|
Субъекты конституционной ответственности - высшие должностные лица и органы государственной власти.
Вопрос. Коституционно- правовая ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.
Конституционное правонарушение - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Конституционное правонарушение является основанием для наступления конституционной ответственности.
Ответственность - обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.
В зависимости от характера применяемых санкций различают ответственность юридическую, материальную, моральную, политическую и т.д.
В зависимости от субъекта различают ответственность индивидуальную и коллективную.
Субъекты конституционной ответственности - высшие должностные лица и органы государственной власти.
Формы конституционной ответственности - - отмена или приостановление антиконституционного акта; - отрешение от должности; - признание выборов или результатов референдума недействительными, - официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной; - досрочное расформирование подотчетного органа.
6 вопрос. Система источников российского КП. Это форма закрепления (их внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Они выполняют роль (и являются таковыми) своеобразного резервуара, хранилища правовых предписаний. Все подобные источники прямо связаны с предметом отрасли конституционного права. Система источников конституционного права характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права; 4) приоритетом закона. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. На федеральном уровне особая роль отводится Конституции РФ. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РФ, федеральные. Субъекты Федерации издают конституции (уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. Нормы данной отрасли права могут содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах. Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы главы государства, постановления правительства и др.). Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Согласно конституционным нормам (ч. 4 ст. 15) источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного Суда РФ и других органов конституционной юрисдикции.
7 вопрос. КП России как наука. Наука конституционного права относится к отраслевым юридическим наукам. Отраслевой она называется потому, что КП является самостоятельной отраслью российского права. Наука конституционного права как раз и изучает эту отрасль, нормы которой выступают юридическим источником познания. К предмету науки российского конституционного права относится следующее: сущность, система отрасли российского конституционного права, -правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания. Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы: исследование соответствующего понятийного аппарата ее источники; фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России; практика реализации норм российского конституционного права; история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы. Таким образом, наука конституционного права России — это отрасль правоведения, которая изучает конституционно; учение о Конституции России в ее историческом развитии; сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ; системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя Российского государства; изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина; анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ. Наука конституционного права России основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и др.), которые имеют методологическое значение, тесно связана с историей государства и права России, изучающей процесс исторического становления и развития институтов, в том числе и конституционного права, с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) включены в российскую правовую систему, а международные договоры имеют приоритет над противоречащими им законами РФ. Современный этап развития науки конституционного права России характеризуется: анализом и комментированием Конституции РФ; признанием ценностей демократии, прав человека, верховенства права и закона; расширением предмета научных исследований; 4) обновлением методологической базы науки конституционного права, отказом от догматических и демагогических постулатов прошлого; 5) разнообразием методов исследования; 6) использованием достижений зарубежной политической и правовой мысли.
8 вопрос. История развития науки КП. У нее 3 этапа. 1 – с конца 19 века по октябрь 1917 года, когда она развивалась на условиях российского самодержавия. 2 – С 1917 до второй половины 80-х гг.прошлого века – связан о становлением и развитием советского гос-ва и социалистической системы. 3 этап – с 80-х гг(конца) по настоящее время характеризуется : -анализом и комментированием конституции, -признанием ценностей демократии,прав человека, верховенства права и закона, -расширением предмета научных исследований, -обновлением методологической базы науки КП, -плюрализмом в методологии исследований, - возможностью использования передовых достижений зарубежной политической и правовой мысли.
9вопрос. Современные научные проблемы КП.
Определяющим фактором,воздействующим на разв кп и его институты,явл Конституция РФ.Принципы и нормы кп установили новую политич систему,основывающуюся на идеологическом плюрализме,многопартийности,признании,уважении и гарантировании прав и свобод чел-ка и гражданина,установили более совершенную организацию гос власти в соотв с базовым принципом раздел властей,обеспечили демократическое федератив устройство Рос гос-ва,ввели мсу.Вся совокупность источников отрасли должна,с одной стороны,закрепить достигнутые демократические завоевания,с другой-способствовать проведению рыночных и конституционных реформ.Тенденции развития:1 Создание условий для превращения России в подлинно демократическое правовое гос-во с республиканской формой правления;2Строгая и последовательная реализация конституционного принципа разделения властей .Федер Собрание-единственный орган власти в рф,сеющий право издавать законы;3Обеспечение современного федеративного устройства на основе равенства и недопущения дискриминации разнотипных субъектов;4Признание особой соц ценности общепризнанных принципов и норм международ права,международ договоров рф для разв законодательства;5Расширение и дифференциация сферы гос-правов регулирования=легитимность принятия законов;6Создание единого правового пространства на всей территории рф-повышение уровня конституционности в системе правов регулирования обществ отношений.(соотв законодательства рф и субъектов,инвентаризация законодательства;7 Увеличение интенсивности работы над созданием Единого Свода законов РФ и субъектов,устранение пробелов в законодательстве
10 вопрос. КРФ:понятие , сущность, функции.
КРФ - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы нового постсоциалистического конституционного строя, организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном понимании были приняты в конце 'XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно Конституция — явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти. Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание сущности Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса. В действующих конституционных нормах отражены некоторые исходные начала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соот с международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического, федеративного, правового и социального государства. Уникальный статус Конституции России в правовой системе обусловлен следующими основными факторами: 1. Характером регулируемых им общественных отношений, которые по своему содержанию являются конституционными и по большей части изначальными, первичными. Целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех источников права. Наивысшей юридической силой. Высокой степенью нормативного обобщения. Прямым действием. Структура Конституции РФ — краткая преамбула, два раздела, первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Видная роль в новом конституционном регулировании принадлежит главе «Основы конституционного строя», своего рода Основному Закону в миниатюре. Юридические свойства Конституции понимаются в литературе неоднозначно, чаще всего как качества, детерминирующие ее особую правовую природу и делающие основным законом. Обычно выделяют нормативность, наивысшую юридическую силу, специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.
11 вопрос. Развитие российских конституций. До принятия нынешней конституции, конст.срой рос.гос-ва прошел сложный путь развития начиная с Конституции СССР 1918 года, когда она была принята впервые.она основывалась на «декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское гос-во федерацией совестских национальных республик , а Россию – республикой советов. Эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918г, которая тем самым закрепила завоевание советской власти в октябре 1917г.
След.конституция была принята 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового гос-ва СССР действие конституции республики советов 1918 г.стало затруднительным, что и послужило причиной ля принятия новой конституции. В целом конституция 1924 года закрепляла создание СССР и действите «декларации прав трудящегося Ии эксплуатируемого народа».
1936г.- новая конституция СССР, кот. закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании, расширение прав и свобод граждан СССР. Она просуществовала довольно долго. Но в 1959 году советская власть пришла к выводу о полной победе социализма, и поэтому возникла необходимость в принятии новой конституции СССР, которая появилась только в 1978г. Эта конституция СССР стала последней в советском гос-ве и отличалась тем, что в ней народ был единственным субъектом власти в гос-ве, однако, руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, т.о.Контитуция 1978г,хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие конституции ссср.
С этого момента начинается история развития КРФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту. Так. В 1990-1993 гг в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конст.строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на первом съезде народных депутатов РСФСР летом 1990г.Конституционной комиссии во главе с Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой конституции. В начале 1993 года было созвано конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект»конституции. Именно он был вынесен на реферунум 12,12,1993.
12вопрос. Конституция РФ 1993 года: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей. Глава 1- основы конституционного строя, гл. 2- права и свободы человека и гражданина, 3- федеративное устройство, 4- президент РФ, 5- федеральное собрание, 6- правительство РФ, 7- судебная власть, 8 – местное самоуправление, 9- конституционные поправки и пересмотр конституции. Функции: 1) Воспитательная - яв. основой формирования конституционного правосудия. 2)организационная – устанавливает систему гос. власти, а также формы взаимоотношений между ними. 3) Соц.- экономического партнёрство – основной закон выступает в качестве механизма равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и гос. регулирования экономики. 4) Правозащитная – закрепляет права и свободы граждан, а также механизмы их реализации и защиты. 5) Геополитическая – определяет национальные внешнеполитические интересы гос., обеспечивает территориальную целостность гос.6) Программная – определяет перспективы законотворческой деятельности 7) Политическая 8) Юридическая. Особенности: 1) КРФ впервые утверждает идеи конституционализма, закрепляет основы конституционного строя. 2) КРФ содержит достаточно полный перечень прав и свобод граждан, она признаёт естественные права чела. 3) В КРФ отсутствуют подробные регулирования основ общественного строя, утверждается концепция гражданского общества 4) КРФ закрепляет отдельные элементы регулирования экономических отношений, в основном законе нет спец. главы посвященной экономической системе. 5) В КРФ характеризуется расширение объёма конституционного регулирования закреплением новых институтов. 6) КРФ закрепляет общепринятые принципы и нормы международного права в качестве правовой системы РФ
13вопрос. Порядок пересмотра Конституции РФ( гл.1,2,9)(основы конс.строя,права и свободы чел.и гр. Конст поправки и пересмотр конст)
Эти главы не могут быть пересмотрены ФС. Если предложение о пересмотре положений глав 1.2.9. конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то в соответствии с фкз созывается конституционное собрание. Конституционное собрание либо подтверждает неизменность крф , либо разрабатывает проект новой крф, который принимается конституционным собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенароное голосование. При проведении всенародного голосования крф считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии,что в нем приняло участие более половины избирателей.
14 вопрос. Поправки к главам 3-8(3-федеративное устройство,4-президент,5-фс,6-правительсво.7-суд.вл,8-м.с) крф принимаются в порядке, предусмотренном для принятия фкз, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
15 вопрос. Изменение в ст.65 крф , определяющую состав РФ, вносятся на осовании фкз о принятии в РФ и образовании в ее составе нового суб.рф, об изменении конституционно-правового статуса субъектов РФ. В случае изменении наименования руспублики, края. Области, города фед.значения, автоомной области, автономного округа новое наименование суб.рф подлежит включению в ст.65 крф.
16 вопрос. Под реализацией основн.закона понимается деятельность соотвествующих субъектов по воплощению в реальную жизнь констит.предписаний. Главный Смысл этого процесса – обеспечение особого правового порядка в политически значимых сферах соц.отношений и связей. Реализация КРФ носит комплексный хар-р, т.к. охватывает различные неоднородные сферы общ.отношений. Область реализации конституц.норм – ВАЖНЕЙШИЕ СТОРОНЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТА. Активными участниками данной деятельности являются народ, гос, суб.РФ.
Осуществление протекает в различных формах : соблюдение, исполнение, использование, применение.
СОБЛЮДЕНИЕ- субъекты сообразуют свое поведение с юрид.запретами(характерная черта-пассивное поведение субъектов:оне не совершает действий,запрещенных основными нормами)
ИСПОЛНЕНИЕ конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения: все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ; государство обязано исполнять международные договоры РФ; граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ как форма реализации связано с процессом осуществления конституционных прав и свобод (здесь субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права). ПРИМЕНЕНИЕ конституционных норм предполагает властное вмешательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельности в реализацию предписаний Основного Закона. Названные субъекты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима конкретизация данной нормы применительно к определенному лицу. Выделяют три способа применения конституционных норм: обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Основного Закона; применение норм Конституции совместно с иными нормами права; использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и для толкования других правовых норм.
Прямое действие российской Конституции. Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять. Принцип непосредственного действия конституционных норм не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятственной эффективной реализации нуждаются в развитии текущим законодательством, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их осуществление. Непосредственное действие конституционных норм требует всестороннего развития российского законодательства. Суд и иные органы при разрешении тех или иных ?ов могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда: а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего данные отношения; б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.
17. Понятие, содержание, и основные элементы конституц.строя РФ. . Конституционный строй (в узком смысле) — это способ организации государства, закрепленный в его Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве. Конституционный строй (в широком смысле) — это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих в процессе организации органов государственной власти, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности. Наличие в государстве Конституции не всегда означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан. Центральное место в системе конституционного права занимают положения специфического характера — основы конституционного строя. Основы конституционного строя — это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу важных принципиальных ?ов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества для их взаимодействия. В категории «основы конституционного строя» можно выделить следующие элементы, которые нашли свое выражение в статьях гл. 1 Российской Конституции. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4). Гуманный статус человека (ст. 2, 6). Народовластие (ст. 3, 12). Федерализм (ст. 5). Социальное государство ст. 7). Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8,9). Разделение властей (ст. 10, 11). Идеологическое многообразие (ст. 13). Светское государство (ст. 14). Целостность и незыблемость основ конституционного строя, РФ (ст. 15, 16).
18 вопрос.. Современное понимание прав человека
Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.
Субъективное право — это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина.Юридическая обязанность человека и гражданина — это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица.Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.
Принципами правового положения граждан в Российской Федерации являются:
1. Равноправие граждан. В ст. 6 п. 2 Конституции РФ закрепляется: “Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”.Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции РФ), а также в ч. 2 ст. 55, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип впервые в конституционном строительстве России закреплен в Конституции РФ 1993 г. Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа- ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий — экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ, объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
. В ст. 80 п. 2 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
5. Соответствие международно-правовым актам. Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно “общепризнанным принципам и нормам международного права”.Статья 46 п. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В общем виде этот принцип закреплен в ст 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина Это положение дополняется нормой Конституции о том, что “любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения” (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Поэтому в п. 3 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что “осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц”. Эти ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, “права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.
19 вопрос. Конституционный статус личности.
Конституционно – правовой статус личности является одинаковым для всех. Им обладают гр-не РФ. Иностранные гр-не, лица без гр-ва(апатриды). Содержание конст.статуса личности – это совокупность прав и обязанностей инивида во взаимоотнощениях с РФ. Конституц.статус личности складывается из закрепленных в конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством. РФ в целях соблюдения и защиты прави и свобод личности :
1)устанавливает в фз запреты на нарушения прав человека и гр-на в какой то ни было форме. Устанавливает меры ответственности за такие нарушения в уголовном, адм, гр и ином порядке, 2) обеспечивает экономические , политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гр-на на тер-рии РФ независимо от пола, расы, науиональости….
Характерные черты основ кон-пр статуса личности РФ: *конст права и свободы личности – основа гос заботы и всей системы права в РФ. *они обладают высшей юридичской силой. * эти права и свободы подлежат особой охране со стороны гос-ва.
Конституция РФ устанавливает лишь основы этого статуса, институт основ к-п статуса личности явл комплексным и включ в себя нормы не только КПРФ, но и других.
Элементы к-п статуса личности : права и свобоы человека и гражданина, принципы конст статуса личности, наличие\отсутствие рос гражданства
Конст права, свободы и обязанности личности – это базовый элемент всего к-п статуса той или иной категории лиц.под этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.
Принципы к-п статуса личности в РФ – основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящихся на ее тер-рии на законных основаниях.
20 вопрос. Общие принципы правового статуса личности.
Это закрепленные нормами крф основополагающие начала , регулирующие взаимодействие человека и гр-на с РФ.
Принципы: 1)равенство всех пере законом и судом. 2)равенство прав и свобод каждого. 3) права и свободы личности в РФ гарантируются гос-ом. 4)основные права и свободы неотчуждаемы. 5) непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международого права в отношении прав и свобод личности.
Равенство всех пере законом и судом -каждый независимо от пола, расы, национальности, отнош.к религии обязан соблюдать законодательство РФ. Фз могуть быть установлены привилегии для отдельных категорий граждан , но эти привилегии не должны затрагивать основных прав и свобод человека. Эти привилегии устанавливаются в связи с исполнением тех или иных полномочий по должности.
Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения в равном объеме. Никто не может быть лишен этих прав и свобод. РФ гарантирует реализацию всех элементов к-п статуса личности в РФ, за исключением случаев, когда ограничения предусмотрены законами и вызваны необходимостью защитить права и свободы ругих членов общества(введение ЧП-ограничение некоторых прав)
РФ обеспечивает реализацию прав и свобод граждан в РФ путем создания условий для этого в политической, экономической и иных сферах общественной жизни страны.
РФ помимо гарантий неприкосновенности к-п статуса личности устанавливает ответственность за нарушение прав и свобод человека и гр-на, а также воспрепятствование их реализации.
Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод – ограничение гос-вом или кем-либо в этих правах и свободах недопустимы, одновременно и отказ самого лица от конституционных прав и свобод юридически недействителен,т.е. недействительным признается и добровольный отказ лица от жизни(искл.-самоубийство)
Принцип непосредственного действия основных прав и свобод человека и гр-на заключается в том, что именно эти права и свободы определяют смысл и содержание к-п статуса личности.
21 вопрос. Понятие основных прав, свобод и обязанностей. Определяющее значение для правового статуса личности в гос-ве имеют основные права и свободы человека, которые являются фундаментальными, а поэтому получают гарантии в конституции гос-ва. Основные конституционные права – это опосредованные государственно-правовыми нормами важнейшие связи рос.гос-ва и личности : их взаимные права и обязанности, ответственность, Гарантии, ограничения.
Суб.права- это определенная мера возможного поведения субьектов правоотношения. Суб.право принадлежит субъекту как носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, использование которой зависит лично от него. Основым средством
обеспечения субъективного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности. Когда речь идет о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать эту свободу,т.е. к любому возможному нарушителю свободы. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую гос-во обязуется не вмешиваться.
Обязанности человека – это мера должного поведения как по отношению к другому человеку, так и по отношению к гос-ву и его органам. Субъект может отказаться от права, но не от обязанности. Управомоченное лицо приобретает блага, обязанное – отчужает, передает управомоченному лицу
Основное право – установленная рос.гос-вом и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами как в личных, так и в общественных интересах.
Основная обязанность – это установленная рос.гос-ом в интересах всех членов об-ва и закрепленная в крф необхоимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.
Совокупность суб.прав, свобо и юридических обязанностей, определяющих правовой статус личности, образует в систему.основу ее составляют конст.права, свободы и обязанности гр-н.
22вопрос. 22. Гарантии прав и свобод граждан.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|