Сделай Сам Свою Работу на 5

Пожарная и взрывная безопасность на объектах авиапредприятий





 

Цель работы

§ освоить методики определения пожароопасных и взрывоопасных параметров твердых, жидких и газообразных веществ;

§ научиться определять категории пожарной и взрывной опасности производств.

 

Задание

Ознакомление с общими сведениями, определить пожаро- и взрывоопасность веществ, которые используются в гражданской авиации, нижнюю (НГ) и верхнюю (ВГ) границы взрывоопасности.

 

Общие теоретические сведения

 

Противопожарная защита на аэродромах гражданской авиации по характеру заданий делятся на 2 направления:

  • обеспечение пожарной безопасности полетов;
  • пожарная защита авиационной техники и объектов

 

Обеспечение пожарной безопасности полетов – это комплекс мер, целью которых является гашение пожаров воздушных судов (ВС), которые возникли вследствие авиационных или чрезвычайных ситуаций на территории аэродромов ГА. Цель пожарной безопасности полетов – создание условий для спасения пассажиров, находящихся на борту.

Пожарная защита авиационной техники и объектов – это комплекс мер, направленных на предупреждение пожаров на авиационной технике и объектах, своевременное их выявление, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснастку строений, сооружений, хранилищ ГСМ и мест стоянок ВС средствами противопожарной защиты.



Способы выполнения заданий, которые стоят перед этими 2 направлениями противопожарной защиты разные.

Пожарная безопасность полетов достигается в основном благодаря: оснащению авиапредприятий более усовершенствованной пожарно-спасательной техникой и веществами для огнетушения (смесями); высокой организации пожарно-спасательных отрядов; правильному и своевременному применению пожарно-спасательных устройств; усовершенствованию техники гашения пожаров и способов спасения пассажиров ВС; высокой профессиональной подготовке личного состава.

Пожарная защита авиационной техники и объектовдостигается постоянным проведением пожарно-профилактической работы по своевременному выявлению и устранению причин, возникающих вследствие пожаров.

В настоящее время почти во всех странах, где широко используется гражданская авиация, и особенно со стороны Международной организации ГА – ИКАО, вопросами организации пожарной безопасности полетов на аэродромах уделяется серьезное внимание.



Проблемы авиационно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в аэропортах стран-членов ИКАО регламентированы в Приложении 14 Конвенции о международной гражданской авиации и Руководстве по аэропортовым службам, ч.1 «Спасание и борьба с пожаром».

В соответствии с этими документами странам-членам ИКАО необходимо обеспечить в аэропортах создание аварийно-спасательного и пожарного оборудования и служб, основным заданием которых является спасение жизней людей. Эта концепция положена в основном в требования руководящих документов по обеспечению пожарной безопасности полетов.


Их требования состоят в:

  • создании на аэродромах пожарно-спасательных подразделений;
  • координации взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями др.ведомств;
  • требованиях к уровню противопожарной защите аэродрома;
  • требованиях к продолжительности разворачивания пожарно-спасательной службы;
  • требованиях к пожарным транспортным средствам;
  • требованиях к средствам связи и оповещения;
  • требованиях к персоналу пожарно-спасательных подразделений.

 

Требования по обеспечению пожарной безопасности полетов диктуются в первую очередь требованиями Норм годности – минимальных государственных требований к гражданским аэродромам, которые отвечают за обеспечение безопасности полетов ВС.

Эти требования являются обязательными для выполнения всеми министерствами, госкомитетами, предприятиями, организациями, которые принимают участие в проектировании, оборудовании, приеме, сертификации, эксплуатации и реконструкции аэродромов.



Этим Нормам годности на аэродроме для проведения аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях на ВС должны соответствовать аварийно-спасательные средства, к которым относятся пожарная техника и личный состав пожарно-спасательных подразделений, которые входят в состав аварийно-спасательных команд аэропортов. Они должны быть оснащены пожарной техникой, веществами для огнетушения, специальным аварийно-спасательным снаряжением и всегда должны быть готовы к срочным действиям.

 

Требования к уровню противопожарной защиты аэродромов

Суть требований состоит в том, что на каждом гражданском аэродроме, в зависимости от размеров и частоты движения ВС, которые регулярно используют этот аэродром, обеспечивается нормативный запас веществ для огнетушения, которые доставляются на пожарных автомобилях к месту авиационного события в установленное время. Количество этих огнетушительных веществ рассчитывается по методике ИКАО.

 

За основу расчета берут:

  • Возможную площадь разлитого авиатоплива на месте авиационного события, так называемую критическую зону, которая зависит от длины и ширины фюзеляжа ВС;
  • Интенсивность подачи огнетушительных веществ для гашения разлитого авиатоплива;
  • Расчетное время гашения авиатоплива в границах практической критической зоны;
  • Вид огнетушительного вещества и его огнетушительную способность.

 

Наиболее пожароопасными сооружениями и объектами предприятий ГА являются ангары и дополнительные участки ангара (участки окраски, смывки, аккумуляторные, ремонтно-строительные), АТБ, самолеторемонтные корпусы ремонтных заводов ГА, предназначенные для тех.обслуживания и ремонта ВС.

Возгорания чаще всего происходят в производственных цехах и участках. Поэтому согласно Требований правил пожаро- и взрывоопасности, участки ангара должны быть отделены от самолеторемонтной части огнестойкой стеной с границей огнеустойчивости не менее 2 часов, а двери и ворота с этих участков в самолеторемонтную часть должны быть противопожарными с границей огнеустойчивости не менее 0,6 часа (36 мин).

Пожаро- и огнеопасные участки должны иметь эвакуационный выход, ведущий наружу, а двери в самолеторемонтную часть для предупреждения распространения пожара должны быть оборудованы тамбурами-шлюзами с границей огнеустойчивости конструктивных элементов не менее 0,75 час (45 мин).


Развитие пожара в производственных помещениях, размещенных на 1 этаже самое опасное, т.к. может распространиться в самолеторемонтную часть, на другие этажи и крышу. Поэтому в связи с опасностью распространения пожара все современные ангары и самолеторемонтные корпусы заводов оборудуются стационарными пожарными ступеньками и сухотрубами для упрощения и облегчения боевого разворачивания личного состава при необходимости подачи огнетушительных веществ на крышу пристроек и самолеторемонтной части ангара. Эти пожарные ступени и сухотрубы проходят снаружи по бокам сооружения.

 

Основные задания личного состава пожарно-спасательного подразделения при пожаре в самолеторемонтной части ангара:

§ спасение людей;

§ эвакуация из секции (дока) авиационной техники, которая горит, и технологического оборудования;

§ защита несущих ферм покрытия в случае отсутствия или неисправности дренчерной установки пожаротушения;

§ защита дополнительных участков 1 этажа, которые соединяются с самолеторемонтной частью дверями и воротами.

Для гашения пожара необходимо остановить горение горючего вещества. При горении пожаров на ВС, где основным средством горения является авиационное топливо, применяются 3 способа остановки горения: разбавление, охлаждение и изоляция материалов, которые горят.

Все огнетушительные вещества, попадая в зону горения, действуют комплексно, т.е. охлаждают и разбавляют горячие пары от горючего вещества или окислителя и ингибируют процесс горения.

Но каждому из этих веществ принадлежит только один основной, особенно выраженный эффект. Поэтому каждому способу гашения отвечают свои огнетушительные вещества:

§ для разбавления окислителя или горючих паров и газов (углекислый газ, азот, водяной пар, тонкораспыленная вода, а также водные растворы пенообразователей);

§ для изолирования зоны горения от горючего вещества или окислителя (воздушно-механические пены, химическая пена, порошки, листовые материалы и т.д.);

§ для химического торможения реакции горения (бромистый этил, фреоны и др.)

 

Газовоздушные смеси могут воспламеняться (взрываться) только тогда, когда содержание газа в смеси находится в определенных (для каждого газа) пределах. В связи с этим различают нижний и верхний концентрационные пределы воспламеняемости. Нижний предел соответствует минимальному, а верхний - максимальному количеству газа в смеси, при котором происходят их воспламенение (при зажигании) и самопроизвольное (без притока тепла извне) распространение пламени (самовоспламенение). Эти же пределы соответствуют и условиям взрываемости газовоздушных смесей.

 

Если содержание газа в газовоздушной смеси меньше нижнего предела воспламеняемости, такая смесь гореть и взрываться не может, поскольку выделяющейся вблизи источника зажигания теплоты для подогрева смеси до температуры воспламенения недостаточно. Если содержание газа в смеси находится между нижним и верхним пределами воспламеняемости, подожженная смесь воспламеняется и горит как вблизи источника зажигания, так и при удалении его. Такая смесь является взрывоопасной. Чем шире будет диапазон пределов воспламеняемости (называемых также пределами взрываемости) и ниже нижний предел, тем более взрывоопасен газ. И наконец, если содержание газа в смеси превышает верхний предел воспламеняемости, то количества воздуха в смеси недостаточно для полного сгорания газа

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.