Сделай Сам Свою Работу на 5

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА МАЛАХИИ 7 глава





Украде (Быт.31:19) у Лавана Иаков сердце, а Рахиль богов его. И пришли они на гору Галаад, Лаван же гна вслед... и достиже (Быт.31: 29). И явился Бог Лавану во сне и рече ему: "Блюди себе, да не когда возглаголеши ко Иакову зла (Быт.31:24), большого или малого". Однако же Лаван не мог скрыть гнева своего и сказал: "Рука моя может озлобити вас (Быт.31629), но Бог отца твоего воспретил мне сие вчера вечером. Вскую украл еси боги моя (Быт.31:30) и дочерей моих и бежал?" Прекрасна была любовь Иакова к Рахили, которая возлюбила Бога его. Идолов же отца своего презрела, потому что обесчестила их не только тем, что похитила как нечто маловажное и ни к чему не годное, но и тем, что в день, когда отец искал их, сидела на них, имея обычная женская (Быт.31:35).

Лаван не удовлетворился. И на другой день утром, после того как вечером явился ему истинный Бог, требовал богов своих. Вопреки тому, что сам прежде говорил: "Ты обогатил меня, потому что благословил меня Господь пришествием твоим", говорит теперь: скоти скоти мои, и вся елика ты видиши моя суть... гряди, завещаим завет... и будет во свидетелство между мною и тобою (Быт.31:43-44).



Сначала они обвиняли друг друга, и Иаков говорил: "Смирение мое и труд руку моею, и все, что отнято у меня, увиде Бог (Быт.31:42) и явился тебе вечером". Лаван же говорил: скоти скоти мои... и вся елика ты видиши моя суть. Но потом стали говорить: "Оставим все, что было доныне". И взем Иаков камень, постави его в столп, и все принесли по камню и сотвориша великий холм (Быт.31:45-46). Холм сей, воздвигнутый многими, должен был свидетельствовать как бы устами многих, что заключен завет при многих. И... Иаков... прозва холм свидетель (Быт.31:47), то есть сложившие холм сей суть свидетели тому, что и Лаван, и Иаков обещают не изменять ничего в завете, какой заключили при холме сем. Но чтобы сделать известным, что холм сей нужен был только во свидетельство завета, которому с сего времени они не будут впредь изменять, сказано: кляся Иаков страхом отца своего Исаака, и Лаван сказал: Бог Авраамль и Бог Нахоров да судит между нама (Быт.31:53).

Глава 32

После того, как разлучились Иаков и Лаван, сретоша Иакова Ангели Божии (Быт.32:1). Этим они давали понять Иакову, что если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукой Ангелов, хранящих Иакова. Ибо как при пришествии его были показаны ему Ангелы, сопровождающие его, так и при возвращении Бог показывает ему Ангелов, удостоверяя тем в сказанном ему: "Я пойду с тобой, и Я изведу тебя оттуда". Полк Ангелов показан был также Иакову и для того, чтобы не убоялся он Исава, потому что сопровождающие его многочисленнее идущих с Исавом. Потом Иаков посла... послы... ко Исаву брату своему, извиняясь в том, что умедлил. А когда услышал Иаков, что Исав идет во сретение (Быт.32:3-4,6) ему с четырьмястами мужей, тогда, хотя прибег с молитвой к Богу, прося воспомянуть завет, заключенный с ним во время исшествия его, однако же и к брату своему послал умилостивительные дары, чтобы не помнил он обиды, нанесенной ему в тот день, когда Иаков восхитил у него благословение.



В ту же ночь явился Иакову Ангел и боряшеся с ним (Быт.32:24). Иаков преодолел Ангела, но и сам был преодолен Ангелом, чтобы дознать чрез сие, сколь он бессилен и насколько силен. Бессилен потому, что, когда Ангел прикоснуся... стегну (бедру) его (Быт.32:25), вышло оно с места своего. И силен, потому что Ангел рече ему: пусти мя. Показывая же Иакову, сколько времени они боролись, Ангел присовокупил: взыде бо заря (Быт.32:26). И Иаков просил у него благословения, потому что боролись они друг с другом по любви. И Ангел благословил Иакова, показывая этим, что не гневается он на того, кто противостал ему, будучи человеком перстным. Так Бог исполнил все, о чем дал обетование Иакову. Ибо обогатил его, извел его и шел с ним, как обещал ему; избавил его от Лавана и спас от брата Исава. Впрочем, Иаков, давший обет Богу при исшествии своем отдавать десятину, собрал ее, но в страхе послал к Исаву. Потому и изменилось стегно его, как сам он изменил слову своему. И тот, кто укрепился (Быт. 32:28) с Ангелом, который есть огонь, стоит теперь пред Исавом хромой, хотя и не чувствует боли.



Глава 34

После этого Иаков пришел и поселился в Сихеме. И виде... Сихем сын Емморов Дину, дочь Иакова, и поим ю... и смири ю (Быт.34:2). Когда же Сихемляне стали просить у сыновей Иакова отдать Дину в жены Сихему, тогда сыновья Иаковлевы с лестию (Быт.34:13) сказали Сихемлянам, что если они примут обрезание, то отдадут им Дину, но отца своего не известили о сем. И в тот день, когда Сихемляне бяху в болезни (Быт.34:25), всех мужей в Сихеме избили мечом, жен пленили, а имение расхитили.

Глава 35

После этого рече же Бог ко Иакову: востав взыди на место Вефиль... и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего (Быт.35:1-2). Рече же Иаков сынам своим: "Поверзите боги чуждыя, которых взяли вы в разграбленном вами Сихеме". И вдаша ему боги чуждыя... и усерязи златыя, яже во ушесех их, и скрыли я... под теревинфом (Быт.35:2-4), чтобы не служили они соблазном для потомков Иакова. Прииде же Иаков ко Исааку отцу своему (Быт.35:27) в Хеврон по пришествии двадцати трех лет. Исаак умре ста восьмидесяти лет, и погребоста его Исав и Иаков, сынове его (Быт.35:29).

Глава 37

Иосиф пас овец с сынами наложниц и довел до отца худую о них молву. И за то, что открыл пороки их, братья возненавидели его. И видел Иосиф два сна: первый - о снопах, а второй - о том, что солнце, луна и двенадцать звезд поклонялись ему. За сны эти еще более возненавидели его братья. А над снами его смеялись и говорили: "Ужели и Рахиль, которая умерла, придет и поклонится ему?" Но они не знали, что муж и жена суть одно тело. И когда Иаков, представленный в образе солнца, поклонился на верх жезла Иосифова, тогда в нем поклонилась и Рахиль, представленная под образом луны, хотя и не кланялась в действительности.

Иаков послал Иосифа к стадам, чтобы принести весть о братьях. Братья же, вместо вести об Иосифе, прислали к отцу ризу его, обагренную кровью, а Иосифа без милосердия ввергли в ров, бывший в пустыне. Сами же дома слезно плакали о нем. Его нагого продали Аравитянам, а сами вопили о нем в присутствии Хананеев. Иосифу на руки и на ноги наложили узы и отправили в путь, а сами, спокойно сидя в доме, совершали о нем сетование. Так Иосиф пришел в Египет, был продан там и в короткое время переменил двух господ.

Глава 38

Потом Иуда взял себе жену и имел от нее трех сыновей: Ира, Авнана (Онана) и Силома (Шелу). Ир, первенец его, взял себе жену Фамарь. Бысть же Ир... зол пред Господем, то есть нечествовал пред Богом, и уби его Бог (Быт.38:7). Брат Иров, Авнан, любил Фамарь и взял ее себе в жены. Но поскольку ненавидел брата своего, то не захотел восставить ему семя. Когда же Бог, за умышленное Авнаном лукавство, умертви и сего (Быт.38:10), тогда представилось Иуде, что оба мужа Фамари погибли за ее грехи, и послал он ее в дом к отцу ее в надежде, что выйдет она замуж, дондеже велик будет Силом (Быт.38:11). Но когда Силом возрос, а Иуда все не возвращал Фамарь в дом свой, тогда Фамарь стала размышлять сама с собой: "Как могу внушить Евреям, что не супружества желаю, но вожделенно мне сокровенное в них благословение? Отказавшись от супружества с Силомом, можно мне показать свое воздержание. Но вступив с ним в супружество, не смогу сделать известной веру мою. Не лучше ли иметь мне мужем самого Иуду? Тогда приобретенное мной сокровище обогатит мою скудость, а хранимое мной вдовство докажет, что невожделенно для меня супружество". Поскольку же она боялась, что Иуда, узнав ее, умертвит в гневе за двух сынов своих, в смерти которых винил ее, то, как Елиезер, просила себе знамения и говорила: "Открыто Твоему всеведению, что в поступке моем нет плотского вожделения. Сама в себе уверена я, что вожделеваю только сокровенного в Евреях, но не знаю, угодно или не угодно это Тебе. Даруй мне показаться Иуде иной, чтобы не убил он меня, когда уста его будут изрекать на меня суд. Сие достаточно научит меня, что угодно Тебе, чтобы сокровенное в обрезанных сокровище дано было людям дщерью необрезанных. Поэтому пусть Иуда скажет мне: войду я к тебе" (Быт.38:16).

Когда молилась так Фамарь, Иуда входит и видит ее и против обычая уклоняется к ней как блуднице, потому что привлекла его молитва Фамари. Но как скоро увидела Фамарь Иуду, покрыла лицо свое от страха. Когда же уста его изрекли слово просимого ею знамения, тогда уразумела она, что дело ее угодно Богу. И тогда уже без страха открывает лицо свое, даже просит себе награды у владеющего сокровищем. Иуда дает ей жезл, перстень и гривну, и Фамарь приемлет трех свидетелей, которые свидетельствовали о Ходатае, имеющем по преемству произойти чрез нее, а потом возвращается в дом отца своего.

Бысть же по трех месяцех, поведаша Иуде... соблуди Фамарь... и се, во утробе имать от блуда (Быт.38:24). И Иуда, увидев, что оправдываться ей трудно, определил сжечь ее. Жители Хеврона собрались уже сопровождать ее на сожжение. Тогда Фамарь представляет своих свидетелей и посылает их к Иуде с родственниками его, прося сказать ему: от человека, егоже сия суть, аз во утробе имам (Быт.38:25). И когда Иуда увидел дары свои, удивился вере жены. Уже простерши руку взять их, обратился мыслью к тому времени, когда давал их Фамари, и сказал: оправдася Фамарь паче мене (Быт.38:26), то есть она настолько праведнее меня, насколько грешнее были сыновья мои, потому что не дал я ей Силома, сына моего. Она праведна, тогда как я по одной лукавой мысли моей отказал ей в сыне моем Силоме. Так Иуда, несправедливо отказавший Фамари, когда просила она о законном браке, оправдал ее, когда впала она в блуд. И ту, которую изгнал за смерть двух первых сынов своих, возвратил к себе и принял в свой дом за других двух сынов, но не имел ее себе женой, потому что была она женой двух первых сынов его. Не взял себе также и другой жены, потому что была она матерью других двух сынов его.

Глава 39

Иосиф же приведен бысть во Египет Мадианитянами. И купи его Пентефрий евнух фараонов архимагир (Быт.39:1). И Пентефрий (Потифар) стал богат через Иосифа, как и Лаван обогатился через отца его. Полюбила же Иосифа госпожа его и сказала ему: пребуди со мною (Быт.39:7). Но когда, употребив все хитрости, не могла склонить его, тогда, чтобы победить его, обманом ввела его в ложницу свою. Когда же она ухвати его за ризы и он, оставив ризы своя в руку ея, убеже... вон (Быт.39:12), тогда, опасаясь стать посмешищем в глазах рабов своих, закричала громким голосом, и собрались живущие в доме, чтобы стать свидетелями не того, что хотела она сделать, но того, что намеревалась сказать.

Иосиф мог при этом бежать и возвратиться в дом отца своего, но бегство было ненавистно тому, кто спасся от прелюбодеяния. И решил он терпеть, пока не увидит, как исполнятся сны его. Пришел господин Иосифов, выслушал слова жены своей, и свидетели подтвердили слова ее. Видел он также одежду Иосифову, которая явно обвиняла его. А потому вверг его без одежды в темницу, как без одежды же ввергнут он был и в ров в пустыне.

Глава 40

Кто был утешением для рабов в доме Пентефрия, тот принес утешение и заключенным с ним узникам. И истолковал он в темнице два сна двум слугам фараоновым. И один был повешен в тот самый день, в какой предсказал ему Иосиф, а другому, по истолкованию же Иосифову, возвращена была чаша, которую подавал он фараону. Иосиф просил того виночерпия напомнить о нем фараону. Но следствием сказанного им: помяни мя (Быт.40:14), - было только то, что на два года забыли о нем.

Глава 41

Бысть же по двою лету дний, фараон виде сон (Быт.41:1). Фараон видел во сне двоякового свойства класы (колосья) и двоякового свойства крав (коров). Истолковать это было не трудно любому, но для того, чтобы истолкователем сна был Иосиф, сокрыт был смысл сна от мудрецов фараоновых. И когда виночерпий после двух лет напомнил фараону об Иосифе, тогда фараон послал вывести его из темницы. Так волосы, взращенные скорбью, остригает у Иосифа радость, и нечистую одежду, в какую облекла его печаль, совлекает с него веселие.

Иосиф пришел к фараону, выслушал сны и увидел, какое бедствие угрожает Египтянам. Тогда, раскрыв истинное значение снов, присовокупил и полезный совет фараону: усмотри человека мудра... и постави его над землею Египетскою... и да соберут всякую пищу... лет грядущих добрых... и будет пища... на седмь лет гладных... да не потребится весь Египет в гладе (Быт.41:33,35-36). Сказав фараону усмотри человека, Иосиф разумел себя, но по скромности не назвал себя. Не указал же ни на кого другого, ибо знал, что никто, кроме него, не сможет избавить Египтян от великого бедствия, которое их постигнет.

Иосиф возвысился в глазах фараоновых истолкованием снов и особенно тем полезным советом, какой был им придуман. И вручил фараон Иосифу власть над всем царством своим, и отдал ему перстень, которым запечатывались царские сокровища. Что никогда не возлагалось на руку ни одному из Египтян, то фараон в глазах всего народа возлагает на перст Иосифу. С данным же ему перстнем передана ему была и власть над всем. Аз фараон повелеваю: без тебе не воздвигнет руки своея никтоже во всей земли Египетстей (Быт.41:44). Итак, вместе со всем прочим, что подчинено было Иосифу, подчинены ему были и военачальники, и вельможи царские.

Когда Иосиф толковал сны фараону, прежний господин Иосифа был там же. И увидев, что прежний раб его только царским престолом стал меньше фараона, он идет в дом свой с той же поспешностью, с какой прежде шел к жене, выходящей ему навстречу, чтобы оклеветать Иосифа. И говорит он жене своей: "Иосиф, бывший нашим рабом, стал теперь господином нашим. Заключенного нами в темницу без одежды фараон облек в багряницу. Ввергнутый нами в среду узников восседает на фараоновой колеснице. И кто связан был железными узами, тому возложена на выю золотая гривна. Как же теперь буду обращать взор и смотреть на того, на кого не смею возвести и очей?" Но жена говорит ему: "Не бойся того, кому не сделал зла ты. Он знает, справедливо или несправедливо постигло его бесславие, когда был изгнан из нашего дома, потому что понес он это от моих рук. Иди же теперь без страха с прочими вельможами и военачальниками, сопровождающими колесницу его, чтобы не подумал Иосиф, будто бы огорчает нас настоящее его величие. А в доказательство, что Иосиф не зол, вопреки прежней моей лжи, скажу теперь всю правду. Сама я любила Иосифа, когда оклеветала его; сама я удержала его за одежду, потому что побеждена была его красотой. Если он правдолюбив, то может мстить мне, а не тебе. Но, конечно, по правдолюбию своему не будет мстить и мне, потому что, если бы он не был оклеветан, не ввергли бы его в темницу. А если бы он не был в темнице, то не истолковал бы фараону снов и не достиг бы того величия, о котором ты рассказываешь мне. Хотя не мы возвели его на высоту сию, однако же и мы как бы содействовали этому, потому что уничижение, в какое приведен был нами, послужило причиной того, что он прославился и стал вторым после царя".

Пентефрий пошел и вместе с вельможами сопровождал по улицам Иосифову колесницу. Иосиф же не причинил ему никакого зла. Ибо знал, что Тот, Кто попустил братьям ввергнуть его в ров в пустыне, и из рва в узах послать в Египет, попустил и Пентефрию ввергнуть его к узникам, чтобы из сего уничижения возвести на колесницу фараонову.

Иосиф начал собирать хлеб и собирал ежегодно во всех городах Египетских. Когда же обильные годы прошли и наступили годы голодные, тогда показал он свою заботливость о сиротах, вдовицах и о всех бедных, бывших в Египте, никого не оставляя без призрения. И если бы голод был в одном Египте, то Египту нечего было бы страшиться, потому что много хлеба собрано было Иосифом. Но голод был по всей земле, и все имели нужду в египетском хлебе. А от этого и самим Египтянам хлеб продавался уже по дорогой цене. И Писание, показывая, что голод был всеобщий, говорит: и вся страны прихождаху во Египет, куповати ко Иосифу: обдержаше бо глад всю землю (Быт.41:57).

Глава 42

Когда же голод охватил и дом Иакова, тогда Иаков говорит сыновьям своим: "Не бойтесь, се, слышах, яко есть пшеница во Египте: идите тамо и купите... да живи будем и не умрем" (Быт.42:2). Сказанное Иаковом: "Не бойтесь", - показывает, что сыновья его действительно очень боялись. А слова: слышах, яко есть пшеница во Египте, - показывают, что во всей стране не было у них хлеба. Слова же: купите нам... да живи будем и не умрем, - свидетельствуют о нужде, какую сыновья Иакова терпели от голода со всей землей Ханаанской.

Пришли братья к Иосифу и поклонишася ему лицем до земли (Быт.42:6). Он узнал их, ибо зная, что и они со всеми Хананеями томятся голодом, как сожигаемые на сковороде, и прежде еще беспокоился о них, говоря сам себе: "Когда-то придут они взять себе хлеба?" Но, увидев братьев, Иосиф сделал вид, что не узнал их, и глаголаше им жестоко... соглядатаи есте (Быт.42:7,9). Братья отвечают: "Не знаем мы египетского языка, чтобы, пользуясь оным, приобрести доверенность у Египтян и выведать их мысли. Живем мы в земле Ханаанской, о сем можешь судить по тому, что принесли мы сюда. Притом дванадесять есмы братия, и не можем мы все иметь одно злое желание - стать соглядатаями. Мы пришли к тебе по своей воле и уже это свидетельствует о том, что нет в нас неправды. Поскольку же не знаем мы языка египетского и одежда у нас не египетская, то явно, что мы не соглядатаи. Дванадесять есмы братия и по роду своему, и по тому, что нас много. Известны мы всюду; и се, един от нас со отцем нашим днесь, а другаго несть" (Быт.42:13).

Иосиф, рассуждая, что сны его доныне еще не исполнились (ибо видел он во сне, что поклонились ему одиннадцать звезд, а перед ним было только десять братьев), продолжает скрываться от них, чтобы самому не стать причиной лживости снов своих. И потому говорит братьям: "Тогда только уверите меня, что вы братья, когда приведете ко мне меньшего брата". Потом ввергает их в темницу на три дня, чтобы изведали они скорбь, какую много лет терпел Иосиф в заключении.

После этого Иосиф размышляет о своих снах и припоминает, что в сонном видении братья два раза поклонились ему - то в образе сынов, то в образе звезд. А из этого заключает, что, когда братья поклонятся ему в другой раз, тогда придет время открыться братьям. А потому берет Симеона и при прочих братьях заключает его в узы, чтобы узнать от него, что братья сказали отцу об утрате Иосифа. Притом знал, что дети Симеоновы и жена его будут вынуждать Иакова скорее послать к нему Вениамина. А может быть, Симеон показал более жестокости к Иосифу, когда братья связали его и продали.

Впрочем, нельзя видеть в этом гневного мщения, потому что Иосиф, открывшись братьям, с любовью облобызал их. Но поскольку заключен был в узы тот, кто больше всех из братьев желал заключить в узы Иосифа, то они должны были видеть в этом справедливое воздаяние. Потому и сами они сказали: "Действительно заслужили мы, чтобы потерпеть это, яко презрехом скорбение брата нашего, егда моляшеся нам, и не сжалились над ним" (Быт.42:21). Иосиф слышал, как Рувим говорил это братьям и как напоминал им, что он просил не ввергать Иосифа в ров. Тогда Иосиф вспомнил об этом и заплакал; но не о том, что так поступили с ним братья, а о том, откуда и на какую высоту возвел его Бог.

Когда же братья Иосифовы, снабженные путевыми запасами, возвратились домой, то проведали отцу о несчастии, постигшем их во время путешествия. Рассказали, что были осмеяны Египтянами, заподозрены в соглядатайстве, унижены и что теперь смогут избавиться от напастей, только отдав туда Вениамина. Пока же одни рассказывали об этом Иакову, другие начали развязывать вретища, и каждый во вретище нашел свое серебро. Иаков скорбел о том, что их постигло, особенно же о Симеоне, заключенном в узы. Сыновья ежедневно умоляли его отпустить с ними Вениамина. Но Иаков опасался, чтобы и Вениамина не постигло то же, что постигло брата его, и не склонялся на их просьбу.

Глава 43

Когда же истощился у них хлеб и все домочадцы стали страдать от голода, тогда все сыновья приступили к Иакову со словами: "Сжалься над Симеоном ради детей Симеоновых и согласись несколько дней не видеть младшего сына ради жены Симеоновой, которая лишена теперь мужа". Поскольку и сам Иаков терпел голод, то против воли своей отпустил с ними Вениамина и напутствовал их благословениями: "Как лишился я Рахили, так лишен и сыновей Рахилиных". Тогда Иуда в утешение отцу своему сказал: аще не приведу Вениамина... и не поставлю его пред тобою, грешен буду к тебе вся дни (Быт.43:9).

Взяли они от плодов земных (Быт.43:11) стираксы (благовонной смолы), ладана, фисташек и прочего, пришли в Египет и явились к Иосифу. Он приказывает строителю дома ввести братьев к себе в дом. Они же, встревоженные тем, что рабы Иосифовы снимают вьюки со скотов их и привезенное ими вносят в дом, говорят друг другу: "Отец наш лишен нами Вениамина, и сами мы не увидим более лица отцова. Ибо с умыслом положено было серебро во вретища наши. Даже если освободимся от подозрения в том, что мы соглядатаи, то возьмут нас как воров и сделают рабами. Поэтому сами признаемся строителю дома, что нашлось серебро в наших вретищах, пока не осмотрели еще привезенного нами и не обвинили нас в воровстве. И как приездом Вениамина избавляемся от подозрения в соглядатайстве, так признанием уст наших освободимся от подозрения в воровстве".

Подойдя к... сущему над домом Иосифовым (Быт.43:19), братья говорили ему: "Когда, купив здесь хлеба, возвратились мы и отрешихом вретища своя, и се, сребро коегождо во вретищи его (Быт.43:21); вот, мы возвращаем его тебе, потому что несправедливо вместе с хлебом взять и то, чего стоит хлеб". Строитель дома, приметив, в каком они страхе, ободрил их: "Мир вам, не бойтеся (Быт.43:23). Введены вы сюда не ради серебра, которое было получено мной, но желаем видеть вас у себя за ту верность, которая теперь дознана. Входите вы сюда не для осуждения вас в том, чего не сделали. Напротив того, господин наш призвал вас иметь у него пристанище и есть его хлеб. Господин же наш правдив, и почестью, какую воздаст вам в этот раз, хочет изгладить из вашей памяти то бесславие, какое понесли вы в первый раз".

Потом прииде же Иосиф в дом: и принесоша ему дары... и поклонишася с трепетом. И вопроси их: здрави ли есте? И они ободрились. Спросил и об отце, еще ли жив есть? И они успокоились. Спросил и о брате их, сей ли есть? И благословил Вениамина, и сказал: Бог да помилует тя, чадо (Быт.43:26-27,29). И миновался (пропал) весь страх их. Благословение брату Иосиф произнес на египетском языке, братьям же передал оное переводчик.

Подвижеся бо утроба Иосифа о брате своем... и... вшед... в ложницу, плакася, когда братьям уготовлял веселое пиршество. Во время обеда Иосиф возлежал особно, Египтяне возлежали также особно, и братьям Иосифовым уготованы были места возлежать особно (Быт.43:30,32). Иосиф, как бы гадая на чаше, распределял братьям места по их старшинству: старшему отведено высшее место, а младшему низшее.

Удивительно, что братья не узнали Иосифа, когда снабдил их всем нужным на путь, когда возвратил серебро за купленный ими в первый раз хлеб, когда заключил в узы Симеона и велел привезти Вениамина, когда спрашивал о престарелом отце, когда судил о них презрительно, когда ввел их в свой дом и благословил Вениамина; наконец, когда показал, что знает имена каждого из них. Хотя наружность Иосифа и была притворна и вводило их в заблуждение величие Иосифа, однако же могли они вспомнить о снах его. Итак, если братья не узнали его по причине его величия, сана, языка и строгого обращения, то все сие было от Бога, Который скрывал от них Иосифа, пока не исполнились сны его на тех, которые продали его с намерением соделать сны сии лживыми.

Глава 44

Братья Иосифовы вкусили трапезы, пили, отдохнули и отправились в путь. Во вретище Вениамину положена была чаша, а во вретище каждому - серебро его. За ними отправляется вдогонку домоправитель Иосифов, догоняет их и поражает их слух угрозами, как приказал ему его господин.

Они, уверенные в своей невиновности, говорят: "У кого найдется чаша, да умрет и все мы будем раби" (Быт.44:9). Потом с поспешностью раскрывают свои вретища. Домоправитель начинает обыск с вретища Рувимова и, не найдя чаши во вретищах старших братьев, изъявляет скорбь свою, что невозможно ему уже возвратиться в страну свою. Братья Иосифовы утешают его, говоря: "Обыщи и вретища младших и возвратись скорее, ибо, может быть, в доме у себя найдешь чашу господина твоего". Домоправитель, как бы исполняя их волю, влагает руку во вретище, в котором не было чаши, и хочет уже прекратить обыск. Когда же стал просить Вениамин осмотреть его вретище, тогда он, как бы с небрежением, влагает руку свою и действительно вынимает чашу.

Братья Иосифовы не знали, что и сказать. Не могли они не обвинять Вениамина, потому что чаша вынута из его вретища. Но не могли и обвинять, потому что серебро в другой раз оказалось положенным в их вретища. Приведенные в ужас тем, что случилось с ними, растерзаша ризы своя... и возвратишася (Быт.44:13), чтобы со слезами вступить в дом, из которого вышли с радостью. Иосиф с гневом, подражая в этом Египтянам, укоряет их: "Что дело сие сотвористе? (Быт.44:15). Вы называли себя людьми правдивыми, и на великом пиршестве, учрежденном для вас, провозгласили мы среди Египтян вашу правдивость. Теперь же сделались вы посмешищем в глазах Египтян, потому что украли чашу, на которой я волхвую для всех Египтян. Не ведасте ли, яко несть волхвователь человек, якоже аз?" (Быт.44:15). Знать же об этом они могли из того, что Иосиф ударял в эту чашу, когда каждому назначал места за трапезой.

Иуда сказал: "Бог ... обрете неправду рабов твоих, но не сию, а другую, за которую приемлет должное воздаяние. Поэтому не тот один, у которого во вретище найдена чаша, но и все мы есмы раби господину нашему" (Быт.44:16). Рече же Иосиф: "Не буди нам, правдивым Египтянам, сотворити глагол сей. Ибо Египтяне ведут себя так величаво, что не хотят даже вкушать хлеба с Евреями, чтобы не оскверниться от них. Как же сделать нам что-либо чуждое нашей правдивости? Справедливость не позволяет нам согрешить против того, кто не согрешил против нас. Взыскать должны мы с того, кто оказался против нас виновным. Муж, у негоже обретеся чаша, той будет ми раб (Быт.44:17). Рабство будет для него лучше свободы, ибо сие последнее рабство действительно освободит его от страсти к воровству, и оно будет для него полезнее той свободы, которая делала его рабом страсти" (Быт.44:16-17).

Глава 45

Трогательно говорил Иосифу Иуда, пока Иосиф не был препобежден любовью к братьям; он не только возвратил им Вениамина, на что они надеялись, но и сам открылся им, чего не ожидали. Повелел Иосиф отослать всех от себя, ибо в вымышленном преступлении судил их при всех; намереваясь же судить в преступлении действительном, желал удалить всех свидетелей. Когда все с удивлением удалились, тогда переменил он язык и голос, и уже без переводчика, на еврейском языке, сказал: "Аз семь Иосиф, брат ваш". И не могоша братия отвещати ему, смутишася бо (Быт.45:3). Они боялись, что по открытии преступления предаст их смерти. Иосиф же опасался, что если скажет братьям: "Я - тот, которого продали вы как раба", то услышат это стоящие за дверьми Египтяне и будут презирать его братьев. Потому говорит им: приближитеся ко мне. И когда приблизились они, тихо продолжает свою речь: аз есмь Иосиф... его же продасте во Египет (Быт.45:4). И видя, что они печальны и от стыда не могут смотреть на него, утешает их такими словами: "Ныне убо не скорбите... яко продасте мя... на жизнь бо всей земли посла мя Бог пред вами... еще пять лет глада оста, в нихже не будет орания, ни жатвы (Быт.45:5-6). А что предсказание мое истинно, достаточно доказано это протекшими семью добрыми годами. Потщавшеся убо, взыдите ко отцу моему и рцыте ему... сотвори мя Бог господина не братьев только моих, как предвещали мне сны, но и всей земли Египетстей (Быт.45:9), чего сны не обещали. И возвестите ему всю славу мою сущую во Египте (Быт.45:13), да возблагодарит он Бога за все, что совершилось со мной в Египте". После сего Иосиф облобызал Вениамина, и плакали оба на вшее друг у друга; облобызал также Иосиф и прочих братьев. Когда же братья Иосифовы удостоверились, что Иосиф не питает на них гнева, тогда отверзли уста свои и начали с ним беседовать.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.