|
Выбор торговых посредников и оценка их деятельности
Выбор торговых посредников является важным этапом, завершающим формирование каналов распределения. Выявив наиболее рациональные места расположения потенциальных торговых посредников, необходимо произвести соответствующую работу по привлечению к сбыту наиболее квалифицированных из числа данных посредников, имеющихся в данном населенном пункте. Для того чтобы облегчить данный процесс, предполагается использовать ряд критериев, изложенных в табл. 3.22.
Таблица 3.22 Критерии выбора торгового посредника
Группа
| Критерии
| Характеристики критериев
| 1. Финансовая надежность
| 1. Платежеспособность
2. Источники финансирования
3. Размер торговой скидки (наценки)
4. Политика ценообразования
5. Срок действия договора
| — наличие достаточных финансовых средств для осуществления сотрудничества
— возможность своевременной оплаты
— возможность предоплаты и ее размер
— форма оплаты
— надежность банка-посредника
— размер торговой скидки (наценки) должен соответствовать качеству торгово-посреднических услуг
— политика цен посредника должна соответствовать политике цен производителя
| 2. Маркетинговая концепция
| 1. Маркетинговая стратегия
| — посредник должен знать товар производителя
— специализация посредника, возможность смены специализации
|
| 2. Товарная политика
3. Предполагаемый набор торгово-посреднических услуг
4. Политика в области распределения продукции
5. Политика по отношению к конкурентам
6. Коммуникационная политика
| — товар производителя дополняет ас сортимент торгового посредника
— отказ от торговли товарами конкурирующих организаций
— качество услуг должно соответствовать требованиям производителя
— зона деятельности посредника и его удаленность от производителя (регионального склада)
— знание посредником своего потребителя, рынка сбыта
— совместимость рынка посредника с рынком основных конкурентов
— защищенность посредника от конкурентов (его сильные и слабые стороны)
— качество и объем информации о состоянии рынка, на котором работает посредник
— подача заявок на продукцию, уведомление о приемке, возврат некачественной продукции
— желание и возможность проведения 'политики стимулирования продаж продукции производителя
| 3. Репутация и деловые качества посредника
| 1. Длительность работы на рынке
2. Профессионализм работников
3. Степень готовности к совершению сделки
4. Умение привлекать покупателя
5. Известность посредника (торговой марки)
6. Оценка деятельности посредника другими хозяйствующими субъектами
| — этапы развития посредника (становление и эволюция)
— предпочтительный стаж работы
— администрация и персонал должны быть подготовлены для взаимодействия с производителем
— мобильность принятия решений
— оперативность совершения сделки
— количество и качество деловых связей
— имидж торгового посредника
— отзывы и рекомендации
| 4. Организация и технические средства посредника
| 1. Наличие складских помещений
2. Техническая оснащенность складских помещений
| — собственные или арендованные- складские помещения
— размеры складских помещений
— наличие необходимого оборудования
| 4. Организация и технические средства посредника
| 3. Структура и размер ЛСРПУ
4. Торговые запасы
| — вид и размеры запасов
| 5. Прочие критерии
| 1. Входит ли посредник в торговые ассоциации и объединения?
2. Организационно-правовая форма посредника
|
| При выборе торговых посредников могут быть использованы следующие модели.
1. Доминантная модель. При выборе производитель исключает «худшего» торгового посредника по какому-либо критерию (по цене, имиджу и др.),
2. Модель ограничений. Производитель накладывает ограничения на определенные характеристики торгового посредника (по идеалу) и исключает по этому принципу торговых посредников.
3. Разделительная модель — ориентирована на один какой-либо критерий.
4. Лексиграфическая модель (посредники сначала отбираются по наиболее важному критерию, затем среди оставшихся — по критерию второй степени важности).
Модель ожидаемой полезности. Производитель оценивает значимость каждого критерия и степень присутствия данного признака у торгового посредника. Далее производится оценка значимости каждого критерия для данного производителя и степень его присутствия у торгового посредника.
Последовательность проведения работ по выбору торговых посредников может быть следующей:
1) выявление предполагаемых мест расположения торговых посредников;
2) сбор информации об организациях, располагающих возможностью реализовывать продукцию данного предприятия;
3) проведение анализа, способствующего выявлению лидирующей группы организаций (2—4), наиболее подходящих для выполнения функций торгового посредника;
4) проведение детального анализа возможностей организаций, определение размера капитальных вложений и расчет экономической эффективности посреднической деятельности;
5) выбор организации и оформление договора о сотрудничестве;
6) обеспечение технической, информационной и финансовой поддержки организации на период подготовки к эффективному выполнению функций торгового посредника.
Деятельность торгового посредника может быть оценена при помощи одного из вариантов анализа объема продаж продукции. Например, в компании «Alliend Electrical» эффективность деятельности торгового посредника оценивается на основе информации, приведенной в табл. 3.23.
Таблица 3.23
Показатели объемов продаж компании «Alliend Electrical»
Год
| Зона сбыта
| Объем продаж, долл.
| Прирост продаж, %
|
|
|
| 5,0
|
|
|
| 2,9
|
|
|
| 6,1
|
|
|
| 4,5
|
|
|
| 4,55,5
|
|
|
| 3,0
|
|
|
| 4,5
| Итого
|
| 12 250
|
| На основании данных табл. 3.23 можно получить представление о том, каких результатов достигли торговые посредники, оценив объемы их продаж и сравнивая показатели разных торговых посредников.
Так, например, торговый посредник, работающий во второй зоне сбыта, достиг наивысших по сравнению с другими торговыми посредниками объемов продаж, но его объем продаж по сравнению с прошлым годом оказался самым низким и значительно более низким, чем в среднем по компании. В то же время торговый посредник третьей зоны сбыта имеет наименьший объем продаж, но достиг наибольшего прироста объема продаж продукции. Вполне вероятно, что торговый посредник из второй зоны сбыта достиг стадии остановки в темпах роста и нуждается в дополнительных стимулах, а торговому посреднику третьей зоны нужны дополнительные ресурсы для дальнейшего развития деятельности в этой зоне.
Все более популярным становится метод оценки результативности работы торгового агента на основе подсчета прибыли на управляемые им активы Р'
PA = dv, (3.92)
где d — доля прибыли в процентах, отнесенная к объему реализованной продукции:
d=D/W, (3.93)
где D — прибыль, полученная торговым посредником; W— объем реализованной торговым посредником продукции; v — скорость оборота активов, v=W/A,
где А — управляемые торговым посредником активы.
Например, объем продаж в четвертой и седьмой зонах сбыта оказался одинаковым за данный период. Какой из торговых посредников работал более эффективно? Используя формулу (3.93) и информацию, представленную в табл. 3.24, можно ответить на этот вопрос.
Таблица 3.24
Расчет показателя Р. по зонам сбыта
А
Показатели
| Зоны сбыта продукции
|
4-я
| 7-я
| Объем продаж, долл.
| 1 750 000
| 1 750 000
| Себестоимость продукции, долл.
| 1 250 000
| 1 050 000
| Валовая прибыль, долл.
| 500 000
| 700 000
| Расходы на организацию сбыта, долл.
| 160 000
| 150 000
| Прибыль торгового посредника, долл.
| 340 000
| 550 000
| Ожидаемые поступления, долл.
| 750 000
| 500 000
| Запасы продукции, долл.
| 850 000
| 850 000
| Управляемые активы, долл.
| 1 600 000
| 1 350 000
| Доля прибыли d, %
| 19,4
| 31,4
| Скорость оборота активов
| 1,094
| 1,296
| РЛ,%
| 21,22
| 40,69
| В целом показатель РА в седьмой зоне сбыта почти в два раза превышает тот же показатель в четвертой зоне, что свидетельствует не только об эффективности работы торгового посредника, но и о более рациональном использовании им имеющихся активов. Данный метод позволяет определить причины различий в показателях РА для четвертой и седьмой зон сбыта.
Прежде всего это происходит за счет разницы в полученной прибыли, хотя объем продаж одинаков в обеих зонах, а в четвертой зоне он еще и растет более высокими темпами.
Создается впечатление, что торговый посредник, работающий в четвертой зоне сбыта, продает большое количество продукции меньшей прибыльности. Кроме того, хотя в обеих зонах имеются одинаковые запасы продукции, ожидаемые поступления в четвертой зоне гораздо выше, здр может означать только одно: торговый посредник «растягивает» кредитный лимит и сроки поступления платежа от покупателя.. При этом следует отметить, что расходы на организацию сбыта продукции в четвертой зоне незначительно превышают расходы торгового посредника седьмой зоны.
Одним из важнейших показателей эффективности деятельности торгового посредника является число привлеченных им новых покупателей продукции.
В связи с тем, что взаимоотношения между поставщиками и потребителями все чаще принимают долговременный характер, важное значение при оценке эффективности деятельности торгового посредника приобретает обеспечиваемый им уровень обслуживания покупателей. Многие компании оценивают этот уровень методом «черного хода», учитывая число претензий, поступающих в адрес данного торгового посредника. Одним из способов такой оценки является периодическая рассылка кратких опросных листов произвольно выбранной части потребителей в каждой зоне сбыта. Это дает не только дополнительную информацию коммерческой службе предприятия-поставщика, но и положительно влияет на отношения потребителей с данным предприятием, поскольку они чувствуют заботу об их нуждах.
Каждая компания обращает особое внимание на разные аспекты эффективности труда торговых посредников. Некоторые из них гораздо легче оценить количественно, чем другие. Большинство компаний склонны учитывать такие показатели эффективности, как, например, количество обращений к покупателям за день. Эффективная система оценки учитывает все важные аспекты деятельности торгового посредника. Если компания обращает внимание только на объем продаж, то торговые посредники воспринимают его как единственный параметр, имеющий особое значение для их деятельности. При этом они будут игнорировать остальные показатели эффективности их деятельности, такие как отношения с покупателями, профессиональная квалификация сотрудников, взаимоотношения с предприятием-поставщиком, личные качества руководителей. Эти качественные стороны деятельности торгового посредника труднее поддаются оценке. Существует несколько способов, позволяющих разрешить данную проблему. Одним из наиболее распространенных способов оценки качественных характеристик торгового посредника является так называемая графическая шкала оценки. Например, если требуется оценить умение человека (руководителя организации — торгового посредника) управлять своим временем или иное качество, то можно воспользоваться одним из следующих видов такой шкалы .
Таблица 3.25
Метод оценочной шкалы характера поведения для оценки умения управлять
своим временем
Категории эффективности
и определение параметров
| Балл
| Описание характера поведения специалистов
| Очень высокая
|
| Распределяет время верно, подготавливает отчетные документы в срок или даже раньше, составляет расписание назначенных встреч. Верно распределяет время, редко задерживает представление отчетных документов, часто пользуется расписанием назначенных встреч
| (свидетельствует об очень эффективном использовании рабочего времени)
|
|
| Средняя
| 7 6 5 4 3 2
| Старается верно распределять время, многие отчетные документы представляет вовремя, от случая к случаю пользуется расписанием назначенных встреч.
Недостаточно времени проводит с лучшими покупателями, часто задерживает представление отчетных документов, редко заранее назначает встречи.
Тратит излишне много времени на маловыгодных клиентов, немногие отчетные документы представляет вовремя, лишь изредка заранее назначает деловые встречи
| (означает среднюю степень умения управлять своим временем)
|
|
| Очень низкая
| 1 0
| Не разделяет клиентов по степени важности, постоянно задерживает предоставление отчетных документов, заранее не назначает деловых встреч
| (указывает на неумение пользоваться методами управления временем)
|
|
| Метод ОШХП имеет ряд преимуществ по сравнению с графической, шкалой. Во-первых, в ее разработке принимают участие несколько человек, а это значит, что руководство компании может воспользоваться специальными знаниями других сотрудников компании. Кроме того, люди, привлеченные к разработке системы оценки собственной работы, в целом скорее примут как должное реализацию этой системы на практике. Другим достоинством метода ОШХП является то, что он дает точное описание работы торгового агента. Это облегчает задачу точной оценки эффективности труда торгового посредника в каждом конкретном случае.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|