|
Замечание о содержании пророчества Исаии 4 глава
Во сретение жаждущему воду принесите, живущий во стране Феманове, со хлебы сретайте бежащыя. ибо они от мечен бегут (Ис.21: 14-15). Пророк убеждает жителей Фемана, то есть Аравитян, выходить навстречу Иудеям с хлебом и водой, когда побегут они от Ассириян, нашествие коих близко.
Яко сице рече Господь ко мне: еще лето (едино), якоже лето наемника, оскудеет слава сынов Кидарских (Ис.21:16), то есть или по истечении одного года погибнет слава их. или уничижение их продолжится один год.
И останок луков сильных сынов Кидарских будет мал (Ис.21:17). Этим показывается, что у Аравитян было много стрелков, людей военных, но Ассирияне уменьшили число их, впрочем, не своей силой, но по определению Божию, произнесенному на них, за грехи их.
Глава 22
Что бысть тебе, яко ныне возлезосте вси на храмины? (Ис.22:1). Пророк обращает речь к Иерусалиму и жителям его, которые от страха взошли на кровли домов.
Наполнися крепкий град вопиющих. В смятение пришли и ужаснулись жители Иерусалима, услышав о приближении врагов своих. Уязвленнии твои не мечьми уязвлены (Ис.22:2), потому что поражены Ангелом, или погибли от голода и других бедствий. Слова: Что бысть тебе, яко ныне возлезосте, могут иметь и тот смысл, что жители Иерусалима после приближения врагов взошли на возвышенные места, чтобы видеть число их. Вси князи твои побегоша вкупе и не нашли дороги, потому что объял их страх. Оставшиеся связаны луками, то есть низложены стрелами врагов и связаны узами рабства; и крепцыи... далече отбежаша (Ис.22:3). Иные же решились далеко бежать и искали спасения в переселении.
Оставите мене, да горце восплачуся об Иерусалиме. Относится это к тому времени, когда надругались над Иерусалимом враги Ассирияне, которые вскоре после этого были чудесно умерщвлены Ангелом. Не належите утешати мя о сокрушении дщере рода моего (Ис.22:4), потому что велико бедствие, постигшее жителей Иерусалима.
Озирает стены Ассирийское войско. Вопиет на горах Езекия и народ его (Ис.22:5).
Еламите же взята тулы, то есть враги, пришедшие метать в них стрелы. И всадницы человецы на конех приготовились напасть на город со всех сторон. И стену... обнажил щит (Ис.22:6), то есть не стало воинов, рядами стоящих вокруг стены.
В тот день посмотришь на оружие дома дубравы (Ис.22:8. 3Цар. 10:17), то есть на оружие, которое взято Ассириянами.
И открыют сокровенная домов краеградия Давидова, и узрят, яко множайшии суть. Видно будет, что стены городов Иудиных разрушены врагами. И яко отвратиша воду нижния купели (Ис.22:9), и наполнили ею домы Иерусалима. Жители Иерусалима, предполагая, что осада города будет столь же продолжительной, как и осада Самарии, для сбора и сбережения воды устроили новые водоемы.
И соградили домы на утверждение стене градней (Ис.22:10), то есть построили небольшие хижины, или ископали пещеры, в каких обыкновенно помещалась бдительная стража для охранения города от нападения разбойников и воров.
И сотвористе себе воду между двема стенама, то есть сделали рвы, какие обыкновенно выкапывают за городской стеной, чтобы наполнились они большим количеством воды, и, окружая собой стену, препятствовали воинам подступать к городу или, по крайней мере, замедляли приступ. И не воззресте на сотворившаго ю исперва, и сограждшаго ю не видесте (Ис.22:11), тогда как задолго прежде предсказано было об этом нашествии Ассириян.
И призва Господь, Господь Саваоф... плачь и рыдание (Ис.20:12), то есть призвал к покаянию и сокрушению о сделанных прежде грехах.
Сотвориша радость и веселие, то есть то, что по намерению Господа должно было расположить их к покаянию, произвело в них отчаяние. Глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем (Ис.22:13).
Яко не оставится вам той грех, дондеже умрете (Ис.22:14). Это означает или то, что грехи ваши не продлятся долее наказания, или то, что не умрете в отчаянии, но при сердечном сокрушении и покаянии будете утешены ожиданием лучшего.
Иди в кущу ко Сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде? (Ис.22:15-16). Уступи место тому, кто лучше тебя. И ты уступишь, потому что пойдешь в плен и рабство.
Яко истесал еси себе зде гроб и сотворил еси себе на высоце гроб, и написал еси себе на камени кущу (Ис.22:16). Ты уготовляешь себе здесь гроб и думаешь, что как славен был при жизни, так будешь славен и по смерти; но верно то, что мысль твоя обольщает тебя.
Се, ныне Господь Саваоф извержет (Ис.22:17) тебя из земли сей в землю иную, и забудет тебя.
Бросит тебя, как клубок (Ис.22:18), потому что Он - владыка царств, по Своему произволению и суду управляет царствами и раздает их. По этому-то праведному суду низложен Сомнан, сын Соханов, и избран Елиаким (Иоаким), правитель верных, которые не были отведены в чуждые страны. Сомнана пророк сравнивает с клубком, потому что как дети бросают клубок с одного места на другое, так и его будут изгонять и как бы бросать с одного места на другое.
Там будешь уничижен ты, извержишися от степене твоего, тамо умреши, будешь свержен с колесницы славы своей, и поясом твоим опояшу его (Ис.22:18-19), то есть власть твою передам Елиакиму, сыну Иосиину.
И будет вместо тебя яко отец живущим во Иерусалиме... И будет на престоле славы дому отца своего (Ис.22:22-23), то есть через него прославится весь дом отца его.
От него будет зависеть вся слава дома отца его... все музыкальные орудия до гуслей (Ис.22:24). Этим пророк дает понять, что по слову уст его будет совершаться и псалмопение, учрежденное Давидом, и другие священные служения.
В тот день... истребится гвоздь, вбитый в твердом месте (Ис.22:25), то есть Сомнан обратится в ничто, когда вступит на его место Елиаким.
Глава 23
Видение на Тира. Плачитеся, корабли Фарсийские; похищен из дома приносивший корысти (Ис.23:1). Пророк призывает корабли Фарсийские плакать о тех кораблях и мореходах, которые внезапно, у пристани Тира, взяты в плен Вавилонянами и отведены в Вавилон. Ибо домом пророк называет пристань, а приносившими корысти называет корабли Фарсийские. От земли Китейския возвещено нам, то есть о таком бедствии Тира принесли весть корабли Греческие, избежавшие опасности. Молчите, живущии во острове (Ис.23:2). Молчанием пророк называет то оцепенение и тот ужас, какие овладеют жителями Тира при неожиданном нашествии Вавилонян.
Купцы Сидонские, мореходы, наполнявшие тебя, со многих вод привозившие к тебе семя купеческо, жатву реки (Ис.23:3). Производящие морскую торговлю, как бы в море повергают семена, и с него как бы собирают жатву - прибытки и лихву; но купля их сделается добычей других народов. Рекой означается здесь египетская река Нил; жатвой же реки называются земные произрастания, какими обогащаются народы вследствие разлития Нила.
Усрамися, Сидоне, рече море. Крепость же морская рече: не болех, ни породих. Море насмехается над Сидоном, как бы говоря так: "Я не рождало таких юношей и кормчих, славных мореходством, как твои мореходы. Почему бы им не спасти матерь свою и торговлю свою? Но они не смогут этого сделать". Егда же слышано будет во Египте, приимет я болезнь о Тире (Ис.23:4-5), то есть Тир и Сидон будут приведены в ужас силой могущественного врага, поэтому исчезнет всякая надежда на выгодную торговлю.
Идите в Фарсис, то есть Кархидон (Ис.23:6), спасайтесь бегством, потому что Тирской пристанью овладели чуждые войска, и нет к ней доступа. Или пророк обращает речь к спасшимся, то есть бежавшим с Тирской пристани и поселившимся на ближайших островах, чтобы они всюду разносили весть о падении Тира.
Далеко несут его ноги (Ис.23:7); собственные ноги Тирян понесут их далеко от отечества, и переселятся они в Вавилон.
Кто сия совеща на Тира, раздаятеля венцев? Господь крепкий определил это о Тире, из-за пышности его, великолепия зданий его, разврата и гордости обитателей его. Поскольку Господь через посланников Своих пророков побуждал жителей Тира к покаянию, но они не покаялись, то предает их плену, чтобы обезчестити всякое славное его (Ис.23:8-9).
Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река; некому изгнать тебя (Ис.23:10). Этим подается жителям Тира надежда, что корабли Фарсисские будут ходить наполненные, подобно реке во время разлива. Это обещание повторяется им и далее.
Возстань дщерь Сидона... иди к Китииом, то есть на острова Греческие. Ниже тамо будет тебе покой (Ис.23:12). Это и там будет народ, угнетающий тебя, но и он изопьет ту же чашу, какую ты испила.
Поставили соглядатаев, осмотрели чертоги, обратили в развалины (Ис.23:13), то есть враги, которые разграбили город и совершенно истребили его. Плачитеся, корабли Фарсисские (Кархидонстии), яко погибе твердыня ваша (Ис.23:14). Твердыней или называются корабли, приставшие к пристани Тира и разграбленные, или самый Тир называет пророк твердыней кораблей Фарсисских.
Оставлен будет Тир седмьдесят лет в Вавилоне... И по седмидесятих летех воспоют Тиру... песнь блудницы (Ис.23:15), то есть жители Тира по возвращении своем не Богу воздадут славу, но будут только с песнями ликовать и веселиться в отечестве своем.
И будет по седмидесятих летех, присещение сотворит Бог Тиру, и паки возставится на прежнее, то есть по-прежнему обратится к торговле. И будет блудодействовать со всеми царствами (Ис.23:17). От торговли со всеми царствами разбогатеет, как богат был прежде.
И будет его купля и мзда свято Господеви, как предсказывает об этом и пророк Захария (Зах.9:4), но это совершится не в пленение Вавилонское, а в пленение Гога и Магога.
Глава 24
Се, Господь разсыплет вселенную и опустошит ю (Ис.24:1). Так и совершилось в земле Израильской в нашествие Салманассара и Сеннахирима.
И будут людие аки жрец, то есть во время пленения, потому что в плен отведены будут и знатные, и простолюдины, и сильные, и немощные. И раб аки господин (Ис.24:2), ибо при переселении Израильтян будут переселяться без различия люди всякого звания.
Понеже преступиша закон... и разрушиша завет вечный (Ис.24:5), то есть завет, в который вступили отцы их на Хориве.
Сего ради наказаны будут живущии на земли (Ис.24:6). Пророк перечисляет те бедствия, какие последуют; запустение и нечистота заградят все входы; невозможно будет внести необходимой пищи.
Восплачется жито (вино), возрыдает виноград. Этим пророк указывает на то, как поступил Сеннахирим с нивами и виноградниками в земле Иудейской, ибо он повелел все истребить и предать огню, когда пришел на брань с Езекией.
Пророк представляет жито и виноградные лозы говорящими и плачущими о тех, которые сеяли, насаждали и трудились в возделывании, но не получили за труды утешения, потому что все истребил Сеннахирим, а то что осталось после него, истреблено Салманассаром. Возстенут вси радующиися душею (Ис.24:7), воздыхают радовавшиеся в прежние мирные времена, какими наслаждались Израильтяне. Душа полна была прежде радости, а теперь будет воздыхать, потому что все исполнены скорби. Горька бысть сикера пиющым. И сикера сделается горькой. Опусте всяк град, заключились все хранилища (Ис.24:9-10). Обитатели оставят разоренный город, а у домов двери будут казаться как бы запертыми, потому что некому входить в них.
И останут града пусти... якоже аще кто отрясает масличину... и (якоже) аще останет от обымания винограда (Ис.24:12-13), то есть в земле Израильской так мало останется обитателей, как мало остается маслин на масличном дереве и гроздов на виноградной лозе после уборки плодов. Если и остаются на них плоды, то или потому что не замечены собирающими, или потому что гнилые, или потому что еще не созрели.
И восхвалят величие Господне (Ис.24:14) за истребление войск Сеннахирима, истребленных мечом Господним.
Сего ради на всяком месте прославлят Господа... от крил земных... слышахом хвалу (Ис.24:15-16), то есть из Иерусалима услышали мы пророчество праведного Бога, Который вещает: Моя тайна, Моя тайна, то есть тайна, возвещенная Богом пророку об избавлении, какое Господь соделает народу Своему.
Увы мне! нечестивые нечествуют (Ис.24:16). Они Господа всяческих почитают за равного бессильным истуканам, и надеются жить безбоязненно, не хотят, чтобы страхом удерживали их от совершения беззаконий.
Страх и пропасть и сеть на тебя, живущаго на земли (Ис.24:17). Живущим на земле пророк называет Сеннахирима.
Яко окна с небесе отверзошася (Ис.24:18), то есть окна смерти, отверстые на небеси Ангелом для истребления войск царя Ассирийского.
Колебанием поколеблется земля... аки пиян... и потрясется аки овощное хранилище (Ис.24:19-20). Пророк говорит о гибели Ассирийского войска; оно падет, и некому будет восставить его.
И... наведет Господь на утварь небесную руку на высоте, и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице (Ис.24: 21-22). Наведет Господь руку на гордые войска и на гордых вождей Ассирийских. Но не спасутся и другие цари, потому что пророк добавляет: и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице и помыслят на связаннаго. Этим указывается на то, что Ассирияне со своими союзниками собрались и умыслили зло и погибель Иерусалиму, Езекии и Иудейскому народу, который, как в темнице, заключен был в стенах Иерусалима.
И устыдится луна и посрамится солнце. Луной и солнцем пророк называет или Ассирийских богов, на которых надеялись Ассирияне, или славу и могущество самих Ассириян. Яко воцарится Господь сильный в горе Сионе. Не иной Господь, но Тот, Который прославится поражением Ассириян, и пред святыми своими прославлен будет (Ис.24:23) из-за тех чудес, которые совершит перед Езекией и его приближенными.
Глава 25
Господи Боже мой, прославлю Тя (Ис.25:1) за поражение Ассирийского войска, издавна предопределенное, и за избавление, обещанное Тобой Иерусалиму, ныне же совершившееся.
Яко положил еси град в персть, то есть стан Ассирийский сделал кучей трупов, или город царей Ассирийских обратил в груду камней, о чем пророчествовал Наум. И в жилище чуждых да не созиждется во век (Ис.25:2), то есть город не будет возобновлен жителями; или царь Ассирийский, пришедший с воинством, не будет вовек иметь чести в войске своем, потому что и город разрушен, и войско истреблено.
Сего ради благословят Тя людие мнози (Ис.25:3), то есть благословят народы, сопредельные Иудеям и живущие в окрестностях Иудеи, потому что ради Иудеев спаслись они от гибели; благословят и те из Ассириян, которые спаслись от поражения, бежали и возвестили Сеннахириму. Итак, восхвалят народы, вместе с домом Иудиным, и рекут: Был бо еси... помощник народу Твоему от притеснения гонителей, покров от бури. Под образом бури представляет пророк угрозы Рабсака и друзей его. Сень от зноя. Для Иудеев был Ты покровом от бури и сенью от зноя (Ис.25:4).
Уничижится гордыня чуждых во время скорби. Это пророк говорит об Ассириянах, гордость которых уничижена будет их смертью, как зной тенью облака. Как для путника тягостен зной, когда воздух от густых облаков делается удушливым, так тяжело будет поражение, которое постигнет Рабсака и сподвижников его. И жезл крепких уничижится (Ис.25:5), то есть уничижится Сеннахирим истреблением войск его.
И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей пиршество тучное (Ис.25:6). Иудеи, в день избавления, действительно ликовали и славословили Господа в Иерусалиме; но вполне исполнилось пророчество на Господе нашем, когда на горе Иерусалимской преломил Он тело Свое и преподал кровь Свою, и сказал; сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). Вот пиршество небесное и духовное, пиршество от века соблюденное и тучное, пиршество Животодавца и Крепкого, пиршество в век пребывающее, которого будут причащаться все народы, как и сказано: И сотворит Господь Саваоф всем языком... пиршество тучное (Ис.25:6).
И истребится на горе сей лице властелина, властвующего над всеми народами (Ис.25:7). Хотя пророк говорит здесь о Сеннахириме, но указывает и на диавола. Духовный смысл почти везде неразрывно соединен со смыслом историческим. Изречения пророков о том, что было и будет с народом Иудейским в таинственном смысле надобно относить и к устроению Церкви Христовой, к Промышлению Божию о праведниках и к Суду на нечестивых.
И пожерта будет смерть победою во век. Этим пророк дает понять, что врачевством Жизни, то есть Христом Господом нашим, умерщвлена смерть, и смертью Христовой всем народам дано обетование истинного воскресения. И отымет Господь Бог всякую слезу от всякаго лица с истреблением Ассириян, и отымется поношение людий Его, то есть поношение, которое терпел народ Иудейский, слыша хулы, произносимые Рабсаком. Уста бо Господня глаголаша сия (Ис.25:8), Господь исполнит то, что сказал на Ассириян, и действительно исполнил вскоре, разрушив царство Ассирийское, но исполнит и в конце времен, когда сатану, князя века сего, изгонит вон и низринет в темницу на веки веков.
И поперется Моавитида (Ис.25:10). Моавитяне, злые притеснители Иудеев, не будут помилованы, как народ Иудейский, но будут уничижены под ногами Ассирийцев по силе и воле Божией.
И воздвигнет руце свои, как плавающий распростирает их для плавания. Моавитяне в надежде на идолов своих вступят в брань с царем Ассирийским, но он смирит гордыню Моавитян и ловкость рук их. И славу их обратит в безчестие (Ис.25:11), то есть с Моавитянами посрамит вместе и те народы, к которым обращали они взоры свои и простирали руки свои.
И высоту убежища ограды твоея смирит, то есть разорит столицу Моавитян, и обнизится даже до земли (Ис.25:12).
Глава 26
Се, град крепок, и спасение нам положит стену и ограждение (Ис.26:1), но не они спасли меня.
Отверзите врата, да внидут людие хранящии правду и хранящии истину (Ис.26:2), то есть отверзите врата храма, чтобы вошел в него сонм праведников для славословия, потому что город спасен верой и упованием на Бога, а не силой и мечом человеческим.
Сохрани нам мир (Ис.26:3). Сохрани нам вовек тот мир и ту тишину, какими наслаждаемся теперь.
Путь убогих прав (Ис.26:7), то есть тех благочестивых, которые приближаются к Богу.
Имени Твоего и памяти Твоей желает душа моя (Ис.26:8). Именем, которым поражены Египтяне, разделилось море, потоплен фараон, истреблены Хананеи, этого имени вожделевает душа моя, в скорби и в тесноте, постигшей нас от Ассириян.
От нощи утренюет дух мой (Ис.26:9). Сильное желание прийти к Тебе возбуждает меня от сна; глубоко лежащее в душе моей упование влечет меня пред лице Твое и, еще до наступления дня, во мраке ночи, устремился я к Тебе, Тебя имел в уме своем и умолял Тебя соделать со мною, что всегда творишь Ты сонму праведников Твоих. Ибо по судам Твоим на земли поучаются правде Твоей живущий на земли (Ис.26:9). Это согласно с тем, чему Дух Божий учит в книге Псалмов: Знаемь есть Господь судьбы творяй (Пс.9:17). Пророк выражает этим, что, видя отмщение, какое Господь сотворил Ассириянам в земле нашей, обитающие на земле познают, как праведно наказание Твое. Ибо Ты праведен и Бог не хотяй беззакония. Ты еси (Пс.5:5).
Нечестивый удаляется, чтобы не познать правду. Нечестивый пребывает в заблуждении; мысль его носится в отдаленных от него странах и родах, и дух его скитается, а поэтому не уразумевает он путей праведного суда, совершенного Тобой в настоящее время; не уразумевает он правоты и прежде совершенных Тобой судов, хотя настоящим подтверждается, что и прежде соделанное Тобой было праведно, ибо суды Твои правы во все времена. Говоря, чтобы не познать правду, пророк подразумевает или тех Иудеев, которые предались бегству, не поверив, что можно спастись от нашествия Ассириян чем-либо иным, кроме бегства, или тех, которые хотя и не предались бегству, но и после чуда не сделались праведными. Врзумление на земле служит уроком; так, вразумление, сделанное Ассириянам, служит уроком всей земли. Да не видят славы Господни (Ис.26:10). Так нераскаявшиеся, после того, как увидели спасение, соделанное Господом народу Иудейскому, не видят славы Господней.
Высока Твоя мышца, и не видеша. Не видят руки, наказавшей Ассириян. Но и те, которые не видят спасения народа Иудейского, увидят и устыдятся... ревности народа, то есть те немногие, которые останутся, увидят любовь и ревность Божию к народу Своему и постыдятся идолов своих, не оказавших им никакой помощи. Как огнь истребишь супостатов Твоих (Ис.26:11). Истребишь тех, которые прогневали величие Твое и хулой уст своих возжгли против себя огнь гнева Твоего.
Были над нами властители кроме Тебя, то есть Ассирияне, которые хотели царствовать над нами вместо Бога нашего. Но мы имя Твое именуем (Ис.26:13), имя сокровенное, но являющее себя среди нас в знамениях, совершаемых из рода в род.
Не воскрешают мертвые; ни сами, ни боги их не воздвигают из мертвых исполины (Ис.26:14). Не поднимут из праха, подобно Тебе, воздвигающему от земли нища (Пс.112:7), и восставляющему мертвых из праха. Потому что Ты посетил и погубил их (Ис.26:14), то есть исполинов древних, которых истребил Ты потопом при Ное, и князей Египетских, которых с колесницами их потопил в море, и всадников их сокрыл в морских волнах.
Умножил еси Ты, Господи, людей Твоих, умножил еси, к прежним благодеяниям, явленным народу Твоему, присовокупил еще новые. Отступил от хребта их, чтобы не наказывать их с прежней строгостью. И отразил все концы земли (Ис.26:15), то есть все множество воинов, какое с Ассириянами собралось от всех концов земли.
Господи, в скорби помянухом Тя, то есть Иудеи, и в тесноте жаловались, терпя наказание Твое (Ис.26:16), потому что почитали оное тяжким и, по слабости сил, невыносимым.
И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича (Ис.26:17), так и они приведены в содрогание тем наказанием, какое наложил на них Господь.
Спаси нас, да не погибнем на земли (Ис.26:18). Спаси, чтобы не покорили нас в земле нашей, не отвели нас в плен в землю чуждую, и не погибли мы среди язычников. И да не падут живущии на земли (Ис.26:10), то есть живущие на земле Твоей, почитатели имени Твоего да не перестанут прославлять чудо, сотворенное Тобой для спасения нашего.
Да воскреснут мертвии Твои, да востанут иже во гробех, то есть Иудеи. Воспряните... лежащии во прахе. Да будут славословить Тебя, и вместе с нами да возрадуются о нашем воскресении и все поверженные в скорбь, как во прах. Роса бо, яже от Тебе... есть роса света, потому что спасение Твое есть свет, и озаряет все народы, обращающиеся к Тебе, подобно тому, как роса укрепляет земные произрастения. Земля же исполинов падет (Ис.26:19), то есть истребится войско Ассирийское.
Идите, людие Мои, внидите во храмину вашу. Своими людьми Бог называет Иудеев. Укрыйтеся мало елико елико, дондеже мимоидет гнев Господень (Ис.26:20), то есть или мимо идет войско Ассирийское, которое есть орудие гнева Господня, или пройдет время скорбей, предопределенное сынам гнева.
<I>Ибо вот, Господь выходит от места Своего, то есть из жилища Своего, где восседает Он на крылах Херувимов. И посетит нечестие обитателей земли, то есть за нечестие накажет всех грешников, живущих на земле и в особенности хулу Рабсака. И открыет земля кровь свою и не покрыет избиеных своих (Ис.26:21). Во время наказания, какое постигнет Ассириян за то, что проливали кровь сынов Иудиных, не укроются от него Ассирияне, чудесно истребленные Ангелом.
Глава 27
В той день наведет Господь мечь Свой твердый, и великий и крепкий, на левиафана змиа упорнаго, и на левиафана змиа лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори (Ис.27:1). Пророк так обозначает царей, гонителей народа Иудейского. Два образа особенно указывают на двух царей: Ассирийского и Вавилонского, которые, как упоминает Исаия, вели долговременную войну с Иудеями. При этом царь Ассирийский уподобляется змию упорному и лукавому по причине великой злобы и хитрости, потому что Ассирияне первыми стали домогаться владычества над целой вселенной. Вавилонский же царь уподоблен дракону, сущему в мори, потому что Вавилон был окружен и укреплен множеством вод. Царь Вавилонский в гордости говорил: "Наслаждаюсь миром; никто не может сделать мне зла; я безопасен, как дракон в море". Подобно этому и по той же причине пророк Иезекииль называет царя Египетского змием великим, покоющимся среде рек (Иез.2963). Но вероятно пророк в малых образах изобразил здесь славные таинства и указал на тот день, в который Бог посетил и искупил мир, разрушил дела диавола. А так как дела сатаны многочисленны, то пророк и дает ему различные наименования.
В той день виноград добрый, пойте над ним (Ис.27:2), то есть в это самое время восстанет народ, и не такой народ, который уподоблен мной винограду запустевшему, приносящему только дикие грозды; ему воспойте сыны света словом Господним, какое открыто мне от Господа.
Я, Господь, стерегу его, то есть постоянно охраняю народ Мой, потому что Сам пекусь о делах его. Буду посещать его, ночью и днем стеречь его (Ис.27:3). Это сходно со сказанным Езекии: защищу град сей (Ис.37:35).
Разве нет у тебя стены? Я тебе стена. Кто же возрастил в тебе волчцы и терны? (Ис.27:4). Так называет пророк Ассирийское войско, которое пришло и вторглось в достояние Господне. Вскоре дохну на него, и пожгу. Это изъяснил Сам Дух, говоря далее: будут народы сожжены, аки прах дробный (Ис.27:9).
И сотворю мир ему (Ис.27:5), когда прибегнет ко Мне.
Прозябнет и процветет Израиль, и наполнится вселенная плода его (Ис.27:6), потому что Израильтяне повсюду будут проповедовать о чудесах, совершенных недавно для их спасения, и о чудном исшествии из Египта отцов их. И эти семена, посеянные в слышащих, принесут обильные плоды правды по всей вселенной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|