Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4: Система и источники финансового права в России.





Система финансового права – совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках финансового права как отрасли права.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность го­сударства, группируются внутри отрасли финансового права в опре­деленные правовые институты и подотрасли. Институты – это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определен­ной узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изу­чения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

Финансовое право состоит из двух частей: об­щей и особенной.

К общей части финансового права относятся: нормы, регули­рующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществ­ляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых право­отношений и вопросы регулирования финансо­вого контроля в Российской Федерации.



Особенная часть финансового права включает в себя располо­женные в определенном научно обоснованном порядке и логиче­ской последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основ­ной подотраслью финансового права является бюд­жетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются ос­новные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и мест­ного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Для нормального функционирования финансовой системы го­сударства необходимо не только аккумулировать доходы в центра­лизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт рас­ходов в государстве. К нему относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт дохо­дов, и как институт расходов в государстве



Поскольку финансовая деятельность – это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то система фи­нансового права представлена институтом (группа правовых норм) «деньги и денежное обращение» и валютным регулированием.

Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расче­ты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Един­ство финансовой системы выражается в общем построении систе­мы финансового права, где в общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особен­ностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отноше­ний и финансово-правовых институтов, рассматривается финансо­вый контроль и дается сравнительная характеристика основных фи­нансово-правовых институтов других государств.

В особенной час­ти финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты и подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансово­го права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.

Под источниками финансового права понимается способ внешне­го выражения правовых норм. Источниками финансового права являются законы и иные нор­мативные акты представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.



Основным источником финансового права в Российской Фе­дерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся.

1. Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют прямую финансо­во-правовую направленность: норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные на­логи и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливаю­щие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщи­ка, обратной силы не имеют

2. Финансово-правовые нормы, содержащиеся также в законода­тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах, в числе которых Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации», определяющий компе­тенцию и порядок деятельности органа государственного финан­сового контроля.

3. Налоговый кодекс РФ, регу­лирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сбо­ров в Российской Федерации, а также отношения по поводу налого­вого контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения, и бюджетный кодекс РФ, который регулирует отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и осуществления государственных и муниципальных заимство­ваний, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

4. К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся, поэтому источниками финансового права. Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принима­ются в пределах компетенции данного субъекта в области финан­сов. Например, Закон Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае».

5. Среди нормативных правовых актов как источников финан­сового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового ре­гулирования весьма разнообразны. Указы Президента РФ в сфере финансов носят преимущественно организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере фи­нансов.

6. Постановления Правительства РФ являются источ­никами финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопро­сам государственных финансов велико. В частности, это постановле­ния, регулирующие основные условия выпуска и обращения госу­дарственных ценных бумаг и т.п. Источниками финансового права, аналогично федеральному уровню, являются акты органов исполнительной влас­ти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

7. Ведомст­венные нормативные правовые акты, основное место среди которых занимают инструкции и письма Министерства финансов РФ, а также Федеральной таможенной службы.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны прини­маться на основе и во исполнение законов.

В качестве источни­ка финансового права, помимо нормативного правового акта, можно выделить норма­тивный договор. В данном случае в качестве источника финансово­го права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами в сфере налогообло­жения.

Бюджет – это доходы и расходы государства, поэтому естест­венно, что самостоятельный раздел финансового права – государ­ственные доходы, где основные нормы – это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важ­нейшую подотрасль финансового права.

Подотрасль права – бо­лее крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов пра­ва.

Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей,иностранных кредитов, иностранной помощии используемые для осуществления государственных функций.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Источники финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных орга­нов государственной власти и местного самоуправления, в кото­рых содержатся нормы финансового права.

Вопросы:

1. Совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию денежных средств – это

а)Бюджетная система

б)Финансовое право

в)Финансовая система

г)Финансовая деятельность

2. Финансовое право состоит из:

а) особенной части

б)специальной части

в)общей части

г)основной части

3. Самая объемный институт финансовой системы:

а)Бюджет

б)Кредитование

в)Страхование

г)финансовая деятельность

Вопросы

1. Что такое финансовая система?

2. Основной источник финансового права?

3. Из чего состоит финансовое право?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.