Сделай Сам Свою Работу на 5

Замечание о содержании пророчества Исаии 3 глава





Приимеши притчу сию на царя Вавилонска. Сокрушил Господь жезл крепкаго и трость властелина. Приимеши притчу (Ис.14:4-5); это обратится в пословицу, дойдет до потомства, и поздние внуки будут повторять; "Сокрушил Господь владычество Вавилона, в ничто обратил крепость юношей его".

Поражаяй язык язвою ярости, нещадно. Он поражал народы по одному гневу, не имея к тому никакой побудительной причины. Почи уповающи (Ис.14:6) вся земля, как скоро падет и погибнет царь Вавилонский.

Вся земля вопиет со веселием (Ис.14:7) в день низложения его. И древа Ливанова возвеселишася о тебе и кедр ливанский (Ис.14:8). Пророчество это исполнилось на князьях и царях земных, которые трепетали прежде могущества Вавилонян, и возрадовались, когда был убит царь Вавилонский. Но еще более исполнилось оно на праведниках, которые возрадовались низложению сатаны, совершенному на Кресте Христом Сыном Божиим.

Все цари языческие придут и рекут тебе: и ты пленен еси, якоже и мы (Ис.14:10), также приведен в бессилие.

И сниде слава твоя во ад, как и наша: под тобою постелют вместо ковров гнилость, и вместо шелковых одежд покров твой червь (Ис.14:11).



Како спаде с небесе тот, кто говорил: выше звезд небесных поставлю престол мой (Ис.14:12-13). Царь Вавилонский возрыдал заутра, в тот день, который воссиял по совершении семидесяти лет, и в который Евреи получили избавление, а царство Вавилонское рушилось.

Ныне же не на небо взыдеши, но во ад снидеши во глубину бездны (Ис.14:15). Во глубину бездны низринут будешь ты, мечтавший взойти выше звезд.

Вси видевшии тя удивятся... и рекут: сей человек раздражаяй землю (Ис.14:16), увлекавший в плен обитателей ее.

Мечом своим потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту и грады ея разсыпа. Оружием войск своих всю землю обратил в пустыню. И плененых не разреши (Ис.14:17). Во гневе своем не давал свободы узникам своим. Ибо царь Иудейский Иехония, плененный Навуходоносором, уже по смерти Навуходоносора разрешен от уз Меродахом.

Ты же повержен будеши вне гроба, как негодный сук (Ис.14:19). Предсказывается, что царь Вавилонский будет убит, и труп его не удостоится погребения. Над тобой покров мертвецов, иссеченных мечом. Таких мертвецов покрывает груда камней; так и на труп царя набросана будет груда камней.



Не возвеселишься с ними во гробе, то есть не будешь положен во гроб, как другие цари. Зане землю мною погубил еси, потому что за твое нечестие подвергся наказанию Вавилон. Не пребудеши в вечное время, семя злое (Ис.14:20). Злое семя царя Вавилонского не наследует царства.

Уготови чада твоя на убиение (Ис.14:21), потому что за нечестие отца и у семени его отнято царство.

Видение на Филистимлян. Не радуйтеся, вси иноплеменницы, сокрушися бо жезл биющаго вы. Не радуйтесь тому, что со смертью Ахаза сокрушился ярем рабства, возложенный на нас Ахазом. От семене бо змиина изыдут изчадия аспидов, то есть от семени Ахаза, которого пророк уподобляет змию, произойдет Езекия, уподобленный пророком аспиду и крылатому змию. И изчадия их изыдут змии парящии (Ис.14: 29). Иудеи насладятся миром, а Филистимляне во все царствование Езекии не будут вредить Иудеям, которым при Ахазе причиняли вред многие народы.

И упасутся первенцы убогих, то есть Иудеи, которые во времена Ахаза, предшественника Езекии, были сильно угнетаемы разными народами. И потребит гладом семя твое (Ис.14:30), потребит гладом, который постигнет тебя во время нашествия врагов твоих.

Зане дым от севера идет. Под образом дыма представлен здесь Сеннахирим. И несть, иже пребудет (Ис.14:31). Никто не избавится от плена, не избежит попаления.

И что отвещает вестнику языков? Что Езекия ответит посланному к нему вестнику народов? Яко Господь основа Сиона, и тем спасутся смиреннии людий Его (Ис.14:32).

Глава 15

Слово на Моавитскую землю. Нощию погибе град Моавитский, и ужаснулись Моавитяне, что прорицатели их заранее не возвестили о нашествии опустошителей. Нощию... погибе стена Моавитская (Ис.15:1), и изумились, что не предварили и не открыли им сего идолы их.



Идут во храм Дивон на высоты плакатися над Нававом и Мидавой, то есть спасшиеся от меча пошли на высоты плакать перед идолами своими о постигшем их бедствии, плакать о Нававе (Нево) и Мидаве (Медеве), божествах их, взятых в плен. Рыдает Моав, на всякой главе плешь. Везде рыдание и сетование, от самого капища идолов. Всякая брада обрита. Постигший страх и отчаяние заставляют всех обрить себе бороды. На стогнах его, вси возрыдайте с плачем (Ис.15:2-3), предавшись бегству.

Возопи Есевон и Елеала, даже до Иассы услышася глас их. Плачут все города Моавитские, и вопль переходит из города в город. Сего ради воины Моавитиды вопиют (Ис.15:4), или потому что самые воины лишаются оружия своего, или под тяжкой скорбью воинов пророк изображает жестокое бедствие всех Моавитян.

Сердце мое рыдает о Моаве в духе своем, потому что с Моавитянами духом своим пророк, и рыдает о них. Даже до Сигора: юница бо есть трилетна. Трехлетней юницей пророк называет Сигор, или потому что он составлял третью часть владений Моавитских, или означает этим то, что, по истечении трех лет, поругана будет слава Моавитян. В возшествии же Луифа к тебе плачущеся взыдут, то есть пойдут в плен со слезами, путем Арониимлим вопль и сотрение (Ис.15:5) у гонимых врагами. Может быть эти три города: Сигор, Луиф (Лухит) и Оронаим суть те самые, из которых один назван у пророка юницей трехлетней. Вода Немримля пуста будет, то есть иссякнут воды Немрима, орошавшие землю Моавитскую. Или пророк под образом иссякшего источника представляет конечное бедствие Моавитян. Трава ея оскудеет: травы бо зелены не будет (Ис.15:6). Под этими образами пророк представляет разоренных Моавитян.

И дело у потока Аравийского (Ис.15:7), то есть грехи их отведут их к потоку Аравийскому.

Прейде бо вопль его ...до Агаллима, и плачь его даже до кладязя Елимля (Ис.15:8), то есть плач и вопль наполнять будут всю страну Моавитскую.

Вода бо Димоня наполнится крове, наведу бо на Димона. Этим изображается великое побоище, так что от трупов людских испортится вода. Помыслю о спасшихся от Моава... и останке земли (Ис.15:9), то есть сын властителя возвратится и пойдет на тех, которые спаслись и остались на земле.

Глава 16

От камене пустыни к горе дщере Сиони (Ис.16:1). Пророк указывает на пределы земли Моавитской, простиравшейся до пределов земли Иудейской.

И Моав будет в преселении своем, как птица, переменяющая гнездо свое. Этими словами пророк изображает поспешность и страх переселяющихся Моавитян, переходящих с одного места на другое. И дщери Моавля оставлены будут (Ис.16:2), то есть оставлены будут города Моавитские, потому что обитатели их уйдут к переправе через Арнон.

Приложи ума, посоветуйся, спроси у гадателей, посоветуйся с ними, принеси жертву, доведайся у мудрецов своих, как избавиться от того, что постигло тебя. Сотвори себе подобную ночи тень среди полудня, то есть ищи, где укрыться среди окружающих тебя бедствий. Укрой... скитающихся (Ис.16:3), чтобы не были отведены в плен. Пророк посмевается (издевается) над Моавитянами и их идолами.

Будь им в покровение... от лица гонящаго, который преследует. Праха не стало, погибе попираяй (Ис.16:4). Пророк говорит о гибели Ассирийского войска и называет его прахом, потому что нечестивые подобны праху, развеваемому ветром.

И исправится с милостшо престол (Ис.16:5), то есть утвердится престол царя Езекии и его потомков.

Слышахом гордыню Моавлю, он горд зело. Пророк показывает, что причиной всех бедствий, постигших Моавитян, была гордость. Высокомерие, гордость и раздражительность его (Ис.16:6). Причиной этого были и твердыни (стены) Моавитян, из-за чего и считали они себя в безопасности. Но твердыни разрушены, и прорицатели не возвестили Моавитянам о том, что постигнет их.

Сего ради восплачется Моав... все будут рыдать, как больные (Ис.16:7), как такие больные, которым нет возможности облегчить болезнь и восстановить свои силы.

Поля Есевоня пусты, потому что некому сеять и собирать жатву. И виноград Севамань. Так пророк называет землю Моавитскую. Обладатели языков обрезали ветви его, то есть взяли в плен жителей и отвели в землю чуждую. Дошли даже до Иазира, скитаются по пустыне, продолжают путь проидоша бо море (Ис.16:8). Пророк указывает места, где останавливались и где приходили отводимые в плен.

Сего ради восплачуся яко плачем Иазировым о винограде Севамани. Как плакал я о погибели Иазира и о пленении обитателей его, так буду плакать и о тебе, виноград Севамань. Орошу тебя слезами твоими, Есевон и Елиала (Елеала), яко на жатву твою и на обимание винограда нападе хищник (Ис.16:9), то есть царь Ассирийский, который попрал ногами и не пощадил ничего.

И отымется радость от Кормила (Ис.16:10). Кармилом называет пророк Моавитян. Сего ради чрево мое на Моава аки гусли возгласит (Ис.16:11). Провозгласит, какое наказание ожидает Моавитян.

И... когда увидит Моав, яко утрудися... о требищих (Ис.16:12). Когда Моавитяне уразумеют, что приносимые ими на высотах жертвы идолам бесполезны, и не помогают пролитые перед ними слезы, тогда обратятся к богам иных народов, пожелают прийти и помолиться в святилище Иерусалимском. Но враги не дозволят им этого.

Сие слово о плене, какому подвергнутся Моавитяне, то есть изреченное Богом определение о Моавитянах. Еже глагола Господь... егда возглагола (Ис.16:13), то есть возглаголал о царе Моавитском Валаке, который послал за прорицателем Валаамом, чтобы проклял он Израильтян.

И это-то определение о пленении Моавитян подтверждает Бог ныне, говоря: В триех летех лет наемника, то есть по истечении трех лет, обезчестится слава Моавля, исполнится на Моавитянах все предопределенное Богом, и оставится умален и нечестен (Ис.16:14), то есть редкие из Моавитян избегнут плена, какому подвергнет их, в нашествие свое, Сеннахирим.

Глава 17

Слово, еже на Дамаск. Се, Дамаск возмется от градов (Ис.17:1).

Царственный город Дамаск перестанет быть столицей царства Сирийского, потому что Сирияне хотели у Иерусалима отнять достоинство царского города во Иудее, и помогали царству Самарийскому. Оставлены будут грады Ароера (Ис.17:2), знаменитые числом обитателей своих и громадностью зданий своих.

И ксему не будет царство в Дамасце (Ис.17:3). Оно будет уничтожено Феглаффелласаром.

И будет в той день помрачение славы Иаковли, то есть Самарийского царя и Самарян, надеявшихся на Дамаск. И тучная плоти его потрясутся (Ис.17:4). Этими словами пророк указывает на гордость Самарян, и предсказывает, что гордость их прекратится с уничижением Дамаска. Под словами тучная плоти разумеет то, что прежде составляло славу Самарии, теперь же поколеблется.

И будет, якоже аще кто собирает жатву по колосу. После того, как жнецы сожнут и сжатое свяжут в снопы, остаются колосья, не попавшиеся им в руки, но их бывает весьма мало. Так, немного будет оставшихся Израильтян, но и тех отыщет царь Ассирийский. Якоже аще кто собирает класы после жатвы в дебри (Ис.17:5) Рафаим (Рефаим), то есть в стране тучной и плодоносной. И такое собирание оставшихся колосьев будет для Израильтян тягостнее предшествовавшей жатвы.

И останется во Израили, что не добрано было во время погибели Дамаска. В той день уповая будет человек на Сотворшаго и, то есть Израильтяне, вразумленные наказанием, будут уже уповать на Бога. И не будут уповающе на требища (Ис.17:6-8), на высоты и на идолов, поставленных в Вефиле и Дане.

В той день будут крепкие грады его, как водохранилище Хореш Амир (Ис.17:9). В еврейском подлиннике сказано: как оставшиеся ветви и сучки, которые некогда пощадили сыны Израилевы. Этим пророк предвозвещает пленение Израильтян, что и исполнилось при Феглаффелласаре, который отвел в плен колена Рувимово и Гадово и половину колена Манассиина.

Сего ради насадиши сад прекрасен (Ис.17:10), то есть праведники, во время войны взятые и отведенные в плен, посеют слово истины среди народов, к которым будут переселены.

В оньже бо день аще насадиши... процветет (Ис.17:11). Эти насаждения, пересаженные на грубую землю язычников, скоро дадут там плод. И заутра произрастишь семя твое, то есть народы, увидев избавление Израильтян, с верой примут возвещенную им истину. Как собирание винограда в короткий день, то есть пленение твое, Израиль, будет так же кратковременно, как труд обирающих виноград, который бывает непродолжителен и скоро оканчивается. И как болезнь человека, болезнь легкая, которая хотя и причиняет страдания, но скоро врачуется.

Вот расхищение прежде заутрия, то есть Иудеи будут терпеть расхищение от Ассириян, пока Бог не пошлет избавления дому царя Езекии. Или пророк выставляет здесь причину вместо действия и расхищением называет самую скорбь Иудеев по причине бедствий, какие уже претерпели они, и какие еще готовил им Рабсак. Скорбь эта прекратится прежде дневного рассвета, потому что Ангел ночью истребит войско Ассирийское. Поэтому пророк и говорит: сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас (Ис.17:14).

Глава 18

Горе земли тени крыл, яже об ону страну рек Ефиопских (Ис.18:1).

Вместе с Сириянами пророк упоминает и об Ефиоплянах, потому что жители Дамаска отправляли послов к Ефиоплянам, чтобы просить у них вспомогательное войско против Ассириян.

Посылали по морю послы... на папире послания... верху воды. Пророк говорит о послах и письмах, какие жители Дамаска без пользы посылали к Ефиоплянам с требованием у них помощи. Папиром называет то, что употреблялось, подобно бумаге, для письма. Верху воды. Послы отправлены были морем на кораблях, потому что опасно было отправлять сухим путем. К народу... которого землю наводнили реки (Ис.18:2). Пророк под образом рек представляет царей, наводнивших войсками землю, поэтому все обитатели поглощены, то есть отведены в плен.

Как скоро воздвигнут горы знамение, смотрите. Знамением называет пророк или трупы жителей Дамаска, избитых Феглаффелласаром, или трупы Сеннахиримовых воинов, пораженных Ангелом. И как скоро возгласит труба, слушайте (Ис.18:3), то есть слушайте, когда разнесется весть о гибели того или другого царя.

Яко тако ми рече Господь: молчи и смотри, как за Иудеев отмщается погибелью народов. Аки свет зноя полуденнаго и аки облик росный в день жатвы (Ис.18:4), то есть в тот знойный день, когда погублены будут народы, Бог под тенью сокроет дом Иудин, и сохранит его невредимым.

Прежде жатвы... совершится цвет. Это значит, что или прежде пленения Самарии будет опустошен Дамаск, или прежде падения Рабсака отведены будут в плен жители Дамаска. И отымет гроздие малое серпами, то есть серпами, какие изострил Феглаффелласар. И лозие отымет и посечет (Ис.18:5). Это сказано об Ассириянах, которые отвели в плен жителей Дамаска.

И соберутся на ня птицы (Ис.18:6); то есть все птицы и звери земные как бы с яростью будут терзать Сириян.

Принесутся дары Господу Саваофу от людий оскорбленых и отторженых (Ис.18:7), то есть принесутся дары Ефиоплянами, которых как бы искоренили Ассирияне. Они действительно при Езекии приносили в Иерусалим дары Господу. Самые бедствия и страдания, претерпенные ради Господа, пророк почитает приношениями чистыми, благоприятными Богу.

Глава 19

Видение на Египта. Се, Господь седит на облаце легце и приидет во Египет. Под образом легких облаков у пророка представлены Ассирияне, которые под предводительством Сеннахирима войдут в Египет. И потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его (Ис.19:1), потому что у идолов нет сил помочь почитателям их, и не могут они устоять перед Господом. В тех же словах заключается, возможно, пророчество и о Господе нашем, ибо Он, когда вочеловечился, явился миру, как на облаце легце носимый на крылах Девы, вошел в Египет.

И востанут Египтяне на Египтяпы... и возмятется дух Египтян в них, то есть Ефиопляне вооружатся на Египет, вступят с ним в брань, и сей бранью возмутится дух Египта. И вопросит богов своих и кумиров своих, и гласящих от земли и чревоволшебников (Ис.19:2-3), то есть Египтяне принесут жертвы и возлияния идолам своим, но идолам неизвестно, что будет с Египтянами, не могут они знать и возвещать будущее.

Изсякнет вода в море. Морем и рекой пророк называет самих избиваемых Египтян, по причине их множества. Река... изсхнет... и оскудеют реки (Ис.19:5). Так пророк или изображает то, что многочисленное Ассирийское воинство как бы выпьет воду в реках, или под образом рек представляет Египетские войска, истребленные руками опустошителей Ассириян.

И изсхнет тростник, ситик, папир... и злак зеленый весь иже окрест реки, и все сеемое при реце посхнет (Ис.19:6-7). Как растения засыхают при оскудении воды, так и города Египетские, лишенные всякой защиты, будут разрушены и опустошены.

И возстенят рыбарие (Ис.19:8), то есть властители Египта. Здесь пророк, вероятно, угрожает Египтянам двояким бедствием: и нашествием Ассириян, и оскудением воды в реках, и уже вследствие сего - недостатком хлеба.

И юродиви будут князи Танесовы, потому что истина сокрыта от них. Вознесошася князи Мемфитстии, и прельстят Египта по племеном (Ис.19:11,13). Здесь указывается, что у Египтян были и общие всем божества, и божества, чтимые частно: одним племенем или семейством.

Господь бо раствори им дух прельщения, и прельстиша Египта... якоже прельщается пияный и купно блюющь (Ис.19:14). Пророк дает разуметь, что идолы введут в заблуждение Египтян ложной надеждой победы, что каждый Египтянин обезумеет подобно пьяному и будет не в силах противостоять Ассириянам. В той день будет пять градов в Египте, глаголющих языком Ханаанитским и кленущихся именем Господа Саваофа: град Арес (Аседек) прозовется един град (Ис.19:18). Слова эти имеют и следующий духовный смысл: когда воссияют Христово Евангелие и приносимое Им людям спасение, тогда пять чувств наших: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание - освятившись чистыми подвигами воздержания, соделаются святыми градами, и каждое из них будет приносить Богу жертву воздержания: зрение - когда не будет смотреть лукаво; слух - когда будет внимать спасительному для души слову Божию; уста - когда будут поучаться в том, что утверждает нас в страхе Божием, и приобучаться к славословию, к духовным песнопениям и к возношению благодарения Богу; обоняние - когда будет вожделевать сладостной вони Христовой, познаваемой в совершении добрых дел; руки - когда преподобно будут воздеваемы в молитве и простираемы на милостыню и вспомоществование бедным. Такие дела соделывают чувства наши святыми градами. Но чувства в делах своих подчинены душе и уму, и когда все они совокупно устремлены к единому деланию добра, тогда соделывают из себя как бы один град, который именуется Аресом, то есть градом правды. Арес был одним из знаменитых городов Египта.

В той день будет жертвенник Господеви в земли Египетстей и столп в пределах его Господеви (Ис.19:19). Упомянутые пять городов соорудят жертвенник, но не для того, чтобы на нем приносить жертвы, а только в знамение и во свидетельство.

В той день будет путь от Египта ко Ассирианом, и внидут Ассириане во Египет... и поработают Египтяне Ассирианом (Ис.19:23), потому что Ассирияне покорят Египтян.

В той день будет Израиль третий, то есть первые - Ассирияне, вторые - Египтяне, третьи - Израильтяне. Или это означает, что Израиль разделится на три части; одна часть будет в Египте, другая в Ассирии, а третья в земле наследия своего. И будет во Египтянех и во Ассирианех, благословен (Ис.19:24).

Благословени людие Мои, иже во Египте, и дело рук Моих, еже во Ассириах, и наследие Мое Израиль (Ис.19:25), то есть благословлю людей Моих среди Египтян и Ассириян, потому что те и другие, через апостолов научившись покаянию, примут спасение. Царство же Ассирийское истребится, и тем возвращено будет благоденствие всем народам. Слова: благословени людие Мои, иже во Египте, - могут означать и то, что будут служить Мне и в Египте, в упомянутых ранее пяти городах. И дело рук Моих, еже во Ассириах, то есть дело, совершенное в ту ночь, когда истреблено Ассирийское войско. Наследие Мое Израиль, - это сходно со сказанным: Иаков, уже наследия Его (Втор.32:9).

Глава 20

В лето, в неже вниде фараон, во Азот, город Филистимский, егда послан бысть от (Арны) Саргона, царя Ассирийскаго, и воева на Азот и взя его (Ис.20:1). Царь Ассирийский Саргон был предшественником Сеннахирима.

И рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя... сверзи вретище со чресл своих, то есть вретище, в которое облекся ты, когда скорбел и плакал о царе Озии. И сандалия твоя иззуй с ног твоих... ходя наг и бос (Ис.20:2). Нагота твоя будет для Египтян и Ефиоплян знамением, что и их так же обнажит рука пленивших.

И... три лета будут знамения и чудеса Египтяном и Ефиопляном (Ис.20:3), то есть или знамения эти наступят по истечении трех лет, или Бог рукой Ассириян будет наказывать Египтян и Ефиоплян в продолжение трех лет.

Глава 21

Якоже буря сквозе пустыню проходит, от пустыни исходящая (Ис.21:1). Пророк говорит о Мидянах и Еламитянах, которых Господь избрал орудием для разрушения Вавилона.

Страшно видение и жестоко поведася мне (Ис.21:2), то есть видение, как Мидяне и Еламитяне подъемлют оружие и стремятся на разрушение Вавилона. Хищник расхищает, опустошитель опустошает; иди, Елам, спеши, Мидия. Пророк говорит это тем, которые расхищают и опустошают Вавилон, то есть Мидян и Еламитян побуждает стремиться к Вавилону, чтобы рукой их Вавилону за дела его воздано было убийством, пленом, разграблением. Все воздыхания Я прекратил, то есть те скорби и слезы, причиной которых был Вавилон, по всей земле прекратятся с гибелью его.

Вожделенныя для меня красоты обращены мне в ужас (Ис.21:4). Богатство земли у Вавилонян и красота городов, которыми они гордились, - все это исчезло, обратилось для них в ужас.

Уготовите трапезу (Ис.21:5), какую обыкновенно уготовляли вы во время сетования, то есть трапезу из горьких трав. Пророк посмевается (насмехается) над Вавилоном, который дотоле сам посмевался над всеми.

Рече Господь ко мне: шед постави себе стража, и еже аще узриши, возвести (Ис.21:6). Этим пророк хочет показать Вавилонянам, что возвещает сказанное Самим Господом, прямо открывает им волю Божию.

И узрех всадники конныя два, всадника на ослята и всадника на велблюде (Ис.21:7). Всадник на осле - это царь Мидийский, а всадник на верблюде - это царь Еламитский. Этим показывается, что Бог посредством народов незнатных и несильных истребит царство великое и могущественное. И услыша слушанием многим, то есть услышал молву об идущих на Вавилон войсках. Или этими словами пророк призывает все народы, враждебные Вавилонянам, посмотреть и порадоваться тому наказанию, какое постигло Вавилонян за все бедствия, претерпенные народами от сих врагов.

И возопил страж в уши мои, и сказал: господин мой, на страже стоял я весь день... и... целые ночи (Ис.21:8). Говоря так, пророк показывает особенное попечение Божие о народе Иудейском, по которому этот народ не подвергся бедствиям вместе с Вавилоном.

И се, грядет вестник один из двух всадников, и отвещав рече: паде, паде Вавилон, и вси кумиры его. Этим, то есть совершенным падением града, оканчивается пророчество о Вавилоне. И вся рукотворенная его сокрушишася (Ис.21:9). Боги, к которым прибегали Вавилоняне и от которых не получали себе никакой помощи, и самих себя не могли спасти от сокрушения. Под образом Вавилона можно разуметь и грех, истребленный Господом нашим. Как Вавилон опустошал и порабощал многие народы и царства, так грех сетями своими опутал все народы, как безгласных рыб, и не освободились бы люди от его владычества, если бы владычества его не преодолел и не сокрушил Господь наш, Который один только и мог совершить это. Со времени пришествия Господа нашего и доныне грех, как мысленный Вавилон, во все времена побеждается и низлагается святыми. И се, грядет (муж) всадник двоконный, и отвещав рече: паде, паде Вавилон, и вси кумиры его, и вся рукотворенная его сокрушишася на земли, по скудости в жатве, и по скудости на гумне. И у Вавилонян, и у богов их не стало сил, подобно тому, как ослабевают силы у людей, истомленных голодом.

Еже слышах от Господа... возвестих вам (Ис.21:10). Это согласно с тем, что сказано в другом месте: не сотворит Господь господей дела, аще не открыет таин Своих к рабом Своим пророком (Ам.3:7).

Видение на Идумею, то есть на Идумейский город, бывший на горе Сеир. Воззва ко мне от Сиира (Сеара): страж, что в ночи (Ис.21:11), то есть от Сеира воззвал ко мне Бог, хранящий Израильтян, бывших в рабстве в Идумее.

И сказал: приходит утро. Наступающим утром называется здесь вести об избавлении Израильтян, посылаемые через пророка. И приходит ночь (Ис.21:12), то есть время, в которое придет к ним пророчество об избавлении. Или ночью называется здесь самое избавление. Сюда можно отнести сказанное пророком прежде: и... приложит Господь показати руку Свою, еже возревновати по останку прочему людий Своих, иже аще встанет от Ассириов и от Египта (Ис.11:11), а также и от Сеира, откуда Бог взывает к пророку. В видении на Идумею заключается главным образом пророчество о самой Идумее, но весьма многое относится в нем к останку Израильтян, бывших в рабстве в Сеире. А щи ищеши, ищи (Ис. 21:12). Ищи же помощи у Того, Кто хранит Израиля, чтобы Он исхитил вас из плена. И тогда приидешь, то есть опять получишь землю наследия своего.

Видение на Аравию. В дубраве в вечер преспиши (Ис.21:13). Аравитяне, иначе называемые сынами Кидарскими, в нашествие на Аравию Ассириян принуждены были переселиться в другие земли, и знаменитые города их: Фалассар, Харран, Ана, Ава и Гозан - были покорены Ассириянами. Это видно из того, что говорил Езекии посланный к нему царем Ассирийским; насмехаясь над Богом Езекии и над Езекией, сопротивлявшимся после того, как Ассирияне покорили стольких царей, посланный старался доказать, что Иудеи напрасно надеются на своего Бога и на царя, когда боги других народов не могли спасти их.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.