|
СЛОВАРЬ ПАЛИЙСКИХ ТЕРМИНОВ
Во время Дхамма бесед учитель и переводчик часто используют ключевые палийские термины. Они обычно остаются непереведенными, так как перевод может только приблизительно описать их значения и иногда даже может ввести в заблуждение. Ниже вы обнаружите некоторые основные термины, плюс слова, используемые в этой книге. Для наших целей данные объяснения должны быть вполне достаточными, однако они не являются исчерпывающими. Для более полного разъяснения, используйте, пожалуйста, буддийские словари и руководства. Старайтесь также «прочувствовать» палийские термины, когда вы их слышите. Старайтесь понимать их в контексте.
| abhidhamma, абхидхамма
| каноническое буддийское описание процессов и характеристик ума
| | adhitthāna
адхиттхана
| решение
| | adosa
адоса
| отсутствие ненависти, отвращения
| | adukkha-m-asukha
адуккха-м-асукха
| чувство (ведана), которое ни приятно, ни неприятно
| | akusala, акусала
(см. также kusala)
| кармически неблаготворное, неумелое, неполезное, недобродетельное
| | anattā, (см. attā) анатта
| а) отсутствие самости, не «Я», безличность, то, что не является постоянным (эго, самостью или душою), что не существует самостоятельно;
б) ничто не может возникнуть само по себе или от одной причины, и ничто не может существовать или функционировать само по себе;
с) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anicca), понимание anattā – это освобождающее прозрение (paññā).
| | anicca, аничча
| а) непостоянство, все обусловленные феномены непостоянны, все, что приходит в мир, подвержено изменениям и исчезновению;
б) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anattā), понимание anicca – это освобождающее прозрение (paññā).
| | anusaya
анусая
| скрытые, латентные омрачения
| | appamāda
аппамада
| отсутствие вялости, прилежание, наличие самоосознавания, (буквально: отсутствие забывчивости)
| | asammoha-sampajañña
асаммоха-сампаджання
| ясное знание отсутствия заблуждения, понимание аниччи, дуккхи и анатты
| | attā, атта
| самость, эго, индивидуальность
| | avijjā, авиджа
| синоним для moha
| | bhāvanā, бхавана
| развитие ума, медитация
| | bhāvanāmaya pāññā, бхаванамайя пання
| мудрость или знание, приобретенное через прямой опыт, благодаря развитию ума
| | bhava-tanhā
бхава-танха
| страстное желание существования
| | bhikkhu, бхиккху
| монах, прошедший полный обряд монашеского посвящения, придерживающийся 227 дисциплинарных правил, член сангхи
| | bojjhanga
боджджханга
| семь факторов пробуждения, также именуется как самбоджджханга
| | Brahma-vihara
брахма-вихара
| четыре божественных местообитания или безграничных состояния: любящая доброта (metta), сострадание (karuna), сорадование (mudita), и невозмутимость (upekkha)
| | Buddhanussati
Буддхануссати
| памятование качеств Будды
| | cetasika, четасика
| умственный фактор (относится к 52 факторам ума, перечисленным в Абхидхамме. Некоторые из них, каммически умелые, некоторые неумелые, некоторые каммически нейтральные).
| | chanda, чанда
| добродетельные намерения, возвышенные стремления, рвение, умелое намерение, стремление, рвение, желание
| | Cintāmayā paññā чинтамая пання
| мудрость или знание, приобретенное через обдумывание и умозаключение, посредством интеллектуального анализа
| | citta, читта
| ум
| | cittānupassanā
читтанупассана
| осознавание ума
| | dāna, дана
| даяние, подношение, щедрость
| | Dhamma, Дхамма
| а) «закон природы», «природа»;
б) объект, вещь, феномен;
в) Учение Будды.
| | dhammānupassanā
дхамманупассана
| осознавание дхамм
| | dhamma-vicaya
дхамма-вичая
| исследование явлений, дхамм
| | ditthi, диттхи
| воззрение, убеждение, взгляд, умозрительное мнение;
miccha ditthi – неправильное воззрение, мнение; samma ditthi – правильное воззрение.
| | domanassa, доманасса
| любые разновидности неприятных умственных переживаний, болезненное умственное ощущение
| | dosa, доса
| ненависть, гнев, все разновидности отвращения или неприятия (включая уныние, грусть, страх, сопротивление и т. д.)
| | dukkha, дукха
| а) неудовлетворенность, боль, страдание;
б) страдание от перемен;
в) неудовлетворительная природа всего существования, всех обусловленных феноменов;
г) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. anicca и anattā). Понимание dukkha – это освобождающее прозрение (paññā).
| | gocara-sampajañña
гочара-сампаджджання
| ясное знание, понимание того, что существуют только умственные и телесные процессы
| | indriya, индрия
| пять духовных качеств: saddhā, viriya, sati, samādhi, и paññā
| | jhāna, джхана
| медитативная поглощенность
| | kāmacchanda
кама-чанда
| чувственное желание
| | kamma, камма
| намеренное действие (телом, речью и умом)
| | karuna
каруна
| сострадание
| | kayagatasati
каягатасати
| созерцание 32 частей тела
| | kāyānupassanā
каянупассана
| осознавание тела
| | khandha, кхандха
| пять кхандх, совокупностей или «групп привязанности»: rūpa, vedanā, saññā, sankhāra, viññāna
| | kilesa, килеса
| омрачения, неумелые качества ума, все проявления алчности, гнева и заблуждения (см. lobha, dosa, и moha)
| | kusala, кусала (см. также akusala)
| каммически умелое, искусное, добродетельное
| | lobha, лобха
| алчность, любая форма привязанности или пристрастия (синоним для tanhā), жажда чего-либо
| | magga-ñāna
магга-нана
| путь знания (ведущий к Пробуждению)
| | magga-phala
магга-пхала
| буквально «путь и плод»,
синоним Пробуждения
| | mettā, метта
| любящая доброта, бескорыстная любовь, необусловленная любовь
| | mettā bhāvanā
метта бхавана
| развитие любящей доброты
| | micchā ditthi, мичча диттхи
| неправильное воззрение
| | moha, моха
| заблуждение, неведение, непонимание, неспособность видеть реальность (синоним для avijjā)
| | muditā
мудита
| альтруистичная, сочувствующая радость
| | nāma, нама
| умственные процессы, ум (объединяющий термин для vedanā, saññā, sankhāra, и viññāna)
| | nāma-rūpa, нама-рупа
| умственные, психические и физические процессы
| | ñāna, нана
| синоним для paññā
| | nekkhamma
неккхамма
| отречение, «свобода от омрачений»
| | nirodha
| прекращение, угасание
| | Pāli, Пали
| название языка, на котором были впервые записаны буддийские тексты (Палийский Канон)
| | paññā, пання
| мудрость, понимание, знание, прозрение, видение-как-есть, (синоним для ñāna)
| | paññātti, паннати
| относительная (концептуальная) реальность, понятия, идеи
| | paramattha, параматтха
| окончательная реальность
| | pārami, парами
| совершенства
| | pariyutthāna
парияттхана
| обычное описание килес, возникающих в уме
| | passaddhi
пассаддхи
| невозмутимость, безмятежность
| | paticca – samuppāda, патичча самуппада
| взаимозависимое возникновение, обусловленное происхождение, обусловленность
| | piti, пити
| радостный интерес, энтузиазм, восторг
| | puthujjana
путхуджджана
| буквально «человек из народа», человек поглощенный земными интересами, тот, кто еще не ощутил пробуждение
| | rūpa, рупа
| физические процессы, материальность
| | sacca
сачча
| истина (многозначный термин)
| | saddhā, саддха
| вера, убежденность, доверие
| | samādhi, самадхи
| неподвижность, спокойствие или неколебимость ума
| | samatha, саматха
| медитация умиротворения, сосредоточения, безмятежности
| | sammā-samādhi
самма-самадхи
| правильная сосредоточенность
| | sammā-sankappa
самма-санкаппа
| правильное мышление
| | sammā-sati
самма-сати
| правильная осознанность
| | sammā-vāyāma
самма-ваяма
| правильные усилия
| | sankhāra
санкхара
| умственные формации;
1) воля, умысел, второе звено (нидана) в 12-звенной цепочке обусловленного возникновения; 2) как одна из пяти «khandha» («rūpa», «vedanā», «saññā», «saṅkhārā», «viññāṇa») – «cetanā» – «воля, умысел», по отношению «phasso» – «контакту» по одной из сфер восприятия, то есть к зрительным образам, звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям, идеям; 3) процессы конструирования (например, «vitakka» – «рассуждение» и «vicāra» – «изучение» служат процессами конструирования для речи, вдыхание и выдыхание служат процессами конструирования для тела, «saññā» – «восприятие» и «vedanā» – «чувство» служат процессами конструирования для «citta» – «ума»); 4) все конструированные явления в целом (saṅkhata), в противоположность Неконструированному (asaṅkhata), Ниббане.
| | sankhāra-dukkha
санкхара-дуккха
| неудовлетворительная природа всего существующего, всех обусловленных явлений
| | saññā
сання
| распознавание, память, восприятие
| | sappaya-sampajañña
саппая-сампаджджання
| ясное знание соответствия, пригодности
| | sati
сати
| осознанность
| | Satipatthāna Sutta
Сатипаттхана сутта
| четыре основания осознанности, см. каянупассана, ведананупассана, читтанупассана, дхамманупассана
| | sati-sambojjhanga
сати-самбоджджханга
| осознанность, как фактор пробуждения
| | sati-sampajañña
сати-сампаджджання
| осознанность и ясность, чистота сознания
| | sātthaka-sampajañña
саттхака-сампаджання
| ясное знание благотворности и неблаготворности умственных, речевых или телесных действий
| | sila
сила
| нравственность, нравственно умелые действия, добродетель
| | sivathika
сиватхика
| кладбищенское созерцание, созерцание трупа
| | somanassa
соманасса
| любой вид приятных умственных ощущений, доставляющих удовольствие умственных чувств
| | sukha
сукха
| счастье
| | sutamayā paññā
сутамая пання
| мудрость, знание, полученное посредством чтения или слушания
| | sutta
сутта
| наставление, беседа Будды
| | tanhā
танха
| синоним для lobha
| | upekkhā
упеккха
| а) нейтральные ощущения или чувства (vedanā);
б) невозмутимость, добродетельное, умелое состояние ума (sankhāra, cetasika).
| | vedanā, ведана
| приятное, неприятное или нейтральное ощущение или чувство (см. somanassa, domanassa, и upekkhā)
| | vedanānupassanā
ведананупассана
| созерцание чувств
| | vinaya, виная
| правила поведения и дисциплины для монахов (bhikkhu)
| | viññāna, винняна
| сознание, распознавание, знающий ум
| | viparināma-dukkha
випаринама-дуккха
| страдание перемен
| | vipassanā, випассана
| прозрение, видение-как-есть, медитация прозрения
| | viriya, вирия
| энергия, «энергия мудрости», («remaindfulness»)
| | vitikkama
витиккама
| термин обычно используется для описания килес, которые проявляются с помощью речи или тела
| | yoniso manasikāra, йонисо манасикара
| а) верное отношение, основательное внимание, верное умонастроение, верная направленность внимания, верная установка, верное внимание;
б) мудрое рассмотрение, умонастроение.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|