Сделай Сам Свою Работу на 5

СКРЫТЫЕ КИЛЕСЫ (ОМРАЧЕНИЯ)





Йогин: Иногда я работаю с килесами, которые очень сильны, и в действительности требуется много работы, чтобы найти подход к ним с верным отношением. По-видимому, мне снова этому нужно учиться.

Саядо УТ: Да, это то, что вам нужно делать. Если бы ваше понимание было полным, это не было бы больше проблемой, но очевидно, что вам еще многому нужно учиться.

Йогин: Это естественно, что проявляются скрытые килесы, если практика совершенствуется и растет мудрость?

Саядо УТ: Да, вы могли бы сказать, что были неосознанными, только став осознанными.

Йогин: И когда я начинаю осознавать такие килесы, как мне их исследовать?

Саядо УТ: Лучше начать с понимания того, что ум – это просто ум. Спрашивайте себя: «Что это за омрачение?».

Йогин: Часто не так легко увидеть, что ум – это просто ум!

Саядо УТ: Это потому, что у вас неполное понимание. Вам нужно на протяжении всего дня напоминать себе, что любая умственная активность это просто работа ума. Тогда всякий раз, когда будет появляться омрачение, это понимание также будет здесь. Когда существует понимание, что ум это только ум, тогда нет отождествления.

Как вы распознаете омрачения?



Йогин: Присутствует напряжение, чувство и какие-то мысли.

Саядо УТ: Вы снова можете применять то же самое понимание. Вот почему в дхамманупасане (dhammanupassana) препятствия становятся просто объектами. Вы видите препятствия как природные явления, вы понимаете, что нет «меня», нет личностной вовлеченности.

Йогин: Значит, когда их рассматриваешь таким способом, они уже не являются препятствиями?

Саядо УТ: Да, верно, но только когда присутствует понимание.

Йогин: Таким образом, что вы посоветуете, если кто-то ощущает омрачение как «мое»? Должны ли мы размышлять над тем фактом, что это ум или направлять наше внимание на отождествление?

Саядо УТ: Напомните себе, что ощущения – это просто ощущения, что мысль – это просто мысль, что ум – это просто ум. Также распознавайте, что присутствует отождествление, но ничего не пытайтесь с этим делать, просто распознавайте, что это происходит. Хотя в настоящий момент нет подлинного понимания, что ум – это просто ум, чувства – просто чувства, мысль – просто мысль, вам нужно привнести интеллектуальное понимание этого. Вам нужно, чтобы ум настроился на это состояние. Продумайте это так, чтобы вы поняли, почему ум принимает это интеллектуально, и затем ум будет стараться осознавать вещи таким способом.



Йогин: Хорошо, отчасти изменяется наблюдение, качество наблюдения.

Саядо УТ: Правильно, что вы всегда пытаетесь настроить качество наблюдения. Независимо от того, что вы могли бы ощутить, независимо от того, чем вы обладаете, будь это интеллектуальное понимание или знание, опирающееся на личный опыт, когда вы сможете подпитать наблюдающий ум, тогда он поможет вам увидеть вещи более ясно.

Вот почему я всегда подчеркиваю важность правильной информации. Вам не только нужно знать обладаете ли вы правильной информацией, но также действительно ли ум применяет правильную информацию. Даже если в действительности ум не понимает или не видит вещи подобным образом, применение интеллектуального понимания уменьшает имеющееся заблуждение (moha). Там могла бы быть осознанность, но у осознанности нет силы. Привнося мудрость, вы даете уму ощущение направления. Как только вы дадите уму ощущение направления посредством такого введения информации, ум продолжит применять это во время медитации, и в какой-то момент возникнет понимание.

 

Йогин: Итак, мы всегда должны наблюдать качество наблюдения и также качество наблюдения в отношении килес.

 

Саядо УТ: Да, но это происходит вместе. Когда вы знаете качество своего наблюдения, тогда уже присутствует понимание взаимосвязи наблюдения и объекта.



 

Йогин: Одна из трудностей для меня всегда была связана с энергией в теле, другими словами, – отсутствие баланса, то есть у меня присутствует большие перепады энергии. Кажется, что это в некоторой степени воздействует на ум.

 

Саядо УТ: Хорошо, давайте думать об этом как о силе ощущений (energy-sensa­tions). Если ум наполнен килесами и их можно почувствовать посредством этих ощущений, то, что вы будете ощущать в отношении этих килес? В другом случае, если ум обладает большим количеством мудрости, то, как это будет тогда чувствоваться посредством этих ощущений?

 

Йогин: Они будут ощущаться очень по-разному.

 

Саядо УТ: Итак, в каждом случае ощущения могли быть теми же самыми, но то, за что ум держится, будет влиять на последующую цепочку умственных реакций. Если в уме будет сильная лобха (lobha), то она будет ощущаться посредством приятного ощущения, если доса (dosa), то ум будет испытывать чувство неприятия.

 

Йогин: Да, у меня так же.

 

Саядо УТ: Когда уменьшатся лобха и доса, понимание может увеличиться. Йогины часто забывают, что присутствующие в их уме лобха и доса все окрашивают. Они пытаются увидеть вещи без понимания того, что все окрашено лобхой или досой.

 

ТОНКИЕ ОМРАЧЕНИЯ

Йогин: Всегда ли неблаготворно делать вещи, которые нравятся?

 

Саядо УТ: Существует множество различных уровней неблаготворного. Вначале нам нужно увидеть грубые проявления, нам нужно провести различие, – что есть неправильное, а что правильное. Но, если затем вы посмотрите поближе и проследите неблаготворные импульсы до того момента, когда они возникли, вы сможете увидеть, что они имеют свое происхождение от одной из развитых вами тонких неблаготворных привычек. С практикой вы все легче будете видеть тонкие проявления неблаготворного и поймете, что все эти мельчайшие привычки также являются проблемой. Со временем они вырастают в большие проблемы.

Как только ваше понимание станет глубже, вы узнаете, что опасна даже незначительная неблаготворная мысль. Когда ваш ум станет по настоящему уравновешенным и вы начнете видеть вещи как они есть, тогда вы заметите, что даже микроскопическое омрачение – это проблема. Тем не менее, если вы начинаете наслаждаться этим умиротворенным и ясным состоянием ума, тогда ваша способность видеть вещи как они есть будет исчезать и больше не будет новых пониманий. Как только ваша мудрость увеличится, вы все больше и больше будете понимать, что желания, даже выглядящие наиболее безвредными, являются неблаготворными и препятствуют видению истины.

 

Йогин: Хорошо, а что насчет чего-то, что мне нравится есть? Мне нравится шоколад, и в этом нет ничего плохого!

 

Саядо УТ: Это не о принятии пищи и не об употреблении определенной разновидности пищи. Это о наблюдении вашего ума. Вы можете учиться есть без алчности. Вы можете изменить свое отношение так, чтобы вы ели что-то не лишь потому, что вам это нравится, а потому, что это просто является пищей. Принимайте пищу, потому что она подходящая или полезная, но не из-за того, что вас подталкивает алчность. Вам нужно быть осознанным к тому, что вам нравится или не нравится, и ваше решение по поводу того, что принимать в пищу, а что нет, никогда не должно на этом основываться. Спросите себя, почему определенная разновидность пищи вам нравится, а другая нет, и найдите практическое обоснование, почему вы должны ее есть или не есть. Выясните, какая пища является лучшей и более подходящей для вас. В некоторых обстоятельствах вы можете также принять решение что-то съесть, что на самом деле вам не нравится, и что, как вы знаете, не особенно полезно, потому что вы знаете, что, съев это, вы сделаете довольным того, кто вас угощает. Всегда убедитесь, что вашим выбором управляет практическое соображение, а не то, что вам это нравится или не нравится. Перед тем как сделать выбор проверьте свое отношение! Не позволяйте омрачениям делать выбор, всегда делайте выбор с мудростью!

*** *** ***

 

Йогин: Вы советовали нам принимать вещи такими как есть, так, чтобы мы смогли видеть вещи такими как есть. Не могли бы вы нам больше рассказать о том, как на самом деле это делать?

 

Саядо УТ: Нам нужно взглянуть на наш опыт простым и честным способом. В наблюдении не должно быть идей по поводу того, как вещи должны быть увидены или даны в ощущениях. Нам необходимо уделить тщательное внимание тому способу, с помощью которого мы наблюдаем объект. Даже тончайшее ожидание или беспокойство будет искажать картину.

 

ОМРАЧЕНИЯ БУРЛЯТ

Йогин: Недавно я смог более непосредственно наблюдать тщеславие. Каждый раз, когда я осознавал его присутствие, я ощущал сильное чувство отвращения, а также приходило понимание, что это пустая трата времени и энергии моего ума. В результате тщеславие исчезало, но затем при очередной возможности оно появилось снова. Не могли бы вы сказать что-нибудь по поводу этого процесса?

 

Саядо УТ: Ум только тогда сможет полностью оставить омрачение, когда мудрость полностью поймет его. Если вам снова и снова приходится иметь дело с таким омрачением, а мудрости еще не достаточно, тогда вам нужно учиться в ситуациях, в которых оно проявляется.

 

Йогин: Что значит полностью понять?

 

Саядо УТ: Вы не можете остановить омрачение. Но вы можете изменить свою точку зрения, свое отношение к омрачению. Как только вы это сделали, так у омрачения уже больше не будет энергии для того, чтобы овладеть вами, но оно еще будет проявляться. Мы все можем таким образом поступать с омрачениями и учиться у них. Полное понимание и, вследствие этого полное искоренение омрачений возможно только тогда, когда мы достигнем пробуждения.

 

Йогин: Есть омрачение, которое в связи со специфическим воспоминанием, приходит вновь и вновь, и я в нем теряюсь. Каждый раз, когда я начинаю осознавать этот процесс, я могу видеть страдание в нем, но я не могу понять, почему память продолжает возникать.

 

Саядо УТ: Что это, что продолжает возникать?

 

Йогин: Память.

 

Саядо УТ: У вас присутствует правильный взгляд относительно этой памяти?

 

Йогин: Ну, иногда я просто теряюсь в истории, а временами я могу видеть, что это только память.

 

Саядо УТ: Вам нужно продолжать практиковать правильный взгляд и ясно видеть любые неправильные взгляды. Вашим объектом осознанности должен быть ум, но не история. Вам нужно развивать глубокий интерес к состоянию своего ума.

 

Йогин: У меня такое представление, что сейчас омрачения бурлят больше, чем много лет назад. Почему так?

 

Саядо УТ: Потому что сейчас вы напрямую наблюдаете омрачения и принимаете их так, как они есть. В прошлом вы подавляли их своей практикой саматхи (samatha). Когда у вас сильное самадхи (samādhi), тогда какие-то вещи выносить легче. Но только когда ум понимает, насколько много в нем бурлит килес, только тогда у него возникает действительное желание избавиться от них.

 

Йогин: Да, я ощущаю, что это и происходит.

 

Саядо УТ: Нам нужно видеть килесы так, как они есть. Сколько страданий они приносят? Сколько они будут мучить и угнетать нас?

 

Йогин: Кажется, что страдание увеличивается.

 

Саядо УТ: Хорошо, это означает, что вы не будете привязываться и, следовательно, будете учиться более быстро.

 

ПОНИМАНИЕ НЕПОСТОЯНСТВА

Йогин: Как я могу научиться видеть непостоянство?

 

Саядо УТ: Вам не нужно стараться наблюдать непостоянство. Когда мудрость увеличится, она начнет понимать, что вещи обладают своей природой. Ваша забота состоит в том, чтобы оставаться осознанным, быть настолько осознанным насколько вы можете. Когда осознанность станет более непрерывной и устойчивой, тогда мудрость начнет понимать природу вещей. Не пытайтесь понять эти вещи. Просто старайтесь быть осознанным с верным отношением.

 

Йогин: Итак, я просто жду до тех пор, пока не придет мудрость?

 

Саядо УТ: Да, ваша забота заключается в том, чтобы делать ум сильнее. Это точно также как и с видением. Вы можете с усилием пытаться видеть лучше, но если у вас проблема с глазами, то все это бесполезная трата сил. Только если вы наденете свои очки – вы все увидите лучше. И независимо от того, что могло бы быть увидено, вы это уже видите. Но вам нужно носить очки мудрости, а не цветные очки. Если вы наденете красные очки, то вы увидите все в красном. Если вы оденете синие – все будет синим. Вот почему наблюдающий ум, медитирующий ум, должен иметь правильную природу. Тогда такой ум сможет увидеть вещи такими как они есть, но только если в нем нет ни малейшего присутствия алчности или отвращения. Если вы хотите увидеть непостоянство, значит вы надели красные очки. Из-за наличия желания вы не можете видеть вещи такими, как они есть, не можете видеть и понимать непостоянство.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.