Принципы финансовой деятельности
Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы, правовые формы финансовой деятельности государства.
Финансовая система РФ.
3. Финансовое право: предмет, понятие, место в системе права РФ.
Система и источники финансового права России.
Финансово-правовые нормы: понятие, виды.
6. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды.
Субъекты финансового права.
Министерство финансов РФ: основные задачи и функции.
9. Органы Федерального казначейства: основные задачи и функции.
Полномочия Счетной палаты РФ в области бюджетного контроля.
Федеральная таможенная служба России: основные задачи и функции.
Финансовый контроль: понятие и значение.
Виды и методы финансового контроля.
14. Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль: основания классификации.
Аудит как особый вид финансового контроля. Правовые основы аудиторской деятельности.
Внутрихозяйственный финансовый контроль.
17. Нaлоговая проверка как форма налогового контроля.
18. Понятие и социально-экономическая роль бюджета. Бюджетная система РФ.
Бюджетное право: предмет, понятие, источники.
Бюджетные правоотношения: понятие, особенности и виды.
Состав доходов и расходов бюджета.
Государственные расходы: понятие, система, принципы финансирования.
Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии.
Межбюджетные трансферты. Дотации, субсидии, субвенции.
Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды.
Правовой режим Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правовой режим Фонда социального страхования Российской Федерации.
28. Правовой режим государственных фондов обязательного медицинского страхования.
29. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в составе федерального бюджета: способы формирования, назначение.
Понятие, функции и виды налогов.
Налоговая система РФ: понятие, состав.
Налоговое право: предмет, понятие, источники.
33. Налоговые правоотношения: понятие, состав, субъекты.
Основные права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.
Характеристика местных налогов.
Характеристика региональных налогов.
Характеристика федеральных налогов.
Таможенные пошлины.
Специальные налоговые режимы, цели и порядок их установления
Ответственность за налоговые правонарушения.
Полномочия налоговых органов. Порядок разрешения налоговых споров.
Понятие и значение государственного кредита.
Государственный и муниципальный долг.
Виды государственных и муниципальных ценных бумаг.
45. Реструктуризация, пролонгация и конверсия долговых обязательств: понятие, правовые последствия.
Правовое регулирование государственных займов.
47. Понятие и виды страхования. Государственное регулирование страховой деятельности.
Кредитная система РФ и ее регулирование.
Банковская система РФ: понятие, состав.
50. Центральный Банк России и его правовое положение.
51. Нaдзор Банка России за деятельностью коммерческих банков.
Ставка рефинансирования и официальный валютный курс: понятие, правовое значение.
53. Ответственность за нарушения банковского законодательства.
Понятие, принципы и формы кредита.
Банковский кредит. Кредитный договор.
Денежная система РФ: понятие, состав, правовые основы.
Правовое регулирование наличного денежного обращения в РФ. Общая характеристика.
Правовое регулирование кассовых операций (на предприятиях, в кредитных организациях, лимит остатка кассы).
Инкассация наличных денег и ценностей.
Правовые основы безналичных расчетов.
Формы безналичных расчетов в РФ (расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, по инкассо).
Расчеты векселями, чеками, банковскими картами.
Национальная платежная система.
Понятия и виды инвестиций, инвестиционный портфель. Иностранные инвестиции.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ.
Свободные экономические зоны.
Понятие и виды валютных ценностей. Валютная система РФ
Правовое регулирование валютных операций.
Правовые основы валютного контроля в РФ.
Система валютных ограничений по действующему законодательству.
Международный валютный фонд: цели и задачи.
Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы, правовые формы финансовой деятельности государства.
Понятие финансов
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:
§ экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
§ фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.
Финансовая система РФ, ее состав:
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:
§ бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
§ внебюджетные целевые фонды;
§ финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
§ имущественное и личное страхование;
§ кредит (государственный и банковский).
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.
Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Единство финансовой системы РФ
Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).
Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Принципы финансовой деятельности
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|