Определение количества каналов распределения продукции и услуг
Опыт работы отечественных предприятий в рыночных условиях позволил выявить ряд актуальных проблем развития страны и ее регионов. Одной из таких проблем является многоуровневый характер распределения ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность большинства хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, приводит к существенному росту цен на готовую продукцию и, как следствие, к ухудшению финансового положения и без того экономически ослабленных потребителей. Основной причиной существования данной проблемы является высокая степень монополизма предприятий на рынке добычи и переработки сырья, которая обусловлена:
1) высокими входными барьерами на сырьевой рынок;
2) наличием неудовлетворенного платежеспособного спроса на сырье в зарубежье;
3) традиционным преобладанием в структуре производства хозяйственного комплекса страны продукции производственно-технического назначения;
4) низким качеством продукции потребительского назначения, которое предопределяет ее неконкурентоспособность на мировом рынке и ограниченность сбыта в пределах территории Российской Федерации;
5) протекционистской политикой государственных органов управления, наполняемость бюджетов которых в первую очередь определяется эффективной работой отраслей добычи и первичной переработки сырья;
6) сложностью распределения сырья по территории Российской Федерации, что связано с удаленностью мест его добычи от перерабатывающих и потребляющих производств;
7) высокой долей бартерных операций, совершаемых хозяйствующими субъектами на российском рынке;
8) наличием объективных и субъективных условий, способствующих сговору хозяйствующих субъектов о разграничении рынков сбыта (вплоть до мероприятий криминального характера).
Таким образом, проблема распределения продукции через экономически оптимальное количество уровней ЛСРПУ (последовательность перепродаж) в реальных условиях хозяйствования является достаточно сложной. Тем не менее на сегодняшний день разработан ряд методов определения количества и мест расположения торговых посредников. К ним относятся:
—метод минимизации совокупных затрат на движение ресурсов;
—метод оптимизации времени обслуживания потребителей;
—метод предельного уровня себестоимости продукции.
Метод минимизации совокупных затрат на движение ресурсов имеет две модификации исходя из расчета данных затрат:
—на единицу продукции;
—на оптимальный размер партии продукции. Рассмотрим их более подробно.
Одной из основных проблем предприятия является обеспечение минимального уровня совокупных затрат на доставку продукции потребителям. Очевидно, что данная проблема оказывает влияние на размеры ЗПСПУ предприятия, которые можно выразить через средний радиус данной зоны и количество продукции, которая реализуется в ее пределах. Определение оптимальных значений этих величин, находящихся между собой в корреляционной зависимости, для отдельно взятого хозяйствующего субъекта позволяет найти число торговых посредников одного уровня в пределах ЗПСПУ данного предприятия.
Суммарные затраты регионального дистрибьютора на доставку единицы продукции потребителю, например, автомобильным транспортного составляют:
ZΣ= Zтр + Zпр (3-56)
где Zтр — транспортные затраты; Znp — прочие затраты на доведение продукции до потребителя.
В свою очередь, Zтр определим по формуле (1.3):
Zтр= аtср + b (3.57)
(3.58)
где а и b— коэффициенты; tср — среднее расстояние транспортировки продукции; F — валовые условно-постоянные затраты предприятия на доведение продукции до потребителя, за исключением условно-постоянных затрат на ее транспортировку; п — удельные условно-переменные затраты на доведение продукции до потребителя; п — количество продукции, реализуемое хозяйствующим субъектом.
Подставляя выражения (3.57) и (3.58) в уравнение (3.56), получим:
ZΣ= аtср + b+ (3.59)
Выражение (3.59) можно представить в виде графика, изображенного на рис. 3.31.
Предположим, что доведение продукции до потребителя осуществляется в пределах ЗПСПУ площадью И^(рис. 3.32) в условиях конкуренции предприятия В с хозяйствующими субъектами А1 А2, и А3.
Анализ выражения (3.59) совместно с данными рис. 3.32 позволяет установить, что достаточно сложно оценить значения:
Рис. 3.31. Затраты предприятия В на доведение единицы продукции до потребителя
tc, поскольку оно определяется среднеарифметическим значением расстояния, зависящего от расположения потребителей, получивших продукцию в течение фиксированного периода времени;
t— Тп, поскольку оно определяется конфигурацией линий разграничения 1—1, 2—2 и 3—3 (рис. 3.32).
Рис. 3.32. ЗПСПУ предприятия В в условиях его конкуренции с хозяйствующими субъектами A1, A 2и A3
Таким образом, можно выделить следующую последовательность определения количества региональных дистрибьюторов предприятия:
1) выделить ЗПСПУ предприятия площадью W и определить ее размеры;
2) выявить реальную потребность в продукции пределах выделенной ЗПСПУ W;
3) рассчитать индекс рассеяния
4) определить оптимальный радиус ЗПСПУ регионального дистрибьютора tonm;
5) определить оптимальный размер площади ЗПСПУ регионального дистрибьютора wonm;
6) определить оптимальное количество региональных дистрибьюторов.
В случае привлечения региональным дистрибьютором дилеров процесс расчета может быть использован повторно с учетом того, что за основу принимается площадь ЗПСПУ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|