Сделай Сам Свою Работу на 5

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА МАЛАХИИ 6 глава





Лот спешит ввести странников в дом свой, пока не собрались Содомляне и не соблазнились. Но странники медлят, давая Содомлянам время прийти и подвергнуться испытанию. У Авраама не отказывались они войти к нему, потому что пришли не искушать его, но воздать награду уже испытанному. В Содом же пришли искусить Содомлян, поэтому Лоту, который понуждал их войти к нему в дом, говорят: ни, но на стогне почием (Быт.19:2).

Когда же Лот принуди я... и внидоша в дом его (Быт.19:3), и вкусили предложенной Лотом трапезы, но еще не опочили, тогда мужие града Содомляне обыдоша дом (Быт.19:4), и говорят Лоту: где суть мужие вшедшии к тебе нощию; изведи я к нам, да будем с ними (Быт.19:5). Смотри, пришли странники не днем, когда Содомляне могли видеть красоту и соблазниться, но ночью, когда тьма скрывала красоту от их взора, чтобы не так сильно было искушение. Но и это не принесло пользы Содомлянам. И ночью, как и днем, уготовляли они погибель душам своим. Лот убеждает Содомлян, но они не убеждаются, предлагает им двух дочерей своих, но они не принимают, а с угрозами говорят: тя озлобим паче, нежели оных... и приближишася разбити двери (Быт.19:9). Тогда странники вовлекоша Лота к себе в храмину, а Содомлян, бывших пред домом, паразиша слепотою (Быт.19:10-11). Но и это не остановило неистовства Содомлян, потому что и потом продолжали они отыскивать двери. Реша же мужие к Лоту: суть ли тебе зде зятие или сынове или дщери? или аще кто тебе ин есть во граде, изведи от места сего. Яко мы погубляем место сие (Быт.19:12-13). Сыновьями называют зятей, которые хотели дочерей его взять себе в жены. Изыде же Лот, и глагола к зятем своим (Быт.19:14). Содомляне не заметили, как вышел он из дома и как возвратился. Даже когда Лот возвратился, осмеянный зятьями своими, и взяша Ангели за руку его, и за руку жену его, и за руки двух дщерей его (Быт.19:16), и извели их вон, и тогда Содомляне не видели, как они проходили среди них толпой.



Поскольку же жены в Содоме не были подвергнуты испытанию, то они испытаны данной им заповедью по исшествии из Содома. Когда Лот начинает просить, чтобы спасен был Сигор, и можно было ему войти туда, потому, что отстоял недалеко, тогда Ангел говорит ему в ответ: се, удивихся лицу твоему, и о словеси сем, еже не погубити града (Быт.19:21). Это дастся тебе за позор обеих дочерей твоих. Когда Лот вошел в Сигор, Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе (Быт.19:24), - то есть Ангел, в котором явился Господь, от Господа, Сущего на небесах, низвел на Содом жупел и огнь. Жена же Лотова преступила заповедь, данную ей для испытания на краткое время, и бысть столп слан (Быт.19:26), и тем усугубляла она искушение Лота и обеих дочерей его, но они и после этого не склонились на то, чтобы преступить заповедь Ангела.



Дочери Лотовы, поскольку боялись жить в опустевшем городе, стали просить отца бежать в гору. А так как они думали, что огненный потоп истребил целый мир, как во время Ноя был истреблен целый мир водным потопом, то рече же старейшая к юнейшей: отец наш стар, и никтоже есть на земли, иже внидет к нам... упоим отца нашего вином... и возставим от отца нашего семя (Быт.19:31,32), и произойдет от нас третий мир, как от Ноева дома произошел второй, а от Адама и Евы - первый. Недостатка же в вине у них не было, потому что все, что было в Сигоре, досталось им во владение. Жителей же в Сигоре не стало, ибо, когда Ангел сказал Лоту: се, удивихся лицу твоему, и о словеси сем, еже не погубити града, - то Сигор поглотил своих жителей, оставив их имущество. Жителей поглотил, чтобы умиротворить тем Правосудного, Которого прогневали они делами своими, имение же их оставил для праведного Лота, чтобы утешился он, потеряв все, бывшее у него в Содоме. Лотовы дочери придумывали предлоги и говорили: "Боимся мы спать, ужасают нас призраки, пред нами стоит матерь наша, обратившаяся в сланый (соляной) столп, представляются глазам нашим попаляемые Содомляне, в ушах наших раздаются вопли жен, взывающих из огня, как бы перед собою видим детей, страждущих в пламени; поэтому, родитель, не спи, а для успокоения дочерей своих усладись вином, чтобы провести ночь в бдении, которое избавит нас от ужасов". Но когда заметили, что Лот лишился рассудка от вина, и членами его овладел глубокий сон, тогда вошла старшая и у спящего делателя восхитила семя, и не поразуме он (Быт.19:33). Потом старшая сестра, увидев, что умышленное ею исполнилось, стала и младшую сестру склонять, чтобы она на время сделалась женой, а затем навсегда осталась в девстве; и младшая, убежденная сестрой, вошла, и вышла, и не поразуме он (Быт.19:35).



И роди старейшая сына, и нарече имя ему Моав (Быт.19:37), и стал он родоначальником великого народа, как сын Лотов. Роди же юнейшая сына, и нарече имя ему (Быт.19:38) Барамми (Амман или Бен-Амми), то есть "сын народа моего", потому что сын отца моего. Так даны были два сына, - по числу двух преступлений. Даны два сына для двух народов, но ради двух Ангелов прощены два преступления. Дочери Лотовы впоследствии не жили ни с Лотом, потому что он отец их, ни с другими, хотя и были для них женихи. Но поскольку поспешили они сделать, чего не надлежало, то воздерживались и от того, что было дозволено. И последующим воздержанием, вероятно, загладили прежнюю поспешность.

Глава 20

После этого пошел Авраам к Филистимлянам, и из опасения говорил о Сарре, что она сестра ему; посла же Авимелех царь Герарский и взя Сарру (Быт.20:2). Но как Сарра подвергалась уже искушению у фараона и, сверх того, имела во чреве Исаака, и молитва Авраамова была неотступна, то едва взошел на ложе Авимелех, внезапно, как и на Адама, напал на него сон, и сказал ему Бог во сне: се, ты умираеши жены ради сея, юже взял еси: сия же есть сожителствующая мужу. Авимелех ответствовал: язык... праведен погубишь ли? чистым сердцем и в правде рук сотворих сие. Тогда Бог сказал: сего ради не попустих ти коснутися ея... да не согрешиши ко Мне (Быт.20:3-6).

Авимелех, встав рано утром, призвал к себе Авраама и укорял его, что тот едва не ввел его в тяжкий грех. Авраам сказал на это: "Убоялся я, потому назвал Сарру сестрой; и не солгал в том, ибо она действительно мне сестра, дочь отца моего, но не дочь матери моей, сестра мне по отцу, потому что дочь отцова брата, но не сестра по матери, потому что Арран, сын Фарры, имел в супружестве не сестру, но чужую, и она, любя род свой, осталась в своем племени и не захотела идти и жить вместе с сыном Лотом и с дочерьми Саррой и Мельхой". Тогда Авимелех сказал Сарре: се, дах тысящу сребренников брату твоему (Быт.20:16), и возвращаю тебя ему с дарами, потому что положила ты покров на глаза всем, которые со мной, пред всеми обличила меня. Авимелех говорит: положила покров на глаза всем, которые со мной, - то есть пристыдила всех, бывших с Авимелехом, явно обличая его при всех. Ибо когда внезапный напал на Авимелеха сон, показавший Сарре, что Бог ей помощник, тогда она громким голосом при всех сказала ему: неприлично тебе, оставив жену свою, брать себе другую для прелюбодеяния. Но если бы Сарра по зачатии Исаака не возвратила себе юности, то, конечно, Авимелех не ощутил бы вожделения к той, которой было уже девяносто лет. Помолися же Авраам Богу, и исцели Бог Авимелеха и жену его и рабыни его, и начаша раждати (Быт.20:17). Ибо с того времени, как Авимелех вознамерился взять к себе Сарру, и до возвращения ее Аврааму, болезни рождения мучили жен в доме Авимелеховом, и не могли рождать те, которым наступило уже время рождения.

Глава 21

Сарре приближалось время родить; родила она Исаака и вскормила его сосцами старости. А после того, как Исаак был обрезан и вскормлен, в день учреждения велия, которое сотвори Авраам... в оньже день отдаися Исаак (Быт.21:8), Сарра увидела смеющегося Исмаила. Примечая же, что Исмаил во всем походит на матерь, а потому заключая, что как она оскорбляла Сарру, так и Исмаил посмеется над Исааком, подумала она: "Если при жизни моей Исмаил так поступает с сыном моим, то, когда умру, не примет ли он части в наследстве моего сына, даже, может быть, не возьмет ли еще себе и двух частей, как первородный?" Так Сарра возревновала о правах сына, - возревновала та, которая не заботилась о собственных правах, когда без ревности отдала Агарь мужу своему. И чтобы сын наложницы не восхитил наследства у сына свободной, Сарра рече Аврааму, изжени рабу сию и сына ея (Быт.21:10). Ибо несправедливо сыну рабыни получить наследие с сыном обетования. Неприлично и тебе поступать вопреки Божией воле в том, на что имеешь обетование от Бога, и делать наследником того, кого не сделал наследником Бог. Авраам же действительно хотел сделать Исмаила наследником, потому что не было у него различия между сыновьями. И потому написано: Жесток же явися глагол сей зело пред Авраамом о сыне... И рече Бог Аврааму... вся елика аще речет тебе Сарра, слушай гласа ея: яко во Исааце наречется тебе семя. Сына же рабыни сея в язык велик сотворю его, яко семя твое есть. Воста же Авраам заутра... и даде Агари хлеб, и воду, и отрока и отпусти ю. Отшедши же заблуждаше в пустыни (Быт.21:11-14). И воззва Ангел Божий Агарь с небесе, и рече ей... услыша бо Бог глас отрочища... ими рукою твоею его: в язык бо велик сотворю его. И отверзе Бог очи ея, и узре кладязь воды... и налия мех воды, и напои отроча (Быт.21:17-19).

После того Авимелех и воевода его Фихол говорят Аврааму: поскольку известно нам, что с тобой Бог, и Он помогает тебе в бранях с царями, и обещал дать тебе землю Ханаанскую, то боимся, что истребив Хананеев, опустошишь и землю Авимелехову. И потому они спешат заключить завет с Авраамом. И завещаста оба завет (Быт.21:27) с Авраамом.

Глава 22

И еще Бог искушаше Авраама и рече ему... поими сына твоего... и иди на землю Мория, и вознеси его... во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку (Быт.22:1-2). Чтобы не сказали, что Авраам был в исступлении, исполнение отложено на три дня. Востав... Авраам утро... растнив дрова... и поят... с собою два отрочища и Исаака... и иде (Быт.22:3). Сарре же не открыл, зачем идет, потому что не повелено было открывать, ибо, конечно, и она решилась бы идти и участвовать в жертвоприношении, как участвовала в обетовании о рождении Исаака. Не открыл Авраам и потому, чтобы не воспрепятствовали ему домочадцы и не произвели распри в куще его, чтобы не собрались жители страны и не отняли у него отрока или не заставили его отложить жертвоприношение на несколько дней. Если Авраам боялся сказать и тем двоим отрокам, которых взял с собой на гору, то тем более должен был страшиться многих. И тот, который из страха не хотел открывать намерения своего двум отрокам, когда взошли уже они на гору, и Исаак спросил о жертве, - тот пророчествует ему, как пророчествовал и рабам, оставленным внизу у горы.

И связав Исаака... возложи его на жертвенник... и извлек ножь (Быт.22:9-10), но удержал его руку Ангел Господень. А чтобы Авраам не подумал, будто бы по какому-нибудь недостатку отринута жертва его, сказал ему, что вот, показал ты благоговение свое пред Богом, и через того, кто для тебя всего любезнее, открылась любовь твоя к Господу всяческих. Итак, Авраам стал славен и тем, что в сердце заклал уже сына, хотя и не заклал его самым делом, и тем, что уверовал, что сын и по смерти воскреснет и возвратится с ним, ибо не сомневался в истине сказанного ему: яко во Исааце наречется тебе семя (Быт.21:12).

И увидел Авраам овна у дерева, и взя овна, и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего (Быт.22:13). Что овна не было прежде, о том свидетельствует вопрос Исаака, а что не было и дерева там, о том свидетельствуют дрова, возложенные на рамена Исааку. Гора дала от себя дерево, а дерево - овна, чтобы овен, повисший на древе, а после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвожден был к древу и вкусил смерть за весь мир. И воззва... к нему вторицею с небесе... Мною Самем кляхся, глаголет Господь... умножая умножу семя твое... и благословятся о Семени твоем, то есть о Христе, вси языцы земнии (Быт.22:15-18).

Глава 23

Затем Сарра умерла в Хевроне, и было ей сто двадцать семь лет, и погребена она в пещере, купленной у сынов Хетовых.

Глава 24

Через три года после смерти Сарры рече Авраам рабу своему старейшему... положи руку твою под стегно мое, и заклену тя... да не поймеши сыну моему... жены от дщерей Хананейских (Быт.24:1-2). Раб клянется заветом обрезания. Ибо на том, что люди осквернили в начале бытия своего прежде и после потопа, Бог положил знамение завета, и что было презренно в человеческом теле, тому сообщил преимущественную честь, положив на том знамение завета, - так что этим клялись дающие клятву и этим заставляли свидетельствоваться требующие клятвы. Раб поклялся господину своему, и взя... от всех благ... и востав иде в Арам (Месопотамию) во град Нахоров (Быт.24:10). И остановился он у кладезя, стал молить Бога и просил себе знамения. И, конечно, обрадован был пришествием к кладезю Ревекки, но старался еще узнать, из какого она семейства. Когда же узнал, что она дочь Вафуила, сына Нахорова, тогда возблагодарил Бога и вошел к ним в дом, и остался там. И как скоро сказано было им, какой клятвой заклял его господин, и как исполнилось на самом деле то, о чем молился он при кладезе, Вафуил и Лаван сказали ему: от Господа прииде дело твое и дело господина твоего... се, Ревекка пред тобою: поемь ю, иди (Быт.24:50-51). Призвали и девицу, чтобы узнать ее согласие. И поскольку она слышала о клятве, какой заклял раба Авраам, о молитве раба при кладезе и о знамении, какого просил он и какое дано ему, то убоялась сказать, что не пойдет, - ибо она знала, что есть Божия на то воля, чтобы идти ей. И пошла Ревекка, и стала женой Исаака; и от радости о Ревекке, пришедшей к нему через три года по смерти матери его, утешися Исаак... о матери своей (Быт.24:67), по которой сетовал три года.

Глава 25

Поскольку не было еще дано закона о девстве и целомудрии, чтобы вожделение не полагало какого-либо пятна на душу праведника, и поскольку Аврааму сказано было, что произойдут от него цари и народы, о чем засвидетельствовал и Бог, что Он знает, как Авраам сынам своим и сынам сынов своих заповедует хранить Его заповеди, - то по смерти Сарры Авраам взял наложницу с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование единого Бога. И, действительно, у Авраама были дети и от Хеттуры; дав им дары, он отпустил их на восток и умер в возрасте ста семидесяти пяти лет, и погребен с женой своей Саррой.

И благослови Бог Исаака (Быт.25:11). И моляшеся... Господеви о Ревекце... яко неплоды бяше. И после двадцати лет послуша же его Бог, и зачат во утробе Ревекка (Быт.25:21). Играста же младенца в ней... и иде вопрошати Господа. И рече ей Господь: два языка в утробе твоей суть (Быт.25:22-23), то есть народ Идумейский и народ Еврейский. Кого же ходила вопрошать она, о том сказано нами выше, ибо, говоря о Мелхиседеке, сказали уже мы, что его ходила вопрошать Ревекка. Но она скоро возвратилась в дом, потому что приближались уже болезни рождения, и родила Ревекка Исава и Иакова.

И увидел Иаков, что Исав пренебрегает своим первородством, и начал ухищряться, чтобы присвоить его себе, уповая на Бога, Который сказал: болший поработает меншему (Быт.25:23). И вот однажды Иаков варил чечевицу, Исав же приходит с ловли утомленный и говорит Иакову: "Дай мне вкусить сего из красных краснаго", то есть дай сколько-нибудь вкусить чечевицы. И рече ему Иаков... отдаждь ми... первенство свое (Быт.25:31), и возьми себе все. Поклялся Исав и продал первенство свое, а Иаков отдал ему варение, и тот ел. И Писание, показывая, что Исав продал свое первородство не по причине голода, присовокупляет, что после того, как поел, востав отыде: и нивочтоже вмени себе... первенство (Быт.25:34). Итак, не от голода продал он первородство свое, но из пренебрежения; продал, как ничего не стоящее, отдал за ничто.

Глава 26

Бысть же глад на земли... и отыде... Исаак ко Авимелеху царю Филистимску в Герару (Быт.26:1). Сея же Исаак... и приобрети в то лето стократный плод ячменя: благослови же его Господь. И возвысися человек, и преуспевая болший бываше, дондеже велик бысть зело (Быт.26:12-13). Тогда Авимелех убоялся, что возобладает им пришлец. И с воеводой своим Фихолом приходит к Исааку и говорит ему: "Видевше узрехом, яко бе Господь с тобою, как был и с отцом твоим Авраамом; уразумели мы это и из того, что пожал ты стократный плод, и из многого другого; и рехом: завещаем с тобою завет, да не сотвориши с нами зла, когда пришел ты в силу, якоже не возгнушахомся тобою мы, когда был ты маломощен". И... клятся кийждо ближнему своему... и отыдоша в мире (Быт.26:28-29,31).

Глава 27

Исаак состарился, и притупишася очи его... и рече Исаву: улови ми лов: и сотвори ми снеди... да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру (Быт.27:1,3-4). Исав пошел на лов. Услышав сие, Ревекка советует Иакову идти к отцу, чтобы Исав не получил первородства вопреки сказанному Богом: болший поработает меньшему. Но он не слушал ее, ибо боялся вместо благословения получить проклятия. Когда же Ревекка сказала: на мне клятва твоя, тогда Иаков сделал, что приказывала Ревекка. Взял приготовленную снедь, принес к отцу и сказал ему: отче (Быт.27:18). Спросил же его отец: кто еси ты, чадо? И рече... отцу: аз Исав... сотворих, якоже рекл ми еси (Быт.27:18-19). Исаак усомнился, слыша голос Иакова. И поскольку боялся, чтобы благословение и первородство не перешли от Исава к другому, сказал: приближися ко мне, и осяжу тя (Быт.27:21). Когда же обманчивое осязание рук признало ложный голос истинным, тогда Иаков приял благословение и удалился. Потом пришел Исав, приготовший снедь, и пригласил отца вкусить. Исаак, увидев, что под именем Исава другой овладел сокровищем его благословений, ужасеся и сказал: кто убо уловивый мне лов и принесый ми... и благослових его, и благословен будет? (Быт.27:33). Итак, Исаак не мог возвратить назад своих благословений. Во-первых, знал, что исполнилась тем воля Самого Господа, по сказанному Ревекке. А во-вторых, сам он, благословляя Иакова, сказал: проклинаяй тя проклят (Быт.27:29), - и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось бы на него самого. Исав же возопи гласом велиим (Быт.27:38), но не о том, что утратил духовные благословения, а о том что лишился добрых плодов земли благословенной; не о том, что не мог уже быть оправдан, а о том, что не мог обладать своими братьями; не о том, что не наследует жизни бессмертной, но о том, что не его уделом стала земля Ханаанская. И возненавидел Исав Иакова так, что умышлял убить его. Тогда Ревекка уговорила Иакова идти в дом Лавана, чтобы братья во вражде не убили друг друга и чтобы самой ей не лишиться вдруг обоих сыновей. Она сказала об этом Исааку, и он благословил Иакова и послал его в Харран взять себе там жену.

Глава 28

Иаков шел целый день и ночевал в пути. И когда наступил вечер, вместо возглавия, какое употреблял в куще матери своей, положи в возглавие себе камень и спа... И сон виде: и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней: Господь же утверждашеся на ней (Быт.28: 11-13). В образе лествицы показано было Иакову восхождение и нисхождение Ангелов над ним, когда он спал, и давалось уразуметь, что охраняется он не только во время бодрствования, но и когда спит, ибо тогда Ангелам повелено восходить и нисходить над ним для его охранения.

Так, в видении лествицы Бог ясно показал Иакову тайное свое о нем промышление. Когда спал он, представлялось ему, что спит в далекой от Бога стране. Но когда пробудился и увидел, какое попечение прилагается о нем в пустыне, тогда сказал: "Как в дому Божием спал я, и как пред вратами небесными покоился". А чтобы показать Иакову, что Ангелы нисходили и восходили для его охранения, Бог говорит ему: И се, Аз есмь с тобою, сохраняяй тя... аможе аще пойдеши, и возвращу тя в землю сию: яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе (Быт.28:15).

И рече Иаков: "Подлинно есть Господь на месте сем, и Он охраняет меня; аз же не ведех" (Быт.28:16). Елей же, который возлия Иаков верху столпа, был взят в соседнем селении или принесен им с собой. И елей, излиянный Иаковом на камень, изображал тайну сокрытого в нем грядущего Христа. И прозва Иаков имя месту тому Вефиль, то есть дом Божий, как и ранее называл он. И положи... обет над камнем, глаголя: аще будет Господь Бог со мною... и даст ми хлеб... и ризы... и камень сей... будет ми дом Божий, и от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе (Быт.28:18-20,22). В камне же изображалась тайна Церкви, которой воздаются обеты и приношения всех народов, вошедших в нее.

Глава 29

Иаков продолжает путь, подходит к кладезю (колодцу) и видит Рахиль. Она пришла со стадом, босая, в убогой одежде, и лицо ее опалено было солнцем. Иаков уразумел, что Пославший прекрасную Ревекку к источнику и убогую Рахиль посылает к колодцу, и демонстрирует ей свою силу: отваливает закрывавший колодец камень, который едва могли сдвинуть многие сильные. Уневестив же Рахиль Богу сим чудным делом, и сам обручается с ней лобзанием.

Иаков работал за нее семь лет, но, когда исполнился срок, Лаван обманул его и вместо Рахили выдал за него Лию. Лаван же прибегнул к такой хитрости не только потому, что Лия была безобразна и за семь лет, пока Рахиль была невестой, не нашлось ей жениха, но и потому, что видел Божие благословение на имуществе своем во время Иаковлева пастырства. Потому замыслил сделать его пастырем на другие семь лет, чтобы и в другие семь лет умножилось достояние его, приобретенное им в первые семь лет, когда Иаков работал за отданную ему Лию. Посему Лаван извиняется пред Иаковом обычаем своего отечества и говорит: несть тако в нашем месте вдати меншую прежде старейшия (Быт.29:26). А потом открывает, что действительно это было совершено им умышленно, и говорит: "Скончай дни брака с Лией и дам ти Рахиль за дело, еже делавши у мене еще седмь лет другия" (Быт.29:27). Лаван собрал жителей той страны, и они поручились Иакову за Лавана. Иаков рассуждал так: если Лия останется в доме у язычника Лавана, то семя праведника может уклониться там в язычество. Он также боялся солгать жене своей Рахили, потому что невеста есть уже и жена. Потому Иаков берет одну, чтобы не изменить данному ей слову, а другую, чтобы не соделалось чрез нее грешным семя его. Но если бы Лаван не отнял у Иакова Рахили, а велел бы ему работать у него семь лет за Лию, то не согласился бы он работать за нее и семи дней. Но не потому что Лия была безобразна, а потому что противным ему казалось быть мужем двух жен.

Глава 30

Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду и перестала рождать; Рахиль же оставалась неплодной. А поскольку слышала она от Иакова, что Авраам молился о неплодной Сарре и был услышан, что молился и Исаак о Ревекке и также был услышан, то думала, что заключенная утроба ее не отверзается, потому что Иаков не молиться о ней. И потому с гневом и со слезами говорит мужу: даждь ми чада: аще же ни, умру аз (Быт.30:1). Она была разгневана и потому сказала: даждь ми чада, а не: "Помолись, чтобы даны мне были чада". Посему Иаков вразумляет ее, что отцы его, хотя и были услышаны Богом, но не вдруг: Авраам после ста, а Исаак - после двадцати лет. Но когда Рахиль услышала, что нужно ей великое терпение, чтобы не изнемочь от долгого ожидания, то стала просить Иакова: "Вниди к рабе моей, и да родит на коленах моих, и получу от нее утешение" (Быт.30:3). Рахиль говорила ему: "Авраам взял Агарь и исполнил волю Сарры, потому что любил ее, а ты не убеждаешься моими словами, потому что не любишь меня". Иаков, чтобы не повторяла она непрестанно неотступной просьбы своей дать ей чад, соглашается взять рабыню ее. И, конечно, для того, чтобы вместе с сынами свободных и сыновей рабынь сделать наследниками.

Итак, Иаков взял Валлу; она зачала и родила Дана и Неффалима. Лия же, видя, что она перестала рождать, стала принуждать Иакова, чтобы он взял и ее рабыню. И когда говорил он Лие: "Есть у тебя утешение, потому что имеешь детей", то она отвечала: "Несправедливо ты подчиняешь одну рабыню другой. Если сделал ты обиду мне рабыней Рахили, то сделай обиду и ей моею рабыней". Поэтому, чтобы не огорчать Лию, прекратить раздор между сестрами и водворить мир в доме, берет Иаков Зелфу. И она зачала, и родила Гада и Ассира.

После того Рувим обрете яблока мандрагорова на поли, и принесе я к Лии матери своей (Быт.30:14). А мандрагоры, как говорят, есть душистый и вкусный земляной плод, похожий на яблоко. За эти-то мандрагоры Лия, растворив веселие верой, ввела к себе в ночь Иакова. Ибо написано: "И послуша Бог Лии, и заченши роди Иссахара". И рече Лиа: даде ми Бог мзду мою, зане дах рабу мою мужу моему (Быт.30:17-18). Если бы не по Божией воле было то, что Иаков взял Зелфу, то Бог не воздал бы Лии за Зелфу никакой награды. Итак, Лия зачала и родила Иссахара, а потом Завулона и Дину, сестру их. Помяну же Бог Рахиль (Быт.30:22), и родила она Иосифа, и сказала: "Уразумела я теперь, что приложит мне Господь, а не муж мой" (Быт.30:24). После того, как родился Иосиф, сказал Иаков Лавану: отдаждь ми жены моя и дети моя, ихже ради работах тебе, да отыду. Лаван же, поскольку любил не Иакова, а себя, говорит в ответ: "Усмотрих бо, яко благослови мя Бог ради тебя. Раздели мзду свою у мене, и дам ти" (Быт.30:26-28). Иаков согласился на раздел, потому что не имел еще от Бога позволения идти. Но Бог, предвидя, что Лаван лишит награды того, кому сказано Богом: "Я пойду с тобой и изведу тебя оттуда", обогатил Иакова стадами Лавановыми без всякой обиды Лавану. Ибо, как Лаван дознал самым опытом, Бог в стадах его умножил овец пестрых и с крапинами, чтобы уразумел он, что с Иаковом Бог, и не причинял ему более обид.

Глава 31

Когда же начали притеснять Иакова и сыны Лавановы, как притеснял его Лаван, и о том, кто обогатил их, стали говорить, что он сделался богат имением отца их, и сам Лаван, признавшийся прежде: усмотрих бо, яко благослови мя Бог пришествием твоим (Быт.30:27), переменился к Иакову и внутренно, и наружно, тогда явился Бог Иакову и сказал ему: возвратися в дом отца твоего (Быт.30:3). И призвал Иаков Рахиль и Лию и сказал им: "Отец ваш, которому всею силою моею работах, десять раз измени мзду мою... но не даде ему Бог зла сотворити мне (Быт.31:6-7), и все козни отца вашего обратились на него же самого. Когда обещал он дать мне в награду овец пестрых, думая, что родится их немного, тогда рождалось множество пестрых овец. А когда обещал мне овец с крапинами, думая, что таких родится немного, тогда все рождались с крапинами". Тогда Рахиль и Лия сказали ему: "Нет нам части в дому отца нашего. Все, что было у него, отдал он сыновьям своим, а нас продаде... и снеде снедию сребро наше. Истощил и твои силы в те четырнадцать лет, в которые ты работал ему за нас. Ныне убо, елика тебе рече Господь, твори; мы готовы идти с тобой в тот день, когда пошлет тебя Бог" (Быт.31:14-16).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.