Финансовые потоки в логистике
В условиях рыночной экономики повышение эффективности движения товарных потоков достигается за счет улучшения их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обусловливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей. В процессе перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому совокупность определенных товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей может рассматриваться в качестве соответствующего товарного потока, движение которого обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.
Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время наименее изученной областью логистики: часть вопросов, касающихся его содержания, вообще не рассматривается в специальной литературе, по другой части вопросов существуют значительно различающиеся точки зрения. Различия наблюдаются уже при определении сущности финансовых потоков. Можно выделить два основных подхода к изучению данной проблемы:
* во-первых, под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде;
* во-вторых, под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.
Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории - логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается, в первую очередь, именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.
Таким образом, подфинансовым потоком в логистике мы будем понимать направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.
Введем классификацию финансовых потоков:
1. По отношению к логистической системе:
а) внешний финансовый поток бывает:
* входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;
* выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.
б) внутренний финансовый поток.
2. По назначению:
* финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;
* инвестиционные финансовые потоки;
* финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
* финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;
* финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.
3. По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на:
* потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия. К ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат;
* потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия. К ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению.
4. В зависимости от применяемых форм расчетов:
а) денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств:
* потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам;
* по расчетам валютой;
б) информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств:
* потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями;
* платежными требованиями;
* инкассовыми поручениями;
* документарными аккредитивами;
* расчетными чеками.
в) учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.
5. По видам хозяйственных связей:
а) горизонтальные, отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности;
б) вертикальные финансовые потоки, между дочерними и материнскими коммерческими организациями.
Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток. Например, рис. 1.4.
Рис. 1.4. Простейшая схема движения товарного и финансового потоков
Анализ финансового механизма обслуживания товарных потоков показал, что:
* во-первых, наличие логистического финансового потока главным образом обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока;
* во-вторых, направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласованной продавцом и покупателем товаров формы расчетов и предусмотренных в договоре купли-продажи дополнительных условий платежа;
* в-третьих, практика использования ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцами и покупателями товаров, с одной стороны, значительно усложнила механизм финансового обслуживания товарных потоков, с другой - повысила его эффективность.
Информационные потоки
Информационный поток - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.
Классификация информационных потоков приведена на рис. 1.5.
Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами:
1) для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т. п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;
2) с позиций управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности уровня спроса;
3) информация увеличивает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, между логистической системой и внешней средой, образуют своеобразнуюлогистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, объединенные информационным потоком, используемые логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
В основу построения логистической информационной системы заложены шесть основных принципов.
1. Полнота и пригодность информации для пользователя. Логистический менеджер должен располагать необходимой и полной (достаточной) информацией для принятия решений, причем в необходимом ему виде. Например, информация о запасах или заказах потребителей часто
нуждается в предварительной обработке и обычно размещается не там, где логистический менеджер принимает решения. Поэтому логистическая информационная система должна представлять информацию в том месте, того вида и полноты, которая требуется при выполнении соответствующих логистических функций и операций.
2. Точность. Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Например, информация об уровне запасов в распределительной сети в современных логистических системах допускает не более 1% ошибок или неопределенности для принятия эффективных решений в физическом распределении, создании запасов и удовлетворении запросов потребителей. Большое значение имеет точность и достоверность исходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в материальных ресурсах и т. п.
3. Своевременность. Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции "точно в срок". Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени ("on line"). Этого же требуют и многочисленные задачи логистического мониторинга. Требование своевременности поступления и обработки информации реализуется современными логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрения стандартов EDI/EDIFACT.
4. Ориентированность. Информация в логистической информационной системе должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению "узких" мест, резервов экономии ресурсов и т. п.
5. Гибкость. Информация, циркулирующая в логистической информационной системе, должна быть приспособлена для конкретных пользователей и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистического процесса и адаптированы к возможному диалоговому режиму для многих пользователей.
6. Подходящий формат данных. Формат данных и сообщений, применяемый в компьютерных и телекоммуникационных сетях логистической информационной системы, должен максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в логистической информационной системе.
Потоки услуг
Важность логистических услуг объясняется следующими причинами:
* социальные программы, принимаемые правительствами различных стран;
* развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения;
* нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя;
* развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.
Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются, по существу, предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и т. п. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.
Несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки качества услуг, что объясняется рядом их особенностей в сравнении с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями являются:
1) неосязаемость услуг. Проявляется в сложности спецификации услуг сервисной фирмой, а также в затруднительности их оценки со стороны покупателя;
2) покупатель зачастую принимает прямое участие в процессе оказания услуг;
3) услуги потребляются во время их оказания, т.е. услуги не могут складироваться и транспортироваться;
4) покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги;
5) оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти действия. Качество и привлекательность услуг зависят от способности покупателя дать общую, итоговую оценку действий по оказанию услуги.
Качество услуг в логистике будет определяться степенью расхождений между ожидаемыми и фактическими параметрами. Выделим наиболее важные параметры оценки качества услуг:
* осязаемость - та физическая среда, в которой оказываются услуги (интерьер сервисной фирмы, оргтехника, оборудование, внешний вид персонала и т. п.);
* надежность - последовательность исполнения "точно в срок" (например, в физическом распределении доставка товара в указанное время и место, а также надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение);
* ответственность - желание персонала сервисной фирмы помочь покупателю, гарантии выполнения услуг;
* законченность - обладание необходимыми знаниями и навыками, компетентность персонала;
* доступность - легкость установления контактов с сервисной фирмой, удобное для покупателя время оказания сервисных услуг;
* безопасность - отсутствие риска и недоверия со стороны покупателя (например, обеспечение сохранности груза при физическом распределении);
* вежливость - корректность, любезность персонала;
* коммуникабельность - способность персонала разговаривать на языке, понятном покупателю;
* взаимопонимание с покупателем - искренний интерес к покупателю, способность персонала войти в роль покупателя и знание его потребностей.
Потребительские ожидания при оценке качества услуг строятся на основе следующих ключевых факторов:
* речевых коммуникаций (слухов), т. е. той информации об услугах, которую покупатели узнают от других покупателей;
* личных потребностей. Данный фактор относится к личности покупателя, его запросам, представлению о качестве услуг и связан с его характером, политическими, религиозными, общественными и другими взглядами;
* прошлого опыта, т.е. такого рода услуги уже оказывались в прошлом;
* внешних сообщений (коммуникаций) - информации, получаемой от поставщиков услуг по радио, телевидению, из прессы (реклама в средствах массовой информации).
Для рационализации логистического управления в каналах продвижения и продаж товаров необходимо научиться, во-первых, оценивать параметры качества услуг; во-вторых, построить управление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения между ожидаемым и фактическим уровнями качества услуг. Для этого используются различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статистические методы и т. п. Сложность заключается в том, что большинство параметров качества услуг нельзя измерить количественно, т.е. получить формализованную оценку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|