Сделай Сам Свою Работу на 5

Ограничение медицинского облучения населения





Радиационная защита пациентов при медицинском облучении должна быть основана на необходимости получения полезной ди- агностической информации и/или терапевтического эффекта от соответствующих медицинских процедур при наименьших возможных уровнях облучения (для лучевой терапии это требование относится к здоровым, ненамеренно облучаемым органам и тканям). При этом не устанавливаются пределы доз для пациентов, но применяются принципы обоснования назначения медицинских процедур и оптимизации защиты пациентов.

Проведение медицинских процедур, связанных с облучением пациентов, должно быть обосновано путем сопоставления диагно- стических или терапевтических выгод, которые они приносят, с радиационным ущербом для здоровья, который может причинить облучение, принимая во внимание имеющиеся альтернативные методы, не связанные с медицинским облучением. Если диагностическая или терапевтическая процедура с применением ионизирующего излучения не обоснована, ее не следует проводить.

Защита пациента при медицинских процедурах, связанных с облучением, должна быть оптимизирована, т.е. должна обеспечивать наибольшее превышение пользы для его здоровья, по сравнению с вредом от облучения, с учетом социальных и экономических факторов. Оптимизация должна включать выбор наиболее эффективных технологий и оборудования для диагностики или терапии, а также практические вопросы обеспечения качества и оценки дозы у пациентов.



Перед проведением диагностической или терапевтической процедуры, связанной с облучением женщины детородного возрас- та, необходимо определить, не является ли она беременной или кормящей матерью. Беременная или кормящая, а также родители детей-пациентов должны быть информированы врачом о пользе планируемой процедуры и связанном с ней радиационном риске для эмбриона/плода, новорожденных и детей младшего возраста для принятия сознательного решения о проведении процедуры или отказе от нее.

 

При проведении обоснованных медицинских рентгенорадиологических обследований в связи с профессиональной деятельно- стью или в рамках медико-юридических процедур, а также рент- генорадиологических профилактических медицинских и научных исследований практически здоровых лиц, не получающих прямой пользы для своего здоровья от процедур, связанных с облучением, годовая эффективная доза не должна превышать 1 мЗв.



Лица (не персонал рентгенологических отделений), оказывающие помощь в поддержке пациентов (тяжелобольные, дети и др.) при выполнении рентгенодиагностических процедур, не должны подвергаться облучению в дозе, превышающей 5 мЗв в год. Такие же требования предъявляются к радиационной безопасности взрослых лиц, проживающих вместе с пациентами, прошедшими курс радионуклидной терапии или брахитерапии с имплантацией закрытых источников и выписанными из клиники. Для остальных взрослых лиц, а также детей, контактирующих с пациентами, выписанными из клиники после радионуклидной терапии или брахитерапии, доза составляет 1 мЗв в год.

Пациенты, проходящие курс радионуклидной терапии или брахитерапии с имплантацией закрытых источников, могут быть выписаны из клиники при условии, что уровень γ- и рентгеновского излучения, испускаемого из тела, удовлетворяет требованиям, указанным выше. Выписка пациента после терапии радионуклидами допускается, если введенная или остаточная активность радионуклидов в теле или измеренная мощность дозы в воздухе на расстоянии 1 м от тела пациента ниже соответствующих значений, приведенных в табл. 14. При многократном лечении в течение года активность в теле и мощность дозы, согласно табл. 14, надлежит уменьшить в число раз, равное числу курсов лечения, проводимых за год.



Таблица 14.Активность радионуклидов в теле взрослого пациента после радионуклидной терапии или брахитерапии с имплантацией закрытых ис- точников и мощность эквивалентной дозы на расстоянии 1 м от поверхности тела, при которых разрешается выписка пациента из клиники

 

Перед выпиской пациентам следует дать письменные и устные инструкции относительно мер предосторожности, которые они должны соблюдать, с тем чтобы защитить от облучения членов семьи и других лиц, с которыми они могут контактировать. Такие же требования предъявляются к режиму амбулаторного лечения пациентов.

В случае смерти пациента, проходившего курс радионуклидной терапии или брахитерапии с имплантацией закрытых источников, патологоанатомическое исследование и кремация тела разрешаются только после того, как остаточная активность в нем или мощность дозы уменьшится до уровня, удовлетворяющего указанным выше требованиям. В случае смерти пациента, в организме которого находится кардиостимулятор с радионуклидным источником энергии, кремация тела разрешается только после удаления источника.

При планировании и проведении процедур, связанных с облучением ионизирующим излучением, в учреждениях здравоохра- нения должны определяться и регистрироваться в установленном порядке дозы у всех лиц, подвергавшихся медицинскому облучению.

Требования по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии

В случае возникновения аварии, при которой облучение людей может превысить основные дозовые пределы от техногенного облучения, приведенные в табл. 10, должны быть приняты практические меры для восстановления контроля над источником и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц из населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением.

При радиационной аварии или обнаружении радиоактивного загрязнения ограничение последующего облучения осуществляется защитными мероприятиями, применимыми, как правило, к окружающей среде и/или человеку. Эти мероприятия могут быть связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е. являются вмешательством, наносящим не только экономический, но и экологический ущерб, а также неблагоприятно воздействую-

 

щим на здоровье и психологический статус населения. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных ме- роприятий) следует руководствоваться следующими принципами:

• предлагаемое вмешательство должно принести обществу и прежде всего облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость (принцип обоснования вмешательства);

• форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).

Если предполагаемая доза излучения за 2 сут достигает уровней, при превышении которых возможны детерминированные эффекты, необходимо срочное вмешательство (меры защиты) (табл. 15).

Таблица 15.Прогнозируемые уровни облучения, при которых необходимо срочное вмешательство

При хроническом облучении в течение жизни защитные мероприятия становятся обязательными, если годовые поглощенные дозы превышают значения, приведенные в табл. 16; превышение этих доз приводит к серьезным детерминированным эффектам.

Таблица 16.Уровни вмешательства при хроническом облучении

Уровни вмешательства для временного отселения населения составляют: для начала временного отселения - 30 мЗв в месяц, для окончания временного отселения - 10 мЗв в месяц. Если прогнозируется, что накопленная за 1 мес доза будет выше указанных уровней в течение года, следует решать вопрос об отселении населения на постоянное место жительства.

При проведении противорадиационных вмешательств дозовые пределы (табл. 17) не применяются.

 

Таблица 17.Критерии для принятия неотложных решений в начальном периоде аварийной ситуации

Примечания. * Только для щитовидной железы.

Исходя из указанных принципов, при планировании защитных мероприятий на случай радиационной аварии федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливаются уровни вмешательства (дозы и мощности доз облучения, уровни радиоактивного загрязнения) применительно к конкрет-

ному радиационно опасному объекту и условиям его размещения с учетом вероятных типов аварии, сценариев развития аварийной ситуации и складывающейся радиационной обстановки.

При аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, на основании контроля и прогноза ради- ационной обстановки устанавливается зона радиационной аварии(ЗРА) (см. главу 14).

Принятие решений о мерах защиты населения в случае радиационной аварии с радиоактивным загрязнением территории проводится на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитным мероприятием, с уровнями А и Б, приведенными в табл. 17-19.

Таблица 18.Критерии для принятия решений об отселении и ограничении потребления загрязненных пищевых продуктов

Таблица 19.Критерии для принятия решений об ограничении потребле- ния загрязненных продуктов питания в первый год после возникновения аварии

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит предела А, нет необходимости в вы- полнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения и хозяйственного и социального функционирования территории.

Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о вы- полнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий.

 

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит предел Б, необходимо вы- полнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории.

На поздних стадиях радиационной аварии, повлекшей за собой загрязнение обширных территорий долгоживущими радионукли- дами, решения о защитных мероприятиях принимаются с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социальноэкономических условий.

Требования к контролю за выполнением норм радиационной безопасности

Радиационный контроль является важнейшей частью обеспечения радиационной безопасности, начиная со стадии проектиро- вания радиационно опасных объектов. Он имеет целью определение степени соблюдения принципов радиационной безопасности и требований нормативов, включая непревышение установленных основных пределов доз и допустимых уровней при нормальной работе, получение необходимой информации для оптимизации защиты и принятия решений о вмешательстве в случае радиационных аварий, загрязнения местности и зданий радионуклидами, а также на территориях и в зданиях с повышенным уровнем природного облучения.

Радиационному контролю подлежат:

• радиационные характеристики источников излучения, выбросов в атмосферу, жидких и твердых радиоактивных отходов;

• радиационные факторы, создаваемые технологическим процессом на рабочих местах и в окружающей среде;

• уровни облучения персонала и населения от всех источников излучения, на которые распространяется действие настоящих норм.

Основными контролируемыми параметрами являются:

• годовая эффективная и эквивалентная дозы (см. табл. 10);

• поступление радионуклидов в организм и их содержание в организме для оценки годового поступления;

 

• объемная или удельная активность радионуклидов в воздухе, воде, пищевых продуктах, строительных материалах и т.д.;

• радиоактивное загрязнение кожных покровов, одежды, обуви, рабочих поверхностей;

• доза и мощность дозы внешнего облучения;

• плотность потока частиц.

Переход от измеряемых величин к нормируемым определяется методическими указаниями по проведению соответствующих видов радиационного контроля.

С целью оперативного контроля для всех контролируемых параметров устанавливаются контрольные уровни. Значение этих уровней устанавливается таким образом, чтобы были гарантированы непревышение основных пределов доз и реализация принципа снижения уровней облучения до возможно низкого уровня.

При этом учитываются облучение от всех подлежащих контролю источников излучения, достигнутый уровень защищенности, возможность его дальнейшего снижения с учетом требований принципа оптимизации. Обнаруженное превышение контрольных уровней является основанием для выяснения причин этого превышения и разработки мероприятий по его устранению.

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой системы контроля индивидуальных доз (ЕСКИД).

При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующе- го излучения, проводится оценка радиационной безопасности по следующим основным показателям:

 

• характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

• анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

• вероятность радиационных аварий и их масштаб;

• степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

• анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

• число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты этой оценки ежегодно заносятся в радиационногигиенические паспорта организаций и территорий и представляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за выполнением норм радиационной безопасности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и другие органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации в соответствии с действующими нормативными актами.

Контроль за соблюдением норм в организациях, независимо от форм собственности, возлагается на администрацию этой органи- зации. Контроль за облучением населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При возникновении радиационной аварии:

• контроль за ее развитием, защитой персонала в организации и аварийных бригад осуществляется администрацией этой организации;

• контроль за облучением населения осуществляется местными органами власти и государственного надзора за радиационной безопасностью.

Контроль за медицинским облучением пациентов возлагается на администрацию органов и учреждений здравоохранения.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы дозовые пределы для лиц из населения, персонала категории А, персонала категории Б?

2. Какие основные факторы предопределяют радиотоксичность радионуклидов?

3. Сформулируйте понятие «эффективный период», используемое для характеристики скорости исчезновения радионуклида из организма.

4. Каковы требования к защите от облучения природными источниками в производственных условиях?

5. Каковы требования по ограничению облучения населения природными источниками?

6. Каковы требования по ограничению медицинского облучения населения?

7. Каковы требования по ограничению облучения персонала при радиационных авариях?

8. Каковы требования по ограничению облучения населения в условиях радиационных аварий?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.