Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовые потоки в логистике





 

В условиях рыночной экономики повышение эффективности движе­ния товарных потоков достигается за счет улучшения их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обусловливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товар­но-материальных и товарно-нематериальных ценностей. В процессе перемещения от одного хозяйствую­щего субъекта к другому совокупность определенных товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей может рассматриваться в качестве соответствующего товарного потока, дви­жение которого обусловлено выполнением целого ряда логисти­ческих операций.

Механизм финансового обслуживания товарных потоков яв­ляется в настоящее время наименее изученной областью логис­тики: часть вопросов, касающихся его содержания, вообще не рассматривается в специальной литературе, по другой части воп­росов существуют значительно различающиеся точки зрения. Раз­личия наблюдаются уже при определении сущности финансовых потоков. Можно выделить два основных подхода к изучению дан­ной проблемы:

* во-первых, под финансовым потоком понимается любое пе­ремещение финансовых средств в макро- или микроэкономичес­кой среде;



* во-вторых, под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.

Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятель­ности. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при приме­нении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой эко­номической категории - логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и ис­пользуются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается, в первую очередь, именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Таким образом, подфинансовым потоком в логистике мы бу­дем понимать направленное движение финансовых средств, цирку­лирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффек­тивного движения определенного товарного потока.



Введем классификацию финансовых потоков:

1. По отношению к логистической системе:

а) внешний финансовый поток бывает:

* входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

* выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

б) внутренний финансовый поток.

2. По назначению:

* финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

* инвестиционные финансовые потоки;

* финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

* финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

* финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

3. По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на:

* потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия. К ним относятся инвестиционные финансовые пото­ки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат;

* потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия. К ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению.



4. В зависимости от при­меняемых форм расчетов:

а) денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств:

* по­токи наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам;

* по расчетам валютой;

б) информационно-финансовые потоки, обусловленные движе­нием безналичных финансовых средств:

* потоки безналичных финансовых ресурсов по расче­там платежными поручениями;

* платежными требованиями;

* ин­кассовыми поручениями;

* документарными аккредитивами;

* расчетными чеками.

в) учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Дви­жение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и ха­рактеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

5. По видам хозяйственных связей:

а) горизонталь­ные, отражают движе­ние финансовых средств между равноправными субъектами пред­принимательской деятельности;

б) вертикальные финансовые потоки, между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Основной целью финансового обслуживания товарных пото­ков в логистике является обеспечение их движения финансовы­ми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с ис­пользованием наиболее эффективных источников финансирова­ния. В самом простом случае каждому товарному потоку соответ­ствует свой единственный финансовый поток. Например, рис. 1.4.

 
 

 

 


Рис. 1.4. Простейшая схема движения товарного и финансового потоков

Анализ финансового механизма обслуживания товарных потоков показал, что:

* во-первых, наличие логистического финансового потока главным образом обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока;

* во-вторых, направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласо­ванной продавцом и покупателем товаров формы расчетов и пре­дусмотренных в договоре купли-продажи дополнительных усло­вий платежа;

* в-третьих, практика использования ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцами и поку­пателями товаров, с одной стороны, значительно усложнила механизм финансового обслуживания товарных потоков, с дру­гой - повысила его эффективность.

 

 

Информационные потоки

 

Информационный поток - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируе­мый исходным материальным потоком в рассматриваемой логис­тической системе, между звеном логистической системы или логис­тической системой и внешней средой, и предназначенный для реали­зации управляющих функций.

Классификация информационных потоков приведена на рис. 1.5.

Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами:

1) для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т. п. является необходимым элементом потребительского логистического сер­виса;

2) с позиций управления запасами в логистичес­кой цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет умень­шения неопределенности уровня спроса;

3) информация увеличивает гибкость логистической системы с точ­ки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внут­ри и между элементами логистической системы, между логисти­ческой системой и внешней средой, образуют своеобразнуюло­гистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, объединенные информационным потоком, используемые логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функциониро­вания логистической системы.

В основу построения логистической информационной систе­мы заложены шесть основных принципов.

1. Полнота и пригодность информации для пользователя. Логис­тический менеджер должен располагать необходимой и полной (достаточной) информацией для принятия решений, причем в необходимом ему виде. Например, информация о запасах или за­казах потребителей часто

 

нуждается в предварительной обработ­ке и обычно размещается не там, где логистический менеджер принимает решения. Поэтому логистическая информационная система должна представлять информацию в том месте, того вида и полноты, которая требуется при выполнении соответствующих логистических функций и операций.

2. Точность. Точность исходной информации имеет принци­пиальное значение для принятия правильных решений. Напри­мер, информация об уровне запасов в распределительной сети в современных логистических системах допускает не более 1% ошибок или неопределенности для принятия эффективных решений в фи­зическом распределении, создании запасов и удовлетворении запросов потребителей. Большое значение имеет точность и дос­товерность исходных данных для прогнозирования спроса, пла­нирования потребностей в материальных ресурсах и т. п.

3. Своевременность. Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логи­стические технологии, особенно основанные на концепции "точно в срок". Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управ­лении заказами и запасами решаются в режиме реального време­ни ("on line"). Этого же требуют и многочисленные задачи логи­стического мониторинга. Требование своевременности поступле­ния и обработки информации реализуется современными логис­тическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрения стандартов EDI/EDIFACT.

4. Ориентированность. Информация в логистической инфор­мационной системе должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информа­ции должны способствовать выявлению "узких" мест, резервов экономии ресурсов и т. п.

5. Гибкость. Информация, циркулирующая в логистической информационной системе, должна быть приспособлена для кон­кретных пользователей и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посред­ников и конечных потребителей. Бумажный и электронный доку­ментооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистического процесса и адапти­рованы к возможному диалоговому режиму для многих пользова­телей.

6. Подходящий формат данных. Формат данных и сообщений, применяемый в компьютерных и телекоммуникационных сетях логистической информационной системы, должен максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумаж­ных документах, размерность данных и другие параметры долж­ны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, не­обходима информационная совместимость компьютерных и те­лекоммуникационных систем логистических посредников и дру­гих пользователей по форматам данных в логистической инфор­мационной системе.

 

 

Потоки услуг

 

Важность логистических услуг объясняется следующими причинами:

* социальные программы, принимаемые правительствами различных стран;

* развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного насе­ления;

* нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя;

* развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.

Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются, по существу, предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и т. п. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

Несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки качества услуг, что объясняется ря­дом их особенностей в сравнении с продуктовыми характеристи­ками. Такими особенностями являются:

1) неосязаемость услуг. Проявляется в сложности спецификации услуг сервисной фирмой, а также в затруднительности их оценки со стороны покупателя;

2) покупатель зачастую принимает прямое участие в процессе оказания услуг;

3) услуги потребляются во время их оказания, т.е. услуги не могут складироваться и транспортироваться;

4) покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги;

5) оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти дей­ствия. Качество и привлекательность услуг зависят от способности покупателя дать общую, итоговую оценку действий по оказа­нию услуги.

Качество услуг в логистике будет определяться степенью рас­хождений между ожидаемыми и фактическими параметрами. Выделим наиболее важные параметры оценки качества услуг:

* осязаемость - та физическая среда, в которой оказываются услуги (интерьер сервисной фирмы, оргтехника, оборудование, внешний вид персонала и т. п.);

* надежность - последовательность исполнения "точно в срок" (например, в физическом распределении доставка товара в указанное время и место, а также надежность информационных и финансо­вых процедур, сопровождающих физическое распределение);

* ответственность - желание персонала сервисной фирмы помочь покупателю, гарантии выполнения услуг;

* законченность - обладание необходимыми знаниями и на­выками, компетентность персонала;

* доступность - легкость установления контактов с сервис­ной фирмой, удобное для покупателя время оказания сервисных услуг;

* безопасность - отсутствие риска и недоверия со стороны покупателя (например, обеспечение сохранности груза при фи­зическом распределении);

* вежливость - корректность, любезность персонала;

* коммуникабельность - способность персонала разговаривать на языке, понятном покупателю;

* взаимопонимание с покупателем - искренний интерес к по­купателю, способность персонала войти в роль покупателя и зна­ние его потребностей.

Потребительские ожидания при оценке качества услуг строятся на основе следующих ключевых факторов:

* речевых коммуникаций (слухов), т. е. той информации об услу­гах, которую покупатели узнают от других покупателей;

* личных потребностей. Данный фактор относится к личности покупателя, его запросам, представлению о качестве услуг и связан с его характером, политическими, религиозными, обществен­ными и другими взглядами;

* прошлого опыта, т.е. такого рода услуги уже оказывались в прошлом;

* внешних сообщений (коммуникаций) - информации, получа­емой от поставщиков услуг по радио, телевидению, из прессы (реклама в средствах массовой информации).

Для рационализации логистического управления в каналах про­движения и продаж товаров необходимо научиться, во-первых, оценивать параметры качества услуг; во-вторых, построить уп­равление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения между ожидаемым и фактическим уровнями качества услуг. Для этого используются различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статис­тические методы и т. п. Сложность заключается в том, что большинство параметров качества услуг нельзя измерить количественно, т.е. получить формализованную оценку.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.