Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития логистики и ее сущность





 

Рассмотрим происхождение термина "логистика" (англ. "logistics"). Большинство исследователей сходится к тому, что слово пришло из Древней Греции, где означало "счетное искусство" или "искусство рассуждения, вычисления". Далее исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен в 9 в н.э. - византийская империя. Под военной логистикой понимается совокупность материально технических средств, необходимых для доставления боеприпасов и людей к месту боя и мер по подготовке и осуществлению, связанных с этим процессом.

Далее, исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней:

1) связана с применением логистики в военной области;

2) "логистика" в значении математической логики (Г.Лейбниц).

В результате логистика сохранилось как образ мышления, как стратегия, как наука. Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале1950-х годов в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений, широкое применение в бизнесе она нашла с конца 1970-х годов.



Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Представим эволюцию логистики за рубежом в плане развития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т.е. решения всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и до конечных потребителей в соответствии с их требованиями (см. рис. 1.1).


Выделим несколько исторических этапов в развитии логистики:

I. Период с 1920-х до начала 1950-х годов - период "фрагментаризации". Сформулированы факторы внедрения логистической концепции в будущем:

* возрастание запасов и транспортных издержек в системах распределения товаров;

* рост транспортных тарифов;

* появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

* развитие теории и практики военной логистики.

Необходимо отметить появление в этот период логистических организаций и сообществ. Старейшей организацией в США и в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (основана в 1915 г.), преобразована в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.



II. Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные экономисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. Этот период характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. С одной стороны философия маркетинга широко распространялась в бизнесе, с другой пришло понимание, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, прежде всего с позиции снижения затрат.

Период характеризуется возникновением концепции общих затрат в физическом распределении. Ее смысл: можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений.

В этот период существовали следующие факторы, ускоряющие развитие логистики:

* изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);

* давление фактора затрат на производство;

* прогресс в компьютерных технологиях;

* изменения в стратегиях формирования запасов;

* влияние военного опыта.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: "Логистика - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время".



III. Начало 1970-х годов период характерен тем, что сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики и началось их успешное применение конкретными западными фирмами.

Отличительная черта периода - усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. Акцент в логистике смещается на производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями. К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась "тарно-упаковочная" революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.

IV. Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитием маркетинговой и интегральной концепций логистики на Западе. Определяющая идея этого периода - максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемые полные логистические цепи: "закупки - производство - распределение - продажи" для достижения конечной цели бизнеса с наименьшими затратами.

Перечислим существенные изменения в экономике, которые способствовали прочному внедрению логистики на всех уровнях:

* революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров;

* глобализация рынка;

* изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

* повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

* рост партнерства и стратегических союзов;

* структурные изменения в организациях бизнеса.

Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, упрочили свои позиции на рынке.

 

 

1.2. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики

 

Необходимо отметить, что многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Итак, введем основные определения.

Логистика(в широком смысле) - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Логистика(в узком смысле, с позиций бизнеса) - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующие им потоки информации и финансовых средств.

Суммируя эти определения, под логистикой мы будем понимать.

Логистика– интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленнаяна достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материала, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока– количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками – материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток -это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции.

Материальные ресурсы -это предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

Незавершенное производство -это продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.

Готовая продукция -это продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Логистическая операция -любое действие, не подлежащее дальнейшему продолжению в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационных, финансовых, сервисных потоков.

Логистическая функция -обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческих деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизация затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система -это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Звено логистической системы -это некоторый экономический и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшему развитию в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Термин коммерческая логистика означает не только сферу использования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).

С точки зрения обработки материального потока можно выбелить следующие области в логистике: запасы, транспортировка продукции, складирование, складская обработка и информационное обеспечение материального потока (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Основные задачи логистики, решаемые в различных областях

№ п/п Область логистики Основные задачи
1. Запасы Планирование, формирование и содержание необходимых материальных запасов
2. Транспортировка продукции Выбор вида транспорта, транспортного средства, планирование и мониторинг доставки продукции
3. Складирование и складская обработка Выбор варианта размещения складов, управление складской переработкой, упаковка
4. Информационное обеспечение Сбор данных о движении материальных потоков

 

Логистическая цепь -множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.

Логистическая сеть -полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы.

Логистический канал -упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участники, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределило ее разделение на макрологистику, мезологистику и микрологистику.

Макрологистика -область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения.

Мезологистика -область логистики, осуществляющая интеграцию в одну систему нескольких фирм одной отрасли.

Микрологистика -область логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на внутрипроизводственном (внутрифирменном) уровне. Примером может служить планирование в пределах предприятия различных логистических операций, таких, как погрузочно-разгрузочные, транспортно-складские и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения продукции внутри предприятий.

До применения логистического подхода критерий оценки эффективности в системе "снабжение-производство - перевозка" был таким, что целевая функция ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев:

L = minЗс + minЗп + minЗт,

где Зс, Зп, Зт - затраты соответственно на снабжение, производство, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек, поэтому на смену пришел новый критерий- критерий минимума суммы указанных затрат, в котором применим критерий оптимальности В. Парето, что позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Этот критерий применяется при решении таких задач, когда оптимизация одних показателей считается достаточной при условии, что другие показатели при этом не ухудшаются. Оптимум (эффективная точка) по В. Парето - решение, которое не может быть улучшено с точки зрения какого-либо одного критерия без того, чтобы при этом оно не было бы ухудшено относительно других критериев.

В этом случае целевая функция принимает следующий вид:

L = min (Зс + Зп + Зт).

Таким образом, логистика нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.