К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.
История становления и развития отрасли административного права.
Название происходит от латинского термина «administratio» («ad» – «при», «к чему-либо» и «minister» – высший, руководящий), что означает «служба, подчинение, деятельность под руководством». Административное право имеет дело с управлением (отношения власти-подчинения).
Как отрасль права, административное право сформировалось во второй половине XIX века. Ее появление и развитие было обусловлено тремя факторами:
а) необходимостью регламентации охраны общественного порядка в крупных городах;
б) потребностью в регулировании различных аспектов государственного управления;
в) требованием обеспечения реализации прав граждан в сфере государственного управления. Таким образом, административное право исторически развивалось как совокупность полицейского и управленческого права, а также административной юстиции.
После революции 1917г. Положение отрасли поменялось. Считалось, что в новом государстве нет места полиции, т.о. АП — это пережиток буржуазного общества. АП дважды запрещалось (в 1917-1921гг. И 1928-1937гг) причем и как отрасль, и как наука. В 1938г. АП было реабилитировано.
Советское административное право замкнулось на изучении и совершенствовании только управленческих общественных отношений: «к административному праву относятся нормы, определяющие организацию и деятельность органов государственного управления, их полномочия и ответственность, формы и методы осуществления органами управления конкретных задач государства» (С. С. Студеникин). АП проникло во все сферы общества (административно-командная система).
В настоящее время административное право находится в стадии реформирования: пересматривается предмет и выделяются различные подотрасли.
Т.о. АП — самостоятельная отрасль права, которая имеет давнюю традицию. Оно остается фундаментальной отраслью и является материнской отраслью для земельного, финансового и других прав.
АП - самостоятельная отрасль российского права, объективно связано с таким явлением как administratio (служба, подчинение, деятельность под руководством)
относительно молодая отрасль - вторая половина 19 века.
Возникло АП как право "полицейское".
3 группы отношений:
1. полицейские
2. управленческие
3. административная юстиция (защита прав и свобод граждан)
1917 - 1921 - запрет АП
1938 - реабилитация АП
Советское АП интересовало только отношения, связанные с гос. управлением.
Понятие, признаки и виды управления. Особенности социального управления.
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Признаки управления:
· обязательно качество целостной организованной системы;
· наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
· определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
· служит интересам взаимодействия основных элементов;
· обеспечивается системой определенных средств.
Традиционно выделяются следующие виды управления:
· механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);
· биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);
· социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).
Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
· существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
· обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
· направлено на достижение определенной управленческой цели;
· характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
· субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
· объект управления является подвластным субъекту, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
· реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление., религиозное, международное, семейное.
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъект управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
· анализ управленческой ситуации;
· выработка и принятие решения;
· организация и исполнение решения;
· контроль выполнения решения;
· подведение итогов, внесение корректив.
Понятие, признаки и функции государственного управления.
Государственное управление– это воздействие государства на жизнь общества, в целях ее урегулирования.
в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий,
в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки государственного управления:
· это вид государственной управленческой деятельности;
· деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
· деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
· деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
· характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
· осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
· обеспечивается посредством системы гарантий;
· нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Функции:
Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие).
К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.
1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления.
3. Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления.
4. Организация — это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления.
5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.).
6. Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).
7. Координация — это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления.
8. Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления. Контроль — это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности.
9. Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования.
10. Учет — это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления. Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|