Сделай Сам Свою Работу на 5

Замечание о содержании пророчества Исаии 5 глава





Осудишь его, то есть народ Ассирийский Господь осудит пострадать, как сам он заставлял страдать других. Воздашь мерою, какою сам мерил (Ис.27:8), то есть не той милостивой мерой, какой Ты, Господи, обыкновенно воздавал возлюбленному народу праведных Твоих, не жезлом, наказующим сынов, но поразишь мечом Твоим, твердым, великим и крепким, то есть который Ты изрек на врагов Твоих и на гонителей народа Твоего. Ибо помыслил в душе в день зноя, то есть когда дух его воспламенился гордостью и, дивясь своему мужеству и величию, говорил: "Во веки буду силен".

Еда якоже той порази, и сам сице уязвится: и якоже сам уби, такожде убиен будет (Ис.27:7), то есть Ассирияне будут поражены народом Иудейским, потому что Господь воздает Ассириянам по делам их за народ Свой, Иудеев, и как поступали они с народом Божиим, так поступлено будет и с ними. И это слово действительно исполнилось на Сеннахириме, царе Ассирийском, таинственно же относится оно к домостроительству Господню. Так Господь наказал сатану. Ибо, облекшись в плоть нашу и став единым от нас, те язвы, которые сатана нанес Адаму и рожденным от него, обратил и наложил на него самого. И вот, ныне дети и жены, укрепляемые Богом, посмеваются (издеваются) над сатаной и низлагают его как немощного.



Сего ради отымется беззаконие Иаковле... егда положат все камение требищ сокрушено аки прах дробный (Ис.27:9). Отнимется беззаконие Иакова, когда все камни, из которых созидали Иудеи жертвенники тельцам и идолам своим, будут сокрушены и превращены в прах наподобие извести. Это сделал Езекия. Пророк, показывая, что за это Езекия получил великую награду, добавляет: ибо град огражденный будет опустошен. Этим обозначаются истребленные войско и город и царство Ассириян. Там будет пастись теленок, и там он будет... поядать злак его (Ис.27:10). Тельцом у пророка называется народ Иудейский, который выйдет и соберет добычу, пожатую и приуготовленную для него десницей Ангела.

Сокрушатся жены, которые идут и несут ему свет, то есть города, пришедшие на помощь Ассириянам. Не суть бо людие имуще смысла, потому что почитали Бога равным идолам Самарийским. Сего ради не ущедрит Сотворивый я (Ис.27:11), потому что метал стрелы хулы в Создавшего его.



Сотрясет Господь от ровенника речнаго, даже до водотечи Египетския, то есть оружием Ассириян сотрясет и истребит народы от реки Евфрата до реки Нила, который называется здесь водотечью. Вы же соберетеся един по единому (Ис.27:12), то есть вы, Иудеи, предшествовавшими бедствиями рассеянные и попечением Божиим сохраненные, соберетесь в один великий сонм и народ.

Вострубят трубою великою. Трубой великой пророк называет добрую весть об окончании плена. Весть эта, по указу Кира как бы провозглашенная великой трубой, достигла слуха и Евреев, рассеянных в странах отдаленных. Ибо по разрушении города и храма, и пленении братий их, рассеялись они по всей вселенной. И не только Иудеи, но и Ассирияне и Египтяне и все языческие народы составили один верный народ, и вместе стали поклоняться Господеви на горе святей во Иерусалиме (Ис.27:13); об этом пророчествовал и Каиафа, как сказано в Евангелии, что хотяше Иисус умрети за люди... но да и чада Божия расточения соберет во едино (Ин.11:51).

Глава 28

Горе венцу гордыни упоеннаго Ефрема (Ис.28:1). Пророк изобличает роскошь и гордость Ефремлян, потому что они не в одном чем-либо роскошествовали, но, по написанному, как с покатой долины стремились к сластолюбию, и не тайно предавались нечистым делам, но явно и, как бы свившись в один венец, поощряли и побуждали друг друга к непотребным пиршествам и пьянству. И когда они при такой срамной жизни окончательно погрязли во грехах, внезапно, когда не ждали, пришли и подавили их Ассирияне.

Цвет отпадый, венец обезчещенный, сила славы его на главе долины тучныя (Ис.28:4). Горе цветку отпадшему, сынам Ефремовым, которые обладали царством Самарийским и городом Самарией, были властителями тучных долин, в тщеславии и роскоши украшались венцами, свитыми из цветов и золота! Господь соделает, что пышный венец будет обесчещен, и знаки гордости их обратятся в знаки поругания.



Се, сила Господня как сильный дождь (Ис.28:2). Бог их всемогущ, но они не захотели взыскать Его, получить от Него спасение и пребывать в завете с Ним. Обезчещенный венец Ефрема будет как ранний плод прежде лета, то есть Ефремляне, отпадший цвет, для Ассириян будут то же, что ранний плод. Ибо когда у Ефремлян не достанет сил противостоять Ассириянам, враги, как только это увидят, восхотят поглотити их (Ис.28:4). А если бы и хватило у них сил, то не будет смысла сопротивляться, по причине упоения и пресыщения.

В той день будет Господь Саваоф венец силы людем своим (Ис.28:5), то есть царству Иудину; и сплетение славы, потому что Он будет ограждением для отражающих брань от врат, то есть для Езекии и тех, которые отразили брань от врат, ибо Езекия и близкие к нему молитвами своими отразили врагов от Иерусалима.

Сии же... пожерты быша вином (Ис.28:7). Это означает, что в царстве Езекии предавались роскоши и гордости не только простолюдины, но и священники и пророки, без сомнения, ложные.

Невоздержны в многоядении, потому что все трапезы наполнены изрыгающими и изрыгнутым, и нет там более места (Ис.28:8). Как изрыгающему отвратительно изрыгнутое, так предающиеся невоздержанию Иудеи гнушаются словом Божиим. Поэтому пророк присовокупляет: Кого хочет он учить ведению?.. иже отдоении (суть) от млека, отторженнии от сосца? (Ис.28:9), то есть в этом народе некого ему учить. Все или младенцы, которые не могут понимать, или и взрослые, но которые говорят, что не имеют нужды учиться.

Невнятным словом и языком иным возглаголю людем сим (Ис.28:11). Этим обозначается решительное наказание. И это оставалось тайной для народа, когда страх Божий был для него то же, что для извергающего пищу извергнутое им; но в действительности это исполнилось, когда Иудеи пригвоздили ко кресту Бога, и апостолы начали вещать народу дарованными им свыше языками.

Сотворихом завет... со смертию, то есть с царем Ассирийским. Со адом... сложение, то есть с Ассирией. Буря носима аще мимоидет, не приидет на нас. Иудеи рассуждали: "Этот бич, то есть нашествие Ассириян, будет поражать союзные с нами народы, а нас не коснется". Зане положихом лжу надежду нашу; мы надеемся на Ассириян (Ис.28:15).

Сего ради... се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, то есть царство краеугольное, многоценное под сенью алтаря, под херувимами. Или камень избранный есть Господь наш, Который положен в церкви Сионской во главу угла, чтобы в Нем те и другие, и горние и дольние, связуемы были миром. Он - верх стены, потому что Царь; и основание, потому что Своей правдой держит весь мир. И веруяй в Онь не устрашится (Ис.28:16). Кто так верует, тот, подобно Ему, не постыдится. И это есть тайна, запечатленная в Езекии, но в действительности исполнившаяся на Господе нашем, ибо Он, родившийся от Девы, есть Камень избранный.

И положу суд мерен (Ис.28:17), то есть отдам в руки Его праведный суд, чтобы судить верующих и неверующих. Это подобно сказанному: и суд весь даде Сынови (Ин.5:27). И градом истребится убежище лжи, то есть Ассириян, на которых надеялись князья Иудины. И убежище потопят воды, то есть надежда их потонет в водах (Ис.28:17).

Отымется от вас завет со смертью (Ис.28:18), то есть с Ассириянами, которых пророк уподобляет смерти.

В день, и в нощи... будет смятение (Ис.28:19), то есть между днем и ночью будут и ужас и спасение.

Покрывало коротко и не может покрыть, постеля узка, и невозможно на ней лечь (Ис.28:20). Этим пророк дает понять, что истребление Ассириян близко и не замедлит совершиться.

Яко на горе Фарасин (1Цар.14:11) востанет Господь... якоже в дебри Гаваонстей (Ис.28:21), то есть как поражены были цари в Гаваоне, так будут поражены и Ассирияне, но поражение будет неодинаково. Сотворит дела Своя, дела же Его необычайны (Ис.28:21), потому что различны наказания, насылаемые Им на нечестивых.

Он сеет чернуху... или... пшеницу и ячмень и просо (Ис.28:25). Как земледелец не прежде возделывания земли сеет, так и суд совершается по порядку, и определения исполняются одно после другого.

И научит его судом Божиим, и восхвалит (Ис.28:26). И действительно, Бог научил Ассириян судом Своим, и все народы будут славословить Бога за падение Ассириян.

Ибо не с жестокостию очищается чернуха. Как тмин и чернуха околачиваются палкой, потому что растения малы, так и вам, Иудеи, земные цари наносят легкие удары. Ниже коло колесничное обыдет кимина; но жезлом истрясается чернуха, и кимин (тмин) - палкою (Ис.28: 27). Как колесо колесничное ходит по пшенице, так великое войско Ассириян обойдет Ангел, подобно колесничному колесу. И Ассирияне будут сокрушены ради нас.

Ибо не для победы находим его. Не навек попустил ему Бог попирать города людей Своих и города других народов. И множеством колес колесничных и копытами сотрут его (Ис.28:28). Когда оружием Ассириян, как жезлом, Господь поразит города, представленные в образе кимина и чернухи, тогда сокрушит и самих Ассириян великим поражением, рукой Ангела, представленного в образе кола колесничного.

И сия от Господа Саваофа изыдоша: чуден совет, велика премудрость (Ис.28:29) в том, что, по Божию определению, после побед постигло Ассириян тяжкое падение.

Глава 29

Горе Ариилу, Ариилу, городу, в немже Давид воева! Соберите... от года до года... Озлоблю бо Ариила. Ариил есть Иерусалим, который был попираем, и сам попрал попирающих его. Пусть праздники совершают круг свой, то есть те празднества, которые замышляли прекратить Ассирияне. И будет сетование и скорбь... И обсяду... окрест тебе. Все это предшествует избавлению города. Поставлю... острог, то есть стеснят тебя осаждающие враги. И поставлю около тебя стражей... И смиришься, будешь говорить из праха, и будет глас твой аки гласящих от земли, то есть как бы узника из темницы (Ис.29:1-4).

Внезапу от Господа Саваофа... присещение бо будет со громом и с трусом и гласом великим, в бурях и вихрях и пламени огня поядающаго (Ис.29:5-6). Присещение (посещение) это будет животворно для Иерусалима и смертоносно для Ассириян.

И еще о спасении Иерусалима и о погибели Ассириян говорит пророк: И будет... множество языков, елицы воеваша на Ариила... аки гладный во сне ядущий (Ис.29:7-8), то есть Ассирияне не утолят своего голода, когда возмечтают поглотить Иерусалим.

Изумляйтесь и дивитесь: приходите в смятение, ужаснитесь, что упились, и не вином. Яко излия на них Господь дух усыпления, и смежил очи их и пророков их и князей их, видящих сокровенная. И видение всякого из них будет аки словеса книги запечатленныя (Ис.29:9-11). Ибо одни не будут читать ее по неведению, а знающие не осмелятся открыть ее, потому что запечатана.

И рече Господь: приближаются Мне людие сии усты своими... сердце же их далече отстоит от Мене (Ис.29:13). Пророк говорит это о тех, которые служили Богу и чтили Его по страху человеческому. Ибо Иудеи почитали Бога по заповедям человеческим, или по повелению Езекии.

Се, Аз приложу, еже разделити люди сия чудно (Ис.29:14), то есть отделю праведников от тех, которые чтут Меня из человекоугодия. И о таковых почитателях пророк добавляет: горе уклоняющимся от Господа, дела их ...во тме... Не якоже ли брение в руках скудельника вменитеся (Ис.29:15-16). Этим обличает тех, которые далеки были от страха Божия и замышляли всякое лукавство, не делали же худого только боясь Езекии.

И будет Ливан, аки Кармил (Ис.29:17). Так говорится об избавлении Иудеев, о котором возвещено будет во всех странах.

И услышат в день оный глусии словеса книги (Ис.29:18). Хотя говорится это о язычниках, которые были глухи к вещаниям пророков, но относится и к упорным Иудеям, которые собственными своими глазами видели спасение, предвозвещенное в книгах пророков.

И возрадуются нищии ради Господа в веселии (Ис.29:19), то есть Иудеи.

Изчезе попирающий, и погибе посмеятель, то есть царь Ассирийский, и потребишася вси поучающии неправде (Ис.29:20). Поучающие неправде суть те нечестивые Иудеи, которые вместе с Ассириянами понесли наказание.

Посему так говорит о доме Иакова Господь, сохранивый Авраама (Ис.29:22). Как спас Он Авраама от пяти царей, так спасет и сынов Иакова от Ассириян.

Глава 30

Горе, чада отступившая... сотвористе совет не Мною (Ис.30:1). Это говорится о тех Иудеях, которые бежали в Египет, не вопросив об этом Господа.

Будет бо вам крепость фараонова в постыдение (Ис.30:3), потому что и фараона поразит царь Ассирийский. Яко... он в Тане (Ис.30:4), то есть отмститель в Танисе (Цоане). Старейшины его, и вестницы его зли... пойдут к народу, иже не упользуют их (Ис.30:4-5). Князья народа Иудейского обратились к Египтянам, но Египтяне не помогут им, потому что Господь предаст их посрамлению и бесчестию.

Видение четвероногих юга, в земле печали и тесноты. Лев и львичищь: оттуду аспиды и змий парящий, иже везяху на хребтах ослов... богатство свое (Ис.30:6). Пророк обличает Иудеев, которые, будучи утесняемыми Ассириянами, искали убежища в Египте. И одни из них уподобляются льву и львенку, а другие аспиду и летучим змеям. Они везут богатство свое к Египтянам, напрасно надеясь на их помощь.

Ныне убо сед напиши сия на дске и в книгу (Ис.30:8); изобрази те бедствия, какие постигнут Иудеев и Египтян, у которых они искали прибежища. И все это начертай и напиши на скрижалях, открытых для всякого, чтобы осталось на будущее время.

Сынове... иже не похотеша слышати закона Божия, глаголюще ... видения видящым: не имейте видений... и пророком... не глаголите нам укоризны, но ... глаголите угодное нам (Ис.30:9-10), то есть удержите язык от несносных для нас обличений, и не изрекайте нам пророчеств скорбных.

И совратите нас с пути сего, о котором говорите, что приведет нас к убежищу сокровенному. И отымите от нас Святое Израилево (Ис.30:11), чтобы не отягощать более наш слух тягостными предсказаниями Божиих пророков, непрестанно повторяющих нам: "Так глаголет Святый Израилев".

Сего ради будет вам грех сей, аки расселина, грозящая падением, и аки стена высокая, ейже абие настоит падение (Ис.30:13), то есть упадет в предопределенное время, когда враги подвигнутся, нападут и сокрушат.

Тако глаголет Господь, Господь Святый Израилев: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися... но рекосте не тако: на конех всадники будем, и... на легких... побегнем. Того ради побегнете, и легцы будут гонящии вас... дондеже оставлени будете аки щогла на вершине гор и яко знамя носяй на холме (Ис.30:15-17). Пророки возвещали Иудеям: "Когда воздохнете и покаетесь, тогда будете спасены". Крепость ваша будет в уповании. Но вы говорили: Нет, на конех всадники будем, и... на легких... побегнем.

И падение его будет яко сокрушение сосуда глиняна, разбиваемого без пощады (Ис.30:14), то есть подобно разрушению глиняного, еще необожженного сосуда.

Плачем не восплачитеся, по причине отчаяния (Ис.30:19).

И ушеса ваша услышат словеса созади глаголющаго (Ис.30:21). Услышат не словеса пророков, вещающих вам в лицо, но глас народов чуждых, которые будут славословитъ Бога и побуждать к упованию на Того, Кто избавил вас от Ассириян.

Юнцы ваши и волове... наядятся плев смешенных со ячменем, извеяных лопатою и веялом (Ис.30:24). Пророк обещает чудное изобилие, среди которого и волам, возделывающим землю, не будут заграждать уста, по причине обилия земных плодов; на самом гумне, где молотится хлеб, будут они насыщаться плевами с ячменем.

И будет на всяцей горе высоце и на всяцем холме вознесенне... потекут... потоки вод... в день оный, егда погибнут мнози, и егда падутся столпи. И усилится свет небесных светил (Ис.30:25-26). Разнесется повсюду радостная весть в день великого истребления Ассириян и расхищения их стана, представленного в образе столпа.

В тот день истреблением Ассириян изцелит Господь сокрушение людий Своих (Ис.30:26), сынов Иудиных. Это же можно отнести и к Господу нашему. Слова: в день оный, егда погибнут мнози (Ис.30:25), - исполнились в сокрушении Иерусалима, сатаны и смерти, представленных в образе столпов. От апостолов и через них во все края вселенной потекли потоки радостного благовестия. Усугубился свет... (Ис.30:26), то есть не чувственный свет солнца видимого, который при страдании Иисуса Христа прелагался во тьму, но духовный свет ведения, представленный в образе небесных светил. И этот свет рассеял духовный мрак, лежавший на сердцах язычников.

Се, имя Господне, идет издалеча, горящая ярость Его: и славно видение Его (Ис.30:27). Это говорится о суде, произнесенном на царя Ассирийского.

И дух Его аки... поток... приидет даже до выи... еже смутити языки за обольщение суетным, и узду обольщения (Ис.30:28). Пророк говорит о хулах Ассириян и о гордости их уст, с какой дерзнули на брань с Тем, Кто побеждает всех.

Песнь ваша будет победным венцом, который освятится в праздник Иудеев по причине истребления Ассирийских полчищ. И веселием сердца (Ис.30:29), то есть весельем воздаст вам Господь за ту радость, с какой Ассирияне восходили безнаказанно на гору Божию, подступая к Иерусалиму.

И слышану сотворит Господь славу гласа Своего, соделав спасение народа Своего. И ярость мышцы Своея покажет на царе Ассирийском. С яростию и гневом, и со пламенем... с дождем и градом (Ис.30:30). Под этими образами представлена брань с Ассириянами.

И во всех делах его будет жезл рабства, который упокоит на нем Господь (Ис.30:32). Все народы будут превозноситься перед Ассириянами, когда услышат, что пала сила их и восстала свобода. И будет... ратовати... нань сильною бранию, потому что прежде времени уготовил он пищу себе, то есть умыслил поглотить град Божий, и злоба его уготовалась, в глубину и широту распространила жилище (Ис.30: 32-33). Злоба царя Ассирийского замыслила покорить святой град и надеялась, что владычество его будет вечно. Древа его многа, то есть многочисленны войска его, но от тени Господней, как огонь воспламенятся (Ис.30:33).

Глава 31

Горе сходящым во Египет помощи ради. Пророк снова укоряет Иудеев, которые предались бегству и удалились в Египет, надеясь там найти себе убежище во время тесных и смутных обстоятельств. И не беша уповающе на Святаго Израилева... И востанет на домы человеков злых, то есть Египтян (Ис.31:1-2).

Господь же отвратит руку Свою (Ис.31:3), то есть не спасет тех и других. Будут поражены и Египтяне, подающие помощь, и Евреи, ищущие помощи.

Занеже тако рече мне Господь: якоже возревет лев, или львичищь о ловитве... тако Господь Саваоф снидет на гору Сионю и на горы его воевати (Ис.31:4). Пророк обращает слово к колену Иудину, и именно к тем Иудеям, которые, уповая на Бога - крепость их, остались в земле своей, тогда как братья их бежали и рассеялись повсюду.

Обратитеся... сынове Израилевы (Ис.31:6), закосневшие доныне в упорстве.

И падет Ассур. Из-за вас постигло Ассириян такое тяжкое наказание. И падет Ассур не мечем человеческим (Ис.31:8), то есть не человеческими силами, но рукой Ангела. И сокрушатся князи его при виде чуда. Сокрушатся народ и князья его, видя обратившегося в бегство царя Ассирийского. Побежит он и в твердыне жилища своего укроется. Побежит скрыться в город свой Ниневию, подобно зверям, спасающимся от ловцов.

Говорит Господь, Которого свет на Сноне и пещь в Иерусалиме (Ис.31:9), то есть свет спасения в Сионе и пещь отмщения в Иерусалиме.

Глава 32

Се, в правде цари и князи со судом владети начнут (Ис.32:1), то есть Езекия и князья его. И будет человек... как убежище от ветра (Ис.32:2), то есть будет убежищем во время бедствий.

И ксему не рекут юродивому владети... Юрод бо юродивая изречет (Ис.32:5-6). Здесь подразумевается царь Ассирийский, который думал, что своей силой и силой идолов своих победит Езекию. И сердце смысленное уразумеет видение (Ис.32:4), то есть Езекия, который Рабсаковы письма отверзе... пред Гдсподем (Ис.37:14). Сердце юродивого творит неправду, еже совершати нечестие (Ис.32:6). Таков Рабсак в хуле на Бога. И глаголати... прелесть, как говорит Рабсак: "Где боги народов?". Еже тщу сотворити душу алчную и отнять питие у души жаждущей (Ис.32:6). С таким намерением говорили: да не прельщает вас Езекиа словесы... не предастся град сей в руце царя Ассирийска (Ис.36:14-15).

Великий духом совещает великое. Крепкий духом Езекия советует великое, потому что с твердым упованием взирает он на Бога. И... пребудет в величии (Ис.32:8), то есть будет спасен и сохранит величие царства своего.

Жены богатыя, востаните и услышите глас Мой: дщери, с надеждею слышите словеса Моя (Ис.32:9). Богатые жены и дочери надеющиеся - суть города Иудины, которые упоевались надеждой спасения.

И во дни года востенут (Ис.32:10). Они лишатся надежды своей, исчезнет спасение, оскудеют плоды земные, враги будут истреблять их в земле их. Это согласно со сказанным: еще лето (едино)... оскудеет слава сынов Кидарских (Ис.21:16). Преста обымание винное, с гумна собрано (Ис.32:10). Не придет избавление, которого ожидали.

Совлецытеся, наги будите, препояшите чресла своя во вретища (Ис.32:11), потому что земля ваша опустошена, и жители отведены в плен Ассириянами.

На земли людий Моих терние и былие возникнет, и во всяком доме веселия (Ис.32:13), то есть города Иудейские будут разрушены.

Храм будет предан забвению, то есть святой храм Иерусалимский. И прекратится сила, то есть не станет в городе многолюдства. Домы вожделения... будут... пещеры... радость ослом дивиим (Ис.32:14). Пророк имеет в виду падение Иерусалима; одни жители его в плену, другие бежали в Египет, ища себе убежища.

Дондеже найдет на ны Дух от Вышняго, и будет пустыня в Хермель, а Хермель в дубраву вменится (Ис.32:15). Земля Иудеев будет пустынна, как Кармил (Хермель); а Кармил, то есть во всем изобиловавшие Ассирияне, пожжен будет огнем.

И почиет в пустыни суд, которым праведный Судия отомстит за опустошение земли Иудейской. И правда в Кармиле вселится (Ис.32: 16), потому что Ассирияне получат должное воздаяние.

И будут дела правды мир (Ис.32:17). Иудеи будут вознаграждены миром и спокойствием за то, что почитали правду.

И вселятся людие мои во граде мира, то есть в Иерусалиме (Ис.32:18).

И град будет падать на лес, то есть на царство Ассирийское. Как поле до земли унизится град (Ис.32:19), то есть гордый стан царя Ассирийского, возвышавшийся подобно крепкому городу. Блажени сеющии при всяцей воде. Блаженны, - или потому что им предсказывается избавление; или потому что поверили пророчеству, изреченному к жившим при Езекии. Но это преимущественно относится к святым апостолам и проповедникам, которые семена спасительного слова посеяли во всех народах. Идеже вол и осел попирает (Ис.32: 20). Под образом вола представлен здесь народ Израильский, бывший под игом закона, а под образом осла представлены язычники, которые по закону почитались нечистыми. И святыми апостолами им всем одинаково преподано и во всех всеяно благовестие Евангелия Христова.

Глава 33

Горе расхитителю! не расхищайте; а если пожелаете расхищать, сами будете расхищены (Ис.33:1). Пророк предостерегает Иудеев, чтобы не вдавались в хищение, хотя и расхищали их Ассирияне. Если пожелаете обманывать, сами будете обмануты. Пророк говорит, что если не пребудете в завете с Богом, то сами будете обмануты теми обманщиками, которые желают вашего переселения в Египет.

Господи, помилуй ны, на Тя бо уповахом (Ис.33:2). Эта молитва народа Иудейского.

Гласом страха Твоего ужасошася языцы, и от величия Твоего... разсеяшася (Ис.33:3). Так с бодрым духом говорят те самые, которые прежде просили об окончании своих бедствий.

Ныне же соберутся корысти вашя... наполнися Сион суда и правды (Ис.33:4-5). Соберется все, что похитили у них Ассирияне. Иудеи не только возвратят свое, но даже возьмут и собственность Ассириян. Если явлюсь им, горько возрыдают, то есть у Ассириян потекут слезы, когда ощутят силу Мою. Вестницы... мира... горце восплачутся (Ис.33:7). Мирные вестники, посланные Езекией к царю Ассирийскому, восплачутся, потому что не дал им мирных посланий, которых они желали; восплачутся, видя падение, угрожающее их братьям.

Опустеша путие; не стало проходящих (Ис.33:8). Нет идущих во Иерусалим на праздники, потому что вся страна занята Ассирийскими полчищами, и нет проходящих по дорогам.

И посрамлю Ливан, опустошен Васан и Кармил (Ис.33:9) в нашествие Ассириян, которые разграбили и опустошили всю страну. Но, может быть, и сами Ассирияне представлены здесь в образе опустошенных Ливана и Кармила, ибо Господь посрамил царя Ассирийского.

Зачнете терния, и породите стебли в духе вашем (Ис.33:11). И это говорит пророк об Ассириянах. Ибо в объяснение этого присовокупляет: <I>И будут языцы пожжени в известь, аки терние, собранное для сожжения... услышат дальний, яже сотворих (Ис.33:11-13). По воле Божией произошло так, Что некоторые из народов, собранных Сеннахиримом, избавились от общего истребления Ассирийскими войсками. И благость Милосердого послала их по городам, которыми проходили, чтобы возвещать, что постигло Ассириян у града Божия. Уведят приближающиися крепость Мою (Ис.33:13), то есть вы, Иудеи, которые преимущественно перед другими народами близки были к Богу, потому что имели ведение о Боге.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.