Сделай Сам Свою Работу на 5

Если в дом домохозяина пришел гость, он должен предложить ему место для сидения, воду и пищу, согласно своим возможностям.





ГЛАВА ПЕРВАЯ

ТЕКСТ 1

Великие мудрецы приблизились к Ману, сидящему в умиротворении, и оказав ему должное почтение, обратились к нему со следующими словами:

ТЕКСТ 2

«О просветленный! Мы желаем услышать от тебя священные законы для всех людей во всех укладах жизни, для всех варн и ашрамов.

ТЕКСТ 3

О господин! Тебе одному известны цель, обряды, знание о душе и непостижимом Верховном Господе, по чьей воле вершится все в этом мире».

ТЕКСТ 4

Тот, чье могущество неизмеримо, выслушав высокочтимых мудрецов, с почтением ответил им: «Слушайте!

ТЕКСТ 5

С незапамятных времен эта вселенная была покрыта тьмой, непостижимая, невидимая, погруженная в глубокий сон.

ТЕКСТ 6

Затем Свайямбху, Верховный Господь (Каранадакашайи Вишну), незримый для глаз, проявил вселенную, состоящую из двадцати четырех элементов, рассеяв мглу, царящую вокруг.

ТЕКСТ 7

Этот самосветящийся Господь, в котором покоятся все живые существа, находится вне восприятия грубых чувств и имеет тонкую, вечную и труднопостижимую природу.

ТЕКСТ 8

Желая произвести различные виды живых существ из собственного тела, Господь вначале создал воды (океан Карана), поместив в них свое семя.



ТЕКСТ 9

Это семя стало золотым яйцом, в сиянии равным Солнцу. В этом яйце Он проявился как Брахман (Гарбходакашайи Вишну) Прародитель всех живых существ.

ТЕКСТ 10

Воды называются нарах. Как воды изошли из Нараяны, так изначально из Нараяны изошли все живые существа, которые принимают в Нем прибежище (айана). Поэтому Всевышнего именуют Нараяна.

ТЕКСТ 11

Из Господа Нараяны, который является изначальным, вечным и непостижимым, был проявлен известный всему миру Брахман (Гарбходакашайи Вишну).

ТЕКСТ 12

Эта Божественная Личность находилась в этом яйце в течение года, затем Он стал размышлять: «Хорошо бы разделить его на две половины». и яйцо было разделено на две половины.

ТЕКСТ 13

Из этих двух половин он создал небеса (сва) и землю (бхур), между ними среднюю сферу (бхува), восемь частей света — и вечную обитель воды — океан Гарбходака.

ТЕКСТ 14-15

Затем был проявлен ум (манас), эго (аханкара) и сознание (читта), над которыми господствует душа. Также проявились три гуны материальной природы и пять органов чувств.



ТЕКСТ 16-17

Благодаря комбинации эго, ума, чувств, трех гун и пяти материальных элементов Он создал все виды живых существ. Из шести главных составляющих, как говорят мудрецы, было создано тело.

ТЕКСТ 18

Таким образом, были проявлены пять материальных элементов, бессмертный ум, являющийся причиной всех творений, вместе с ним — скрытые желания и ложное эго. Все это произвел Господь.

ТЕКСТ 19

Из частей этих семи главных принципов, принципов махат, эго и пяти танматр возникла вселенная, из вечного изошло бренное.

ТЕКСТ 20

Каждый последующий элемент принимал качества предыдущего, занимая свое место и место другого.

ТЕКСТ 21

Затем Господь дал каждому сотворенному существу имя, род деятельности и условия жизни согласно предписаниям Вед.

ТЕКСТ 22

Затем Он сотворил вечное жертвоприношение, садхьев и полубогов, девов, поддерживающих жизнь вселенной.

ТЕКСТ 23

Из огня, ветра и солнца Господь проявил три Веды: Риг-, Сама- и Яджур- веду, которые были созданы для вечного жертвоприношения.

ТЕКСТ 24

Затем Он создал время, шкалу времени, звезды, планеты, реки, океаны, моря, горы, плоскогорья и равнины.

ТЕКСТ 25-26

Также Господь сотворил аскезы, речь, наслаждения, желание и гнев. Далее Он произвел двойственность или противоположности, такие как достоинства и недостатки, жара и холод, боль и удовольствия.

ТЕКСТ 27-28

Таким образом, тонкие и грубые элементы вступили во взаимосвязь, гармонично действуя во вселенной, естественным образом развиваясь и приумножаясь.

ТЕКСТ 29

Какими бы качествами ни наделял Господь сотворенных существ: мягкостью или жестокостью, любовью или ненавистью, добродетелями или грехом, — эти качества естественно и спонтанно были приняты ими.



ТЕКСТ 30

Как сезону года присущи определенные признаки погоды, так и деятельность воплощенных живых существ была дана каждому в соответствии с его качествами.

ТЕКСТ 31

Затем Господь для процветания мира создал брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, которые изошли из Его уст, рук, бедер и стоп.

ТЕКСТ 32

Вслед за этим из двух частей Его тела вышли мужчина и женщина, которые произвели на свет Вирагу.

ТЕКСТ 33

О лучшие среди дваждырожденных, этот Вирага стал практиковать аскезы, чтобы обрести силу для творения.

ТЕКСТ 34-35

Затем я для увеличения потомства принялся совершать трудновыполнимые аскезы, и вследствие моих аскез появились на свет десять великих мудрецов: Маричи, Атри, Ангира, Пуластья, Пулаха, Крату, Прачеты, Васиштха, Бхригу и Нарада.

ТЕКСТ 36

От этих мудрецов произошли семь Ману, могущественные полубоги и великие мудрецы, обладающие неизмеримой духовной силой.

ТЕКСТ 37

Далее были сотворены якши, ракшасы, пишачи, гандхарвы, апсары, асуры, наги (змеи), птицы (такие как Гаруда) и предки.

ТЕКСТ 38

Гроза, молния, туча, различные цвета радуги, падающие метеориты, сверхъестественные звуки, кометы и множество других светящихся тел.

ТЕКСТ 39

Киннары, обезьяны, рыбы, птицы разных видов, крупнорогатый скот, олени, люди и плотоядные животные с двумяд рядами зубов.

ТЕКСТ 40

Способные летать насекомые; черви, паразиты, все виды жалящих и кусающих насекомых и различные виды неподвижных существ, такие как деревья и т. д.

ТЕКСТ 41

Таким образом, благодаря аскезам этих великих личностей все это творение было наполнено движущимися и неподвижными живыми существами.

ТЕКСТ 42

А сейчас я опишу вам деятельность и природу каждого из этих сотворенных существ.

ТЕКСТ 43

Рогатый скот, олени, плотоядные животные с двумя рядами зубов, ракшасы, пишачи и люди были рождены из утробы.

ТЕКСТ 44

Птицы, змеи, крокодилы, рыбы, черепахи, как земные, так и водные существа, — вышли на свет из яйца.

ТЕКСТ 45

Обладающие даром полета насекомые, а также черви, паразиты, все виды жалящих и кусающих насекомых, — рождаются в местах, наполненных влагой.

ТЕКСТ 46

Все растения и деревья размножаются благодаря семени и побегам; однолетние растения, приносящие множество цветов и плодов, погибают после окончательного созревания.

ТЕКСТ 47

Те деревья, которые плодоносят без цветов, называются ванаспати, а деревья, рождающие плоды и цветы, именуются врикша.

ТЕКСТ 48

Существуют различные виды растений и кустарников, и разнообразные виды трав и вьющихся растений, некоторые из них берут начало из семени и побегов.

ТЕКСТ 49

Все эти неподвижные существа, растения и деревья, вследствие своей прошлой деятельности погруженные в невежество, — наделены сознанием и восприятием боли и удовольствий.

ТЕКСТ 50

Таким образом я описал всех сотворенных живых существ, с незапамятных времен пребывающих в океане рождения и смерти, начиная с Брахмы и кончая незначительным насекомым.

ТЕКСТ 51

Итак, создав вселенную и произведя на свет всех живых существ, в том числе и меня, этот Брахман, чье могущество непостижимо, каждую эпоху уходит в непроявленное состояние.

ТЕКСТ 52

Когда Он пробуждается, вместе с Ним пробуждается вся вселенная, когда Он входит в состояние сна, вселенная также погружается в сон.

ТЕКСТ 53

Но когда Он находится в состоянии покоя, воплощенные существа, которые по природе всегда активны, прекращают свою деятельность, а их умы становятся инертными.

ТЕКСТ 54

Когда все существа входят в тело этой Великой Души, тогда Он прекращает всякую деятельность и счастливо засыпает.

ТЕКСТ 55

Индивидуальная душа, находясь во тьме, долгое время пребывает в бессознательном состоянии, связанная с органами восприятия.

ТЕКСТ 56

Через некоторое время душа входит в семя подвижного или неподвижного живого существа и обретает грубое тело.

ТЕКСТ 57

Господь благодаря периодическому погружению в сон и пробуждению заставляет всех живых существ входить то в проявленное, то в непроявленное состояние.

ТЕКСТ 58

Итак, вначале творения Господь даровал мне знание шастр, а я в свою очередь передал это знание Маричи и другим мудрецам.

ТЕКСТ 59

Мудрец Бхригу опишет вам свод законов, которые он узнал от меня лично, во всей полноте».

ТЕКСТ 60

Затем великий мудрец Бхригу, получив разрешение Ману, обратился ко всем присутствующим мудрецам, сказав: «Слушайте!

ТЕКСТ 61

Шесть других благородных и очень могущественных Ману (из четырнадцати Ману), принадлежащие к династии этого Ману (Господа Брахмы), потомка Свайямбху (Господа Вишну), породили возвышенное потомство.

ТЕКСТ 62-63

Сварочиша, Уттама, Тамаса, Раивата, Чакшуша, обладающий большим могуществом, Вивасван и первый среди них Свайямбхува, каждый в свой период произвели на свет движущихся и неподвижных живых существ.

ТЕКСТ 64

Восемнадцать нимеш равняются одной каштхе (одно мгновение моргания глаза), тридцать каштх— это одна кала, тридцать кал — это одна мухурта, а множество мухурт — это сутки, ночь и день.

ТЕКСТ 65

Солнце разделяет день и ночь для людей и полубогов, чтобы ночью они могли отдыхать, а днем совершать разнообразную деятельность.

ТЕКСТ 66

Один месяц человеческих существ составляет день и ночь жителей Питрилоки.

ТЕКСТ 67

Один год человеческих существ составляет день и ночь полубогов. Северное солнцестояние является их днем, а южное солнцестояние — ночью.

ТЕКСТ 68

А сейчас послушайте краткое описание длительности дня Брахмы, а также продолжительность различных эпох.

ТЕКСТ 69

Крита-юга состоит из четырех тысяч лет по летоисчислению полубогов, четыреста лет занимает промежуточное состояние, до и после Крита-юги.

ТЕКСТ 70

Остальные эпохи (юги) с их промежуточными состояниями имеют продолжительность в тысячи и сотни лет меньше предыдущей.

ТЕКСТ 71

Двенадцать тысяч таких четырех юг, упомянутых выше, составляют одну эпоху полубогов.

ТЕКСТ 72

Тысяча эпох полубогов равняется одному дню Брахмы, а его ночь имеет аналогичное исчисление.

ТЕКСТ 73

Мудрый человек знает, что тысяча юг равняется одному дню Брахмы, а другая тысяча юг равна его ночи.

ТЕКСТ 74

По окончании своих дня и ночи Брахма пробуждается и создает ум, который является реальным и нереальным (иллюзорным).

ТЕКСТ 75

Ум, побуждаемый желанием творить, создает эфир (акаша), качеством которого является звук.

ТЕКСТ 76

Видоизменяясь, эфир порождает воздух, носителя всех видов запаха, качеством воздуха является прикосновение, касание.

ТЕКСТ 77

Затем возникает огонь, рассеивающий мглу, его качеством является цвет и зрение.

ТЕКСТ 78

Из огня возникает вода, дающая восприятие вкусовых качеств. А из воды проявляется земля, которая также дарует восприятие запаха. Таким было начало творения.

ТЕКСТ 79

Семьдесят одна юга полубогов, вышеописанная, составляет одну манвантару, период правления Ману.

ТЕКСТ 80

Бесчисленные манвантары, бесчисленные творения и разрушения вселенных являются лишь игрой Верховного Господа.

ТЕКСТ 81

Крита-юга была эпохой дхармы и истины и стояла на четырех ногах. В эту эпоху люди не знали греха и были в высшей степени праведны.

ТЕКСТ 82

В последующих трех эпохах дхарма постепенно теряла по одной ноге: добродетель уменьшалась, знание утрачивало силу, увеличивалась неправедность, воровство, ложь и мошенничество.

ТЕКСТ 83

В Крита-югу (золотой век) люди не ведали болезней и легко обретали все желаемое. Продолжительность человеческой жизни составляла тысячи лет. Но в каждую эпоху жизнь людей сокращалась на одну треть.

ТЕКСТ 84

Продолжительность жизни, плоды жертвоприношений и жизненная сила воплощенных существ были пропорциональны каждой эпохе.

ТЕКСТ 85

Предписанные обязанности в Крита-югу отличались от Трета-, Двапара- и Кали-юги, также как и продолжительность существования каждого века.

ТЕКСТ 86

В Крита-югу практиковались аскезы, подвижничество, в Трета- югу главенствовало знание, в Двапара-югу совершались жертвоприношения, а в век Кали предписывалась раздача милостыни.

ТЕКСТ 87

Для правильного функционирования и защиты всего творения Господь разделил обязанности между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами.

ТЕКСТ 88

Изучение Вед, обучение духовному знанию, совершение жертвоприношений для собственного блага и блага других, принятие пожертвований и раздача пожертвований — таковы обязанности брахманов.

ТЕКСТ 89

Защита населения, раздача милостыни, совершение жертвоприношений, изучение Вед и обуздание чувств — таковы обязанности кшатриев.

ТЕКСТ 90

Защита коров, животноводство, участие в жертвоприношениях, изучение Вед, торговля, управление финансами и земледелие — таковы обязанности вайшьев.

ТЕКСТ 91

Для шудр единственной обязанностью является смиренное служение трем вышеупомянутым сословиям.

ТЕКСТ 92

Часть тела человека, находящаяся выше пупка, считается чистой, но более чистой считается голова человека. Брахма провозгласил, что то, что вышло из его уст считается наиболее чистым.

ТЕКСТ 93

И поскольку брахман изошел из уст Брахмы, был произведен на свет первым и обладает знанием Вед, он считается главой общества и более почитаемым во всем творении.

ТЕКСТ 94

Господь Брахма, совершая аскезы, создал из своих уст брахманов с целью защиты вселенной и для того, чтобы люди и полубоги отдавали им часть плодов своих жертвоприношений.

ТЕКСТ 95

Через уста брахманов небожители вкушают плоды своих жертвоприношений (хавья), а люди вкушают жертвенные яства (кавья).

ТЕКСТ 96

Сотворенные существа, обладающие сознанием, занимают высшее положение по отношению к неподвижным существам. Живые существа, наделенные разумом, стоят еще выше. Выше них находятся люди, наделенные развитым интеллектом, а среди людей брахманы занимают высочайшее положение.

ТЕКСТ 97

Среди брахманов тот, кто изучил Веды, является высшим, среди изучивших Веды высшим является тот, кто осознает необходимость выполнения своих обязанностей в соответствии с предписаниями Вед, среди таких брахманов высшим является тот, кто совершает свои обязанности, строго следуя законам Вед, а над ними всеми стоит тот, кто познал Высший Брахман.

ТЕКСТ 98

Брахман является олицетворением всех благих качеств и добродетелей, он рожден для соблюдения всех священных законов, принципов религии и достижения Высшего Брахмана.

ТЕКСТ 99

Рождение брахмана считается высшим на Земле, поэтому он стоит над всеми живыми существами и защищает дхарму.

ТЕКСТ 100

Любое имущество и богатства этого мира по праву принадлежат брахману, обладающему лучшими добродетелями и духовными качествами и рожденному первым из всех живых существ.

ТЕКСТ 101

Все сословия должны стремиться удовлетворить брахманов, поскольку их счастье зависит от благополучия брахманов. Брахманов необходимо кормить, одевать и одаривать милостыней (раздавать пожертвования).

ТЕКСТ 102

Ману, потомок Брахмы, распределил обязанности брахманов и других сословий по их качествам и склонностям, составив свод священных законов.

ТЕКСТ 103

Этим законам должны обучать только сведущие брахманы, обладающие знанием священных писаний, и никто другой.

ТЕКСТ 104

Брахман, изучивший эти законы и с верой выполняющий предписанные обязанности, никогда не попадет под влияние скверны греха, ни умом, ни телом, ни речью.

ТЕКСТ 105

Такой брахман, достойный обладать богатствами всего мира, освобождает от греховных последствий семь поколений своих предков и семь поколений своих потомков.

ТЕКСТ 106

Изучение этих священных законов дает человеку величайшее благо, одухотворяет разум, продлевает жизнь, дарует славу и духовное блаженство.

ТЕКСТ 107

В этих священных законах описывается праведная и неправедная деятельность и вечные правила поведения для четырех сословий общества.

ТЕКСТ 108

Веды утверждают, что установленное шастрами поведение является высочайшей религиозной деятельностью. Брахман, или дваждырожденный, должен всегда соблюдать законы установленного для него поведения.

ТЕКСТ 109

Брахман, не следующий законам установленного для него поведения, не получает результата изучения Вед, но тот, кто надлежащим образом следует им, обретает совершенное благо.

ТЕКСТ 110

Мудрецы, осознавшие, что священные законы основываются на правилах поведения, признали идеальное поведение корнем всех аскез.

ТЕКСТ 111-119

Сегодня вы услышите от меня законы, которые Ману поведал мне. Эти законы повествуют о следующем: о сотворении вселенной, правилах совершения жертвоприношений, процессе обучения, почитании гуру, правилах омовения, бракосочетании, обязанностях в браке, совершении великих жертвоприношений и погребальных ритуалов, правилах снатаки, запрещенной и незапрещенной пище, освящении предметов, правилах относительно женщин, совершении аскез, освобождении, отречении от мира, обязанностях царя, правосудии, о правилах относительно мужа и жены, о наследстве, азартных играх, наказании воров, особенных обязанностях вайшьев, шудр и смешанных каст; о поведении в случае несчастий и бедствий, процессе искупления грехов (прайашчита), о трех качествах природы, результатах благочестивой и греховной кармы, об обязанностях жителей государства, обязанностях в семье и обязанностях людей, находящихся на уровне животных (пашанди).


 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

ТЕКСТ 1

Этим священным законам (дхарме) следуют люди, обладающие знанием Вед, чистые сердцем и свободные от ненависти и привязанности.

ТЕКСТ 2

Действия, основанные на желании выгоды, ради плодов, — предосудительны, однако в этом мире трудно найти кого-либо, свободного от этих желаний. Поэтому рекомендуется основывать свои желания на предписаниях Вед и действовать в соответствии с ведическими законами.

ТЕКСТ 3

Желание основывается на силе воли или решимости, а религиозные жертвоприношения — на божественной воле. Все обеты самоконтроля, самоограничений и религиозные обязанности также основываются на желании и решимости.

ТЕКСТ 4

В этом мире невозможно найти состояния бездействия, и нет в этом мире человека, лишенного желаний. Чтобы ни делал человек, любое его усилие основывается на желании.

ТЕКСТ 5

Тот, кто, следуя Ведам, исполняет предписанные обязанности, достигает бессмертия, и даже в этой жизни обретает все желаемое.

ТЕКСТ 6

Веды являются источником законов религии, источником добродетелей тех, кто изучает Веды, и источником святости и мира в душе.

ТЕКСТ 7

Законы Ману, описывающие различные обязанности человека, строго соответствуют учению Вед.

ТЕКСТ 8

Человек, изучивший наставления священных писаний, должен действовать и исполнять свои обязанности в соответствии с учением Вед.

ТЕКСТ 9

Человек, исполняющий законы священных писаний, становится прославленным в этом мире и обретает счастье в этой жизни и в следующей.

ТЕКСТ 10

Ведические предписания известны как шрути, а писания, следующие Ведам, известны как смрити. их учение не должно подвергаться логическим заключениям.

ТЕКСТ 11

Брахман, сомневающийся в истинности священных писаний и оскорбительно относящийся к ним, должен быть изгнан из общества как атеист и оскорбитель Вед.

ТЕКСТ 12

Мудрецы провозгласили, что Веды, священные писания, правила поведения и самоудовлетворенность (самодостаточность) — являются основой дхармы.

ТЕКСТ 13

Дхармагъяна, знание законов религии, пробуждает жизнь в тех, кто не привязан к богатству и чувственным удовольствиям. Те, кто ищут истинное знание, должны обратиться к высшему авторитету — шрути, или Ведам.

ТЕКСТ 14

Но когда два священных писания имеют противоречивые мнения или высказывания, мудрецы равно признают их авторитет и подлинность.

ТЕКСТ 15

Как утверждается в шрути — жертвоприношение должно совершаться до восхода солнца и после восхода, или когда солнце и звезды невидимы.

ТЕКСТ 16

Только тот, кто строго руководствуется наставлениями шастр, достоин изучать священные писания и давать знание другим.

ТЕКСТ 17

Эта земля, созданная полубогами, пролегающая между двумя божественными реками: Сарасвати и Дришадвати — именуется Брахмавартой.

ТЕКСТ 18

Нормы поведения, которые передавались из поколения в поколение на этой земле среди брахманов и смешанных каст, назывались садачарой.

ТЕКСТ 19

Курукшетра, Матсья, Панчала и Шурасенака являлись землями брахмариши и находились в подчинении Брахмаварты.

ТЕКСТ 20

От брахманов, рожденных в этой местности, все люди этого мира получили разные культуры и традиции.

ТЕКСТ 21

Территория земли, простирающаяся между горами Гималаями и Виндхья, к востоку Винашаны и западу Праяга, называется Мадхьядеша (центральный регион).

ТЕКСТ 22

Землю, пролегающую между восточным и западным океанами, включая вышеупомянутые горы, мудрецы называют Арьявартой (землей ариев).

ТЕКСТ 23

Земли, где мирно пасутся черные антилопы, предназначены для жертвоприношений, остальные пространства Земли известны как страны млеччх.

ТЕКСТ 24

Дваждырожденные брахманы должны искать место для жительства в вышеупомянутых странах, однако шудры, испытывающие нужду, могут жить повсюду.

ТЕКСТ 25

Таким образом, я кратко описал источник вселенной, и откуда берут начало законы религии. Теперь я опишу обязанности каждой варны.

ТЕКСТ 26

Священные обряды, такие как гарбхадхана-самскара и другие таинства, описанные в Ведах, должны совершаться для дваждырожденных. Эти обряды очищают тело и освобождают от греха.

ТЕКСТ 27

Благодаря освящению беременности, очищению после рождения, выбриванию волос, надеванию священного шнура, дваждырожденный и его родители очищаются от греха.

ТЕКСТ 28

Благодаря изучению Вед, благодаря обетам, огненным жертвоприношениям, чтению священных писаний, духовному знанию, благодаря рождению благочестивого сына, благодаря великим жертвоприношениям человек очищается и становится достойным постичь Высший Брахман.

ТЕКСТ 29

Обряд джатакарма, очищение мальчика после родов, должен быть совершен перед обрезанием пуповины; в это время его необходимо кормить медом, очищать маслом и золотым листом.

ТЕКСТ 30

Обряд намадхейя, наречение именем младенца, должен совершаться отцом на десятый или двенадцатый день после рождения ребенка, на благоприятный лунный день, в благоприятную мухурту, под благоприятным созвездием.

ТЕКСТ 31

Имя брахмана должно быть связано с чем-то благоприятным, имя кшатрия должно быть связано с силой, имя вайшьи — с богатством, а имя шудры должно выражать что-то низкое или нечистое.

ТЕКСТ 32

Также имя брахмана должно быть с приставкой (словом), означающей счастье, к имени кшатрия необходимо добавлять слово, связанное с защитой, к имени вайшьи необходимо приставлять слово, связанное с процветанием, а к имени шудры необходимо добавлять слово, относящееся к служению.

ТЕКСТ 33

Женские имена должны быть легки в произношении, должны означать что-то благоприятное, дающее благословение, и должны заканчиваться на длинную гласную.

ТЕКСТ 34

На четвертый месяц необходимо провести обряд, где младенца показывают солнцу и выносят из дома; на шестой месяц совершается обряд кормления младенца отваренным рисом или выбирают другую благоприятную церемонию по традициям семьи.

ТЕКСТ 35

Согласно учению священных писаний, обряд выбривания волос для всех дваждырожденных должен совершаться на первый или третий год после рождения ради обретения духовного блага.

ТЕКСТ 36

Для мальчиков-брахманов необходимо совершить обряд упанайана на восьмой год после рождения, для кшатриев — на одиннадцатый, для вайшьев — на двенадцатый год.

ТЕКСТ 37

Мальчик-брахман, желающий обучиться духовному знанию или стать випрой, должен получить посвящение в возрасте пяти лет; мальчик-кшатрий, желающий обрести могущество и силу, должен получить посвящение в возрасте шести лет, а мальчик-вайшья, желающий обрести богатства, должен получить посвящение в возрасте восьми лет.

ТЕКСТ 38

Обряд савитри для брахманов необходимо совершить до 16 лет, для кшатриев — до 22 лет, а для вайшьев — до 24 лет.

ТЕКСТ 39

Если мальчики этих трех сословий не получали посвящение и не проходили вышеупомянутые обряды в должное время, их считали вратьями (вне каст), не принадлежащими к арийскому обществу.

ТЕКСТ 40

Брахман даже в тяжелые времена несчастий или горя не должен поддерживать какую-либо связь с этими вратьями, людьми — непрошедшими очистительных обрядов.

ТЕКСТ 41

Студенты, брахмачари, должны носить шкуру черной антилопы, пятнистого оленя или козла, и облачаться в одежды из шерсти и льна.

ТЕКСТ 42

Пояс брахмана должен состоять из трех веревок, изготовленных из травы мунджи, пояс кшатрия должен быть мягким и гладким, сделанным из травы маурви, а пояс вайшьи должен быть изготовлен из волокна.

ТЕКСТ 43

Если трава мунджи (и другие) для изготовления пояса недоступны, тогда можно использовать траву куша, ашмантака и балваджа, с одним, тремя или с пятью узлами, согласно семейной традиции.

ТЕКСТ 44

Священный шнур брахмана должен быть изготовлен из хлопка и правильно переплетен, шнур кшатрия — изо льна, а шнур вайшьи — из шерсти.

ТЕКСТ 45

В соответствии с дхармой брахман должен носить посох, изготовленный из дерева билва или палаша, посох кшатрия должен быть изготовлен из дерева вата или чатешу, а посох вайшьи — из дерева паша или аудумбара.

ТЕКСТ 46

Посох брахмана должен быть такой длины, чтобы доставал до его волос, посох кшатрия должен доставать до его лба, а посох вайшьи Должен доставать до кончика носа.

ТЕКСТ 47

Посох каждого должен быть прямым, без изъянов, красивым на вид, с гладкой поверхностью, необожженный огнем, и также посох не должен вселять в кого-либо страх или ужас.

ТЕКСТ 48

Таким образом, ученик, брахмачари должен, поклонившись солнцу и обойдя три раза вокруг огня, с посохом в руках идти просить милостыню, согласно предписанным обязанностям.

ТЕКСТ 49

Брахману следует просить милостыню, начиная свою просьбу со слова «бхават», кшатрий должен просить милостыню, ставя слово «бхават» в середину просьбы о пожертвовании, а вайшье нужно ставить слово «бхават» в конец предложения.

ТЕКСТ 50

Брахмачари, ученик, должен первым делом просить милостыню у своей матери, сестры или родной тети, или у какой-либо другой женщины, которая не оскорбит его своим отказом.

ТЕКСТ 51

Собрав необходимое количество милостыни и пищи, брахмачари обязан предложить ее своему духовному учителю, затем — очистить свое тело маленькими глотками воды и сев лицом к востоку, вкусить пищу.

ТЕКСТ 52

Принимая пищу, повернувшись лицом к востоку, человек обретает долголетие; повернувшись во время вкушения лицом к югу, человек обретает славу; повернувшись во время еды лицом к западу, человек обретает богатства; а вкушая лицом к северу, человек становится правдивым.

ТЕКСТ 53

Дваждырожденный всегда принимает пищу после очищения себя водой, обуздывая чувства, а после приема пищи ополаскивает рот, моет руки, стопы и сбрызгивает свое тело водой.

ТЕКСТ 54

Каждый день ему необходимо с почтением принимать свою пищу, никогда не отзываться о ней дурно, радоваться при виде пищи и быть удовлетворенным от принимаемой еды.

ТЕКСТ 55

Пища, которой ежедневно поклоняются и оказывают почтение, дарует силу и энергию, однако пища, к которой относятся без почтения, приносит вред и действует разрушительно.

ТЕКСТ 56

Он не должен позволять кому-либо доедать за собой оставленную пищу, не должен есть в интервале между двумя приемами пищи, не должен переедать и идти куда-либо, не очистив себя после еды.

ТЕКСТ 57

Переедание наносит вред здоровью, сокращает продолжительность жизни, препятствует развитию добродетелей и осуждается в обществе людей, поэтому переедания необходимо избегать.

ТЕКСТ 58

Брахман может пить маленькими глотками из брахма-тиртхи, кайа-тиртхи и дайва-тиртхи, но никогда из питри-тиртхи.

ТЕКСТ 59

Область у основания большого пальца называется брахма-тиртха; кайа-тиртха находится у основания мизинца; дайва-тиртха находится в верхней части пальцев, а в нижней части между указательным пальцем и мизинцем расположена питри-тиртха.

ТЕКСТ 60

Вначале он должен трижды испить маленькими глотками, затем два раза влажной внешней частью большого пальца потереть свои уста, и капнуть воду на область сердца и верхнюю часть головы.

ТЕКСТ 61

Тот, кто знает религиозные правила и всегда стремится к чистоте, должен, повернувшись лицом к востоку или северу, совершать ачаман, т. е. пить маленькими глотками из предписанных тиртх, избегая горячей и пенистой воды.

ТЕКСТ 62

Брахман становится чистым благодаря ачаману, когда вода достигает его сердца, кшатрий становится чистым, когда вода после ачамана смачивает его горло, вайшья становится чистым, когда вода после ачамана увлажняет его рот, а шудра становится чистым, когда вода после ачамана увлажняет его губы или кончик языка.

ТЕКСТ 63

Дваждырожденный именуется упавити, или прачинавити, когда его священный шнур покоится на левом плече, свисая на правое бедро, а правая рука остается свободной, но когда священный шнур обвивает шею, его называют нивити.

ТЕКСТ 64

Если его пояс, верхняя накидка из кожи антилопы, посох, священный шнур и камандала (сосуд для воды) приходят в негодность, он должен бросить их в воду и найти новые, освятив священными мантрами.

ТЕКСТ 65

Обряд кешанта (обрезание волос) предписывается для брахмана по достижении 16 лет, для кшатрия — по достижении 22 лет, а для вайшьи — по достижении 24 лет.

ТЕКСТ 66

Эти обряды очищения могут совершаться также для женщин, но без цитирования ведических мантр и инициации священным шнуром.

ТЕКСТ 67

Церемония брака для женщины была подобна духовному посвящению, служение мужу для женщины было подобно служению гуру, а семейные обязанности для женщины были подобны совершению огненного жертвоприношения.

ТЕКСТ 68

Таковы правила и предписания для посвящения священным шнуром для дваждырожденных, которые получают второе (новое) рождение. А сейчас услышьте об их обязанностях после посвящения.

ТЕКСТ 69

После обряда посвящения духовный учитель должен обучить ученика методам очищения, правильному поведению, поклонению огню, молитвам и богослужению.

ТЕКСТ 70

Перед началом обучения ученику следует обуздать свои чувства, совершить ачаман, облачиться в чистую одежду, и молитвенно сложив ладони, получать наставления.

ТЕКСТ 71

Перед началом и по окончании каждого обучения ученик должен с благоговением коснуться стоп духовного учителя. Изучая писания, он должен молитвенно сложить ладони. Такой жест называется брахманджали.

ТЕКСТ 72

Сложив в почтении ладони, ученик должен склониться перед духовным учителем, прикоснувшись к его стопам руками, правой рукой — правой стопы, левой рукой — левой стопы.

ТЕКСТ 73

Чтобы ученик не ленился, гуру всегда позволялось обращаться к ученику в повелительной форме во время обучения, например: «Начинай декламировать писания», «Теперь остановись».

ТЕКСТ 74

Перед изучением Вед и по окончании изучения ученик обязан произнести священный слог «ОМ». Если не произнести слог «ОМ» перед началом и по окончании изучения, предмет изучения не будет долго оставаться в памяти ученика.

ТЕКСТ 75

Священный слог «ОМ» необходимо произносить, сидя на подстилке из травы куша, повернувшись на восток, для очищения совершив пранаяму, и держа в руках траву куша.

ТЕКСТ 76

Три Веды вместе с бхур, бхувах, свах (вйахрити) и священным звуком «ОМ» (акара, укара, макара) изошли из праджапати Брахмы, прародителя всех живых существ.

ТЕКСТ 77

Прародитель всех живых существ Брахма, живущий на высшей планете вселенной, возродил мантру гаятри (савитри), исходящую из Вед.

ТЕКСТ 78

Брахман, обладающий знанием Вед, который повторяет мантру гаятри в течение суток, превосходящую пранаву и вйахрити, — получает такое же благо, как от чтения всех Вед.

ТЕКСТ 79

Дваждырожденные, повторяющие эту мантру тысячу раз каждый день, избавляются за один месяц от всех грехов, подобно тому, как змея сбрасывает свою старую кожу.

ТЕКСТ 80

Брахманов, кшатриев или вайшьев, пренебрегающих повторением мантры гаятри и исполнением своих религиозных обязанностей, осуждают святые люди.

ТЕКСТ 81

Великие неразрушимые вйяхрити (бхур, бхувах, свах), омкара и мантра гаятри — являются вратами к Высшему Брахману.

ТЕКСТ 82

Тот, кто ежедневно повторяет эти мантры в течение трех лет, достигает Высшего Брахмана, становится легче воздуха и обретает духовную форму.

ТЕКСТ 83

Священный слог «ОМ» — проявление Высшего Брахмана, пранаяма — высшая аскеза, гаятри — лучшая мантра, а правдивость — лучше молчания.

ТЕКСТ 84

Все ведические обряды со временем исчезают, тогда как пранава, священный слог «ОМ» — неразрушим, как Верховный Брахман.

ТЕКСТ 85

Джапа-ягья в десять раз могущественнее видхи-ягъи, тихое повторение мантры превышает их по силе в сотню раз, а безмолвное повторение в уме превышает их по могуществу в тысячу раз.

ТЕКСТ 86

Четыре пака-ягьи, если добавить к ним видхи-ягьи, не могут сравняться даже с шестнадцатой долей джапа-ягьи.

ТЕКСТ 87

Без сомнения, благодаря одной джапа-ягье брахман способен достичь высшей цели, даже если он не совершает другие ведические ритуалы, он считается брахманом.

ТЕКСТ 88

Чувства естественно привлекаются объектами чувств, однако мудрый человек обуздывает их, как колесничий обуздывает своих лошадей.

ТЕКСТ 89

А сейчас я детально опишу одиннадцать чувств, о которых знают все великие мудрецы.

ТЕКСТ 90

Уши, кожа, глаза, язык, нос, анус, гениталии, руки, ноги и речь — таковы десять чувств.

ТЕКСТ 91

Первые пять, начиная с ушей, называются познающими чувствами (гьянендрийа), вторые пять (кармендрийа), начиная с ануса, называются действующими чувствами.

ТЕКСТ 92

Ум известен как одиннадцатое внутреннее чувство, который стоит над всеми чувствами, поэтому с помощью ума человек может обуздывать все чувства.

ТЕКСТ 93

Потворство чувствам и привязанность к объектам чувств ведет к деградации, но тот, кто обуздывает чувства и держит их под контролем, достигает совершенства.

ТЕКСТ 94

Желание наслаждаться объектами чувств невозможно удовлетворить, подобно тому, как невозможно погасить огонь, подливая в него масло.

ТЕКСТ 95

Человек, отрекшийся от желаний наслаждаться объектами чувств, стоит выше того, кто привязан к наслаждению чувств.

ТЕКСТ 96

Чувства, привязанные к объектам чувств, трудно обуздать искусственным образом, отрывая их от объектов наслаждений, — только благодаря знанию человек может контролировать чувства.

ТЕКСТ 97

Ни изучение Вед, ни отречение, ни совершение священных обрядов, ни жертвоприношения, ни аскезы, ни обуздание чувств — не помогут достичь совершенства тому, чье сердце осквернено желанием чувственных удовольствий.

ТЕКСТ 98

Тот, кто равнодушен к счастью и страданиям, кто, слушая, прикасаясь, созерцая, вкушая или вдыхая что-либо, — не выказывает привязанности или отвращения, считается победившим свои чувства.

ТЕКСТ 99

Но из всех чувств, если одно чувство выходит из-под контроля или не обуздано, знание человека постепенно утрачивается, подобно тому, как вода медленно вытекает из треснувшего кувшина.

ТЕКСТ 100

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.