Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение размеров ЗПСПУ на основе потребительских свойств продукции.





Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателем того или иного продукта или услуги. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе сильнее стали сказываться неценовые факторы. Все большее число предприятий при расчете цены на собственную продукцию начинает исходить из ощущаемой ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не издержки 1 производства, а покупательское восприятие. Предприятию, пользующемуся методом ценообразования на основе ощущаемой ценностной значимости товара, необходимо выявить, какие ценовые представления имеются в сознании потребителей о товарах предприятий-конкурентов. Известны многочисленные примеры реализации продукции по повышенным по сравнению с конкурентами ценам за счет определенных преимуществ, характерных для данного вида продукции. Эти преимущества могут быть описаны так называемыми показателями качества.

Показатель качества — это количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая примени­тельно к определенным условиям создания и эксплуатации (или потреб­ления) данной продукции.



Показатели качества продукции весьма разнообразны. Применительно к каждому виду продукции может быть выбрана соответствующая номенклатура показателей, которые наиболее полно характеризуют ее качество.

Известны следующие показатели качества продукции:

—показатели назначения: производительность, скорость, экономичность, мощность, маневренность, чувствительность, содержание вредных примесей и др.;

—показатели надежности: безотказность (вероятность безотказной работы, наработка на отказ), долговечность (ресурс, срок службы), ремонтопригодность (средняя продолжительность ремонта, трудоемкость техни­ческого обслуживания), сохранность (средний срок сохраняемости) и др.;

—эргономические показатели (учитывают приспособленность про­дукции под гигиенические, антропологические, физиологические и пси­хологические свойства человека);

—эстетические показатели стилевого соответствия, соответствия моде, функционально-конструктивной приспособленности, организованности объемно-пространственной структуры, цветового колорита, тщательности отделки и др.;



—показатели технологичности: трудоемкость изготовления, себес­тоимость изготовления изделия, относительная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, удельная стоимость ремонтов и др.;

—показатели транспортабельности: средняя продолжительность и тру­доемкость подготовки продукции к транспортировке, средняя продолжи­тельность установки на транспортное средство и др.;


—показатели стандартизации и унификации' — коэффициенты по­вторяемости, применяемости, стандартизации и др.;

—патентно-правовые показатели — патентной защиты, патентной чистоты, территориального распространения;

—экологические показатели: содержание вредных примесей, выбра­сываемых в окружающую среду, вероятность загрязнения окружающей среды вредными отходами (газ, излучение) при хранении, транспорти­ровке и эксплуатации;

—показатели безопасности: вероятность безотказной работы, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность изоляции токоведущих частей и др.

Известны следующие методы оценки качества изделий, основанные на сопоставлении показателей оцениваемого продукта и базового аналога — продукта предприятия-конкурента-

—дифференциальный;

—комплексный.

При дифференциальном методе определяются относительные пока­затели в каждой из групп по формулам:

(3-22)

 

где рij и рсоответственно количественная характеристика оцени­ваемой модели и базового образца по показателям каждой из групп.



При комплексном методе вычисляется обобщенный (комплексный) показатель технического уровня и качества. Так, средний взвешенный арифметический показатель определяется следующим образом:

(3.23)

где Qjкомплексный показатель j-й группы показателей (назначения,

надежности и т. д.); mj - коэффициент весомости j-й группы; j = 1,... ,п —

число групп показателей, принятых для оценки.

Комплексный показатель каждой группы вычисляется по формуле:

(3.24)

где qij — i -й относительный показатель j -й группы; тij — коэффициент весомости i-го относительного показателя j-й группы; i= 1,..., к— число относительных показателей j-й группы.

Коэффициенты весомости устанавливаются экспертным методом при соблюдении условий:

(3.25)

 

(3.26)

 

Схема оценки качества продукции приведена на рис. 3.20.

Пусть для более качественной продукции производителя В планируется установить более высокую цену СВ по сравнению с ценой СА его основного конкурента, выпускающего менее качественную продукцию. Тогда с учетом формул (3.23) и (3.24):

(3.27)

где mc – коэффициент весомости ценовых показателей, причем:

(3.28)

 

Из формулы (3.27) получим:

(3.29)

 



В дальнейшем в формуле (3.29) должны быть введены транспортные затраты потребителя Р (рис. 3.18).

Для пояснения изложенного материала обратимся к примеру 3.3.

Пример 3.3. С целью некоторого облегчения расчетов обратимся к оценке потребительских свойств материалов. Предположим, что ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» реализует материал А, а ОАО «НОСТА» (ОХМК) г. Новотроицка Оренбургской области — ма­териал Б. Технические характеристики данных материалов и коэффи­циенты их весомости, полученные по результатам маркетинговых ис­следований, приведены в табл. 3.13. Стоимость одного тонна—километ­ра транспортировки груза составляет 0,75 руб./ткм.

Таблица 3.13

Технические характеристики и коэффициенты весомости материалов А и Б

 

Характеристики Материал А Материал Б Коэффициент
1. Предел прочности, σy, Мпа 0,25
2. Предел текучести, σy, Мпа 0,15
3. Относительное удлинение, δ, % 0,05
4. Пригодность для дуговой сварки, балл* 0,20
5. Пригодность для высокочас­тотной закалки, балл* 0,10
       
* Технологические свойства материалов определены в баллах: 5 — дает отличные результаты, 4 — дает хорошие результаты, 3 — приемлем, 2 — приемлем при ограничен­ных условиях, 1 — неприемлем.

Составляем уравнение, характеризующее баланс предпочтений по­требителей:

После соответствующих преобразований получим:

tA -1,2196tB -892,92 = 0.

Поскольку:

где ТAB — расстояние между городами Липецком и Новотроицком, равное 1290 км.

0,487 tB2 - tB(2580cosβ + 2178) - 866 794 = 0,

откуда:

Подставляя в данную формулу значения β (0, π/2), можно рассчитать ряд значений радиус-векторов tB, которые позволяют построить кри­вую 1 на рис. 3.21.

Если бы технические характеристики материалов А и Б не принимались во внимание (т. е. использовались только цены на них и транспорт­ный тариф), то кривая 1 переместилась бы в положение 2. На основании расчета можно сделать вывод о том, что предпочтения большинства кли­ентов склоняются в пользу материала А.

Предположим, что ОАО «НОСТА» (ОХМК) изыскало резервы для снижения цены на материал Б до 1650 руб./т и одновременно улучшила его технологические свойства до уровня материала А. В этом случае кри­вая 1 переместится в положение 3.

Рассмотренный выше пример наглядно демонстрирует, насколько важно учитывать предпочтения клиентов и вовремя реагировать на них, периодически контролируя соответствующие коэффициенты весомости. Исходя из этого в ряде случаев можно объяснить целесообразность повышения цен на отдельные виды продукции и получения на этой основе позитивных коммерческих результатов.

 

5. Определение размеров ЗПСПУ на основе факторов, характеризую­щих состояние международной торговли.

Ограничения в международной торговле существенно влияют не только на размеры, но и на конфигурацию ЗПСПУ предприятий-конку­рентов, расположенных в различных государствах.

Характеристики среды международной конкуренции в основном свя­заны с правовыми ограничениями в области продаж, поэтому условно ра­зобьем их на две группы:

—группа характеристик, касающихся отдельной страны: цена произ­водителя, транспортные расходы, наценка дистрибьютора и др.;

—группа характеристик, свойственных международному рынку: та­моженный тариф, валютный коридор, квоты и др.

Для оценки влияния ограничений в международной торговле на распре­деление продукции предположим, что предприятие А расположено в стране V, а предприятие В — в стране W; причем предприятие В, используя имею­щиеся у него резервы, намерено развернуть реализацию продукции соб­ственного производства на территории государства V (см. рис. 3.22).

На рис. 3.22 линия I—I означает государственную границу между го­сударствами V и W.

В условиях международной торговли затраты потребителя Р могут быть представлены в следующем виде:

С1 = С+PVtA (3.30)

C2 = (CB + PW tBW )ξ +CB ξ TF + PV tBV (3.31)

где pV и pWтранспортные тарифы, действующие в государствах V и W соответственно; ξ — курс валют государств V и W; tB = tBV + tBW — расстояние от потребителя Р до предприятия В.

Формула (3.31) составлена с учетом:

—взимания таможенного тарифа на вывоз продукта из государства W в государство V в процентах от его цены, установленной предприятием В;

—различий транспортных тарифов в государствах V и W.

При этом возможно изменение структуры формулы (3.31) в соответ­ствии с фактической ситуацией с экспортом продукции из государства W в государство V.

Приравнивая выражения (3.30) и (3.31), получим:

(3.32)

причем расстояние tBW является функцией от угла β.

Аналогичным образом могут быть просчитаны альтернативные вари­анты разграничения ЗПСПУ, например между производителем В и его дистрибьютором В*, расположенным на территории государства V.

Рис. 3.22. Схема расположения субъектов рыночных отношений в условиях международной торговли

Является очевидным, что таможенный тариф и официальный обмен­ный курс могут создать условия, при которых экспорт продукции из стра­ны W в страну V может оказаться экономически нецелесообразным. Бо­лее того, если государством W не приняты ответные меры по защите прав собственных производителей, могут возникнуть благоприятные условия для проникновения продукции производителя А на внутренний рынок государства W при соответствующем сокращении ЗПСПУ производителя В, в результате чего ухудшается его экономическое состояние.

Следует отметить, что при построении линий разграничения зон мо­гут быть использованы два основных способа, обусловленные неопреде­ленностью величины tBW формуле (3.32), зависящей от угла β.

Первый подход основан на параллельном (наряду с основным) отсле­живании зависимости tBW=f(β), т. е. сопутствующем определении рас­стояний от места расположения производителя до политической границы в зависимости от угловой величины. В этом случае четко прослеживается зависимость формы линии разграничения от конфигурации границы.

Второй способ базируется на учете конечного числа таможенных по­стов пt на границе государств V и W. В этом случае в зависимости от пt строится пt линий разграничения ЗПСПУ при фиксированных в каждом случае величинах tBW, исходя из того, что место расположения производи­теля как бы перемещается на таможенный пункт.

Рассмотрим основные логистические аспекты, предопределяющие конфигурацию ЗПСПУ в условиях международной торговли.

Для достижения цели исследований обратимся к следующему приме­ру. Пусть реализацией продукции на международном рынке занимаются

два предприятия — А, расположенное на территории государства V и В, расположенное на территории государства W (рис. 3.23). Территории дан­ных государств разграничены линией 1. Реализация продукции осуществ­ляется при следующих исходных данных: СА = 5470 д.е. V; Св = 10 570 д.e. ξ = 1,9 д.еW/д.е. V; pW= 1,65 д.е.W/км; pv= 0,8 д.е.V/км; ТAB = 1250 км. Оче­видно, что для разных типов продукции могут быть использованы разные методы определения размеров ЗПСПУ, на что указывает формула (3.39). Для упрощения теоретических исследований рассмотрим случай, основан­ный на предпосылке о том, что на выбор потребителя влияют исключи­тельно стоимостные параметры.

Рис. 3.23. Разграничение ЗПСПУ предприятий А и В

Последовательность расчета радиус-векторов ЗПСПУ представлена на рис. 3.24.

Если таможенный тариф TF отсутствует, то ЗПСПУ предприятий А и В разграничены линией 2, близкой по конфигурации к линии конических сечений — гиперболе. В случае введения одним из государств, например1 W, таможенного тарифа в размере 5% линия 2 перемещается в положение 3. Нетрудно увидеть, что введение тарифа приводит к трансформации линии разграничения 2 в комбинацию частей линий 3 и государственной границы, причем в ЗПСПУ предприятия В входит та часть территории го­сударства W, которая расположена за линией разграничения 3 по направле­нию к конкуренту. Является очевидным тот факт, что в случае пересечения линией разграничения государственной границы следует учитывать нео­днозначное влияние таможенного тарифа на сбытовые возможности пред­приятий-конкурентов. В определенной ситуации требуется корректировка формулы (3.32), особенно в случае одновременного введения таможенных тарифов государствами W и V.

 

 
 


Установление диапазона и шага угловых параметров φi

Определение расстояния до государственной границы tBW

Расчет линейного показателя Gi (формула (3.32)

Расчет радиус-вектора ti (формула (3.7)

Построение линии разграничения ЗПСПУ

Рис. 3.24. Алгоритм расчета параметров линии разграничения ЗПСПУ предприятий

 

Анализируя конфигурацию линий 2 и 3, можно отметить, что на их1 форму существенно влияет второе слагаемое уравнения (3.32). С учетов обменного курса валют коэффициент, стоящий после значения tBW, равен 0,0855 и не оказывает серьезного влияния на значения линейного показа­теля G. Оценим степень влияния на конфигурацию линии разграничения ЗПСПУ соотношения pw/pV. Предположим, что при отсутствии таможен­ного тарифа величина PW возрастает до величины 3,05 д.е. W/км. Соответ­ствующие расчеты показывают, что линия разграничения 4, представлен­ная на рис. 3.23, получается «отзеркаливанием» государственной границы с некоторым коэффициентом искажения ее размеров. В свою очередь, при наличии таможенного тарифа TF = 8% и уменьшении величиныpwro величины 0,804 д.е. W/км зоны потенциального сбыта продукции пред­приятий А и В будут разграничены линией 5. На рис 3.23 видно, что дан­ная линия с определенным коэффициентом искажения отражает конфи­гурацию государственной границы 1, но не совпадает с ней, хотя радиус-вектор зоны потенциального сбыта при значении /? щ 0 равен расстоянию до государственной границы.

Немалый интерес представляет собой анализ влияния расстояния до государственной границы tBW на конфигурацию линии разграничения ЗПСПУ. При определенном соотношении pwlpv наблюдается наруше­ние целостности ЗПСПУ одного из предприятий. Так, например, при отсутствии таможенного тарифа и увеличении параметра pw до величи­ны 4,3 д.е.W/км данная зона состоит из трех локальных частей I, II, III, представленных на рис. 3.23. Очевидно то, что чем больше расстояние транспортировки продукции до государственной границы, тем меньше величина радиус-вектора ЗПСПУ. То же самое можно сказать и в отношении чрезмерного увеличения цены за единицу продукции предприя­тия В или при изменении обменного курса валют государств V и W.

Данные рис. 3.23 позволяют указать на парадокс, который заключает­ся в том, что использование формулы (3.7) при различных значениях β приводит к взаимно исключающим выводам. Потребителю, расположен­ному в населенном пункте В, может быть одновременно и выгодно, и не­выгодно приобретать продукцию у производителя В. Последнее обстоя­тельство выявляется при шаговых значениях /3, равных соответственно 70, 90, 300 и 310 градусов. При остальных значениях следует вывод о том, что приобретение продукции у производителя.В является для дан­ного потребителя выгодным. Поэтому исследователю следует быть осто­рожным при оценке данных, полученных при логистическом моделиро­вании распределения продукции.

В ряде случаев возникает проблема выявления размеров ЗПСПУ при условии |G| > ТД, т. е. тогда, когда коммерческое преимущество одного из конкурентов настолько велико, что у его оппонента ЗПСПУ отсутствует (что отнюдь не означает полного прекращения продаж продукции). Дан­ная ситуация характерна тем, что в локальных условиях на плоскости (географической карте) можно построить две асимптоты, между которы­ми располагается гипербола, представляющая собой линию разграниче­ния бесконечных ЗПСПУ предприятий-конкурентов. Следует отметить, что можно выделить две такие гиперболы, при этом одна из них будет мнимой, не представляющей интереса для практической деятельности предприятия. В условиях глобальной конкуренции (если территория по­тенциального сбыта продукции представлена поверхностью земного шара) ЗПСПУ являются ограниченными.

Пример 3.4. Построить линию разграничения ЗПСПУ по следую­щим исходным данным (табл. 3.14.).

Таблица 3.14 Исходные данные для определения размеров ЗПСПУ

Параметр Предприятие А Предприятие В
Цена за единицу продукции в валюте государств W и V, ден. ед.
Транспортный тариф, ед. валюты/км 1,2 0,9

Таблица 3.15 Расстояния от предприятия В до государственной границы между государствами V и W

βград.
tbw км

 

Таможенный тариф — 5% от стоимости единицы продукции. Расстояние между предприятиями — 690 км. Курс валют: за 1 ден. ед. государства W — 0,81 д. е. государства V.

Решение. По формуле (3.32) определяем значение линейного показа­теля G:

G= (1/0,81 • 3940 • (1 + 0,05) - 5150)/1,2 + tBW (1/0,81 • 0,9/1,2 - 1)=| -35,49 + 0,074 tm.

По формуле (3.7) находим выражение для определения радиус-векто­ра ЗПСПУ:

T=(6902 - G2)/(2(G+690cosβ)) ={476 100-G2)/(2G+ 1380cosβ).

Расчет производим в следующей последовательности:

1) β = 0, G = -35,49 + 0,074 • 400 = -65,123 км,

t = (476 000 - 4241) / (-130,26 + 1380 • 1) | 377,66 км;

2) β = 10, G= 35,49 - 0,074 • 540 = -75,49 км,

t= (476 000 - 5698,87) / (-75,49 + 1380 • 0,9848) = 389,39 км. Данные расчетов заносим в табл. 3.16.

Таблица 3.1

Результаты расчета размеров ЗПСПУ предприятий А и В

 

/?, град.
<^,км
G, км -65,1 -75,5 -67,4 -72,5 -87,3 -102,2 -124,4 -161,4 -220,7
t, км 377,66 389,39 405,79 448,4 530,88 682,06 1043,9 3017,4 2118,8

В полярной системе координат по данным предыдущей таблицы нетруд­но построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий-конкурентов.

6. Определение размеров ЗПСПУ на основе времени обслуживания
потребителей.

На рис. 3.25 представлены контуры зоны потенциального сбыта про­дукции торгового центра А, определенные на основе использования ре­зультатов расчета.

Другой альтернативой для определения размеров зон потенциального сбыта продукции потребительского назначения является метод, учитывающий характеристики определенных покупательских групп. Данный метод включает выполнение следующих этапов:


Рис. 3.25. ЗПСПУ торгового центра А

1)определение желательных для покупателей показателей качества их) обслуживания;

2)определение значимости для покупателя каждого из показателей качества с использованием шкалы, например, от 1 до 5 (1 — не очень ва­жен, 5 — важен);

3)оценка привлекательности каждого центра торговли с учетом наличия 1 значимости каждого показателя качества обслуживания покупателей;

4)расчет комплексного показателя качества для каждого из центров торговли. Для этого необходимо умножить показатель значимости показателей качества на набранное каждым торговым центром количество бал­лов и суммировать полученные значения.

Другой дополняющий метод состоит в том, чтобы сделать выборку покупателей, посещающих центр торговли, и узнать места их жительства. Результаты опроса затем переносятся на крупномасштабную карту мест­ности, и место каждого опрошенного покупателя помечается на ней точ­кой. Еще одно полезное дополнение метода — это обозначение каждой покупательской группы разным цветом. Такая карта показывает сосредо­точение отдельных групп покупателей. Это очень удобно, например, для целенаправленной рекламы, а также определения величины радиус-векто­ров, определяющих размеры ЗПСПУ каждого из торговых центров в преде­лах одного населенного пункта.

8. Определение размеров ЗПСПУ на основе качества послепродажно­го обслуживания машин и оборудования.

Формирование ЗПСПУ тесно увязано с формированием зон после­продажного обслуживания клиентов, причем их размеры могут совпадать лишь в начальный период коммерческой деятельности предприятия; Можно сделать однозначный вывод о том, что размеры зоны послепро­дажного обслуживания клиентов не могут быть меньше размеров ЗПСПУ, поскольку период эксплуатации машин и оборудования много больше периода стабильности ценовой и товарной политики предприятий-конкурентов на рынке. В то же время следует сделать однозначный вывод о том, что основные подходы, заложенные при оценке размеров ЗПСПУ, могут быть реализованы при определении размеров зон после-j продажного обслуживания. При этом имеются специфические моменты, | которые следует учитывать предприятию:

—после приобретения продукции потребитель во многом становится зависимым от предприятия-поставщика и порой вынужден мириться j с повышенными расходами на послепродажное обслуживание при изменении цен на отдельные его виды или комплекс в целом;

—географический фактор по-прежнему играет немаловажную роль при оценке экономической эффективности услуг. Так, по мере отдаления клиента условия экономической целесообразности сервиса нарушаются, т. е. оказание услуги либо ее приобретение начинают приносить убыток.

С учетом транспортных расходов и простоя специалистов по после продажному обслуживанию во время движения к клиенту общие затраты предприятия с учетом возвращения в начальный пункт составят:

C=2(pt + Zt/v), (3.39)

где Z— повременная ставка заработной платы; V— скорость движения транспортного средства от предприятия до клиента.

При построении системы распределения продукции производственно-технического назначения следует стремиться к тому, чтобы радиус М векторы ЗПСПУ и послепродажного обслуживания были равны.

В течение определенного периода времени можно выделить несколь-1 ко видов зон;

1) ЗПСПУ максимальной площади, образующаяся при предоставлении потребителям наибольшего количества льгот при продаже.

В результате возможно увеличение реализации продукции данного предприятия на территориях, «контролируемых» ранее предприятиями-конкурентами;

2) зона послепродажного обслуживания клиентов максимальной площади — W

сотах

Нетрудно заметить, что площадь данной зоны может совпадать с площадью ЗПСПУ максимальной площади. При этом следует учитывать, что размеры ЗПСПУ отражают теоретический сбытовой потенциал предприятия, а для оценки размеров зоны послепродажного обслуживания следу­ет использовать реальное месторасположение максимально удаленных от[ данного предприятия покупателей его продукции;

3) зона текущего потенциального сбыта продукции, образующаяся при определенных, сложившихся на определенный период рыночных факторах.\

4) зона текущего послепродажного обслуживания, на которой услуги являются экономически выгодными в данный момент времени как для предприятия, так и для его потребителей, — Wco.

Таким образом, можно констатировать, что между ЗПСПУ и ее пос­лепродажного обслуживания наблюдается четкая логическая взаимо­связь, которая поддается математической формализации. Использование данной взаимосвязи в условиях распределительной логистики позволяет учесть экономические интересы участников рыночных отношений и во многом облегчить процесс стратегического планирования при распреде­лении продукции производственно-технического назначения.

В полярной системе координат по данным табл. 3.20 нетрудно построить линию разграничения зон послепродажного обслуживания продукции предприятий-конкурентов.

При проектировании логистических систем распределения продук­ции необходимо принимать во внимание следующие основные аспекты:

1) методы определения размеров ЗПСПУ и зон послепродажного об­служивания потребителей следует использовать в комплексе, что обеспе­чивает корректный подход к сегментированию рынка и определению количества привлекаемых к сотрудничеству торговых посредников. Эф­фективность проведения данного этапа проектирования логистически» систем может быть достигнута при условии соблюдения последовательности действий.

Выявление организаций-конкурентов i (i = 1, 2,..., n)

Определение совокупности условий формирования зон потенциального сбыта
продукции (ЗПСПУ) j (j = 1, 2.... k)

Анализ условий конкуренции между предприятием и конкурентом i

Определение линейного показателя G

Расчет радиус-векторов t.

2) указанные выше методы основаны на использовании экономико-математических моделей распределения продукции предприятий, поэто­му имеют определенные погрешности. Так, при проектировании ЛСРПУ следует принимать во внимание:

—ограниченный характер потребления того или иного продукта;

—извилистость транспортных коммуникаций и их низкую плотность;

—целесообразность осуществления смешанных перевозок продукции;

—значительную величину логистических затрат помимо транспорт­ных расходов.

Очевидно, что целесообразность определения размеров зон потен­циального сбыта продукции предприятия становится актуальной при возрастании степени диссипации его продукции среди потребителей. С учетом того, что условия для деятельности фирм-производителей в на­стоящее время явно неблагоприятные, в ряде случаев более приемлемым подходом для оценки собственного влияния на потребителей является математический расчет их издержек. Однако по мере развития инфра­структуры рынка за счет увеличения числа малых и средних предприятий производственной сферы определение их количества и суммарного объ­ема потребляемых ими исходных материалов будет проблематичным. По­этому, выявив размеры ЗПСПУ и контролируя их в дальнейшем, пред­приятие получает возможность идентифицировать возникших потребите­лей и своевременно реагировать на их спрос, предлагая более выгодные, чем конкуренты, условия приобретения продукции и услуг. Данный про­цесс отличается повышенной неопределенностью, поскольку предприя­тие не в состоянии предсказать, где, в каком объеме и в какое время воз­никнет потребность в его продукции. Здесь в очередной раз подтверж­даются положения о приоритетности маркетинга поставщиков перед маркетингом потребителей на стадии становления рыночных отноше­ний, когда предприятия для организации собственной деятельности должны собрать информацию об имеющихся изготовителях нужной им продукции. Одновременно возрастает роль местных органов власти, ве­дущих регистрацию вновь образованных предприятий и имеющих воз­можность управлять информационными потоками в интересах многих субъектов рынка.

Некоторую сложность при выявлении ЗПСПУ представляет извилис­тость транспортных коммуникаций. Для получения расчетов, близких к реальным результатам, стоимость транспортирования продукции авто­мобильным транспортом следует умножать на коэффициент извилистос­ти автомобильных дорог. В большинстве случаев этот коэффициент сле­дует принимать равным 1,3. Если же принятие управленческих решений требует уточнения выявленных посредством логистического моделирова­ния размеров ЗПСПУ, целесообразно определить количество транспорт­ных коммуникаций с повышенной извилистостью с дальнейшим индивидуальным подходом к каждому из населенных пунктов, расположен­ных вблизи теоретической линии разграничения. В итоге образуется ло­маная линия, разграничивающая клиентов, тяготеющих к предприятиям, производящим однотипную продукцию.

Более серьезный случай представляет собой использование смешанных перевозок. Во времена планового ведения хозяйства теория и прак­тика расчетов по их оптимизации в транспортных системах подтверждали неэффективность использования различных видов транспорта на перевозках той или иной продукции. В условиях централизованного управле­ния транспортом отсутствовал точный и- систематический учет объема перевозок, что приводило к разнообразным схемам сообщений с участии ем нескольких видов транспорта, которые на практике применялись не только там, где они были эффективны, но и на экономически нецелесооб­разных полигонах и направлениях транспортирования продукции. Установлено, что основными грузами в смешанном сообщении являются не-; дифференцированные продукты, выявление ЗПСПУ которых, как было установлено ранее, требует использования ценовых параметров. Несмот­ря на очевидные выгоды использования смешанных перевозок, следует учитывать, что железнодорожно-водные, а также железнодорожно-автомобильные перевозки могут способствовать увеличению времени на их выполнение за счет удлинения суммарного пути следования. Расчеты по­казывают, что среднее удлинение может составлять в среднем 20,6% и бо­лее к общей дальности перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

Использование смешанных перевозок существенно влияет на размеры зон потенциального сбыта продукции, полученных посредством логистического моделирования. В реальных условиях перевозки продукции при наличии конкуренции, например, железнодорожным и автомобиль­ным транспортом возможно использование следующей процедуры опре­деления данных зон:

1) на железнодорожных коммуникациях, соединяющих конкурентов, определяются точки разграничения, в которых сумма цены за единицу продукции и стоимость ее транспортировки равны;

2) от выявленных точек находятся близлежащие железнодорожные станции для каждого из конкурентов, и далее определяется реальный раз­мер суммы, отмеченной в предыдущем пункте;

3) в случае если извилистость автомобильных дорог приемлема и обес­печена их высокая плотность, строятся линии разграничения в полярной системе координат по методике, изложенной ранее. Причем в качестве базовых точек используются выявленные железнодорожные станции. Если приведенные выше условия являются неприемлемыми, необходим инди­видуальный подход к каждому потенциальному потребителю, связанный с проведением расчетов, имеющих место в действительности, например с использованием ЭВМ;

4) определяется зона целесообразного использования автомобильного транспорта в пределах каждого из сегментов рынка, полученных исходя из количества выявленных конкурентов. Для этого строятся линии разграничения между местом расположения предприятия-изготовителя и железнодорожными станциями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.