Сделай Сам Свою Работу на 5

Урок второй: принципы целесообразности. 9 глава





— Может, просто пошантажирует — чтобы чего-то добиться?

— Не может. Он просто... слишком одержим идеей власти, чтобы быть способным остановиться на достигнутом. Такие обычно идут до конца...

— До чьего конца?

— До собственного.— Улыбнулась Лин.— Если только до их собственного конца они не успеют устроить 'конец света'... Или — если обстоятельства не сделают их политическим ничтожеством... Кстати — изучением этого феномена и занимается сейчас Джерри... Понимаешь, на Челле такое просто появиться не может — поэтому, если оно вдруг вопреки всему появится — с ним будет невозможно бороться: никто к этому не готов. Сейчас Джерри уже почти закончил работу, описывающую этот, столь экзотический, случай шизофрении...

— Он что — с ним встречался?

— Он его наблюдал. Это было непросто, конечно... Но — именно такие работы и делают, в конце концов, основное имя экспедиции... Как правило, об основной цели мало кто потом вспоминает — кроме организаторов, получивших нужный им результат... А вот подобная 'экзотика' становится достоянием большого числа интересующихся — по обилию и уровню подобных 'дополнительных' работ и судят о команде, её возможностях и уровне...



— Да, кстати...

— Что?

— Я давно хотел тебя спросить... Если не секрет, конечно...

— Спроси... Если не секрет — отвечу.— Улыбнулась девчонка.

— Так вот, если не секрет... скажи: а какова, собственно, цель вашей экспедиции?

— Ну... их, как всегда, несколько... Во-первых, это — получение информации об иных цивилизациях с целью обучения...

— Обучения кого?

— Нас...

— Извини, не понял... Чему наша цивилизация может научить вашу?

— Понимаешь... люди, как известно, существа обучаемые... Как, впрочем, и все высшие животные... Естественно, они способны учиться, не только основываясь на своём личном опыте, но и изучая опыт других...

— Причём умные люди предпочитают учиться на чужих ошибках?

— Именно... По крайней мере, чем выше уровень цивилизации — тем меньше там делают глупостей, но и заинтересованность в изучении 'чужих глупостей' заметно выше...

— Почему?

— А чтобы не расслабляться...— улыбнулась Лин. Понимаешь, мы живём... как бы это сказать... в слишком тепличных условиях, что ли... И, чтобы выжить в случае какого-либо катаклизма, мы должны изучать опыт более низкоорганизованных цивилизаций. В противном случае наступает деградация. Кстати, одна из разновидностей такой деградации уже просматривается на Земле: когда большая часть общества кормится за счёт меньшей — достаточно простого землетрясения, чтобы наступил голод... Производительность-то труда довольно быстро и заметно упадёт, а огромная часть населения не имеет ни малейшего понятия, 'на каких деревьях булки растут'...— Я улыбнулся, а Лин насторожилась:



— Ведь так у Вас говорят? Я правильно поняла?

— Ну... где-то так...

— Природа же устроена так, что в процессе развития любой цивилизации периодически наступают катаклизмы, которые разрушают почти всё, оставив людям только знания... тех, кто остался в живых.

— Почему 'любой'?

— Не знаю. Но — это происходит везде, где мы имеем возможность за этим наблюдать. С завидно постоянной периодичностью... Так вот... если сумеет такая цивилизация быстро возродится — будет новая ступень. Не сумеет — каждый будет вынужден работать для хлеба насущного и отбиваться от тех, кто не умеет или не хочет работать... В итоге — всё вернется в 'средние века'... Вот и выходит, что более высокоорганизованная цивилизация должна 'не забывать' свой прошлый опыт. Чтобы выжить. А когда свой подзабыт — приходится изучать чужой...

— Ну, наши Европейцы, хотя и были более цивилизованными, но это совсем не мешало им громить Америку, нисколько не интересуясь существовавшей там культурой...

— Может, ты хотел сказать 'считали себя', а не 'были'?... На самом деле их уровень был значительно ниже...



— То есть?

— Уровень цивилизации определяется средним уровнем знаний составляющих её людей... И по этому критерию Европейцы заметно уступали многим культурам американского континента... Единственное, пожалуй, в чём они имели заметное превосходство — так это в кровожадности и в качестве боевого оружия... Что же касается многих предметов и сооружений, обнаруженных в Америке, то 'светлейшие умы' Европы спорят об их предназначении и по сей день... Если же говорить именно о среднем уровне знаний, то в Европе вообще и в Англии в частности он никогда и не был особенно высок... Была прослойка снобов (так у вас, кажется, называют подобную публику?), которая считала себя высшим классом... Справедливости ради надо сказать, что среди них иногда и встречались относительно достойные личности... Хотя и не часто... Ещё была довольно сильная группа инженеров... Для Англии, пожалуй, и всё... Остальные сферы деятельности были представлены либо отдельными личностями (хотя и достаточно ценными для истории), либо — небольшими группами или школами... Если же говорить о 'среднем контингенте', то его уровень примерно соответствовал хорошему матросу или животноводу... или, в крайнем случае — несколько его превышал. Народы, существовавшие в Америке, были практически уничтожены Европейцами, и лишь только после этого в головах некоторых личностей из среды этих кровожадных варваров возникла мысль о том, что, может, уничтоженную культуру стоило бы и изучить... Но — ни одного крупномасштабного предприятия в этом направлении... Все ваши знания об утраченных американских культурах добыты либо единоличными исследователями-добровольцами, либо небольшими экспедициями... Это — не информация, это — жалкие остатки знаний, за которые когда-то было заплачено веками труда...

— Ты ругаешь Англию... а на континенте?

— Там ситуация никогда существенно не отличалась... Просто наиболее снобистыми завоевателями были англичане. В какой-то мере с ними пытались спорить французы... Испанцы же больше кичились грубой силой, мания величия на тему их 'цивилизованности' была выражена заметно слабее...

— Но сейчас в Европе относительно неплохо, верно?

— Да, скажем так: именно 'относительно'... это примерно соответствует нижнему пределу цивилизованности, который считается у нас допустимым для установления контактов или изучения... Собственно — поэтому мы и здесь...

— А более 'дремучие' цивилизации Вы не изучаете?

— Мы — нет. Для них есть отдельное подразделение. Туда входят, в основном, старики, которым и жить-то осталось, поди, не более десяти лет, и прожить их они хотели бы с пользой для общества... а не занимаясь проблемами удовлетворения потребностей своего желудка... Считается, что их психика, во-первых, достаточно подготовлена к подобным контактам и опасности 'распространения этой заразы' у нас быть не должно. Ну, а во-вторых — если кто-то из них и окажется неустойчив в своих взглядах — так ведь ему не очень много осталось времени, да и энергия уже не та, чтобы серьёзно что-то изменить в обществе... Основная задача этих экспедиций — достаточно подробное и качественное описание обнаруженной цивилизации, которое потом будет доступно лишь специалистам... да писателям — фантастам или сказочникам... 'Простой смертный' может её получить, только если займётся какой-нибудь серьёзной научной работой... с разрешения своего руководителя...

— А почему так серьёзно?

— Потому, что сохранение стабильности в обществе и уровня понимания необходимости этой стабильности каждым членом этого общества — одна из самых серьёзных задач... в борьбе этого общества за выживание...

— Но ведь эта информация всё равно просочится — через тех же фантастов или сказочников?

— Ну, это совсем другое дело! Когда это подаётся в виде сказки — любой нормальный сказочник будет подавать это так, чтобы у читающего возникало желание 'не допустить' подобного, а не так, чтобы возникло желание 'попробовать'... А фантастика — те же 'сказки для взрослых'...

— А — 'ненормальный сказочник'?

— Практически невероятно. Доступ к таким архивам получают те, кто борется с явлением, а не те, кто поддерживает его...

— Критерий?

— Предшествующая деятельность...

— То есть, если я не написал несколько 'антинасильственных' вещей, то доступ к архивам 'о насилии' будет для меня закрыт?

— Примерно... только в виде 'нескольких антинасильственных вещей' не следует понимать агитационные или пропагандистские работы, как это частенько бывает у вас... Это должны быть полноценные произведения, ценные в общехудожественном смысле, в которых очень тоненькой ниточкой проходит этакий — намёк, что ли? — на практическую целесообразность и моральную ценность добра, как способа существования и принципа построения взаимоотношений между людьми... Такие произведения — особенно, если основаны на реальных фактах — очень помогают жить... Помогают сохранить уверенность в торжестве добродетели, когда сама жизнь подталкивает к сомнению...

— А бывает?

— Конечно... Просто потом бывает очень обидно, когда 'чёрная полоса' проходит, всё становится на свои места и тебя просто гложет стыд за те сомнения; за, может быть, невольную помощь силам зла...

— Ты говоришь 'основаны на реальных фактах'... Это часто бывает?

— Почти всегда. Зачем высасывать сюжет из пальца, если есть готовый, который нужно просто корректно подать... Обычно так и пишут: 'по материалам такой-то экспедиции'...

— А что ты имела в виду, когда говорила 'о силах зла'?

— Ну... и в природе, и в обществе... полно разных сил... и процесс развития является следствием процесса их взаимодействия... или — борьбы... Человеку свойственно из всего сонмища этих сил причислять себя именно к силам добра... Причём — нередко даже тогда, когда он — сознательно или 'по глупости' — действует против них...

— То есть, противоборство сил добра и зла — и в природе, и в обществе...

— ...происходит постоянно и результат во многом зависит от позиции каждого из нас...

— А что это за силы? Откуда они взялись? Чем подпитываются?

— Ну, создание этих сил — прерогатива Творца... А подпитываются они в основном энергией таких, как мы с вами... Потому и исход в известной степени зависит от нас...

— ...трудно спорить...

— А нужно?

— Пожалуй, нет... Слушай, помнишь, мы начинали 'о целях экспедиции'... Ты тогда сказала 'Во-первых, это — получение информации об иных цивилизациях с целью обучения...'? А — во-вторых?

— Во-вторых — поиск следов одной працивилизации... обитавшей в вашей Солнечной системе на планете, которая существовала когда-то... где-то между Марсом и Юпитером... Мы её называем... 'Фиеста' — так, кажется, это должно звучать на вашем языке... Историей Фиесты занимается несколько экспедиций — в тех местах, куда после катастрофы могли бежать её жители. Мы — одна из них. Есть основания полагать, что наша цивилизация — родом оттуда... Так же, впрочем, как и часть вашей...

— То есть?!

— Всё очень просто: коренные жители Земли по её климатическим условиям не могут иметь белую кожу... Они её и не имеют — ни негры, ни — монголы, ни — эвенки или чукчи, ни — коренные американцы... От экватора до ледовых широт... В то же время — на всех тех же широтах живут бледнолицые, пришедшие из района... где-то — от Средиземного моря до центральной России... Живут они и на Севере, и в Египте, и в Австралии... Это — пришельцы. Они не являются продуктом Земной эволюции... Мы подозреваем, что это — беглецы с Фиесты... Там, похоже, возникла достаточно сложная ситуация... в виде противостояния различных сил в обществе... Закончилась она, по-видимому, серьёзным вооружённым конфликтом, результатом которого стало разрушение планеты... При этом на Землю попали не только 'нормальные', но и 'агрессоры' — властолюбивые, самовлюблённые люди, которые, если им не помешать, и здесь всё приведут к такому же концу...

— Может, их проще просто... устранить?

— Не выйдет... Во-первых, это просто аморально...

— Что именно?

— Наказывать за ещё не совершённые преступления... А во-вторых — всё здесь так перемешалось... Весь генофонд... На Фиесте за этим худо-бедно следили... А здесь — совсем забыли... То есть — те 'нормальные', которые бежали сюда, забыли... или не сумели... обеспечить генетическую чистоту... Сейчас примерно половина планеты склонна к агрессии... Хотя бы в виде ответа на провокацию... А где-то процентов 10 — активные... Которые ищут применения своей агрессии целенаправленно... И именно они чаще всего имеют реальную власть... То есть — власть у вас имеют люди, неадекватно оценивающие свои действия... Помнишь коллаж 'играют мальчики а войну'?

— Глазунов?

— Да... Он там всё прекрасно показал. Действительно, в управлении вашими государствами слишком много лиц, для которых этот процесс — просто игра. Они не видят стоящих за этой игрой людских судеб. Тем более — судеб народов и цивилизаций. Или — не хотят видеть... А может, им это просто недоступно... История Фиесты повторяется... Отличия слишком ничтожны, чтобы ситуация могла исправиться сама собой. Как будто природа просто даёт людям ещё один шанс... Что ж — видимо, Творцу было угодно, чтобы всё это сложилось именно так... но тогда ему наверняка не помешает, чтобы большинство 'двуногих', живущих на осколках исчезнувшей цивилизации, об этом узнало... Собственно, мы планируем распространить максимум того, что известно нам об этой истории — не только у нас, но и у вас...

— Каким образом?

— Пока не знаю... Скорее всего, речь пойдёт о создании какого-либо художественного произведения... с соответствующим сюжетом... Две попытки в текущем столетии уже были предприняты — ваши люди выполнили свою роль неплохо, но... эти попытки почему-то не вызвали заметного общественного резонанса... Экспедиция Вейнера потеряла на этой неудаче около десяти процентов своего дохода...

— То есть?

— Ну, понимаешь... За всякое действие участника экспедиции в интересах организаторов этой экспедиции надлежит платить, согласен?

— В общем, да... Хотя я, признаться, не понимаю, какой смысл кому-то на Челле платить за стабильность на Земле...

— Не прикидывайся... Ты на самом деле — далеко не такой циник, каким хочешь показаться...

— Я понимаю, но...

— Так вот, на Челле есть... скажем так: источники финансирования, которым далеко не безразлична ситуация где бы то ни было, хотя бы и за пределами нашей Галактики... И люди, контролирующие эти источники, готовы платить практически за любое 'стабилизирующее' ситуацию действие, если видят в этом какой-то смысл... Скажем так: стабилизация ситуации здесь принесла бы ему моральное удовлетворение...

— И за это он готов платить?

— Да. И немалые деньги... Ну, а если действия исполнителя не приносят результатов, нужных организатору — значит, они, по-видимому, были произведены некорректно... или недостаточно квалифицированно... в любом случае — оплата производится по результату; и, если он не достигнут — за что же платить?

— Жёстко...

— Но справедливо. По крайней мере, это не создаёт предпосылок для такого невообразимого разбазаривания средств, какое мы наблюдаем у вас...

— ???

— Ваша цивилизация имеет вполне достаточно средств не только для того, чтобы не голодать, но и для того, чтобы развивать свой культурный и научный потенциал в несколько раз быстрее... Вы же при этом умудряетесь не только практически топтаться на месте в плане развития цивилизации, но и поддерживать неумеренное потребление средств одними жителями планеты, когда другие — мрут от голода... Я понимаю, что, если такое существует, значит, Творцу это нужно; но — зачем? — сложный вопрос... Пожалуй, можно предположить так: 'чтобы научить всё же этих конкретных двуногих хоть немножко шевелить извилинами'...

— Слушай, а что это у тебя — что ни слово, то 'Творец'? Вы что там все — верующие, что ли?

— В каком смысле 'верующие'? У вас это слово употребляется слишком неоднозначно... Каждый человек во что-то верит: Кто-то — в 'светлое завтра', кто-то — в свою непогрешимость или безусловную правоту, кто-то — в 'идею Творца'... Я намеренно называю наиболее распространённые у вас, на Земле, верования, чтобы не слишком усложнять. В этом смысле все — и вы, и мы — верующие, ибо человек без веры жить не может; хотя я и не берусь объяснить, почему. Просто это — известный и наблюдаемый повсеместно факт: во-первых, качественный уровень общества зависит от того, во что верят в этом обществе, а во-вторых — общество, в котором большинство вообще ни во что не верит, весьма бурно и успешно деградирует. Примеров тому немало и в истории вашей планеты, верно?

— Да, пожалуй...

— Что же касается разумности построения Вселенной, то эта идея имеет широкое распространение как у нас, так у многих других цивилизаций, в том числе — и на Земле. Вокруг этой идеи образовано немало различных теорий, верований, религий, мировоззрений и т. п.; какие-то из них просто с большим или меньшим успехом пытаются объяснить смысл бытия либо иные вечные философские вопросы; большинство же вполне откровенно используются теми или иными лицами — или организациями — с целью обогащения...

— Например?

— Практически все ваши религии. Создавались они, возможно, и с благой целью — во многих из них есть попытки что-то объяснить или заставить тёмную массу поступать в соответствии с какими-то элементарными нравственными нормами; но — почти все они нещадно эксплуатируются церковью с целью извлечения финансовых средств из сторонников этих религий... В этом плане мы определяем понятие 'религия', как 'некоторая теория или вероучение, ставящее своей целью, как минимум, объяснить сотворение мира и смысл бытия, определить какие-то незыблемые нравственные нормы общества, в котором она господствует'... Ну, и так далее... Надо сказать, что наиболее распространённые у вас религии и наиболее примитивны — что, кстати, не слишком лестно характеризует ваш общий интеллектуальный уровень... Что же касается понятия 'церковь, как общественная организация' — то это есть организация, использующая ту или иную религию для собственного жизнеобеспечения; здесь действуют обычные коммерческие законы, то есть деньги тратятся на поддержание идеи (на распространение религии в массах) в объёме, соответствующем представлениям верхушки церкви о необходимых темпах роста числа сторонников эксплуатируемой религии среди населения...

— А ты не 'прагматизируешь' ситуацию?

— Нисколько. Статистика, как у вас любят говорить, вещь упрямая: если среди нижних чинов в иерархии церкви, на местах, не дающих сравнительно большого дохода, ещё встречаются истинно верующие в свою идею люди, то — по мере роста 'доходности' мест число таких людей стремительно тает; в верхних же 'эшелонах церковной власти' (кстати — типично ваше, Земное, выражение) таких людей мы просто не обнаружили. Вообще. Следовательно, вполне логично заключить, что целью существования организации является не распространение идеи или обучение, а извлечение дохода, вследствие чего все ключевые посты заняты типичными коммерсантами; истинные же мыслители никакой реальной власти не имеют и иметь не могут.

— Прямо как в КПСС...

— Естественно. Когда в начале этого столетия ВКПб(КПСС) разгромила христианскую церковь, речь шла просто о замене одной государственной религии на другую, точнее, о переходе реальной власти от одной церкви к другой.

— То есть правящая партия — то же, что и церковь?

— Практически — да. И те, и другие хотят реальной власти над массами, причём — и над телами, и над душами людей (пусть одни — в явной форме, другие — в неявной). И те, и другие хотят власти над соперником и при первой же возможности пытаются добиться подчинения — или разгрома — последнего... И для тех, и для других, конечной целью является обеспечение господствующего над массами положения в обществе и стабильного дохода, причём — как можно более высокого. Так чем же они, по сути, отличаются? В сущности, это — обычные политические организации, со всеми вытекающими отсюда последствиями...

— Ну, ладно. Наших покритиковали. А какая религия господствует у Вас?

— Хм... Дело в том, что у нас нет теорий, однозначно подходящих под определение 'религия'. Если же говорить о взглядах на строение мира, наиболее распространенных в обществе...

— Годится...

— ...то у нас принято считать, что наше пространство-время, вернее, сам факт его возникновения и существования, безусловно, имеет разумное начало. Мы не отрицаем существования в высшей степени разумных законов возникновения и развития вселенной, считая эти законы более разумными, чем всё, что в принципе может создать или придумать разум, существующий в этом пространстве. В этом смысле источник законов развития вселенной (или создавший их разум) следует считать первичным по отношению к нашему пространству-времени, ибо он существует вне его и факт его существования не зависит от существования нашего пространства; всякий же разум, существующий внутри этого пространства, следует считать вторичным, ибо его существование в данном пространстве и развитие в полном соответствии с вышеупомянутыми законами возможно только в случае существования такого пространства, где выполнялись бы все эти законы.

— Эко нагромоздила...

— Попробуй, сократи... Далее: нас (и вас), как типичных представителей вторичного разума, прежде всего интересует, конечно, вопрос: а в чём, собственно, цель нашего существования? Для чего всё это нужно? Так вот — мы считаем, что единственной и всеобъемлющей целью нашей жизни является постижение истины. В широком смысле, т. е. — во всей её полноте.

— У нас часто говорят — познание добра и зла...

— Это гораздо уже, упрощеннее... 'истина' — более широкое, более всеобъемлющее понятие...

— И что же есть истина?

— Истина есть совокупность объективно существующих знаний, непостижимых для вторичного разума.

— Постой-ка... но ты же только что сказала, что 'цель существования есть постижение истины'. Теперь же ты утверждаешь, что 'истина непостижима'?

— Именно. Ты знаком с математическим понятием 'предел функции'?

— Разумеется...

— Так вот, истина, по сути дела, есть предел. Предел функции с бесконечным количеством аргументов.

— А что же это за функция?

— А это и есть твои знания, точнее, понимание... или нет, лучше — уровень познания, понимания, интеллекта... уровень твоего совершенства... что-то в этом роде. В вашем языке нет адекватного понятия, я не могу выразиться более точно...

— А аргументы?

— Ну, их слишком много...

— И все же, как в математике — давай определим наиболее весомые?

— Прежде всего, конечно, уровень совершенства личности. Затем — 'обучаемость', работоспособность, способность к восприятию истины... Разные люди обладают ей в разной степени — думаю, это очевидно... Далее — то, что вы называете судьбой... Это тоже очень много значит: в иных условиях человек за день поймёт то, что вне этих условий не постигнет и за год.

— А что существеннее?

— Сам человек, его качества... его уровень развития, уровень совершенства... Судьба просто может предоставлять большие или меньшие возможности, но постигать человек должен всё сам. Если не может, или, что чаще — не хочет, то никакая судьба его не спасёт...

— И насколько можно приблизиться к этому 'пределу'?

— Сколь угодно близко.

— Но не 'совпасть'?

— Разумеется. Всегда остается какой-то объём знаний, непостижимый на данном этапе развития вторичного разума. Кроме того — представь, какое следует иметь воображение, чтобы постигать истины, описывающие внешние по отношению к нашему пространству знания?

— То есть?

— Ну... представь, что тебе придётся объяснять понятия твоего пространства (с тремя пространственными измерениями) существу, живущему в двух измерениях... Потренируйся на досуге... А после этого представь, что этому существу придётся не выслушивать твои (скорее всего, достаточно туманные) объяснения, а до всего додуматься самому...

— Тяжко... А если упростить, 'опустить' это все до уровня конкретного человека?

— Истину нельзя 'опустить' — напротив, к ней надо подняться... Если, конечно, хочешь действительно что-то понять... Ну, а если говорить о пространствах знаний...

— О чём, о чём?

— Ой, извини, это я заболталась... У вас мы не встречали подобных понятий, так что нет смысла передавать эту информацию: вряд ли она может быть адекватно воспринята...

— Цену набиваешь?

— Как это? ...А, сообразила... Тяжело с вашей идиоматикой... Нет, не 'набиваю'. У нас это не принято в принципе. Если бы кто-то был в этом замечен, он слишком быстро оказался бы в изоляции: это приравнивается к передаче заведомо неверной информации, естественное наказание — информационная изоляция.

— То есть?

— Ну, просто... с ним никто не захочет общаться, никто не станет пользоваться его информацией или поставлять ему свою информацию. По сути дела — как член общества он практически перестанет существовать. Заканчивается обычно тем, что он теряет и доходы, после чего будет физически изолирован, как 'самостоятельно недееспособный'.

— Каким образом?

— Ему будет выделен участок грунта, крыша над головой, необходимые материалы и предметы, при помощи которых он мог бы начать вести натуральное хозяйство.

— А потом?

— Потом он должен сам себя обеспечить. Размер и качество участка позволяют не только прокормить себя, но и выменять на плоды своего труда какие-либо необходимые ему продукты цивилизации.

— А если не обеспечит?

— Обеспечит. По крайней мере, ни один еще не предпочёл умереть от голода...

— И как долго может длиться такая изоляция?

— Физическая? Пока он не погасит долг и не накопит на своем счету сумму, равную погашенному долгу.

— А за счет чего он может погасить долг?

— За счет продажи продуктов своего труда.

— Будучи в изоляции?

— Он контактирует с персоналом 'тюрьмы' — так, кажется?

— Не совсем: у нас нет таких 'тюрем'.

— Я знаю. Просто я не знаю, как назвать это место, а у вас место физической изоляции называется тюрьмой. Поскольку у нас нет других способов физической изоляции, будем считать, что 'у нас такие тюрьмы'.

— Ну хорошо, допустим, что этот ваш арестант продаёт что-то через тюремщика, а тот заведомо занижает цену — скажем, потому, что просто на этом наживается; может ли в этом случае заключение стать пожизненным?

— ... ... ... Нy, Земляне... еле разобралась... Во-первых, 'тюремщик' не может 'наживаться' на 'арестанте': это же учитель... он учит оступившегося жить своим трудом... даже не знаю, как объяснять — настолько нелепое предположение... Во-вторых, цену определяет не он, а конечный покупатель продукта — по тем же правилам, что и при обычной сделке в системе. 'Тюремщик' просто вносит предложение в систему за 'арестанта' — тот не имеет самостоятельного к ней доступа... Но системе известно, что это — продажа с поступлением средств на счет арестанта; при этом десятая часть суммы продажи автоматически поступает на счет 'тюремщика', так что он даже не заинтересован в занижении цены... Он даже покупателя не может выбрать или указать явно — система делает это сама... Кроме того, поскольку речь идет о счёте лица, находящегося в режиме физической изоляции, покупатель будет выбран из равных тот, кто меньше всего до этого момента покупал у данного арестанта, то есть серия продаж будет разбросана 'веером' по максимально возможному количеству заранее неизвестных покупателей — тут даже 'сговор' организовать невозможно...

— Ладно, мы отвлеклись. Вернемся к 'вечному'?

— Не очень-то мы и отвлеклись... всё это слишком тесно связано: мир создан так, что всякое разумное существо имеет возможность и должно уметь о себе позаботиться — как минимум, прокормить. Наша система построена так, чтобы, по мере возможностей, не противоречить законам природы: она просто облегчает взаимоотношения между членами общества, избавляя людей от неприятных и трудоёмких функций учёта и контроля. Если же оказывается, что кто-то, в силу своего несовершенства, не способен жить в обществе, не создавая проблем для окружающих или не паразитируя — мы помещаем его в 'чисто природную' среду — пусть поучится там. Видимо, жизнь в обществе представляет собой для него слишком 'тепличные' условия — что ж, пусть поживёт в естественных... Практика показала, что такие 'естественные' методы более действенны при воспитании личности, чем любые воздействия, применяемые у вас, а при 'излечении' таких пороков, как алчь, лень, эгоизм, 'недалёкость' — просто незаменимы: люди до сих пор не придумали более действенного способа... Природа мудра, и, когда человек пытается найти решение какой-либо проблемы, ему стоит прежде всего поискать подобное решение у неё — так почти всегда удаётся получить гораздо более приличный результат...

— А если не удастся найти?

— Тогда придётся придумать самому... При этом весьма желательно, по крайней мере, не противоречить естественным законам, ибо за такие противоречия впоследствии приходится платить, причем порой — слишком дорого...

...Запищал талкер — и сию увлекательную философическую беседу пришлось прервать: Лин вызывали на станцию... Помахав рукой и улыбнувшись на прощанье, она скрылась за дверью пассера, после чего мы не виделись почти неделю.

Глава 10: 'словари и море'.

...Челланка снова появилась неожиданно: выпорхнула из пассера — такая весёлая, красивая, доброжелательная, искренняя... уж не знаю, какая ещё... 'Неземная' — вот, пожалуй, самое подходящее определение.

— Ну как — ты рад?

— Очень!

— Правда?

— У тебя уже появляются Земные привычки?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.