Сделай Сам Свою Работу на 5

Создание хозяйственной организации





ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В1.04

 

методические указания по выполнению практических заданий

для студентов всех форм обучения

направления 081100 - Государственное и муниципальное управление

 

2014 г.

 

 

Составитель к.г.н. доцент кафедры ГиМУ Камбарова Е.А.
(ученое звание, ученая степень, ФИО)

Методические указания по выполнению практических заданий для студентов всех форм обучения направления 081100 - Государственное и муниципальное управлениеобсуждены на заседании кафедры государственного и муниципального управления.

 

  протокол №  
(дата)   (номер протокола)

 

 

Заведующий кафедры-разработчика О.В. Вильчинская
  (подпись, дата, расшифровка подписи)

 

Рассмотрена методическим советом факультета Управления и промышленности.

 

  протокол №  
(дата)   (номер протокола)

 

___________________

Председатель методического совета, доцент Г.А. Нагаева
  (подпись, дата, расшифровка подписи)

 

 


Введение

Дисциплина «Теория организации» является одной из базовых дисциплин подготовки бакалавров по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление.



Целью преподавания дисциплины «Теория организации» является познакомить студентов с различными теоретическими подходами к организациям, а также сформировать у студентов практические навыки обеспечения функционирования организаций разных типов.

В процессе преподавания дисциплины должны быть решены следующие задачи:

– дать представление о современных организациях и их типах;

– познакомить с основными этапами развития организаторской и организационной мысли;

– познакомить с основными теоретическими законами, регламентирующими функционирование организаций;

– познакомить с принципами статических и динамических организаций;

– дать представление об основных методах проектирования организационных систем;

– показать практическую важность теории организации для современного менеджмента.

Перечень компетенций, знаний и умений, формируемых при изучении дисциплины

ПК-1 - знанием основных этапов эволюции управленческой мысли;



ПК-3 - умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения;

ПК-5 - способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;

ПК-6 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умеет эффективно исполнять обязанности;

ПК-7 - умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;

ПК-20 - способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой;

ПК-24 - умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций;

ПК-29 - способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации.

По результатам изучения дисциплины «Теория организации» студенты должны

«Знать»:

- об основных этапах развития организаторской и организационно-управленческой мысли;

- основные законы, регламентирующие функционирование организаций, и принципы статических и динамических организаций;

- о современных организациях, и их роли в обществе;

- об особенностях создания и функционирования социальных и хозяйственных организаций.

«Уметь»:

- применять на практике полученные теоретические знания о формах функционирования и развития организации, их проектировании;

- оценивать современное состояние организационных систем;



- проектировать новые организационные системы и корректировать функционирование существующих;

- диагностировать и корректировать организационную культуру.

 

Тематический план дисциплины

№ раздела Наименование раздела дисциплины Лекции Практические (семинарские) занятия
ДФО ЗФО ДФО ЗФО
Введение - -
Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли.
Организация как система
Социальная организация
Хозяйственная организация
Организация и управления
Законы, регламентирующие функционирование организаций
Принципы функционирования организаций
Проектирование организационных систем - -
Организационная культура
Итого

 

Перечень практических занятий

 

№ раздела Наименование практического (семинарского) занятия Кол-во часов
ДФО ЗФО
Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли (деловая игра)
Анализ внутренней и внешней среды организации
Разработка концепции организации
Создание хозяйственной организации
Технология проектирования организационной структуры компании
Технология проектирования финансовой структуры организации
Руководство и лидерство в современных организациях
Диагностика организационной культуры
Итого

 


Практическая работа № 1

Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли (деловая игра)[1]

Целью данной практической работы является знакомство студентов со взглядами следующих теоретиков, занимавшихся проблемами организаций: Фредерика Тейлора, Анри Файоля, Элтона Мэйо, Макса Вебера, Уилфреда Брауна и Эллиотта Джеквеса, Рэнсиа Лайкерта, Игоря Ансоффа, Александра Богданова.

Игра проводится после изучения раздела «Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли».

В игре рассматриваются взгляды 8 известных исследователей теории организации. Соответственно максимальное число участников игры также равно 8. Если студентов больше этого количества, то следует разделить их на группы по 8 человек или объединить двух студентов в одного игрока.

В игре используются пронумерованные карточки, на каждой из которой приведена одна цитата какого-нибудь ученого. Всего 24 карточки: по три цитаты каждого автора. На карточке автор цитаты не указывается.

Карточки перемешиваются и выдаются студентам, каждому по три. Задача студентов — обмениваясь в течение 30 минут, собрать по три карточки с высказываниями какого-нибудь одного ученого и, кроме того, назвать его. Результаты игры студенты отражают в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Бланк для записи предполагаемых авторов цитат

Ф.И.О. студента  
цитата ученый номер ученого (номер карточки)
     
     
     

Баллы присуждаются по следующим правилам:

­ пять баллов — сданы три цитаты одного ученого, и он определен правильно;

­ три балла — сданы цитаты разных ученых, но все они определены правильно;

­ два, один и ноль баллов — неправильно определен один, два или три автора высказываний соответственно.

Перед практическим занятием студентам необходимо вспомнить основные взгляды ученых, чьи высказывания (цитаты) используются в игре.

Фредерик Тейлор – видный представитель школы научного управления.

«В организации необходимо начинать с усовершенствования труда непосредственных исполнителей».

«Основной способ улучшения работы – это определение наилучшего пути выполнения задания и стандартного времени выполнения задания».

«В организации необходимо отделение функции планирования работ от их выполнения (т.е. работа по управлению – это отдельная специальность)».

Анри Файоль – основоположник административной школы.

«Власть – это право отдавать распоряжения и требовать их выполнения».

«У управления можно выделить 5 функций: предвиденье, организация, распределение, координация, контроль».

«Порядок в организации имеет два аспекта: материальный порядок (наличие места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте) и социальный порядок (наличие места для каждого лица и каждого лица на своем)».

Элтон Мэйо – представитель школы человеческих отношений.

«Воздействие коллектива на сотрудника иногда бывает значительно сильнее, чем влияние его руководителя».

«Организация – это общность людей с их личными взаимоотношениями».

«Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда».

Макс Вебер – автор бюрократической теории.

«Четкое разделение труда приводит к появлению высококвалифицированных специалистов на каждом рабочем месте. Исполнитель – это эксперт в своей работе».

«В организации должна быть иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему».

«Каждое должностное лицо в организации должно поддерживать социальную дистанцию между собой, своими подчиненными и клиентами».

Уилфред Браун и Эллиотт Джеквес – ведущие разработчики теории «Гласиер».

«В любой организации можно выделить две системы: производственную и социальную».

«В любой организации можно выделить четыре подсистемы: исполнительную, апелляционную, представительскую и законодательную».

«Чем выше иерархическая ступень, тем больше уровень абстракции (обобщения) необходимый для выполнения какой-либо функции».

Рэнсиа Лайкерт – автор теории «Система -4».

«Процесс контроля должен быть распылен по организации. Главное – это решение проблем и самоконтроль».

«Процесс руководства в организации должен быть основан на свободе обмена мнениями по любым рабочим вопросам между подчиненными и менеджером».

«Организация должна уйти от четких иерархических структур и жестких правил выполнения работы. Она должна состоять из отдельных эффективно работающих групп с высокопроизводительными целями».

Игорь Ансофф – автор теории организационного потенциала, нобелевский лауреат.

«Организацию можно рассматривать с точки зрения двух подходов: статического и динамического».

«Организация представляет собой сочетание ряда элементов, которые составляют организационный потенциал».

«В современных условиях организация может развиваться в трех направлениях: экономия использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности, активная политика в области нововведений».

Александр Богданов (Малиновский) – основоположник тектологии

«Тектология – это всеобщая организационная наука».

«Организация – это сущность живой и неживой природы».

«У человечества нет иной деятельности кроме организационной».

 

Практическая работа № 2

Создание хозяйственной организации

(деловая игра)[2]

Целью данного практического занятия является усвоение понятия об основных организационно-правовых формах бизнеса и приобретение элементарные навыки поиска партнеров и создания организации.

Игра состоит из двух этапов. На первом этапе студентам необходимо договориться о создании организации, а на втором этапе выбрать организационно-правовую форму и подготовить документы для государственной регистрации организации.

I этап

Каждый студент выступает в роли владельца туристской гостиницы. Всего — 11 владельцев. Если студентов больше этого количества, то следует разделить их на группы по 11 человек или объединить двух студентов в одного игрока.

Для того чтобы в гостиницу в летний сезон приезжали отдыхающие, необходимо, чтобы она находилась вблизи аквапарка. Максимально допустимое расстояние от гостиницы до аквапарка равно 5 км. Если расстояние будет больше, гостиница разорится.

При определении местоположения объектов в качестве ориентира используется местный аэропорт. Местоположение каждой гостиницы задается двумя числами: удалением на восток от аэропорта и удалением на север от него. Иными словами, месторасположение гостиницы задается обычными декартовыми координатами, причем аэропорт находится в начале координат.

Студентам произвольно раздаются карточки (купчие) с указанием номера гостиницы и ее координат. Все координаты — целые числа. У всех владельцев гостиниц изначально приблизительно равные возможности, т.к. все гостиницы расположены на окружности, в центре которой расположен местный аэропорт. Номера и координаты гостиниц представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Номера и координаты гостиниц

гостиница X Y гостиница X Y
     

Каждый владелец гостиницы располагает суммой 1 млн. руб. для строительства аквапарка, однако аквапарк стоит 4 млн. руб. Поэтому для возведения аквапарка владельцам гостиниц необходимо объединяться.

Поскольку все владельцы гостиниц могут выделить на строительство 11 млн. руб., то всего можно образовать две организации, т.е. можно построить два аквапарка. В организации может быть только четыре члена: пропускной способности аквапарка не хватает для обслуживания клиентов пяти гостиниц. В то же время трем владельцам гостиниц не хватит средств для постройки аквапарка.

В организацию нельзя принимать владельца, гостиница которого расположена дальше 5 км до планируемого аквапарка. Если такой владелец все же принят (или, другими словами, неудобное для него местоположение аквапарка утверждено организацией), он разорится, а вместе с ним разорятся все его компаньоны.

Организация считается созданной только в том случае, если все ее члены приходят к единому решению о месте постройки аквапарка. Ее координаты должны быть целыми числами.

Задача каждого владельца гостиницы — добиться того, чтобы аквапарк находился от его гостиницы на минимальном расстоянии. Достигнутые при этом конкурентные преимущества (удобно для отдыхающих, дешевле за счет экономии на транспортном обслуживании) позволят получать дополнительную прибыль.

Для создания организации преподавателю надо сдать:

­ список членов организации с указанием расстояния от каждой гостиницы до планируемого аквапарка, а также сами координаты аквапарка;

­ карточки (купчие) всех членов организации.

Расстояние от гостиницы до аквапарка студенты определяют либо с помощью линейки и бумаги в клетку, либо с помощью формулы расчета расстояния между двумя точками плоскости (теорема Пифагора). Например, квадрат расстояния между точками (12; 24) и (15; 28) равен:(12-15)2 + (24-28)2 = 25. Следовательно, расстояние между этими точками равно 5. Предпочтительней первый вариант — он более нагляден и прост.

Победителем первого этапа считается владелец гостиницы расположенной на минимальном расстоянии от аквапарка. Он «разбогатеет». Для проверки результатов игры можно воспользоваться Приложением А.

Баллы за первый этап игры присуждаются по следующим критериям:

­ пять баллов. Гостиница находятся на минимальном расстоянии от аквапарка;

­ четыре балла. Гостиница находится на минимальном расстоянии от аквапарка среди членов организации (но не среди всех владельцев гостиниц);

­ три балла. Владелец гостиницы является членом какой-либо организации, причем расстояние от его гостиницы до аквапарка не является минимальным в его организации (рядовой член организации);

­ два балла. Владельцу гостиницы не удалось стать членом какой-либо организации. В его гостинице не останавливаются отдыхающие, и он разорится. Таких владельцев гостиниц не менее трех;

­ один балл. Владелец гостиницы подал заявление о вступлении в организацию, но расстояние от его гостиницы до планируемого аквапарка больше 5 км. Он разорится, как и его три несостоявшихся компаньона.

II этап

Во втором этапе участвуют все студенты (11). Те, кому удалось создать организацию для строительства аквапарка, готовят документы на ее регистрацию. Студенты, которым не удалось на первом этапе войти в такие организации (они разорились), могут продать свои гостиницы (купчие) банку по цене 200 тыс. руб. и вложить эти деньги в строительство кафе (общая стоимость проекта 600 тыс. руб.), магазина сувениров (общая стоимость проекта 400 тыс. руб.), проката катамаранов, лодок и другого пляжного инвентаря (общая стоимость проекта 400 тыс. руб.). Прибыль при вложении денег в кафе, магазин и прокат в несколько раз меньше, чем при строительстве и эксплуатации аквапарка.

После того как студенты определятся с тем, в какие организации они входят и чем занимаются, им необходимо выбрать организационно-правовую форму и подготовить документы для регистрации. Формы и образцы документов можно найти в правовых системах («Консультант» и «Гарант») или они выдаются преподавателем.

Деятельность и порядок создания юридических лиц регулируется Гражданским кодексом РФ и соответствующими Федеральными законами. Регистрация юридических (коммерческих организаций) и индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Эти нормативно-правовые документы рекомендуется предварительно изучить.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган (преподавателю) представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. На сегодняшний день форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ № 439 от 19.06.2002 (в ред. от 22.05.2006 № 302).

б) решение о создании юридического лица в виде решения или протокола (если два и более учредителя);

в) учредительные документы юридического лица (устав и / или учредительный договор);

г) документ об уплате государственной пошлины (можно не сдавать).

Баллы за второй этап игры присуждаются по следующим критериям:

- пять баллов. Сданы все документы, необходимые для регистрации организации и в них нет существенных ошибок. Студенты аргументировано могут обосновать свой выбор конкретной организационно-правовой формы, объяснить ее отличие от других альтернативных вариантов;

- четыре балла. Сданы все документы, необходимые для регистрации организации, но в них есть несущественные ошибки. Студенты могут обосновать свой выбор конкретной организационно-правовой формы, объяснить ее отличие от других альтернативных вариантов;

­ три балла. Сданы все документы, необходимые для регистрации организации, но при их оформлении допущены грубые ошибки. Студенты могут обосновать свой выбор конкретной организационно-правовой формы, объяснить ее отличие от других альтернативных вариантов;

­ два или один балл. Сданы все документы, необходимые для регистрации организации, но при их оформлении допущены грубые ошибки. Студенты не могут обосновать свой выбор конкретной организационно-правовой формы, и не могут объяснить ее отличие от других альтернативных вариантов;

 

Практическая работа № 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.