Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности психологического климата в семьях первоклассников

Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми дает возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей. Оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в семье система взаимоотношений родителей с ним, возможно при обращении к самому объекту воспитательных воздействий.

Так в нашем исследовании мы выяснили, что доля учащихся с ЗПР, испытывающих травматические переживания, связанные с семьей, проживающих в конфликтных отношениях на статистически значимом уровне превышает число таковых учащихся в классах общеобразовательных школ (t= 1,86, p<0,05). Так 70% учащихся с ЗПР начинали свои рисунки с рисования различных объектов интерьера, окружающей среды (солнце, мебель, машины и др.) и лишь после этого приступали к изображению людей; среди детей с НПР таких оказалось 23,3%. Такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией при помощи которой ребята отодвигали неприятное им задание во времени, что может также свидетельствовать о неблагополучной семейной ситуации. Так, на статистически значимом уровне количество детей из общеобразовательных классов, проживающих в благоприятной семейной ситуации превышает число учащихся с ЗПР ( p<0,05). Исказили реальный состав семьи 62,5 % учащихся с ЗПР и 15 % учащихся общеобразовательных классов, дети забывали нарисовать братьев, сестер, родителей, не рисовали себя. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт и недовольство семейной ситуацией. Так анализ рисунков по тесту ²Кинетический рисунок семьи ² показал, что для значительной части семей первоклассников с задержкой психического развития, обучающихся в коррекционно – развивающих классах на базе общеобразовательных школ характерны поверхностно – личностные отношения и эмоциональная холодность к ребенку, отсутствие у детей чувства общности со своей семьей. Проанализировав полученные данные, мы распределили учащихся по уровням личностной адаптации к школе следующим образом.



Таблица 2

Распределение первоклассников с ЗПР и с НПР по уровням личностной адаптации на начало учебного года (в % от состава класса и общего числа испытуемых)

уровни категория детей I II III IV
чел % чел % чел % чел %
Дети с ЗПР 6,9 72,2 20,8
Дети с НПР

Из таблицы 2 видно, что первоклассники с ЗПР в целом продемонстрировали высокий уровень личностной дезадаптации. Среди испытуемых не оказалось тех, кто имел бы самый высокий (I уровень) адаптации к условиям школы. Лишь 6,9% учащихся показали II уровень. Большая часть детей (72,2%) имеют III уровень и 20,8% - IV уровень, низший по нашим оценочным критериям.

Таким образом, мы можем говорить о том, что на начало учебного года более половины первоклассников имеют низкий уровень личностной адаптации к школе.

Заключение

Проблема успешной школьной адаптации учащихся с задержкой психического развития остается одной из актуальных на сегодняшний день.

Дети с ЗПР приходят в школу с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. Вследствие этих особенностей им чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, то есть обнаруживаются трудности школьной адаптации.

Одной из попыток повлиять на складывающуюся ситуацию в школьном образовании явилось создание классов коррекционно-развивающего обучения. Целью организации таких классов было стремление создать для детей, испытывающих затруднения в усвоении общеобразовательных программ, таких условий обучения и воспитания, которые были бы адекватны особенностям их развития и позволили бы предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

Исходя из результатов нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ самостоятельно, без специально организованной помощи взрослых не могут адаптироваться к условиям школы и к концу начального обучения их состояние носит ярко дезадаптирующий характер.

Учителя, работающие с данной категорией детей, редко проходят специальную подготовку для работы с ними, в результате в процессе учебной деятельности учителя не всегда могут создать атмосферу для реализации потенциальных возможностей детей, а именно: атмосферу доброжелательности, поддержки, эмоционального комфорта и чувства защищенности. Дети с ЗПР в большей степени нуждаются в личной поддержке учителя – доброжелательном отношении с его стороны, что могло бы способствовать формированию уверенности у ребенка с ЗПР, найти свои сильные стороны в одном из видов деятельности, в результате стать более успешным.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите принципы отбора диагностических методик, принятые в отечественной психологии.

2. Если бы вам пришлось заниматься изучением проблемы личностной адаптации первоклассников к условиям школы, какие из методик вы бы позаимствовали, а какие предложили бы свои? Почему?

3. Попытайтесь сконструировать протокол диагностического обследования. Проведите обследование в период практики.

Литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.- 128с.

2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.- М., 1993.

3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Наука, 1976. – 269с.

4. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. // Сб. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960.

5. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Дис… канд. психол. наук. М., 1979.

6. Бадоева С. А. Социально – психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Дисс… канд. псих. наук. – Ярославль, 1995.

7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1. С.92 – 100.

8. Белопольская Н. Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом. // Вопросы психологии. 1992. №1.

9. Белопольская Н. Л. Личностные особенности детей с задержкой психического развития в системе дифференциально – психологической диагностики (старший дошкольный возраст): Дисс... докт. псих. наук. – М. – 1996. – 287с.

10. Белопольская Н. Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР. // Вопросы психологии. 1997. №1.

11. Белопольская Н.Л. О детях с задержкой психического развития // Вопросы психологии. – 1997. – С. 19 – 28.

12. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999.

13. Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: Дисс… канд. псих. наук. – 1999.

14. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиолигическая адаптация человека. Л., 1988.

15. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. М., 1975.

16. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И.Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – М.: изд – во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

17. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, 1995.

18. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? М., «Знание», 1975.

19. Борисова Е.Ю. Системный подход к профилактике школьной дезадаптации // Автореф… канд. псих. наук. – Казань, 2000.

20. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144с.

21. Вайзман Н.П. К вопросу дифференциальной диагностики олигофрении и задержек развития. // Дети с временной задержкой развития. М., 1971.

22. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Издательство ВЛАДОС – Пресс, 2001. –160с.

23. Выготский Л.С. Основы дефектологии. // Собр соч: В 6т – Т.5 – М., 1983.

24. Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение. М . , 1928.

25. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

26. Готовность детей к школе. – М., 1992. – 128с.

27. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского. М., 1989.

28. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Кн. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А. В. М., 1973.С.66 – 97.

29. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. – М.: Педагогика, 1971. – с.7 – 15.

30. Дети с задержкой психического развития. Проблемы и практические решения. //Тезисы докладов к областной научно – практической конференции. Н.Новгород,1991.

31. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно – развивающего обучения / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224с.

32. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. – М.: Редакционно – издат. Центр Консорциума ² Социальное здоровье России², 1995.

33. Дробинская А. О. Синдром психического инфантилизма. // Дефектология, №2, 1997, с. 75 – 80.

34. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993. – 112с.

35. Заваденко Н.Н. Психологические проблемы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. – 1999. – июль – август.

36. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1980. - №4.

37. Индивидуальные варианты развития младших школьников. Под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. М., Педагогика, 1973.

38. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. – 1984. -№4. – с.89 – 95.

39. Клементьева С.В. Психологические особенности формирования детей 6 – 7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности : Дисс…канд. псих. наук. – Н. Новгород, 2000.

40 .Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

41. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1988.

42. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Изд – е второе, дополненное – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160с.

43. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 77с.

44. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / НИИ дошк. восп. – М.: Педагогика, 1991. – 152с.

45. Кулагина И. Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности: Учебное пособие. – М., 1999.

46. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития. – М., 1980.

47. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., «Знание», 1976. – 64с.

48. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.

49. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. // Дефектология, 1971, №6, С.16 – 17.

50. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч. – исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – с.48-66.

51. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., Просвещение, 1997.

52. Макеева Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития. // Дисс… канд. псих. наук, М., 2004.

53. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2001. – 220с.

54. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клинико-нейропсихологическая диагностика. – 2-е изд. – М.: науч. объединение

² Комплекс - центр², 1995. – 198с.

55. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 1992. – 94с.

56. Молодцова Т.Д. Психолого – педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих педагогов). – Издательство Ростовского гос - го пед – го университета, 1997. – с. 295

57. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей поступающих в первый класс общеобразовательной школы // Дефектология. – 2000. - №2. – с.51 – 55.

58. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. М.: Педагогика,1987. С.13 – 48.

59. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981. – 119с.

60. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ ² Сфера², 1996. – 240с.

61. Овчинникова М.Н. Основное содержание психологической коррекции нарушенной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник социальной и коррекционно – реабилитационной работы. – 2000. - №7.

62. Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития) / Под ред. З.И.Калмыковой, И.Ю.Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986. – 208с.

63. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития //Дефектология. – 2000. - №4. – с.36

64. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития. Комсомольск-на-Амуре: Издательство гос. пед.инс-та, 1997.

65. Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с задержкой психического развития. ИКПРАО, 1997.

66. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР. //Дефектология. – 1980. - №3. – с.10 – 18

67. Певзнер М.С., Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. – М.; 1973.

68. Певзнер М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы // Дефектология. - № 6, 2003.

69. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – с.55 – 61.

70. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998.

71. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 256с. – (Серия ² Хрестоматия по психологии ² ).

72. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

73. Психолого – педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1998.

74. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., 1958.

75. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М., Медицина, 1986.

76. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР //Дефектология.- №5.- С. 6-15., 1981.

77. Ульенкова У. В. Выготский и концептуальная модель коррекционно – педагогической помощи детям с ЗПР. // Дефектология.-№ 1. – 1997.

78. Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и решения // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов.- Н.Новгород: НГПУ, 1998.- 216с.-С.9-20.

79. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития: Моногр.- М.: НПЦ ² Коррекция ², 1995.- 208с.

80. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах // Дефектология. – 1996. - №1.

81. Шевченко С. Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов « начальная школа – детский сад» // Дефектология, №6, 2000, с. 37.

82. Школьная дезадаптация у первоклассников : систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению // Под ред. Н.В. Беляковой, 1999.

83. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всерос. науч. – практ. конф. ( Москва, 25 – 27 октября 1995). М., 1995.

 

 

Приложение 1

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по–разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по – разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не очень

- не нравятся

Положительный ответ – 3б.

Нейтральный ответ – 1б.

Отрицательный ответ – 0б.

На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

1. Высокая школьная мотивация, учебная активность – 25 – 30 б.

2. Средняя школьная мотивация – 20 – 24 б.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – 15 – 19 б.

4. Низкая школьная мотивация – 10 – 14 б.

5. Негативное отношение к школе, дезадаптация – ниже 10 б.

 

Приложение 2

Тест «Кинетический рисунок семьи»

 

Симптомокомплекс Симптом Балл
Благоприятная семейная ситуация Общая деятельность всех членов семьи 0,2
Преобладание людей на рисунке 0,1
Изображение всех членов семьи 0,2
Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
Отсутствие штриховки 0,1
Хорошее качество линии 0,1
Отсутствие показателей враждебности 0,2
Адекватное распределение людей на листе 0,1
Другие возможные признаки  
Тревожность Штриховка 0,1,2,3
Линия основания - пол 0,1
Линия над рисунком 0,1
Линия с сильным нажимом 0,1
Стирание 0,1,2
Преувеличенное внимание к деталям 0,1
Преобладание вещей 0,1
Двойные или прерывистые линии 0,1
Подчеркивание отдельных деталей 0,1
Другие возможные признаки  
Конфликтность в семье Барьеры между фигурами 0,2
Стирание отдельных фигур 0,1,2
Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 0,2
Выделение отдельных фигур 0,2
Изоляция отдельных фигур 0,2
Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
Несоответствие вербального описания рисунка 0,1
Преобладание вещей 0,1
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
Член семьи, стоящий спиной 0,1
Другие возможные признаки  
Чувство неполноценности в семейной ситуации Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
Расположение фигур на нижней части листа 0,2
Линия слабая, прерывистая 0,1
Изоляция автора от других 0,1
Маленькие фигуры 0,1
Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0,1
Отсутствие автора 0,2
Автор стоит спиной 0,1
Другие возможные признаки  
Враждебность в семейной ситуации Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа 0,2
Агрессивная позиция фигуры 0,1
Зачеркнутая фигура 0,2
Деформированная фигура 0,2
Обратный профиль 0,1
Руки раскинуты в стороны 0,1
Пальцы длинные, подчеркнутые 0,1
Другие возможные признаки  

 

Бланк регистрации результатов оценки КРС

Фамилия, имя ребенка ---------------------------------------------------------------------

Дата рождения------------------------ Дата эксперимента------------------------------

 

Сумма баллов по симптомокомплексам

 

Благоприятная семейная ситуация Тревожность в семье Конфликтность в семье Чувство неполноценности в сем. ситуации Враждебность в семейной ситуации

 

 

Учебное издание

Коротенко Ирина Викторовна

«Особенности личностной дезадаптации у младших школьников с задержкой психического развития»

 

В авторской редакции

Технический редактор С.П. Никонов

 

Верстка, оформление и вывод оригинала макета Коротенко И.В.

Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001. Подписано в печать

Формат 60х84/16 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ №

 

 

Издатель:

Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара

607220 г. Арзамас Нижегородской области, ул. К.Маркса,36

 

Участок офсетной печати

607220 г. Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, 36

 

 


 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.