|
Допустимые параметры микроклимата для кабин воздушных судов
Лабораторная работа №1
Исследование и оценка метеорологических условий на рабочих местах
(кабина экипажа ВС, пассажирский салон)
Цель работы
§ освоить методики исследования метеоусловий;
§ изучить основные принципы нормирования метеоусловий;
§ научиться оценивать микроклимат на рабочих местах (в кабине экипажа ВС);
§ приобрести навыки в работе с нормативными документами по охране труда.
Задание
Ознакомление с общими сведениями, применяемыми для исследования параметров микроклимата в данной лабораторной работе; оценка метеорологических условий на рабочем месте с внесением при необходимости предложений по их оптимизации; овладение методами расчета парциального давления и потребного количества кислорода, расчета барометрического давления в кабинах и салонах ВС, а также методами оценки эффективности применения дыхательной кислородной аппаратуры на различных высотах полета.
Краткие теоретические сведения
Каждый работодатель обязан обеспечить своему персоналу комфортные и безопасные условия труда. Одним из критериев, по которым определяется пригодность рабочего места для постоянного пребывания сотрудников, является микроклимат окружающей среды. Каким параметрам должны соответствовать рабочие помещения? Как может повлиять на работников отклонение от нормы?
Микроклимат помещения - это состояние его внутренней среды, оказывающей непосредственное воздействие на организм человека. Все гигиенические нормы и требования к микроклимату в производственных помещениях содержатся в специальных нормативных документах и являются обязательными для исполнения. Их соблюдение позволяет поддерживать на рабочем месте здоровую, благоприятную для человека обстановку.
Микроклимат определяется действующим на организм человека сочетанием температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового излучения нагретых поверхностей. В основном он влияет на тепловое состояние организма и его теплообмен с окружающей средой. Несмотря на то, что параметры микроклимата помещений могут значительно колебаться, температура тела человека остается постоянной (+36,6°С). Свойство человеческого организма поддерживать тепловой баланс называется терморегуляцией.
Недостаточная влажность приводит к интенсивному испарению влаги со слизистых оболочек, что приводит к их пересыханию, растрескиванию, а затем и заражению болезнетворными микробами. Поэтому при длительном пребывании людей в закрытых помещениях рекомендуется поддерживать относительную влажность 30 - 70%.
Вода и соли, выделяемые из организма вместе с потом, должны восполняться, поскольку их потеря приводит к обезвоживанию организма, а затем к сгущению крови и нарушению деятельности сердечнососудистой системы. При обильном потоотделении масса организма человека за счет испарения влаги уменьшается, допустимым считается ее снижение на 2 - 3%.
Длительное воздействие высокой температуры (особенно с повышенной влажностью) может привести к значительному накоплению тепла в организме и его перегреванию выше допустимого уровня - гипертермии (состояние, при котором температура тела повышается до +38 - 40°С).
Это всё касается микроклимата производственных помещений. А чем же отличается он от микроклимата кабины экипажа летательного аппарата и пассажирского салона, который также нормируется соответствующими гигиеническими нормами и санитарными правилами?
Микроклимат кабины экипажа и пассажирского салона
Микроклимат кабины летательного аппарата - совокупность физических факторов воздушной среды (температуры, влажности, скорости движения воздуха, барометрического давления), а также условий инсоляции, радиации и других в кабине летательного аппарата.
Основные требования к микроклимату кабины - обеспечение гигиенических условий лётной работы членов экипажа, а на пассажирских самолётах ещё и определенного уровня комфорта авиапассажиров. Для этого необходимо, чтобы параметры воздушной среды соответствовали, так называемым, условиям теплового комфорта, в которых за неограниченное время пребывания в кабине не требуется включения приспособительного механизма терморегуляции организма для поддержания его оптимального теплового состояния.
В летательных аппаратах с негерметичной кабиной, где члены экипажа подвергаются непосредственному действию окружающей среды, для защиты от холода применяются костюмы, меховые шлемофоны, сапоги, унты, перчатки.
На формирование микроклимата кабины летательного аппарата с герметичной кабиной оказывают влияние работа двигателя и приборов, инсоляция, аэродинамическое нагревание поверхностей летательного аппарата, а также тепловыделения людей.
Требования к микроклимату кабины зависят от назначения летательного аппарата (транспортные, пассажирские, военные). Например, для пассажирских самолётов температура воздуха 17-25°С, относительная влажность не менее 15%, скорость движения воздуха не более 0,4 м/с, барометрическое давление не менее 74,6 кПа. В летательных аппаратах с герметичной кабиной микроклимат кабины обеспечивается системой кондиционирования воздуха.
В кабинах воздушных судов нормируются следующие оптимальные и допустимые показатели микроклимата: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, а также - температура ограждающих поверхностей.
Относительная влажность воздуха в кабинах летательных аппаратов при полётах до 4 ч строго не регламентируется.
Оптимальные параметры микроклимата, обеспечивающие поддержание оптимального теплового состояния организма человека без напряжения механизмов терморегуляции, должны обеспечиваться на проектируемых и реконструируемых воздушных судах с герметичными кабинами, а допустимые параметры микроклимата, вызывающие напряжение механизмов терморегуляции, но не выходящее за пределы физиологических приспособительных возможностей и при систематическом воздействии не приводящее к нарушению состояния здоровья, должны обеспечиваться на эксплуатирующихся воздушных судах с герметичными кабинами и на проектируемых, строящихся, реконструируемых и эксплуатирующихся судах с негерметичными кабинам.
Температура в кабинах летных экипажей и пассажирских салонах должна устанавливаться через 10-20 минут полёта. На непродолжительное время (10-20 минут) допускается понижение температуры в кабине до 5°С и повышение до 45°С. Перепад температуры воздуха в области головы и ног не должен превышать 5°С. Превышение нормальной температуры допускается в момент взлёта и в период неустановившегося режима полёта (набор высоты), из-за нагрева кабины при интенсивной инсоляции, а также при полёте со сверхзвуковой скоростью (из-за аэродинамического нагревания поверхностей летательного аппарата). Для защиты экипажа от повышенных температур применяются локальный обдув воздухом от вентиляторов и кондиционеров, панельное охлаждение кабины, водоохлаждаемые и вентилируемые воздухом костюмы. Для улучшения гигиенических условий в пассажирском салоне предусматриваются индивидуальные воздушно-душирующие устройства и вентиляторы, с помощью которых можно регулировать интенсивность подачи и направление потока вентиляционного воздуха на лицо и туловище. Кроме того, для создания комфортных условий используются подсистемы кондиционирования воздуха специального снаряжения экипажа, которые обеспечивают температуру подаваемого воздуха в пределах 10-80°С при его расходе от 250 до 450 л/мин.
Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха на этапе горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации должны соответствовать величинам, указанным в таблицах 1.1 и 1.2:
Оптимальные параметры микроклимата для кабин воздушных судов
Таблица 1.1
Зона измерения
| Температура воздуха, 0С
| Относительная влажность воздуха, %
| Скорость движения воздуха, м/сек
| Кабина экипажа
| 21,0-24,0
| 40,0-60,0
| не более 0,15
| Пассажирский салон
| 21,0-24,0
| 40,0-60,0
| не более 0,10
| Грузовая кабина, буфет, кухня
| 21,0-24,0
| 40,0-60,0
| не более 0,20
|
Допустимые параметры микроклимата для кабин воздушных судов
Таблица 1.2
Зона измерения
| Температура воздуха, 0С
| Относительная влажность воздуха, %
| Скорость движения воздуха, м/сек
| Кабина экипажа
| 20,0-25,0
| 30,0-70,0
| не более 0,30
| Пассажирский салон
| 20,0-25,
| не нормируется
| не более 0,40
| Грузовая кабина, буфет, кухня
| 17,0-25,0
| 30,0-70,0
| не более 0,40
|
Примечание: для оптимальных и допустимых параметров минимальная относительная влажность воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, максимальная относительная влажность воздуха соответствует минимальной температуре воздуха.
Температура ограждающих поверхностей, при соблюдении оптимальных норм микроклимата, не должна отличаться от температуры воздуха более чем на 2°С, а при обеспечении допустимых норм - более чем на 5°С.
Предельная температура ограждающих поверхностей не должна быть ниже +5°С и выше +45°С.
Перепад температур по высоте рабочей зоны допускается не более 3°С, а по горизонтали - не более 4°С.
Существуют и нормы барометрического давления.
Для всех самолетов гражданской авиации с гермокабинами, независимо от высоты полета, величина барометрического давления не должна быть менее 567 мм рт.ст. (2400м). Для транспортных не ниже 74,5 кПа (559,2 мм рт.ст). При этом предупреждается развитие высотной декомпрессионной болезни и выраженной кислородной недостаточности. В кабинах боевых самолётов с продолжительностью полёта до 2 ч допускается минимальное давление около 36 кПа, а при длительности более 2 ч - 46,5-41,3 кПа. Такие параметры давления и времени его выдерживания достаточны для профилактики высотной декомпрессионной болезни, но требуют дополнительного кислородного обеспечения экипажа. Для исключения попадания вредных примесей из окружающей среды в кабину в ней всегда поддерживается небольшое избыточное давление.
Для обеспечения комфортных условий в полете скорость изменения барометрического давления в гермокабине на всех режимах полета допускается не более 0,18 мм рт.ст. в секунду.
На всех воздушных судах с негерметичными кабинами и высотами полетов более 3000м экипаж и пассажиры должны быть обеспечены кислородом.
Таким образом выполнение полетов связано с решением трех проблем:
- проблема низкого атмосферного давления;
- проблема низкого парциального давления кислорода;
- проблема неблагоприятного температурно-влажностного режима в кабине самолета.
Комплекс технических средств, призванных решить эти проблемы, носит название систем обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) и спасения экипажей.
К ним относятся:
- системы кондиционирования воздуха в гермокабинах для создания в них микроклимата и спецснаряжение экипажа;
- системы кислородного питания для поддержания парциального давления кислорода (РО2) на необходимом для работы уровне;
- высотное спецснаряжение.
Системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) могут быть коллективными (для многоместных кабин экипажа, салонов пассажирских самолётов) и индивидуальными (для отделяемых капсул, кабин одноместных летательных аппаратов).
Система кондиционирования воздуха (СКВ) подразделяется на две подсистемы: система регулирования давления и на систему обогрева и вентиляцию. Система регулирования давления – это система жизнеобеспечения экипажа и пассажиров. Система обогрева и вентиляции – это создание комфортных условий для пассажиров (охлаждение и обогрев).
На безопасность полетов влияет работа системы регулирования давления. В общем случае при разгерметизации кабины понижается давление в салонах самолета до атмосферного, при котором человек теряет сознание. С 11000 метров время заключается в нескольких секундах. При потери работоспособности человека (в частном случае экипажа), летательный аппарат становится неуправляемым, последствие этого – катастрофа.
При отказе вентиляции (обогрева), дефицит времени не угрожает жизни. Экипаж в этом случае может принять решение для предотвращения этой проблемы (изменить режим регулирование систем автоматического регулирования температуры (АРТ)).
Забортный воздух, прежде чем поступить в кабину самолёта, нагревается до обычной комнатной температуры и сжимается в турбокомпрессоре. Одновременно в нём происходит разрушение значительной части избыточного озона, что также очень важно, так как озон оказывает освежающее действие только при небольшой его концентрации, обычной в приземных слоях атмосферы. Если же концентрация озона в воздухе достигает более одной десятимиллионной части по объёму, то озон начинает оказывать токсичное влияние на человеческий организм.
Система регулирования давления (СРД) – важная система, которая обеспечивает нормальное функционирование человеческого организма. Нормальное функционирование человеческого организма – это высота равная 2400 метров над уровнем морем. С повышением высоты, эти условия ухудшаются, то есть, высота равная 4000 метров является для человека критической. Система регулирования давления и поддерживает высоту в кабине до 2400 метров в зависимости от высоты полета. Высота в кабине 2400 метров соответствует высоте полета самолета 12100 метров, так, что высота в кабине может быть и менее 2400 метров. Так на эшелоне 9100 метров, высота в кабине может быть 1700-1800 метров.
Системы наддува и кондиционирования воздуха кабины используются также для удаления продуктов жизнедеятельности и вредных примесей. Парциальное давление углекислого газа в кабине летательного аппарата не должно быть более 0,26-0,93 кПа, концентрация оксида углерода - 0,02 мг/л, паров топлива - 0,3 мг/л, продуктов термического разложения минеральных масел - 0,005 мг/л. Эффективное удаление вредных примесей из воздуха обеспечивается при кратности обмена воздуха в течение 1 ч не менее 5 - в кабине экипажа и не менее 20 - в пассажирском салоне.
В целях улучшения микроклимата кабин летательного аппарата разрабатываются устройства для увлажнения и ионизации воздуха.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|