Учитель и ученик: Шри Бхагаван и Мунагала С. Венкатарамайя 2 глава
П.Но если бы существовала сотня людей, достигших Самореализации, разве от этого не было бы больше пользы для мира?
М.Когда вы произносите "Атман", вы говорите о безграничном, когда вы добавляете к Нему слово "люди", вы ограничиваете смысл. Существует только одно Бесконечное Я.
П.Да, да, я понимаю! Шри Кришна сказал в Гите, что работу необходимо выполнять без привязанности и что такая работа лучше, чем праздность. Это карма-йога?
М.Сказанное должно было соответствовать различным темпераментам слушателей1.
П.В Европе нет понимания того, что уединенный человек может быть полезен. Там считают, что только люди, работающие в миру, приносят пользу. Когда же кончится это заблуждение? Будет ли европейский разум и дальше вязнуть в трясине (невежества) или он осознает истину?
М.Никогда не думайте о Европе или об Америке. Где они, как не в вашем уме? Осознайте своё Я, Себя, и тогда всё станет понятно.
Если вы видели во сне нескольких людей, а затем проснулись и вспоминаете свой сон, то разве пытаетесь выяснить, проснулись ли и люди, созданные вашим сном?
П.Что думает Махарши о теории всеобщей иллюзии [майя]?
М.А что такое майя? Это лишь Реальность.
П.А разве майя – не иллюзия?
М.Словом майя обозначают проявления Реальности. Поэтому майя – это просто Реальность.
П.Некоторые говорят, что Шри Шанкарачарья был просто интеллектуалом, а не Осознавшим. Так ли это?
М.Зачем беспокоиться о Шанкарачарье? Осознайте своё собственное Я. Другие могут сами побеспокоиться о себе.
П.Иисус Христос исцелял людей от их болезней. Было ли это только действием оккультной силы [сиддхи]?
М.Сознавал ли Иисус в то время, что он исцелял людей от их болезней? Он мог и не сознавать свои силы. Рассказывают такую историю: Иисус однажды исцелил человека от слепоты. Со временем оказалось, что тот весьма порочен. Иисус, встретив его через несколько лет, заметил злобность и спросил, почему он такой. Тот ответил, что, пока был слепым, не мог совершить никакого греха. Но после того как Иисус исцелил его от слепоты, он стал порочным и Иисус был (таким образом) ответствен за его безнравственность.
П.Разве Иисус не был совершенным существом, обладающим оккультными силами [сиддхи]?
М.Он мог не сознавать свои силы [сиддхи].
П.Разве не полезно приобретать такие способности, как телепатия и т. п.?
М.Телепатия и радио позволяют человеку видеть и слышать на расстоянии. Нет разницы между слухом и зрением. Для того, кто слушает, безразлично, слушает ли он с близкого или дальнего расстояния. Основной фактор здесь – слушатель, субъект. Без слушателя или зрителя не может быть ни слушания, ни видения, которые являются (лишь) функциями ума. Оккультные силы [сиддхи] возникают, следовательно, только в уме. Они не присущи Атману. Не естественное, а приобретенное не может быть постоянным, и не стоит стремиться к нему.
Эти сиддхи означают расширение способностей. Человек обладает лишь ограниченными силами и чувствует себя несчастным, поэтому он хочет увеличить их, чтобы стать счастливым. Но посмотрите, произойдет ли это. Если с ограниченными восприятиями есть несчастья, то с их расширением невзгоды должны пропорционально увеличиваться. Оккультные силы не принесут кому-либо счастья, но сделают ещё более несчастным!
Кроме того, для чего все эти силы? Претендующий стать оккультистом [сиддха] желает демонстрировать свои сиддхи для того, чтобы другие его признали. Он ищет признания, и если оно не наступит, то будет несчастлив. Здесь должны быть "другие", чтобы оценить его. Он может даже найти другого обладателя высших сил. Это вызовет зависть и породит несчастье. Более сильный оккультист [сиддха] может (в свою очередь) встретить ещё более сильного сиддху и так далее – пока не придет тот, кто мгновенно взорвет всё. Таков самый высокий посвященный [сиддха],и Он есть Бог, или Атман.
Что такое подлинная сила? В том ли она, чтобы увеличить преуспевание или чтобы принести внутренний Мир, Покой? То, которое приводит к Покою, и есть высочайшее совершенство [сиддхи].
П.Но обыкновенные люди в Европе и Америке вряд ли будут приветствовать подобный подход. Они желают демонстрации сил, а также инструкций в виде лекций и т. д.
М.Лекции могут развлекать людей в течение нескольких часов, отнюдь не совершенствуя их. Молчание, с другой стороны, является неизменным и приносит пользу всему человечеству.
П.Но Молчание не понимают.
М.Это неважно. Молчание – это красноречие. Устные лекции не столь красноречивы, как Молчание. Молчание является непрерывным красноречием. Здесь идеал – древний Учитель Дакшинамурти. Он учил своих учеников-риши посредством Молчания.
П.Но тогда у Него были ученики. Поэтому всё было правильно. Но сейчас положение изменилось. Учеников нужно сначала найти, чтобы помогать им.
М.Такая позиция – признак неведения. Сила, которая создала вас, создала и этот мир. Если она может позаботиться о вас, она может подобным образом позаботиться и о мире.
П.Что Бхагаван думает о "потерявшейся душе", которую упоминает Иисус Христос?1
М.Подумайте о том, что можно потерять. Существует ли такое? Важно лишь то, что естественно. Но такое должно быть вечным и не может быть случайным. То, что рождено, должно и умереть. То, что приобретено, обязательно теряется. Но родились ли вы? Вы существуете всегда. Атман никогда не может быть утерян.
П.Чтобы никто не погиб, Будда советует восьмеричный путь как наилучший.
М.Да, индуисты называют это раджа-йогой.
П.Рекомендована ли Йога духовно устремленному?
М.Йога помогает контролировать ум.
П.Но разве она не ведет к оккультным силам [сиддхи],о которых говорят, что они опасны?
М.Но вы сами определили свой вопрос словами "духовно устремленный". Ведь вы не имели в виду искателя оккультных сил [сиддхи]?
Января
9 [21]. Г-н Элаппа Четтияр, член законодательного совета Мадрасского правительства и влиятельный индуист, спросил: Почему говорят, что знание, порожденное услышанным, не является твердым, тогда как порожденное созерцанием – твердое?
М.Также сказано, что знание, полученное из вторых рук [парокша], – не твердое, а основанное на собственном осознании [апарокша] – твердое.
Еще говорят, что слушание помогает интеллектуальному пониманию Истины, медитация делает это понимание ясным, а созерцание приносит осознание Истины1. Более того, говорят, что всё подобное знание неустойчиво и становится непоколебимым только тогда, когда оно столь же ясное и близкое, как ягода крыжовника на ладони.
Есть и такие, кто утверждает, что только слушания будет достаточно, поскольку компетентный человек (созревший для Истины), который уже, возможно, в предыдущих воплощениях подготовил себя, осознаёт и пребывает в Покое сразу как услышит Истину, сказанную ему только один раз, тогда как не имеющий подобной подготовки должен пройти через ступени, предписанные выше, прежде чем достигнет самадхи.
10[22]. Г-жа Пиггот вернулась из Мадраса, чтобы снова посетить Ашрам. Она задавала вопросы о регуляции диеты.
П.Какая диета предписывается садхаку (духовному практику)?
М.Саттвическая пища в умеренном количестве.
П.Что такое саттвическая пища?
М.Хлеб, фрукты, овощи, молоко и т. д.
М.Некоторые люди в Северной Индии едят и рыбу. Так можно делать?
(Махарши не дал никакого ответа2).
П.Мы, европейцы, привыкли к определенной диете; смена диеты влияет на здоровье и ослабляет ум. Не нужно ли все-таки сохранять физическое здоровье?
М.Совершенно необходимо. Чем слабее тело, тем сильнее разрастается ум.
П.При отсутствии нашей обычной пищи здоровье страдает и ум теряет силу.
М.Что вы понимаете под силой ума?
П.Способность уничтожать мирские привязанности.
М.Качество питания влияет на ум, так как он кормится потребляемой человеком пищей.
П.Действительно! Тогда как же европейцам приспособиться к чисто саттвическому питанию?
М.(указывая на г-на Эванс-Венца). Вы едите нашу пищу. Причиняет ли она вам неудобства?
Г-н Эванс-Венц: Нет, так как я привык к ней.
П.А что можно сказать о тех, кто так и не привык?
М.Привычка – это просто приспособление к окружающей обстановке, и здесь всё упирается в ум. Дело в том, что он приучен считать вкусной и полезной определенную пищу. Питательные вещества должны быть в равной степени как в вегетарианской, так и в невегетарианской диете, но ум жаждет того, к чему привык и считает вкусным.
П.Касаются ли диетические ограничения человека, осознавшего Себя?
М.Нет. Он устойчив и не подвержен влиянию пищи, которую ест.
П.Приготовление мясной пищи – это ведь тоже участие в убийстве?
М.Ахимса [непричинение вреда] – самый главный принцип для практиков Йоги.
П.Даже и у растений есть жизнь.
М.Так же как и у плит, на которых вы сидите!
П.Можем ли мы постепенно привыкнуть к вегетарианской пище?
М.Да, именно так.
Февраля
11[23]. Г-н Эванс-Венц продолжал: Можно иметь нескольких духовных Учителей, а не одного?
М.Кто такой Учитель? В конце концов, он – только Атман. В соответствии с этапами развития ума Он внешне проявляется как Учитель. Знаменитый святой древности Авадхута говорил, что у него было более 24 Учителей. Учитель – тот, от кого чему-либо учатся. Иногда Гуру может быть и неодушевленным, как в случае Авадхуты. Бог, Гуру и Атман – это одно и то же.
Духовно мыслящий человек считает Бога всепроникающим и своим Гуру. Позднее Бог приводит его к встрече с личным Гуру, которого человек признаёт всем во всём. Наконец, этот искатель Милостью Учителя чувствует, что его Я – единственная Реальность. Таким образом он обнаруживает, что Атман и есть Учитель.
П.Дает ли Шри Бхагаван посвящение своим ученикам?
(Махарши промолчал.)
Один из преданных взял ответ на себя, сказав: Махарши не рассматривает никого внешним своему Я. Поэтому для него не существует никаких учеников. Его Милость – всё проникающая, и Он передает ее любому человеку, который этого заслуживает, через Молчание.
П.Как помогает Само-реализации книжная мудрость?
Ответ.Лишь настолько, насколько делает человека духовно мыслящим.
П.Насколько помогает интеллект?
О. Лишь настолько, насколько побуждает человека погрузить интеллект в эго, а эго – в Атман.
Февраля
12[24]. Г-жа Пиггот: Почему вы пьёте молоко, но не употребляете в пище яиц?
М.Домашние коровы дают больше молока, чем это необходимо для их телят, и им приятно освобождаться от него.
П.Но ведь и курица не может хранить яйца при себе?
М.Но в них присутствует потенциальная жизнь.
П.Мысли прекращаются внезапно, затем столь же внезапно возникает и устанавливается (переживание) "Я–Я". Это присутствует только в восприятии, но не в интеллекте. Правильно?
М.Конечно, это так. Сначала должны прекратиться мысли, должен исчезнуть интеллект, чтобы "Я–Я" возникло и стало доступным восприятию. Первичным здесь является восприятие, а не интеллект.
П.Более того, "Я–Я" чувствуется не в голове, а с правой стороны груди.
М.Так и должно быть. Поскольку (духовное) Сердце располагается именно там1.
П.Когда я вижу внешнее, это ощущение исчезает. Что требуется делать?
М.Нужно крепче держаться его.
П.Если человек действует, постоянно вспоминая ("Я–Я"), то будут ли действия всегда правильны?
М.Они должны быть таковыми. Но такого человека не заботит правильность или ошибочность совершаемых им действий. Его действия принадлежат Богу, а потому они должны быть правильны.
П.Почему же тогда для него существуют ограничения в пище?
М.Ваше нынешнее переживание обусловлено той атмосферой, в которой вы находитесь. Можете ли вы иметь его вне этой атмосферы? Опыт носит нерегулярный характер. Пока он не стал для вас постоянным, необходима непрекращающаяся практика. Ограничения в пище помогают повторить этот опыт. После того как человек установился в истине, эти ограничения сами легко отпадут. Более того, пища влияет на ум, а ум необходимо держать в чистоте.
Эта дама позднее сказала одному из учеников: Сейчас я чувствую вибрации, исходящие от Него, более интенсивно и способна достичь центра "Я" быстрее, чем раньше.
13[25]. В связи с этим Б. В. Нарасимха Свами, автор "Само-реализации", спросил: "Кто я? Как найти ответ на этот вопрос?"
М.Задавайте себе этот вопрос. (Грубое) тело [аннамайя коша]и его функции1 – это не (истинная природа) "Я" (не Я).
Если идти глубже, то ум [маномайя коша]и его функции – это также не Я.
Следующий шаг приводит нас к вопросу: "Откуда эти мысли возникают?" Мысли являются либо спонтанными, либо поверхностными, либо аналитическими. Они действуют через интеллект. Но тогда кто же их сознаёт? Наличие мыслей, их ясное понимание, а также их действия – всё это становится очевидным для человека. Анализ приводит к выводу, что отдельное бытие человека воспринимает и наличие мыслей, и их последовательность. Это отдельное бытие и есть эго, или, как люди говорят, "я". Интеллект [виджнянамайя коша]является только оболочкой "я", а не самим "я".
При дальнейшем исследовании поднимаются вопросы: «Кто же этот "я"? Откуда оно появляется?» В глубоком сне (чувство) "Я" не сознаётся. Когда же"Я" поднимается, крепкий сон переходит в сновидение или в бодрствование. Но сновидение нас сейчас не интересует. Кем является "Я" сейчас, в состоянии бодрствования? Если бы "Я" происходило из состояния глубокого сна, то тогда такое "Я" должно было бы быть покрыто неведением. Такое невежественное "Я" не может быть тем, о котором говорят Писания и что подтверждают Мудрецы. (Истинное) "Я" (Я) превосходит даже "сон"; оно должно присутствовать здесь и сейчас, будучи тем, чем Я было также в глубоком сне и сновидениях, без качеств этих состояний. Поэтому Я должно быть неограниченным субстратом, лежащим в основе этих трех состояний, выше анандамайя коши.
Итак, коротко говоря, Я лежит за пределами пяти оболочек. Далее, остаток после отбрасывания всего, что есть не-Я, есть Атман, Сат-Чит-Ананда.
П.Как познать, или осознать, тот Атман?
М.Преодолейте нынешний уровень относительного понимания. Отдельное бытие ("я") выступает как знающее нечто отличное от себя (не-"я"). Иными словами, субъект сознаёт объект. Видящий – это дрик, видимое – дришья.
Должно существовать некоторое единство, лежащее в основании и того и другого, которое возникает как "эго". Это эго имеет природу чит (интеллекта1); ачит – неодушевленный предмет – является просто отрицанием этого принципа [чит]. Следовательно, эта подспудная сущность (эго) родственна субъекту, а не объекту. Если искать дрик, то со временем вся дришья исчезает, а дрик постепенно приобретает всё более и более тонкий вид, пока не останется лишь абсолютный дрик. Этот процесс называют дришья вилайя [исчезновение объективного мира].
П.Почему объекты дришья должны устраняться? Нельзя ли осознать Истину, даже оставляя объект таким, как он есть?
М.Нет. Удаление дришья означает удаление отдельных отождествлений субъекта и объекта. Объект нереален. Вся дришья, включая эго, является таким объектом. После удаления нереального остается Реальность. Если человек ошибочно принимает веревку за змею, то достаточно удалить ложное восприятие змеи, чтобы открылась истина. Без такого удаления истина не проявится.
П.Когда и как можно добиться исчезновения объективного мира [дришья вилайя]?
М.Это окончательно произойдет тогда, когда удален относительный субъект, именуемый умом. Ум творит субъект и объект и является причиной самой идеи дуализма. Поэтому он служит причиной ошибочного представления об ограниченном "Я" ("я") и страдания, следующего за этой неверной идеей.
П.Что такое ум?
М.Ум – одна из форм проявления жизни. Ни деревянная колода, ни хитроумная машина не обладают умом. Это жизненная сила проявляется как жизнедеятельность, а также как тот сознательный феномен, который известен как ум.
П.Какова связь между умом и объектами? Входит ли ум в соприкосновение с чем-то отличным от него самого, т. е. с миром?
М.Мир "ощущается" в состояниях бодрствования и сновидений или же он является объектом восприятия и мысли, в обоих случаях – при умственной активности. Если бы в бодрствовании и в сновидениях отсутствовала деятельность мысли, то не было бы ни "восприятия", ни вывода о наличии "мира". В глубоком сне подобная активность отсутствует, и во сне без сновидений для нас не существуют "объекты и мир". Следовательно, "реальность мира" может быть создана эго в момент пробуждения от глубокого сна; и эта реальность может поглотиться или исчезнуть, когда в глубоком сне душа возобновляет пребывание в своей истинной природе. Появление и исчезновение мира очень напоминают поведение паука, который сначала создает сеть из выделяемой им паутины, а затем втягивает её обратно. Такой (образный) паук лежит в основе всех трех состояний: бодрствования, сновидений и глубокого сна; такого паука внутри человека именуют Атманом (Я), тогда как такую же основу для этого мира (который, как считают, происходит от солнца) называют Брахманом (Высочайшим Духом). ОН, пребывающий в человеке, суть тот же Он, пребывающий в солнце (Са ясчайам пуруше ясчасавадитье са еках).
Пока Атман, или Дух, не проявлен и не активен, отсутствуют и связанные один с другим двойники – субъект и объект, дрик и дришья. Если же исследовать основную причину проявления самого ума, то ум окажется лишь проявлением Реальности, которая по-другому именуется Атман или Брахман. Ум называют сукшма шарира, или "тело мыслей", а джива – это индивидуальная душа. Джива – сущность роста индивидуальности; говоря о личности, имеют в виду дживу. Мысль, или ум, считается аспектом дживы, или одним из способов, которым джива проявляет себя; наиболее ранней стадией, или фазой, этого проявления является растительная жизнь. Ум всегда видим в действиях и связях, нацеленных на не-ум, или материю, и никогда – сам по себе. Поэтому ум и материя сосуществуют.
14[26]. П.Как нам раскрыть природу ума, т. е. его первопричину, или ноумен, проявлением которого ум и выступает?
М.Из упорядочения мыслей по их ценности следует, что "я"-мысль – самая важная. Чувство индивидуальности, или мысль о ней, – корень, основа всех других мыслей, поскольку каждая идея, или мысль, возникает только как чья-то мысль и не существует независимо от эго. Эго, следовательно, проявляет мыследеятельность. Второе и третье лица ("вы", "он", "то" и т. д.) не появятся до появления первого лица – "я". Поэтому они возникают только после появления первого лица, а потому все три лица кажутся поднимающимися и оседающими одновременно. Выследите теперь первичную причину "я", или личности. Идея "я" возникает для эго, имеющего тело, и должна относиться к телу или организму. Локализована ли она в теле, имеет ли некую специфическую связь с каким-то определенным местом, как речь или влюбчивость, имеющие центры в мозгу? Подобным образом, имеет ли "я" какой-то центр в мозгу или в крови, или во внутренностях? Жизнь мысли имеет своим центром головной и спинной мозг, которые, в свою очередь, питаются кровью, циркулирующей в них, несущей должным образом смешанные воздух (кислород) и пищу, превращаемые в вещество нервов. Можно считать, что вегетативная жизнь, или жизненная сила, которая включает в себя кровообращение, дыхание, выделение и т. д., является центром, или сущностью организма. Таким образом, ум может рассматриваться проявлением жизненной силы, которая, кроме того, может считаться расположенной в Сердце.
П.Теперь об искусстве устранения ума и развитии – взамен его – интуиции. Являются ли они двумя отдельными стадиями, имеющими некую нейтральную основу, которая не является ни умом, ни интуицией? Или отсутствие ментальной активности обязательно влечет за собой Само-реализацию?
М.Для практикующего [абхьяси]имеются две самостоятельные стадии. Нейтральная основа присутствует в глубоком сне, в состоянии комы, при потере сознания, при безумии и т. д., когда нет ни деятельности ума, ни господства сознания Атмана.
П.Сначала интересует первая стадия. Как устранить ум, или превзойти относительное сознание?
М.Ум по своей природе беспокоен. Начните освобождать ум от его собственного беспокойства, дайте уму спокойствие, освободите от рассеянности внимания, учите смотреть вовнутрь. Превратите всё это в привычку. Чтобы это сделать, надо игнорировать внешний мир и удалять всё препятствующее спокойствию ума.
П.Как устранить беспокойство ума?
М.Внешние контакты – контакты с объектами, иными, нежели он сам, – делают ум беспокойным. Утрата интереса к тому, что не является Атманом, к не-Я [вайрагья], является первым шагом. Затем следуют привычки к самонаблюдению и концентрации. Они характеризуются контролем органов чувств, внутренних способностей и т. д.1, что приводит к отсутствию смущений ума, к самадхи.
15[27]. П. Как практиковать самонаблюдение и концентрацию?
М.Исследование эфемерной природы внешних явлений ведет к вайрагье. Поэтому исследование [вичара]является первым и самым важным шагом, который следует предпринять. Когда вичара продолжается автоматически, она приводит к презрению к богатству, славе, праздности, наслаждению и т. д. Мысль "я" делается всё яснее для пристального рассмотрения. Источник "я" – Сердце, которое и есть конечная цель. Если, однако, духовно устремленный по своему темпераменту не подходит для вичара марги (Пути Знания, метода само-исследования и анализа), то он должен развивать преданность [бхакти]к некому идеалу, которым может служить Бог, Гуру, человечество в целом, законы морали или даже идея красоты. Когда один из перечисленных идеалов овладевает человеком, другие привязанности ослабевают, т. е. развивается бесстрастие [вайрагья]. Одновременно растет и привязанность к идеалу, и в конце концов она захватывает всего человека. Таким образом одновременно незаметно растет и способность к концентрации [экаграта] – как с помощью визуализаций и прямой поддержки со стороны Бога, Гуру и т. п., так и без них.
Если не практикуются исследование и преданность, то можно пробовать естественную болеутоляющую пранаяму (регуляцию дыхания). Это упражнение известно как Путь Йоги [йога-марга]. Когда жизнь в опасности, то для её спасения все интересы сосредоточиваются на одном – спасении жизни. Если дыхание сдерживается, то ум не в состоянии прыгать к своим любимцам – внешним объектам, и поэтому, пока дыхание задерживается, он отдыхает. Всё внимание здесь сосредоточено на дыхании или его регулировании, а другие интересы утрачены. Кроме того, страстям внимают с нерегулярным дыханием, в то время как спокойствие и счастье сопровождаются медленным и ровным дыханием. Но острый приступ радости на самом деле так же мучителен, как и приступ боли, и оба сопровождаются бурным дыханием. Настоящий покой – это счастье. Удовольствия не приводят к счастью. Ум совершенствуется в ходе практики и становится тоньше, так же как лезвие бритвы делается острым, когда его точат. При этом ум обретает способность лучше справляться с внутренними и внешними проблемами. Если же искатель по своему темпераменту не подходит для двух первых методов (джняны и бхакти), а по обстоятельствам (например, по возрасту) и для третьего метода (Йоги), то он должен пытаться следовать карма-марге (пути карма-йоги – выполнению добрых дел, например служению обществу). Его благородные задатки становятся более заметными, и он получает бескорыстное наслаждение. Его эго делается менее самоуверенным и имеет шанс расширить свою лучшую сторону. Человек должным образом подготавливается для движения по одному из трех вышеупомянутых путей. Его интуиция может также непосредственно развиваться при помощи единственно этого метода.
П.Может ли последовательность мыслей или серия вопросов вызвать самогипноз? Не следует ли привести мысли к одной-единственной точке, анализируя не поддающееся анализу, элементарное, смутно воспринимаемое и неуловимое "Я"?
М.Да. Это на самом деле напоминает созерцание пустоты или блестящего кристалла, или света.
П.Может ли мысль быть зафиксирована на этой точке? Как?
М.Если ум отвлекается, то немедленно спросите себя: "Для коговозникли эти отвлекающие мысли?" Это быстро возвратит вас к точке "Я".
П.Как долго ум может оставаться или удерживаться в Сердце?
М.Этот период увеличивается по мере практики.
П.Что происходит в конце этого периода?
М.Ум возвращается к нынешнему, обычному состоянию. Единство в Сердце заменяется множеством воспринимаемых феноменов. Это и называется вовне обращенным умом. Ум, пребывающий в Сердце, называется покоящимся умом.
П.Является ли весь этот процесс чисто интеллектуальным или он происходит на чувственном уровне?
М.Верно последнее.
П.Каким образом все мысли прекращаются, когда ум пребывает в Сердце?
М.Силой воли и твердой верой в истинность наставления Учителя, говорящего об этом.
П.Чем этот процесс полезен?
М.1. Покорение воли – развитие концентрации.
2. Покорение страстей – развитие бесстрастия.
3. Усиленная практика добродетели – равенство ко всему [саматва].
П.Зачем принимать этот самогипноз размышления о невообразимом? Почему бы не использовать другие методы типа созерцания свечи, задержки дыхания, слушания музыки или внутренних звучаний, повторения священного слога ОМ [пранава]или других мантр?
М.Пристальный взгляд на свет притупляет ум и вызывает на некоторое время оцепенение воли, но постоянной пользы не приносит. Дыхательный контроль лишь временно парализует волю; то же происходит и при слушании звуков, если это не священная мантра, обеспечивающая помощь Высшей Силы в очищении и возвышении мыслей.
16[28]. П.Каковы взаимоотношения между регулированием мыслей и регуляцией дыхания?
М.Мысли (интеллект) и дыхание, кровообращение и другие (вегетативные) активности все являются различными аспектами Одного и того же – индивидуальной жизни. Они зависят от (или на языке метафор: "находятся в" или "присущи") жизни. Личность и прочие идеи имеют свое происхождение здесь же – как активность жизни. Если дыхание или другая жизненная активность принудительно подавляется, то тем самым подавляется и мышление. Если же мысль насильственно замедляется и привязывается к некой точке, то замедляется и жизненная активность дыхания, оно становится ровным и ограниченным самым низким уровнем, еще совместимым с сохранением жизни. В обоих случаях отвлекающее разнообразие мыслей временно подавляется. Такое взаимодействие замечательно также и с другой стороны. Возьмем волю к жизни. Она является силой мысли. Именно она поддерживает и подкрепляет жизнь и отодвигает смерть, когда остальные жизненные силы почти исчерпаны. При отсутствии такой силы воли смерть приходит быстрее. Поэтому и говорят, что мысль несет на себе жизнь в этой плоти и переносит её от одного плотского тела к другому.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|