Вопрос 2. Финансовая система РФ.
Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Рис. 1. Финансовая система РФ
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: 1) в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Термины:
Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансы— совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Вопросы:
Финансовая система также подразделяется на:
1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
2. Финансы домашних хозяйств
3. Государственные финансы
4. Муниципальные финансы
Финансовая система регулирует
1. Налоговую, страховую, валютную и банковскую деятельность
2. Налоговую, страховую деятельность
3. Валютную и банковскую деятельность
4. Только банковскую деятельность
Гос. Бюджет является главным звеном финансовой системы
1. Да
2. Нет
3. Не всегда
4. В другой отрасли
Что относится к институтам финансовой системы?
Что относится к функциям финансовой системы?
Что относится к элементам финансовой системы?
Вопрос 3.Финансовое право: предмет, понятие, место в системе права РФ.
Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
Таким образом, можно определить финансовое право как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.
Вопрос о месте финансового права как самостоятельной отрасли права в системе еще советского права являлся предметом дискуссии и практически был решен в конце 60-х — начале 70-х годов.
В настоящее время можно с уверенностью говорить по крайней мере о четырех взглядах на природу финансового права и его место в системе права.
Первый заключается в характеристике финансового права как самостоятельной отрасли права. Данной позиции придерживаются Е. А. Ровинский, О. Н. Горбунова и Н. И. Химичева. Например, О. Н. Горбунова пишет: «Мы присоединяемся к мнению, обоснованному В. В. Бесчеревных, а затем А. И. Худяковым и П. Пацуркивским, о том, что финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло вместе с возникновением государства» .
Второй взгляд заключается в том, что финансовое право рассматривается как часть административного или конституционного права. Так, Г. Ф. Шершеневич рассматривал финансовое право как часть административного, поскольку оно совокупность норм, определяющих способы приобретения и расходования государством материальных средств, необходимых для выполнения им своих задач. Профессор Ярославского Демидовского лицея Капустин писал, что юридическая сторона финансов входит в область государственного права.
Третья точка зрения заключается в признании комплексного характера финансового права как отрасли, развивающейся на стыке конституционного и административного права. Например, Р. О. Халфина отмечала, что финансовое право развивается на стыке государственного и административного права. Вместе с тем позицию Р. О. Халфиной сложно признать однозначной, поскольку она указывала, что «финансовое право является частью государственного права и административного права, выделившейся в самостоятельную отрасль права в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественного значения». На этой же позиции находятся М. И. Пискотин и М. В. Карасева.
Четвертый подход к вопросу о предмете финансового права заключается в характеристике финансового права как «надправового» образования. Так, по мнению Д. В. Винницкого, финансовое право выступает как надотраслевая (комплексная) система, призванная обеспечить эффективное взаимодействие охватываемых им самостоятельных отраслей и некоторых правовых институтов. Комплексность, по мнению данного автора, проявляется в следующих факторах: в отсутствии общих финансово-правовых положений фундаментального характера (общей части), закрепленных в позитивном праве; в отсутствии общих принципов, категорий и юридических конструкций в отсутствии системы однородных общественных отношений, которые могли бы регулироваться схожим методом; в наличии признаков отраслевой автономии у наиболее крупных подотраслей – налогового и бюджетного права; в отсутствии единого кодифицированного источника
Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.
Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства; разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.
В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:
а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;
б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а, также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).
Традиционно предмет финансового права определяется в учебных пособиях и научной литературе как финансовая деятельность государства – деятельность субъектов публичной власти и управления по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств. Однако наряду с этим предполагается, что финансовое право регулирует не только отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности государства, но и вообще все финансовые отношения. Например, Н. И. Химичева пишет: «Традиционно сферой финансово-правового регулирования охватываются:
а) отношения в области бюджетной системы;
б) отношения в области внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
в) отношения в области финансов государственных и муниципальных предприятий;
г) отношения в области государственных и муниципальных доходов;
д) отношения в области государственного и муниципального кредита;
е) отношения в области организации имущественного и личного страхования;
ж) отношения в области государственных и муниципальных расходов;
з) отношения в области банковского кредитования;
и) отношения в области денежного обращения и расчетов;
к) отношения в области валютного регулирования».
Другие авторы предлагают рассматривать в курсе финансового права следующие институты: финансы хозяйствующих субъектов – всех форм собственности или только государственных и муниципальных предприятий, страхование, правовое регулирование конкуренции, коммерческие банки и банковский кредит, лизинг, ценные бумаги.
Такая ситуация стала возможна в силу двух причин. Первая заключается в эволюции и расширении понятия финансов. Содержание понятия «финансы» неоднократно изменялось вместе с общим развитием науки. До начала ХХ века к категории финансов относились денежные или, шире, все материальные ресурсы государства, и только государства. В частности, один из представителей российской дореволюционной науки финансового права В. А. Лебедев писал: «Все вообще средства, которые государство может иметь для выполнения своих целей … могут быть названы финансами». Ф. Б. Мильгаузен указывал: «Финансами называются те вещественные ценности, которые выделяются из народного имущества и передаются в руки правительства для достижения общих государственных целей… Совокупность ценностей, поступающих в распоряжение государства, мы называем финансами, а совокупность мер, направленных для получения этих ценностей, мы называем финансовым хозяйством государства».
Вопросы:
1. Что такое Финансовое право?
2. Что является предметом Финансового права?
3. Какое место занимает Финансовое право в системе права РФ?
Тест:
1. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих
а) общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач;
б) общественные отношения по поводу установления и взимания налогов и сборов в бюджетную систему и иные внебюджетные целевые фонды с организаций и физических лиц, а также государственного контроля за уплатой налогов;
в) общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств;
г) общественные отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.
2. Кто утверждает, что финансовое право является самостоятельной отраслью права?
а) Г. Ф. Шершеневич;
б) Р. О. Халфина;
в) Е. А. Ровинский;
г) Д. В. Винницкий
3. Предметом Финансового права выступает:
а) только использование фондов денежных средств;
б) создание, распределение и использование фондов денежных средств;
в) только создание фондов денежных средств;
г) только распределение фондов денежных средств;
Термины:
Финансовое право, финансовая система, финансы, кредит, банковское кредитование, денежные фонды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|