Свободные экономические зоны.
Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с перестройкой, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития
рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно
использовать выгоды от участия в международном разделении труда.
В условиях приобретения политической и экономической независимости
увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью,
но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и
сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом можжет сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.
Сегодня СЭЗ рассматриваются Россией как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при создании СЭЗ, относятся решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест; активизация внешней торговли; стимулирование притока иностранных инвестиций; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики; расширение экспортной базы и т. п.
Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может
рассматриваться в Российской Федерации как средство решения проблем
депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем
экономического развития.
В силу общепризнанной эффективности свободных экономических зон, а также их
способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию
национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской
активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим
бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, и т. п. т.,
нужно признать целесообразным включение направления на создания таких зон в
государственную экономическую политику. На практике это нашло отражение во
введении соответствующих разделов о СЭЗ в ежегодные программы действий
Правительства и прогнозы социально-экономического развития России, а также в
выделении позиции по этим зонам в Концепции государственной региональной
политики.
Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно
развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность
самая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке,
они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в
других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и
переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов -
составила 130-150 млрд. долл. в год. [45,c.30]
Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Если к 2004 г.
них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число их
превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях,
зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.[45,c.31]
Вместе с тем, наблюдались случаи, когда создание СЭЗ не только не оправдывало
себя, но и наносило ущерб хозяйствующим и управляющим субъектам. Так,
создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не
увенчалось успехом, но многие из этих зон в настоящий момент вообще перестали
функционировать. Отдельное место в этом списке занимают российские СЭЗ, чья
роль в экономике страны до сих пор однозначно не определена. Ни одна из ныне
существующих в России зон не соответствует в полной мере тем требованиям,
которые предъявляются в международной практике к такого рода
образованиям.
При этом неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от
создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике России
не утихают и по сей день. Рассмотрение как мирового, так и собственного
опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и
перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России.
Актуальность исследуемой темы обосновывается необходимостью всемерного
развития в нашей стране новых рыночных форм территориальной организации
свободного предпринимательства, международных связей, участия регионов в
территориальном разделении труда, чему призваны способствовать существующие и
перспективные свободные экономические зоны, необходимо всемерно способствовать
расширению применения такого инструмента как СЭЗ, исследовать методы повышения
эффективности функционирования СЭЗ.
Требуется изучить теоретико-методологические основы свободных экономических
зон, ознакомится с существующей мировой и отечественной практикой,
попытаться проанализировать накопленный (в том числе и отрицательный) опыт.
Это позволит объективно оценить возможности и перспективы создания и
развития СЭЗ в российской экономике.
Цель работы – определить место и перспективы развития свободных
экономических зон в социально-экономической, политической жизни страны.
Указанная цель предполагает решение таких задач, как
· изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ,
управленческого механизма;
· изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
· рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития
свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций
по повышению эффективности их функционирования;
Решение указанных задач поможет выделить основные проблемы в этой связи и на
основе критического анализа мировой и отечественной практики полностью
раскрыть основные аспекты выбранной темы.
Основными методами исследования по данной теме являются:
· сравнительный метод;
· историко-географический метод;
· аналитический метод;
Предметом исследования являются правовые и организационные основы
функционирования СЭЗ на территории России.
Материалы, представленные в настоящей выпускной работе могут найти
практическое применение при решении теоретических и практических вопросов
размещения и регионального развития производительных сил, разработки вопросов
региональной политики, территориального социально-экономического планирования
и прогнозирования органами государственного и муниципального управления.
В ходе проведения работы было изучено большое количество нормативных актов,
имеющих предметом регулирования свободные экономические зоны, литература,
статьи отечественных авторов, источники в Интернет, посвященные СЭЗ, на
основании чего был сделан вывод, что в Российской Федерации на данный момент
отсутствует единый специальный закон, который регулировал бы процедуру
создания, функционирования и ликвидации различных зон. Именно поэтому в
своей работе, наряду с исследованием истории создания и международной
практикой функционирования свободных экономических зон, я большое внимание
уделяю анализу существующей законодательной базы, регламентирующей положение
СЭЗ и проекта федерального закона Российской Федерации "О свободных
экономических зонах".
Нормативно-правовые акты: ФЗ «О свободный экономических зонах», Конституция РФ.
Термины:социально-экономический эффект, СЭЗ, предмет исследования, метод исследования, прогнозы социально-экономического развития, внешнеэкономическое сотрудничество.
Вопрос I.Финансовые правоотношения — это…
1.поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям.
2.обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).
3.урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
4.юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.
Вопрос II. Юридические факты-события — это…
1.обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). События могут быть относительные и абсолютные.
2. поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям.
3. юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.
4. урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Вопрос III.Юридические факты-действия — это…
1.урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
2.поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям. Такое поведение может полностью соответствовать требованиям действующего финансового законодательства либо ему противоречить.
3.обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). События могут быть относительные и абсолютные.
4.целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов.
Вопрос №1.Основными методами исследования по данной теме являются...?
Вопрос №2. Указанная цель предполагает решение таких задач, как…?
Вопрос №3.Наиважнейшие проблемы Современных Экономических Зон (СЭЗ)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|