Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор торговых посредников и оценка их деятельности





Выбор торговых посредников является важным этапом, завершающим формирование каналов распределения. Выявив наиболее рациональные места расположения потенциальных торговых посредников, необходимо произвести соответствующую работу по привлечению к сбыту наиболее квалифицированных из числа данных посредников, имеющихся в данном населенном пункте. Для того чтобы облегчить данный процесс, предпола­гается использовать ряд критериев, изложенных в табл. 3.22.

Таблица 3.22 Критерии выбора торгового посредника

Группа Критерии Характеристики критериев
1. Финансо­вая надеж­ность 1. Платежеспособность 2. Источники финанси­рования 3. Размер торговой скидки (наценки) 4. Политика ценообра­зования 5. Срок действия дого­вора — наличие достаточных финансовых средств для осуществления сотрудни­чества — возможность своевременной оплаты — возможность предоплаты и ее размер — форма оплаты — надежность банка-посредника — размер торговой скидки (наценки) должен соответствовать качеству торгово-посреднических услуг — политика цен посредника должна соответствовать политике цен производителя
2. Марке­тинговая концепция 1. Маркетинговая стра­тегия — посредник должен знать товар про­изводителя — специализация посредника, возможность смены специализации
  2. Товарная политика 3. Предполагаемый на­бор торгово-посреднических услуг 4. Политика в области распределения продук­ции 5. Политика по отно­шению к конкурентам 6. Коммуникационная политика — товар производителя дополняет ас­ сортимент торгового посредника — отказ от торговли товарами конку­рирующих организаций — качество услуг должно соответствовать требованиям производителя — зона деятельности посредника и его удаленность от производителя (регионального склада) — знание посредником своего потребителя, рынка сбыта — совместимость рынка посредника с рынком основных конкурентов — защищенность посредника от конкурентов (его сильные и слабые стороны) — качество и объем информации о со­стоянии рынка, на котором работает посредник — подача заявок на продукцию, уве­домление о приемке, возврат некачественной продукции — желание и возможность проведения 'политики стимулирования продаж продукции производителя
3. Репутация и деловые качества по­средника 1. Длительность работы на рынке 2. Профессионализм работников 3. Степень готовности к совершению сделки 4. Умение привлекать покупателя 5. Известность посред­ника (торговой марки) 6. Оценка деятельности посредника другими хозяйствующими субъектами — этапы развития посредника (становление и эволюция) — предпочтительный стаж работы — администрация и персонал должны быть подготовлены для взаимодей­ствия с производителем — мобильность принятия решений — оперативность совершения сделки — количество и качество деловых свя­зей — имидж торгового посредника — отзывы и рекомендации
4. Организа­ция и техни­ческие сред­ства посред­ника 1. Наличие складских помещений 2. Техническая осна­щенность складских помещений — собственные или арендованные- складские помещения — размеры складских помещений — наличие необходимого оборудова­ния
4. Организа­ция и техни­ческие сред­ства посред­ника 3. Структура и размер ЛСРПУ 4. Торговые запасы — вид и размеры запасов
5. Прочие критерии 1. Входит ли посредник в торговые ассоциации и объединения? 2. Организационно-правовая форма по­средника  

При выборе торговых посредников могут быть использованы следую­щие модели.





1. Доминантная модель. При выборе производитель исключает «худше­го» торгового посредника по какому-либо критерию (по цене, имиджу и др.),



2. Модель ограничений. Производитель накладывает ограничения на определенные характеристики торгового посредника (по идеалу) и ис­ключает по этому принципу торговых посредников.

3. Разделительная модель — ориентирована на один какой-либо кри­терий.

4. Лексиграфическая модель (посредники сначала отбираются по наиболее важному критерию, затем среди оставшихся — по критерию второй степени важности).

Модель ожидаемой полезности. Производитель оценивает значи­мость каждого критерия и степень присутствия данного признака у торгово­го посредника. Далее производится оценка значимости каждого критерия для данного производителя и степень его присутствия у торгового посредни­ка.

Последовательность проведения работ по выбору торговых посредни­ков может быть следующей:

1) выявление предполагаемых мест расположения торговых посред­ников;

2) сбор информации об организациях, располагающих возможностью реализовывать продукцию данного предприятия;

3) проведение анализа, способствующего выявлению лидирующей группы организаций (2—4), наиболее подходящих для выполнения функ­ций торгового посредника;

4) проведение детального анализа возможностей организаций, опре­деление размера капитальных вложений и расчет экономической эффек­тивности посреднической деятельности;

5) выбор организации и оформление договора о сотрудничестве;

6) обеспечение технической, информационной и финансовой под­держки организации на период подготовки к эффективному выполнению функций торгового посредника.

Деятельность торгового посредника может быть оценена при помощи одного из вариантов анализа объема продаж продукции. Например, в ком­пании «Alliend Electrical» эффективность деятельности торгового посред­ника оценивается на основе информации, приведенной в табл. 3.23.

Таблица 3.23

Показатели объемов продаж компании «Alliend Electrical»

 

Год Зона сбыта Объем продаж, долл. Прирост продаж, %
5,0
  2,9
  6,1
  4,5
  4,55,5
  3,0
  4,5
Итого   12 250  

На основании данных табл. 3.23 можно получить представление о том, каких результатов достигли торговые посредники, оценив объемы их про­даж и сравнивая показатели разных торговых посредников.

Так, например, торговый посредник, работающий во второй зоне сбыта, достиг наивысших по сравнению с другими торговыми посредни­ками объемов продаж, но его объем продаж по сравнению с прошлым го­дом оказался самым низким и значительно более низким, чем в среднем по компании. В то же время торговый посредник третьей зоны сбыта име­ет наименьший объем продаж, но достиг наибольшего прироста объема продаж продукции. Вполне вероятно, что торговый посредник из второй зоны сбыта достиг стадии остановки в темпах роста и нуждается в допол­нительных стимулах, а торговому посреднику третьей зоны нужны допол­нительные ресурсы для дальнейшего развития деятельности в этой зоне.

Все более популярным становится метод оценки результативности работы торгового агента на основе подсчета прибыли на управляемые им активы Р'

PA = dv, (3.92)

где d — доля прибыли в процентах, отнесенная к объему реализован­ной продукции:

d=D/W, (3.93)

где D — прибыль, полученная торговым посредником; W— объем реализованной торговым посредником продукции; v — скорость оборота ак­тивов, v=W/A,

где А — управляемые торговым посредником активы.

Например, объем продаж в четвертой и седьмой зонах сбыта оказался одинаковым за данный период. Какой из торговых посредников работал бо­лее эффективно? Используя формулу (3.93) и информацию, представлен­ную в табл. 3.24, можно ответить на этот вопрос.

Таблица 3.24

Расчет показателя Р. по зонам сбыта

А

 

 

Показатели Зоны сбыта продукции
4-я 7-я
Объем продаж, долл. 1 750 000 1 750 000
Себестоимость продукции, долл. 1 250 000 1 050 000
Валовая прибыль, долл. 500 000 700 000
Расходы на организацию сбыта, долл. 160 000 150 000
Прибыль торгового посредника, долл. 340 000 550 000
Ожидаемые поступления, долл. 750 000 500 000
Запасы продукции, долл. 850 000 850 000
Управляемые активы, долл. 1 600 000 1 350 000
Доля прибыли d, % 19,4 31,4
Скорость оборота активов 1,094 1,296
РЛ,% 21,22 40,69

В целом показатель РА в седьмой зоне сбыта почти в два раза превышает тот же показатель в четвертой зоне, что свидетельствует не только об эф­фективности работы торгового посредника, но и о более рациональном ис­пользовании им имеющихся активов. Данный метод позволяет определить причины различий в показателях РА для четвертой и седьмой зон сбыта.

Прежде всего это происходит за счет разницы в полученной прибыли, хотя объем продаж одинаков в обеих зонах, а в четвертой зоне он еще и растет более высокими темпами.

Создается впечатление, что торговый посредник, работающий в чет­вертой зоне сбыта, продает большое количество продукции меньшей прибыльности. Кроме того, хотя в обеих зонах имеются одинаковые запа­сы продукции, ожидаемые поступления в четвертой зоне гораздо выше, здр может означать только одно: торговый посредник «растягивает» кре­дитный лимит и сроки поступления платежа от покупателя.. При этом следует отметить, что расходы на организацию сбыта продукции в четвер­той зоне незначительно превышают расходы торгового посредника седь­мой зоны.

Одним из важнейших показателей эффективности деятельности тор­гового посредника является число привлеченных им новых покупателей продукции.

В связи с тем, что взаимоотношения между поставщиками и потреби­телями все чаще принимают долговременный характер, важное значение при оценке эффективности деятельности торгового посредника приобре­тает обеспечиваемый им уровень обслуживания покупателей. Многие компании оценивают этот уровень методом «черного хода», учитывая чис­ло претензий, поступающих в адрес данного торгового посредника. Од­ним из способов такой оценки является периодическая рассылка кратких опросных листов произвольно выбранной части потребителей в каждой зоне сбыта. Это дает не только дополнительную информацию коммерче­ской службе предприятия-поставщика, но и положительно влияет на от­ношения потребителей с данным предприятием, поскольку они чувству­ют заботу об их нуждах.

Каждая компания обращает особое внимание на разные аспекты эф­фективности труда торговых посредников. Некоторые из них гораздо лег­че оценить количественно, чем другие. Большинство компаний склонны учитывать такие показатели эффективности, как, например, количество обращений к покупателям за день. Эффективная система оценки учиты­вает все важные аспекты деятельности торгового посредника. Если ком­пания обращает внимание только на объем продаж, то торговые посред­ники воспринимают его как единственный параметр, имеющий особое значение для их деятельности. При этом они будут игнорировать осталь­ные показатели эффективности их деятельности, такие как отношения с покупателями, профессиональная квалификация сотрудников, взаимо­отношения с предприятием-поставщиком, личные качества руководите­лей. Эти качественные стороны деятельности торгового посредника труд­нее поддаются оценке. Существует несколько способов, позволяющих разрешить данную проблему. Одним из наиболее распространенных спо­собов оценки качественных характеристик торгового посредника являет­ся так называемая графическая шкала оценки. Например, если требуется оценить умение человека (руководителя организации — торгового по­средника) управлять своим временем или иное качество, то можно вос­пользоваться одним из следующих видов такой шкалы .

Таблица 3.25

Метод оценочной шкалы характера поведения для оценки умения управлять

своим временем

 

Категории эффективности и определение параметров Балл Описание характера поведения специалистов
Очень высокая Распределяет время верно, подготавливает отчет­ные документы в срок или даже раньше, составляет расписание назначенных встреч. Верно распределяет время, редко задерживает представление отчетных документов, часто пользу­ется расписанием назначенных встреч
(свидетельствует об очень эффек­тивном использо­вании рабочего времени)        
Средняя 7 6 5 4 3 2 Старается верно распределять время, многие отчетные документы представляет вовремя, от случая к случаю пользуется расписанием назначен­ных встреч. Недостаточно времени проводит с лучшими покупателями, часто задерживает представление отчетных документов, редко заранее назначает встречи. Тратит излишне много времени на маловыгодных клиентов, немногие отчетные документы представ­ляет вовремя, лишь изредка заранее назначает деловые встречи
(означает сред­нюю степень умения управлять своим временем)        
Очень низкая 1 0 Не разделяет клиентов по степени важности, постоянно задерживает предоставление отчетных документов, заранее не назначает деловых встреч
(указывает на неумение пользо­ваться методами управления временем)        

Метод ОШХП имеет ряд преимуществ по сравнению с графической, шкалой. Во-первых, в ее разработке принимают участие несколько чело­век, а это значит, что руководство компании может воспользоваться спе­циальными знаниями других сотрудников компании. Кроме того, люди, привлеченные к разработке системы оценки собственной работы, в це­лом скорее примут как должное реализацию этой системы на практике. Другим достоинством метода ОШХП является то, что он дает точное опи­сание работы торгового агента. Это облегчает задачу точной оценки эф­фективности труда торгового посредника в каждом конкретном случае.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.