Сделай Сам Свою Работу на 5

Элементарные конструкции.





 

Из основных символов непосредственно образуются элементарные конструкции языка, которые являются минимальными неделимыми синтаксическими единицами. К ним относятся: идентификаторы, константы, переменные, указатели стандартных функций.

Различные объекты программы должны иметь имена. В качестве имен используются идентификаторы. Идентификатор- последовательность букв и цифр, а также знака подчеркивания, начинающаяся с буквы. Длина идентификатора может быть до 63 символов. Желательно выбирать значащие идентификаторы, например, MAX, MIN, SUMMA и т.д. Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве идентификаторов.

Константы – это данные, значения которых не изменяются в процессе работы программы. Константы могут быть поименованными (с типом и без типа) и явно заданными.

Арифметические константы предназначены для представления целых и вещественных числовых данных.

Для вещественных констант используется форма записи с фиксированной точкой и экспоненциальная форма. В форме с фиксированной точкой целая и дробная части разделяются точкой, при экспоненциальной форме число представляется в виде мантиссы и порядка, между которыми стоит буква Е.



<мантисса>Е{ }<порядок>

 

Тип константы Диапазон Объем памяти Примечания
Shortint -128..127 1 байт Со знаком
Byte 0..255 1 байт Без знака
Integer -32768..32767 2 байта Со знаком
Word 0..65535 2 байта Без знака
Longint -2147483648..2147483647 4 байта Со знаком
Single 1.5E-45..3.4E38 4 байта 7-8 значащих цифр, со знаком
Real 2.9E-39..1.7E38 6 байт 11-12 значащих цифр, со знаком
Double 5.0E-324..1.7E308 8 байт 15-16 значащих цифр, со знаком
Extended 3.4E-4932..1.1E4932 10 байт 19-20 значащих цифр, со знаком
Сomp 9.2E18..9.2E18 8 байт 19-20 значащих цифр, со знаком

 

В Турбо Паскале определены некоторые именованные константы, использовать которые можно без объявления.

MAXINT=32767, MAXLONGINT=2147483647.

Логические константы могут принимать одно из двух значений: True(истина) или False(ложь). В языке предусмотрены следующие логические типы констант: Boolean(1 байт), Bytebool(1 байт), Wordbool(2 байта), Longbool(4 байта).

Константы символьного типа Char представляют собой 1 символ кодового набора ASCII (американский стандартный код обмена информацией). Занимает в памяти 1 байт. Символьная константа заключается в апострофы ‘’. Существует упорядоченность символов в соответствии с их кодами. Для цифр и букв латинского алфавита коды символов удовлетворяют соотношению: ‘0’<…<’9’<‘A’<…<’Z’<’a’<…<’z’.



Константы строкового типа String представляют собой последовательность символов, заключенную в апострофы. Длиной строки называется количество символов в ней. Если среди символов константы строкового типа имеется хотя бы один апостроф, он изображается двумя апострофами. Длина строки может быть от 0 до 255 символов.

Переменная – это наименование, данное некоторому значению. Обозначается с помощью идентификатора переменной. Переменные стандартных типов принимают значения из диапазонов значений, указанных для констант соответствующего вида.

 

Типы данных.

 

Каждая переменная и константа в программе на языке Паскаль имеет свой тип данных. Тип определяет набор операций, которые могут быть к ней применимы, а также тип результата выполнения этих операций. Имеются типы стандартные и типы, описанные пользователем.

Все переменные, используемые в программе должны быть описаны в разделе описания переменных VAR.

 

VAR<идентификатор> [,<идентификатор>,…]: <тип>;

[<идентификатор> [,<идентификатор>,…]: <тип>;…]

 

Например,

VAR A : Integer;

B, C: Real;

Здесь описана переменная А целого типа и две переменные В и С вещественного типа.

Тип, в свою очередь, может быть предварительно определен в разделе описания типов TYPE.



 

TYPE<идентификатор типа> = <тип> ;

 

Например,

TYPE I = Integer;

R = Real;

После такого описания типов описания переменных А, В и С могут быть следующими:

VAR A : I;

B, C: R;

Порядковый стандартный тип обозначает конечное линейное множество значений. К нему обычно относят целые типы, байтовые, символьные и логические.

Перечисляемый тип – определяет упорядоченное множество значений путем перечисления идентификаторов, выражающих эти значения как постоянные. Для каждого такого элемента выделяется один байт памяти. Используется в качестве индексов массивов и имеет порядковую нумерацию, начиная с нуля.

 

TYPE <идент-тор типа> = (<идентификатор>

[,<идентификатор>,…]);

Интервальный тип определяет некоторое подмножество значений, которые может принимать данная переменная. Задаются наименьшее и наибольшее значения порядкового типа. Для каждого элемента выделяется один байт памяти.

 

TYPE <идентификатор типа> = <константа>. .<константа>;

В качестве констант могут использоваться значения любых простых типов кроме вещественных типов.

 

Например,

TYPE GR = (DS101, DS102, DS201, DS202, DS301, DS302);

SPEC = DS101. . DS302;

DIGIT = 0. .9;

VAR A : DIGIT;

B : SPEC;

D : 100. .200;

Строчный тип используется для описания строк длиной от 0 до 255 символов. Максимальная длина строки указывается в квадратных скобках. Если она не указана, максимальная длина полагается 255. Строковые переменные, как и строковые константы, занимают количество байтов, равное максимальной длине строки плюс 1 байт (нулевой), предназначенный для хранения текущей длины этой строковой переменной. Важной особенностью Турбо Паскаля является то, что к каждому символу строки возможен доступ по его номеру.

 

TYPE <идент-тор типа> = String[<максимальная длина>];

 

Например,

TYPE TString = String[100];

TS = String;

VAR S,S1 : Tstring;

S2 : String[20];

SS : TS;

Массив – это упорядоченная совокупность однотипных переменных, обладающих одинаковыми свойствами. Отношение порядка между элементами массива задается с помощью индексирования. Каждому элементу массива ставится в соответствие один или несколько индексов. Если каждому элементу ставится в соответствие один индекс, то это - одномерный массив (вектор). При наличии двух индексов – двумерный массив (матрица), причем, обычно первый индекс обозначает номер строки, а второй – номер столбца, где находится соответствующий элемент.

TYPE<идентификатор типа> = ARRAY [<список типов индексов>]

OF<тип>;

<тип индексов> :: = <простой тип>

<простой тип>:: = <идентификатор типа>|<идентификатор>

[,<идентификатор>]| <константа>. .<константа>

 

В качестве типа индекса может быть любой простой тип, кроме вещественных. Чаще всего используется интервальный тип индекса от целых типов.

 

Например,

TYPE T1 = ARRAY [-10 .. 20,1..30] OF BYTE;

T2 = ARRAY [0..50] OF BOOLEAN;

T3 = ARRAY [BYTE] OF INTEGER;

VAR A, B: T1;

C: T2;

Z: ARRAY[1..100] OF REAL;

MAS: T3;

Здесь в разделе описания типов приводятся три различных типа массивов. T1 – это тип двумерного массива, в котором номера строк могут принимать значения от –10 до 20, а номера столбцов – от 1 до 30. Элементами массива типа T1 должны быть целые числа без знака от 0 до 255. Тип T2 определяет одномерный массив с элементами логического типа, номера элементов могут быть от 0 до 50. Тип T3 определяет одномерный массив с элементами целого типа со знаком, при этом диапазон изменения индексов массива от 0 до 255. В разделе описания переменных определяются переменные А и В типа T1, С – типа Т2 и MAS – типа Т3. Помимо предварительного описания типа возможно определять массивы непосредственно в разделе описания переменных, как это сделано для переменной Z.

Обращение к элементам массивов осуществляется с помощью переменных с индексами. Число индексов в переменной с индексами равно числу измерений массива. Индексы могут задаваться целыми числами, простыми переменными, арифметическими выражениями. Если массивы имеют одинаковое описание, их можно копировать В:= А.

Например,

S := S + Z [I] ;

P := P * A [I] [J] ;

C[6] := TRUE ;

P := P * A[I,J] ;

R := B [I+5,J] ;

MAS [I] := MAS [I-1] * MAS [I] ;

Рассмотрим различные способы описания массивов.

 

Пусть требуется описать матрицу A, содержащую 10 строк и 50 столбцов, с элементами целого типа.

1) CONST N = 10;

M = 50;

TYPE TMATR = ARRAY [1..N, 1..M] OF INTEGER;

VAR A : TMATR;

2) TYPE TSTR = ARRAY [1..50] OF INTEGER;

TMATR = ARRAY [1..10] OF TSTR;

VAR A : TMATR;

3) VAR A : ARRAY[1..10,1..50] OF INTEGER;

4) VAR A : ARRAY[1..10] OF ARRAY[1..50] OF INTEGER;

Операторы языка Паскаль.

 

Оператор присваивания.

 

Наиболее простым и часто используемым оператором языка является оператор присваивания:

<переменная> : = <выражение>;

Выражение – это формула для вычисления значения. Она образуется из операндов, соединенных знаками операций и круглыми скобками. В качестве операндов могут выступать переменные, константы, указатели функций.

Тип переменной в левой части оператора присваивания обычно должен совпадать с типом значения выражения в правой части. Возможны случаи несовпадения типов, например, когда слева переменная вещественного типа, а справа выражение целого типа. Выражения являются составной частью операторов.

В Паскале приоритеты выполнения операций следующие (в порядке убывания):

- одноместный минус;

- операция NOT;

- операции типа умножения ;

- операции типа сложения;

- операции сравнения (отношения).

Одноместный минус применим к операндам арифметического типа. Операция NOT– к операндам логических и целых типов. Если в одном выражении несколько операций одного приоритета, то они выполняются, начиная слева. Приоритеты можно изменить, поставив скобки. В логических выражениях необходимы скобки во избежание конфликта типа по приоритету.

Например, если в выражении … (X > 5) AND (Y > 10) … не поставить скобки, то будет синтаксическая ошибка, так как приоритет операции AND выше приоритета операций сравнения >.

<операции типа умножения> :: = * | / | div | mod | and

<операции типа сложения> :: = + | - | or | xor

<операции сравнения> :: = = | <> | < | > | <= | >= | in

Операции сравнения применимы для всех стандартных простых типов. Причем в одном выражении возможно использование операндов различных типов. Результат сравнения всегда имеет логический тип.

Например, (5 + 6) < (5 - 6) = TRUE в результате даст FALSE, а NOT(8.5 < 4) будет равно TRUE.

Сравнение строк символов выполняется слева направо посимвольно. Более короткие строки дополняются пробелами справа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.