Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
Тема 10. Основные факторы риска развития форм патологий у школьников
Наиболее часто встречающиеся заболевания у детей и подростков: нарушения осанки и остроты зрения (миопия), неврозы, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Причины нарушения осанки. Нарушение осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях: сутуловатость, круглая, кругло-вогнутая, плоская спина, асимметричная осанка. Профилактика нарушений осанки у дошкольников и школьников. Сколиозы. Определение. Классификация. Реабилитация больных страдающих сколиозом. Плоскостопие. Причины развития заболевания. Принципы лечения.
Понятие о гиперметропии и нарушении аккомодации. Миопия: этиология, принципы лечения и профилактики.
Неврозы: этиология, патогенез, классификация, клинические проявления, принципы лечения. Системные неврозы (неврозы детского возраста): заикание, энурез, энкопрез, снохождение, сноговорение, ночные страхи, патологические привычные действия. Современные подходы к психолого-педагогической коррекции неврозов у детей.
Причины развития заболеваний органов пищеварения в детском и подростковом возрасте. Хронический гастрит и гастродуоденит: этиология, клинические проявления и профилактика. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: причины, клиника, осложнения. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки: причины, клиника, осложнения.
Эндокринные заболевания, протекающие с нарушением веса и роста. Нарушения веса: истощение, кахексия. Ожирение, причины, степени тяжести, клинические формы (алиментарно-конституциональное, нейроэндокринное). Принципы лечения и профилактика. Нарушения роста: гигантизм, гипофизарный нанизм, кретинизм.
Характеристика острого и хронического нефрита, острого цистита. Этиология, клинические проявления, принципы лечения и меры профилактики этих заболеваний. Мочекаменная болезнь. Почечная колика. Первая медицинская помощь.
Тема 11. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьников
Репродуктивное здоровье. Охрана репродуктивного здоровья. Методы регуляции репродуктивной функции. Болезни, передающиеся половым путем: классификация, общие характерные признаки. Гонорея, сифилис, хламидиоз, трихомониаз: эпидемиология, признаки, принципы лечения и меры личной и общественной профилактики. ВИЧ (СПИД): эпидемиология, клинические проявления, меры личной и общественной профилактики.
Тема 12. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей и подростков
Модели организации здравоохранения. Основные принципы российской системы здравоохранения. Контроль за состоянием здоровья детей и подростков. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России.
Теоретический курс дисциплины
Раздел дисциплины
| Тема лекционного занятия
| Трудоемкость в часах
| Раздел 1. Проблемы здоровья детей и подростков
| Факторы определения здоровья и болезни. Показатели общественного и индивидуального здоровья
|
| Раздел 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
| Здоровый образ жизни и его составляющие. Профилактика потребления психоактивных веществ
|
| Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
| Травматизм, виды. Травматический шок, травматический
токсикоз. Терминальные состояния
|
| Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы. Пароксизмальные состояния
|
| Раздел 4. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунитета
| Инфекционный и эпидемический процесс. Группы инфекционных заболеваний
|
| Раздел 5. Роль семьи и образовательных учреждений в сохранении здоровья детей и подростков
| Профилактика неврозов, нарушения осанки, миопии, алиментарно-зависимых заболеваний
|
|
| Итого:
|
|
Содержание семинарских и практических занятий
Структура плана семинарского/практического занятия
Занятие 1. Тема. Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики
Форма проведения- практическое занятие
Цель: отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях и травмах
Понятия:травма, травматизм, кровотечение, кровоизлияние, кровоподтек, гематома, анемия, шок, рана, инфицирование, сепсис, некроз, ушиб, растяжение связок, вывих, перелом, патологическая подвижность, крепитация, иммобилизация, пневмоторакс, гемоторакс, перитонит, амнезия
Вопросы для обсуждения:
1. Определение кровотечений и их классификация. Признаки артериального, венозного, капиллярного и паренхиматозного кровотечений. Симптомы острой кровопотери.
2. Способы временной остановки кровотечений: наложение давящей повязки; пальцевое прижатие артерий на голове (височной), шее (общей сонной), конечностях (подключичной, подмышечной, плечевой, лучевой, локтевой, бедренной, большеберцовой, артерии тыла стопы); придание конечностям вынужденного положения; наложение кровоостанавливающего жгута.
3. Признаки и первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах и переломах костей конечностей.
4. Признаки и первая медицинская помощь при травмах головы, позвоночника, груди и живота.
Практическая часть работы: наложение кровоостанавливающего жгута, наложение транспортных шин на конечности
Основная литература
Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова.. ─ М. : Акад. Проект, 2004. –С. 506-520.
Дополнительная литература
Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учеб. для студентов / Е.Е.Тен. ─ М. : Мастерство, 2002. ─256 с.
Контрольные вопросы:
1. Назовите виды кровотечений и способы их остановки.
2. Назовите точки пальцевого прижатия артерий.
3. Назовите правила наложения жгута.
4. Определите признаки ушиба, растяжения и вывиха. Последовательность и правила оказания неотложной помощи.
5. Охарактеризуйте относительные и абсолютные признаки перелома костей конечностей. Последовательность и правила оказания неотложной помощи.
6. Причины травм позвоночника, признаки осложненного и неосложненного перелома. Особенности транспортировки пострадавшего при травме различных отделов позвоночника.
7. Особенности неотложной помощи при ранениях грудной клетки.
8. Особенности неотложной помощи при ранениях живота.
Занятие 2. Тема. Раны. Десмургия
Форма проведения- практическое занятие
Цель: изучить способы оказания первой медицинской помощи при открытых повреждениях
Понятия:рана, асептика, антисептика, асептическая повязка, инфицирование, некроз, сепсис, первичная хирургическая обработка ран, десмургия
Вопросы для обсуждения:
1. Виды ран. Признаки. Осложнения.
2. Антисептические средства, применяемые для обработки ран. Правила обработки.
3. Повязки типовые бинтовые: циркулярная, спиральная с перегибами, крестообразная (восьмиобразная), возвращающаяся.
4. Повязки косыночные.
Практическая часть работы: наложение на конечности и голову типовых бинтовых повязок
Основная литература
Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М. : Акад. Проект, 2004. –С. 506, 513-514.
Контрольные вопросы:
1. Назовите виды, признаки и осложнения ран.
2. Назовите правила обработки поверхности и краев раны, антисептические средства, которые для этого используются.
3. Назовите виды повязок.
4. Правила наложения бинтовых повязок.
Занятие 3. Тема. Термическая травма. Реанимационная помощь пострадавшим
Форма проведения- практическое занятие
Цель: ознакомиться с термическими повреждениями и отработка приемов сердечно-легочной реанимации на фантоме
Понятия:ожоги, отморожения, тепловой удар, солнечный удар, реанимация, остановка сердца, остановка дыхания, непроходимость дыхательных путей
1. Классификация и признаки ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.
2. Воздействие низких температур: отморожение и замерзание. Признаки, первая медицинская помощь.
3. Тепловой и солнечный удар. Признаки. Первая медицинская помощь.
4. Реанимационные мероприятия при острых нарушениях дыхания и при внезапной остановке сердца. Особенности реанимации у детей.
5. Первая медицинская помощь при попадании в дыхательные пути инородных тел.
Вопросы для обсуждения:
Практическая часть работы: выполнение непрямого массажа сердца и искусственного дыхания на фантоме.
Основная литература
Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М. : Акад. Проект, 2004. –С. 520-535.
Дополнительная литература
Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учеб. для студентов / Е.Е.Тен. ─ М. : Мастерство, 2002. ─256 с.
Контрольные вопросы:
1. Назовите причины и схему оказания неотложной помощи при термических ожогах.
2. Правила определения площади ожогов.
3. Назовите причины и схему оказания неотложной помощи при отморожениях и переохлаждении.
4. Схема оказания неотложной помощи при тепловом и солнечном ударе.
5. Перечислите признаки агонального состояния, клинической и биологической смерти.
6. Перечислите последовательность реанимационных мероприятий.
7. Назовите признаки эффективности реанимационных мероприятий.
8. Реанимационные мероприятий при наличии в дыхательных путях инородных тел.
Занятие 4. Тема. Неотложные состояния при эндокринных и аллергических заболеваниях
Форма проведения- семинарское занятие
Цель: научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях в клинике сахарного диабета, изучение причин развития аллергических состояний, их проявлений и осложнений
Понятия:сахарный диабет, гипогликемия, гипергликемия, аллерген, антитело, аллергическая реакция, ринит, конъюнктивит, дерматит, папула, одышка
Вопросы для обсуждения:
1. Сахарный диабет: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика. Неотложные состояния в клинике сахарного диабета: причины, клинические проявления (гипер- и гипогликемические состояния). Принципы оказания первой медицинской помощи в клинике сахарного диабета.
2. Аллергические состояния: этиология, патогенез, факторы риска. Клинические проявления аллергических реакций немедленного типа: анафилактический шок, крапивница, отек Квинке, аллергический ринит и конъюнктивит. Первая медицинская помощь при аллергических реакциях немедленного типа.
3. Клинические проявления аллергических реакций замедленного типа (атопический дерматит). Принципы лечения. Особенности профилактики у детей.
4. Бронхиальная астма: этиология, патогенез, клинические проявления, первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.
Основная литература
Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М. : Акад. Проект, 2004. –С. 358-363, 539-546.
Дополнительная литература
1. Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учеб. для студентов / Е.Е.Тен. ─ М. : Мастерство, 2002. ─256 с.
2. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. ─ М.: ВЛАДОС, 2003. ─ 400 с.
Контрольные вопросы:
1. Назовите причины развития сахарного диабета. Понятие диабета первого и второго типа.
2. Причины развития гипогликемической и гипергликемической комы при сахарном диабете.
3. Схема оказания неотложной помощи при гипер- и гипокликемической коме.
4. Дайте определение понятиям «аллерген», «антитело», «аллергическая реакция».
5. Перечислите экзогенные аллергены.
6. Охарактеризуйте механизм развития аллергической реакции.
7. Назовите наиболее распространенные формы аллергических реакций.
8. Перечислите мероприятия первичной и вторичной профилактики аллергических заболеваний.
Занятие 5. Тема. Инфекционные заболевания и их профилактика
Форма проведения- семинарское занятие
Цель: изучить причины, признаки кишечных инфекций и гельминтозов, гематогенных инфекций
Понятия: инфекция, инвазия, гельминтоз, инфекционный процесс, эпидемический процесс, эпидемический очаг, дезинфекция, дезинсекция, профилактика
Вопросы для обсуждения:
1. Кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллезы, гепатит А). Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.
2. Гематогенные инфекции: гепатит В и С. Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.
3. Энтеробиоз. Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.
4. Этиология, эпидемиология, клинические проявления чесотки и педикулеза.
Основная литература
Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов /Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М. : Акад. Проект, 2004. –С. 382-416, 435-441.
Дополнительная литература
1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. ─ М.: ВЛАДОС, 2003. ─ 400 с.
2. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студентов / В.В. Марков. ─ М. : Академия, 2001. ─ 320 с.
3. Медико-биологические аспекты безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие / Сост. М.Л. Отавина, Г.С. Корж, И.Л. Ёлкина, А.А. Масалева, О.А. Суслина. Перм. гос. пед. ун-т. ─ Пермь, 2007. ─ 71 с.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте механизм, пути и факторы передачи кишечных инфекций.
2. Назовите основные противоэпидемические мероприятия в очаге кишечных инфекций.
3. Перечислите мероприятия по профилактике кишечных инфекций в детских образовательных учреждениях.
4. Охарактеризуйте признаки основных кишечных инфекций.
5. Назовите основные профилактические мероприятия, направленные на предотвращение заражения энтеробиозом.
6. Назовите основные профилактические мероприятия, направленные на предотвращение заражения чесоткой и педикулезом.
Занятие 6. Тема. Инфекции дыхательных путей и детские инфекции
Форма проведения- семинарское занятие
Цель: рассмотреть инфекции дыхательных путей и детские инфекции
Понятия:инфекции дыхательных путей, гиперемия, энантема, экзантема, папула, везикула, орхит, парез, паралич, дыхательная недостаточность, ложный круп
Вопросы для обсуждения:
1. ОРВИ, Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика. Осложнения. Ложный круп. Первая медицинская помощь.
2. Грипп, ангина. Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.
3. Детские инфекции (корь, скарлатина, полиомиелит, коклюш, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, дифтерия). Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.
Основная литература
Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М. : Акад. Проект, 2004. –С. 382-427.
Дополнительная литература
1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. ─ М.: ВЛАДОС, 2003. ─ 400 с.
2. Актуальные вопросы здоровья детей и подростков: Учеб. пособие / Сост. М.Л.Отавина, Г.С. Корж, И.Л. Ёлкина И.Л., А.А.Масалева, О.А. Суслина. Перм. гос. пед. ун-т. ─ Пермь, 2010. ─ 57 с.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте механизм, пути и факторы передачи инфекций дыхательных путей.
2. Назовите основные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекций дыхательных путей.
3. Назовите признаки детских инфекций.
4. Перечислите мероприятия по профилактике детских инфекций в детских образовательных учреждениях.
Занятие 7. Тема. Профилактика болезней, передающихся половым путем в подростковом возрасте и нарушений репродуктивного здоровья подростков
Форма проведения- семинарское занятие
Цель: рассмотрение репродуктивного здоровья как составляющей части здоровья человека и изучение признаков болезней передаваемых половым путем и вопросов их профилактики
Понятия:планирование семьи,репродуктивное здоровье, овуляция, оплодотворение, менструальный цикл, менструация, контрацепция, аборт, БППП
Вопросы для обсуждения:
1. Методы регуляции репродуктивной функции: методы контрацепции и искусственный аборт и его последствия.
2. Классификация болезней, передаваемых половым путем. Сифилис, гонорея: этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.
3. ВИЧ (СПИД): история развития заболевания, эпидемиология, клинические проявления, меры личной и общественной профилактики.
Основная литература
Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М. : Акад. Проект, 2004. –С. 457-463.
Дополнительная литература
Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студентов / В.В.Марков. ─ М. : Академия, 2001. ─ 320 с.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные виды и методы контрацепции.
2. Назовите виды аборта.
3. Опишите последствия искусственного аборта для репродуктивного здоровья.
4. Характеризуйте клинические проявления гонорея, сифилиса. Профилактические мероприятия.
5. Назовите основные проявления СПИДа и пути передачи ВИЧ-инфекции. Профилактические мероприятия.
Занятие 8. Тема. Методы оздоровления и укрепления здоровья: рациональное питание, физическая культура и закаливание
Форма проведения- семинарское занятие
Цель: определить наиболее значимые составляющие здорового образа жизни.
Понятия: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни,образ жизни, здоровый образ жизни (ЗОЖ), рациональное питание, макро- и микронутриенты, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, показатели сбалансированности, рацион питания, режим питания, закаливание, физическая культура, двигательные навыки, двигательные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, гиподинамия.
Вопросы для обсуждения:
1. Концепция рационального питания. Организация питания в образовательных учреждениях.
2. Физиологическая сущность закаливания. Специальные способы закаливания: воздушные ванны, воздействие солнечных лучей, закаливание водой. Нетрадиционные способы закаливания.
3. Критерии оценки индивидуального здоровья: субъективные и объективные. Объективные: ЧСС, проба Мартинэ (проба с 20 приседаниями), проба Генчи, проба Штанге, индекс массы тела.
4. Формы медицинской документации, характеризующие состояние здоровья детей.
Основная литература
Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М. : Акад. Проект, 2004. –С. 457-463.
Дополнительная литература
1. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студентов / В.В.Марков. ─ М. : Академия, 2001. ─ 320 с.
2. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования для образовательных учреждений нач. проф. образования / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Л.С. Трофименко. ─ 3-изд., стер. ─ М.: Академия, 2004. ─ 192 с.
3. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студентов вузов / А.М.Митяева. ─ М. : Академия, 2008. ─ 144 с.
4. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Н.Назарова, Ю. Д. Жилов. . ─ М. : Академия, 2007. ─ 256 с.
5. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учеб. пособие / Г.С.Никифоров. ─ СПб. : Речь, 2002. - 256 с..
6. Актуальные вопросы здоровья детей и подростков: Учеб. пособие / Сост. М.Л. Отавина, Г.С. Корж, И.Л. Ёлкина, А.А. Масалева, О.А. Суслина Перм. гос. пед. ун-т. ─ Пермь, 2010. ─ 57 с.
Контрольные вопросы:
1. Назовите пищевые вещества, которые необходимы человеку и должны поступать с пищей.
2. Последствия недостаточного потребления незаменимых пищевых веществ для человека.
3. Назовите суточную потребность человека с учетом возраста в белках, жирах, углеводах.
4. Потребность человека с учетом возраста в витаминах и минералах.
5. Назовите принципы и правила закаливания.
6. Принципы организации рационального питания.
7. Распределение суточного рациона питания.
8. Назовите правила и способы закаливания.
9. Охарактеризуйте неспецифические способы закаливания.
10. Охарактеризуйте специальные способы закаливания.
11. Охарактеризуйте нетрадиционные способы закаливания.
12. Понятие гипокинезии и её влияние на здоровье человека.
13. Дайте понятия двигательного навыка, двигательного качества.
14. Назовите принципы и общие эффекты физической тренировки.
15. Влияние физической тренировки на органы и системы организма.
Формы и методы обучения
При реализации различных видов работы по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» используются следующие образовательные технологии:
6.1 Технологии аудиторной работы:
Традиционные технологии:
· академические лекции,
· установочные и обобщающие лекции,
· семинарские занятия,
· практические занятия
Технологии проблемного обучения:
· проблемные лекции,
· лекция-визуализация,
· выступление с докладом, сообщением по реферату,
· разбор конкретных ситуаций,
· проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
· практические занятия
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|