполномоченном, ни назначен сам Уполномоченный. Введение должности Уполномоченного, принятие ФКЗ от 97г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» предусмотрено ст.103 Конституции РФ. Назначение и освобождение от должности его относится к ведению ГД ФС РФ. В системе разделения властей Уполномоченный занимает особое место, тк не принадлежит ни к судебной, ни к кисполнит., ни к законодат. власти. Он выполняет публично-представительную функцию. Учреждение этой должности – дань демократическому гуманитарному опыту западных стран, а также и необходимость в силу наличия множества нарушений и преступления против прав человека в РФ. Введение в политико-правовое поле этой фигуры способствует приближению России к м/народному стандарту прав человека, повышению авторитета и престижа страны на международной арене. Первым Уполномоченным был Ковалев, в течение года с 94 по 95 г. в 1998 г.-Миронов, с 2003г. должность занимает Лукин.

 

 

43. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ: становление и развитие.

Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка введена Указом главы государства от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка". Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Уполномоченный имеет право: 1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; 2) беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации; 3) проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; 4).направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; 5). привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

 

44. Понятие и признаки федеративного государства

Федерация- сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и др.признаками государственности. В федерации, наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. Федерации могут быть построены по территориальному признаку (США) и по национально-территориальному (РФ). Федерации строятся на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией субъектов, другая часть-федерации, а третья- совместной компетенцией субъектов и федерации. Признаки федерации: 1). полит. и юр. самостоятельность субъектов 2) двухуровневая система органов гос. власти (наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации); 3) две системы зак-ва – общефедеральная и субъектов; 4). в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; 5) двухканальная система налогов; 6) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов 7) единое гражданство

 

 

45.вопрос. Развитие Российского федеративного государства

Исторически Россия создавалась как централизованное унитарное государство, федерализм в официальных кругах никогда не признавался. Но элементы автономии можно было найти в статусе Финляндии и Польши до 1917 года (стали независимыми государствами, использовав свои права на самоопределение). Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 25.01.1918, объявила об учреждении Советской России как федерации советских национальных республик. Был взят курс на то, что субъектами Федерации могут быть только национальные образования, а остальные регионы рассматривались как компоненты единого унитарного государства. «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик». Принцип федерализма в основном провозглашался лишь формально: Россия, и позже СССР на деле преимущественно были централизованными государствами, в которых жестко насаждался принцип унитаризма.

РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории, численности населения, экономическому и научному потенциалу. В нее входили 16 автономных республик (из 20 во всем СССР), 5 автономных областей (из 8) и все 10 автономных округов. По Конституции РСФСР 1978 года Верховный Совет РСФСР был в 1990 — 1993 годах двухпалатным органом, состоявшим из Совета Республики и Совета Национальностей. Конституции автономных республик не подлежали утверждению Верховным советом РСФСР, а главы их правительств входили в состав Совета министров РСФСР. Но края и области, крупнейшие города имели ограниченные права и во многом подчинялись центру. Если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшиеся у автономных республик, областей и округов, то можно сказать, что во всем остальном Россия оставалась унитарным государством.

Этапы современной история российского федерализма:

1 этап — июнь 1990—август 1991 — «Революция или парад суверенитетов» — на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета — автономные республики становились полноправными субъектами общесоюзного государства, отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах — была поддержана идея подписания российского Федеративного договора.

2 этап — сентябрь 1991—декабрь 1991 — «Распад СССР» — в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений, был предложен союз по типу конфедерации

3 этап — декабрь 1991—март 1992 — «Федеративный договор — поиск компромисса» — работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип — сила государства в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес.

10 апреля 1992 года в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.

4 этап — апрель 1992 — 12.12.1993 — «От конфедерации к конституционной федерации» — подготовка и принятие Конституции РФ.

5 этап - 12.12.1993 по настоящее время - «Укрепление российской государственности» — углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации (приведение законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ).

 

 

46. Юридическая природа российского федеративного государства

Конституционно-правовой статус РФ представляет собой совокупность юрид.признаков, определяющих природу рос.федерализма. К ним относятся: 1). Учредительный характер гос.власти,выражающийся в признании и юр.оформлении важнейших соц-эконом.,полит.институтов общества и гос-ва; 2). Территориальное верховенство, целостность гос.территории (ст.67),субъекты не обладают правом сецессии; 3). Двухуровневая система законодательства; 4). Двухуровневая система органов гос.власти; 5).федеральное гражданство; 6).федеральная гос.собственность,единая экономическая система; 7). Национальные вооруженные силы; 8). Официальный статус гос.языка (ст.68); 9).наличие гос.символов(ст.70)

 

 

47 вопрос. Гос.суверенитет РФ.

Гос.суверенитет можно определить как свойство и способность гос-ва самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гр-на, защита прав национальных меньшинств, соблюдение норм междун.права.

Гос.суверенитет рассматривается в двух аспектах: внешнем – как самостоятельность и независимость гос-ва на межд.арене, и внутреннем – как верховенство во всех делах на своей тер-рии.

Гос.суверенитет вкл.в себя принципы : единство, неделимость тер-рии, неприкосновенность тер-ых границ и невмешательство во внутренние дела.

Гос. суверенитет Мб формальным и ограниченным.

Формальный суверенитет гос-ва считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически не осуществляется.

Ограничение суверенитета Мб принудительным и добровольным. Принудительный – например по отношению к побежденному в войне гос-ву со стороны гос-в-победителей. Добровольное – может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими гос-ами, например для достижения определенных совместных целей.добровольно суверенитет может ограничиваться и тогда, когда гос-ва объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Любое гос-во,унитарное или федеративное, обладает одним и единственным гос суверенитетомэ, который формируется волей составляющего его народа и реализуется мехаизмом соответствующей гос власти. Внутригосударственные образования не могут обладать гос.суверенитетом. крф провозглашает только «суверенитет РФ», который «распространяется на всю ее тер-ю».

Гос суверенитет был провозглашен 12 июня 1990 года путем учреждения декларации «о гос сув РФ».

К конституц.основам гос сув РФ относячтся:

-верховенство конституции и фз над законодательсвом субьектов (ч.1. ст.15, ч.5. ст.76)

-тер.целостность и неприконовенность границ (ч.3.ст 4)

-право защиты своего суверенитета Вов нешних и внутренних делах(56.71 ст)

-единые вс(71)

-единсво эк.пространства, единое фин вал кредит тамоэ регулирование,денеж эмиссия(71)

Гос.символы : флаг герб гимн

 

48. Общая характеристика субъектов Российской Федерации
Субъект федерации- это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. В настоящее рвемя в РФ насчитывается 83 субъекта: 26 национальных (21 республика, 4 АО, одна Автономная область) и 57 территориальных( 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения). Все эти шесть видов субъектов предусмотрены ст.5 Конституции. Формально различаясь, в конституционном отношении субъекты равноправны, ст.5, но в то же время наблюдается не абсолютное равноправие: ч.2 ст.5 говорит,что республика-это гос-ва, а остальные субъекты таковыми не являются. Также, только республики имеют право самостоятельно определять способ принятия их конституций, по ст.66, а другие субъекты ограничены правом принятия устава только их законодательным органом. Статус субъекта может быть изменен в соответствии с ФКЗ.

 

 

49. Виды субъектов Российской Федерации
1). Республики, имеющие статус государства в составе РФ, обладающие всей полнотой гос.власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов гос.власти. Они образованы на национально-территориальной основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она является государством в соотв.со ст.5. Особенности ее конституционно-правового положения отражены в тексте Конституции: республики имеют свою конституцию, гос.символы, соотв.названия органов власти.
2).Политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения.
3).Национально-территориальные образования: автономные округа и область. Эта форма обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможности их сохранения и развития в виде государственного образования. Существенной особенностью автономных образований (кроме чукотского АО и еврейской АО) является факт их вхождения в состав края или области.
РФ- яркий пример ассиметричной федерации. Субъектный состав РФ не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам.

50. Изменение субъектного состава России
Изменение субъектного состава РФ возможно в 2 случаях: 1) принятия в состав РФ нового субъекта РФ; 2) образования внутри РФ нового субъекта РФ. Главный принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность. При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Принятие в РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности для РФ такого принятия нового субъекта в состав РФ. Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии РФ в свой состав нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или области.
Предложение о принятии в РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностранным государством. Полномочия по рассмотрению такого предложения и принятию решения по этому вопросу принадлежат Президенту РФ после консультации с Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ.
По данному вопросу должен быть подписан международный договор РФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы: 1) наименования и статуса нового субъекта РФ; 2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ; 3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; 4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ; 5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.
Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации федеральным законом после получения заключения Конституционного Суда РФ. Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта должно содержать: 1) социально-экономическое обоснование; 2) предполагаемое наименование и статус; 3) примерные границы нового субъекта РФ. По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов РФ. После этого уже Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу ФКЗ.



51. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерацией и её субъектами.
I. В ведении РФ находятся (ст.71):
1 ) в области государственного строительства:
— принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ;
— федеративное устройство и территория РФ;
— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; — гражданство в РФ;
— регулирование и защита прав национальных меньшинств;
— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
— формирование федеральных органов гос.власти;
— судоустройство, прокуратура;
— уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
— амнистия и помилование;
— гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
— правовое регулирование интеллектуальной собственности;
— федеральное коллизионное право;
— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области гос. и национального развития РФ;
— федеральная государственная служба;
— государственные награды и почетные звания РФ;
2) в экономической, социальной, культурной областях:
— федер. гос.собственность и управление ею;
— установление основ федер. политики и федер. программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ;
— установление правовых основ единого рынка; — финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
— федер. экономические службы, включая федер. банки;- федер. бюджет;
— федер. налоги и сборы; — федер. фонды регионального развития; — федер. энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
— федер. транспорт, пути сообщения, информация и связь;
— деятельность в космосе;
— метеоролог.служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
— геодезия и картография;
— наименования географических объектов;
— официальный статистический и бухгал. учет;
3) в области внешних функций гос-ва, обеспечения гос. суверенитета:
— внешняя политика и м/н отношения РФ, м/н договоры РФ;
— вопросы войны и мира;
— внешнеэк. отношения РФ;
— оборона и безопасность;
— оборонное производство;
— определение статуса и защита гос. границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной эконом. зоны и континентального шельфа РФ.
По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
II. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся (ст.72):
1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общ. безопасности; режим пограничных зон;
3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
4) разграничение государственной собственности;
5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
9) установл. общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
11) кадры судебных и правоохранит. органов; адвокатура, нотариат;
12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и МСУ;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
III.Ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.